Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственные образовательные стандарты. Нормативные аспекты определения и совершенствования содержания образования

 

Государственно-политические, социально-экономические, научно-технические, культурологические преобразования оказали существенное влияние на российское образование.

Важнейшими элементами, определяющими содержание образования на всех его уровнях, становятся введенные в 1992 году Законом РФ «Об образовании» образовательные программы (ОП) и государственные образовательные стандарты (ГОС). Высокая автономность учебных заведений России в вариативности содержания образования устанавливается пунктом 5 в Статье 14 Закона РФ «Об образовании» [64], которая утверждает: «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. (Выделено мной – О. И.).

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ».

Таким образом ГОС становится практически единственным нормативным документом, объединяющим и определяющим целостность, единство содержания образования на всех уровнях образовательной системы России.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в состав ГОС входят на федеральном и национально-региональном уровне три обязательные составляющие: «определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников».

Создание, проектирование этих совершенно новых для российской системы образования (образовательные стандарты, существовавшие к этому времени в системе образования США [173] существенно отличаются от российских) нормативных документов потребовало осмысления и разработки новых подходов к описанию тесно связанных между собой требований к уровню подготовки выпускников и минимума содержания основных образовательных программ [17, 24, 25, 51, 52, 62, 75, 94, 124, 131, 136, 146, 151].



Прямая связь успешности прохождения любым образовательным учреждением процедур государственной аттестации и аккредитации с требованиям ГОС к уровню подготовленности выпускников потребовала разработки описания диагностируемых целей учебного процесса, использования имеющихся описаний таксономии уровней усвоения содержания [23, 72, 90, 119, 152, 153, 154, 150, 105].

Одной из центральных реформ с точки зрения обеспечения будущего развития общества сегодня является реформа образования. Позиционирование ее как "модернизации" не меняет ее большого, возможно, определяющего влияния на судьбу общества и государства.

В современных социокультурных условиях можно выделить ряд генеральных тенденций, основополагающих факторов развития образования, определяющих изменения в содержании, характере и условиях образования:

· усиление общекультурной и гуманитарной направленности образования, его универсализация, преодоление его технократического характера;

· дальнейшая интеграция образования в общество, рынки труда, объективное повышение его социальной востребованности; повышение роли гражданских функций образования, требований к социально-профессиональной мобильности личности;

· «человекосберегающая» функция образования, долженствующего стать институтом сбережения и укрепления физического и психического здоровья, в первую очередь — детей и юношества;

· фундаментализация образования;

· информатизация образования;

· экологизация образования;

· коммуникативная функция образования, повышение роли коммуникативной культуры как компонента образования;

· повышение роли средового образования, выходящего за рамки собственно учреждений образовательной системы (телевидение и иные СМИ, музейное образование и т.д.) [76].

Основные пути развития в области образования определены в 2001 году и в утвержденной Правительством концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, принятой после широкой дискуссии, после обсуждения на заседании Государственного Совета.

Все предстоящие новации должны быть направлены на достижение трех главных целей, определенных концепцией модернизации образования - расширение его доступности, повышение качества и эффективности российского образования [165, С.3].

Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования [76].Основные направления и первоочередные меры образовательной политики по обновлению содержания образования и совершенствованию механизмов контроля за его качеством составляют:· принятие государственных стандартов общего образования;· организация экспериментальной апробации нового содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и современной жизни страны;· создание условий для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы;· формирование и приведение в действие независимой от органов управления образованием государственной системы аттестации и контроля качества образования;· экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена [76].

В Федеральной программе развития образования отмечается, что достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной проблемой.

В проекте «Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе» определяются следующие основополагающие принципы обновления содержания образования:

· личностная ориентация содержания образования;

· гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность, отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры;

· фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования;

· приоритет сохранения здоровья учащихся;

· обеспечение практической ориентации общего среднего образования;

· усиление в содержании образования деятельностного компонента;

· оптимизация объема общей учебной нагрузки;

· обеспечение целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования;

· профилирование и дифференциация содержания образования [77].

Стратегия модернизации содержания общего образования отмечает, что важными целями образования должны стать:

─ развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

─ умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);

─ готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.