Мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Буддизм:
Действующая мировая религия, возникшая в VI – V веках д.н.э. в Индии. Закрепился в сознании народов Азии и Дальнего Востока. Традиция связывает возникновение этой религии с царевичем Сиддхартхом Гауталлой, называемого Буддой (просветленным знанием). Однако в буддизме отсутствует идея бога, как творца мира. Суть учения: жизнь и страдания неразделимы по причине людских страстей и желаний. Избавление от страданий связано с отречением от земных страстей и желаний. После смерти происходит новое возрождение, но уже в виде иного живого существа, жизнь которого определяется не только собственным поведением, но и поведением тех, в ком была воплощена душа ранее. Человеку необходимо вырваться из круговорота бытия через нирвану – высшее бытие, достигаемое путем отказа от земных страстей, удовольствий и желаний. Это и является путем спасения человека и человечества.
Свод священных книг буддистской религии носит название Тититака (три корзины). К письменному структурированному виду они приведены монахами Цейлона в 80 году д.н.э.
Сейчас в мире насчитывается 500 000 000 буддистов. В РФ они преобладают в Туве, Бурятии, Калмыкии.
Христианство:
Возникло в I веке в восточной части Римской Империи. Наибольшее влияние на его становление и развитие оказала иудаистская религиозная традиция. Оттуда взят монотеизм, миссианство, эсхатологизм – вера в гибель существующего мира в результате божественного вмешательства. К основным догматам относится учение о Троице. Краеугольным камнем является вера в спасителя Иисуса Христа, имеющего две ипостаси: божественную и человеческую. Существует вера в загробную жизнь, где выделяются царство небесное и ад. Спасение людей связывается со страданиями и мученической смертью Христа. Второе пришествие Христа связывают с концом света, воскрешением из мертвых и страшным судом. Главная книга христиан – Библия.
В V веке император Константин уравнял христианство с другими религиями Римской Империи. В 1054 году происходит разделение на православие и католицизм. В XVI веке – реформация, в результате которой появляются протестантизм (англиканство, кальвинизм и лютеранство).
На сегодняшний день в мире насчитывается около 1000 000 000 христиан.
Ислам (мусульманство):
Выражает покорность единому богу – Аллаху, всемогущему, предопределяющему судьбу и жизнь человека. Возник ислам в 610 году на Аравийском полуострове. Основателем считается Мухамед, объявивший себя посланником единого бога.
Ислам выступил как «синтез» религии, политических и правовых норм, нравственно-бытовых предписаний, что обусловило создание на его основе централизованного государства. В исламе жизнь не делиться на религиозную и светскую. Ислам это и вера и образ жизни. Главная книга – Каран, кроме него существует Сунна – сборник назидательных рассказов о жизни пророка и Шариат – свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман.
На сегодняшний день в мире насчитывается около 1,5 миллиардов мусульман.
Функции религий (способы действия ее в обществе):
1. Мировоззренческая, т.е. определенные взгляды на человека, общество и природу.
2. Компенсаторская: восполняет бессилие человека перед существующим миром.
3. Коммуникативная: религиозное сознание предписывает два типа общения:
А) Верующих друг с другом
Б) Верующих с богом, святыми и пр.
4. Регулятивная функция: упорядочивает помыслы и стремления людей, их деятельность.
5. Культуротранслирующая: передача поколениям письменности, книгопечатания, искусства и всего, что связано с осуществлением религиозных культов.
Свобода совести:
В современном мире христианская церковь отделена от государства, а иногда от церкви.
По Конституции РФ провозглашается свобода совести, т.е. свобода выбора веры, или свобода быть атеистом.
Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки:
Наука – особый вид познавательной деятельности людей, направленный на выработку системы объективно-истинного знания о природной и социальной действительности и о самом человеке.
Современная наука это:
1. Специфический вид познавательной деятельности.
2. Особая форма общественного сознания, отражающая мир в форме научных представлений, понятий, теорий.
3. Отрасль духовного производства, в которой заняты миллионы людей, и продукцией которого являются истины, принципы, законы, теории.
4. Социальный институт со своей структурой и функциями, системой ценностей, идеалами и нормами.
Научное знание отличается от обыденного познания тем, что:
Наука имеет дело с объектами реальности, которая не сводится к объектам обыденного опыта.
Применяет свой специальный язык с особой терминологией, которая оказывает обратное воздействие на повседневный язык.
Для научных исследований необходима специальная аппаратура.
Научное знание отличает системность, истинность, обоснованность.
Занятие наукой требует специально подготовленных кадров, системы учреждений, где готовятся кадры для науки и проводятся научные исследования.
Ориентирована на постижение сущности, поиск объективной истины, получение новых знаний вне зависимости от того, возможно ли сегодня их практическое применение.
Современная наука выполняет функции:
1. Культурно-мировоззренческая
2. Методологическая
3. Познавательная
4. Регулятивная
5. Воспитательная
6. Прогностическая
7. Аксеологическая (ценностная)
8. Управленческая
В современной науке особую остроту приобретают вопросы, касающиеся взаимоотношения науки и ученого с обществом, вопросы социальной ответственности ученого. Речь идет о том, как будут использованы достижения современной науки, не обернутся ли знания против человека.
Развитие генной инженерии, биотехнологий, медицины открыли возможность направленного воздействия на наследственность организмов, вплоть до создания организмов с заранее заданными свойствами. Приходит время отказаться от принципа ни чем не ограниченной свободы научного поиска. Человечество не может допустить создания чудовищных средств массового уничтожения. Встает вопрос об использовании научных результатов для блага человечества, а не во вред ему. Т.о. современная наука не может быть этически нейтральной.
Образование:
Означает обучение, просвещение, совокупность знаний, полученных специальным обучением.
«Образование» обозначает процесс возникновения некого идеального образа.
В процессе образования человек получает систематизированные знания, навыки и практическую подготовку.
В настоящее время обращается внимание на такие ценности образования, как удовлетворение образовательных потребностей личности, становление единого образовательного производства, интеграцию позитивных национальных образовательных программ.
Тенденции в развитии современного образования:
1. Демократизация.
2. Рост продолжительности образования.
3. Непрерывность образования.
4. Гуманизация.
5. Гуманитаризация – повышение роли общественных дисциплин.
6. Интернацинализация – создание единой системы образования для различных стран.
Искусство:
Часть культуры, специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, творческое отражение, воспроизведение действительности в худочественных образах.
Искусство появляется с появление человека. В ходе развития духовной культуры появляются разные виды искусства:
Живопись
Скульптура
Музыка
Танец
Архитектура
Литература
Театр
Кино.
Любой вид искусства присущими ему методами воспроизводит мир таким, каким его воспринимает тот или иной деятель культуры. Художественные образы способны обогатить духовный мир человека, т.к. оказывают эстетическое воздействие на чувства и мировоззрение человека.
Мораль, ее основные нормы и ценности:
Мораль – от латинского – обычай, нравы, поведение.
Наука о морали – этика.
Различие понятий «мораль» и «нравственность» основано на противопоставлении того, что должно быть и теми реально практикуемыми нравами, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Под моралью при таком подходе понимают специфическую сферу культуры, в которой обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|