З) Поощряются расовые националистические предрассудки
и) Пропагандируется образ врага.
Режимы могут существовать в форме монархий, деспотических диктатур и военных хунд.
3) Демократия:
А) Классическая демократия
б) Либеральная демократия:
Предполагает эффективное участие граждан в управлении, равенство граждан по отношению к принятию решений, возможность получать достоверную политическую информацию, наличие механизмов контроля граждан над политической повесткой дня. Государственные руководители избираются на свободных выборах, власть осуществляет большинство через прямые или косвенные выборы. Режим предполагает учет интересов меньшинства, принцип конституционализма, гарантии в отношении основных свобод граждан.
Политическая партия:
Специализированная, организованно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и служащая для завоевания и использования политической власти.
Политическая партия включает понятия:
1) Носитель идеологии
2) Организационная структура
3) Поддержка сторонников
4) Завоевание и использование власти.
Партии парламентского типа:
Формируются как кружки и клубы единомышленников, их цель – завоевание большинства в парламенте. Формирование целей государственной политики, как итог.
Партии внешнего происхождения:
Обладают большей централизацией, их члены связаны не только общностью политических целей, но и идеологическим родством. Первичные организации:
1) Партком (по территориальному признаку, имеет постоянный состав активистов). Такие партии еще называются кадровыми, их сила состоит в выборе престижного кандидата, в умении создать имидж, в искусстве применения государственных технологий, в возможности найти финансовые средства.
2) Секции (открыты для новых членов, живут за счет первичных взносов, строят работу по территориальному принципу). Благополучие партии пропорционально численности. Такие партии называются массовыми.
На современном этапе появились универсальные партии, как объединение избирателей разной классовой, социальной, экономической принадлежности для завоевания большинства голосов в ходе конкретных выборов.
Политические партии решают ряд задач:
1) Выражают интересы социальных групп
2) Проводят в жизнь политические решения
3) Определение коллективных целей, задач для всего общества
4) Создают политические элиты
5) Выступают в качестве референтных групп (группа, на которые индивид ориентирует свои политические предпочтения)
Множество партий образуют единую систему. Наличие 5 и более партий создает ситуацию «крайней многопартийности», что опасно для стабильного политического режима.
Общественные движения:
От политических партий отличаются тем, что не ставят задачи завоевания политической власти, а стремятся изменить поведение органов власти. Так, экологическое движение «Гринпис» (существует с 1971 года) ориентируется на экологические программы, участвуя в избирательных компаниях, работе органов власти). Существуют также антивоенное и пр. движения.
Некоторые объединения ставятся вне закона, запрещаются и преследуются. В РФ запрещены объединения, действия которых направлены на изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Основные черты гражданского общества:
Аристотель считал, что все области человеческой деятельности политизированы. Гражданин – это тот человек, который участвует в суде и народном собрании. Следовательно, гражданское общество – это совокупность граждан и государства.
Джон Локк называет основы гражданского общества, говоря, что в его основе лежит уважение закона, прав собственности и личных свобод.
Монтескье: гражданское общество – ступень человеческой истории, пришедшая на смену естественному состоянию. Гражданское общество – общество вражды друг с другом, оно трансформируется в государство, а государство – это орган насилия для предотвращения вражды.
Гегель: гражданское общество может существовать при условии существования множества сословий, опираясь на разнородные, групповые и индивидуальные интересы.
Мыслители ХХ века рассматривают гражданское общество, как наиболее приемлемый тип социальной организации.
Существует две точки зрения на природу гражданского общества:
1) Гражданское общество – совокупность неполитических отношений организаций, движений и пр.
2) Гражданское общество – определенная стадия зрелости политических и социальных сфер общества.
Современное гражданское общество выполняет следующие функции:
Обеспечивает свободное развитие личности на экономической основе разнообразных форм собственности, возможности для каждого человека выбирать сферу хозяйственной деятельности.
Обязательное регулирование взаимоотношений частных лиц, групп и организаций по средствам гражданского права, что позволяет преодолевать возможные конфликты и вырабатывать общую политику в интересах всего общества.
Постоянная защита интересов каждого человека, его прав и свобод.
Взаимодействие государства и гражданского общества.
Осуществление самоуправления во всех сферах общественной жизни.
Политический плюрализм:
Теория гражданского общество дополнена теорией политического плюрализма.
Плюрализм – множественность.
Политический плюрализм – один из принципов политического устройства общества, по которому политическая жизнь должна представлять собой сосуществование множества различных взаимосвязанных и одновременно автономных политических групп, партий, организаций.
Каждый гражданин может придерживаться любых взглядов, заниматься их пропагандой, но он должен уважать такое же других и терпеливо относиться к любым проявлениям многомыслия.
Плюрализм базируется на признании противоречий, источниках социального и политического развития. Он утверждает неизбежность политических конфликтов, аппозиции, конкуренции политических сил. Отвергает любую монополию на власть, любые тоталитарные и авторитарные режимы. Властные структуры должны избираться народом. Предполагается принцип разделения властей. Государство воспринимается не как аппарат общественного принуждения, в котором исчезла бы и индивидуальность, а как общество свободных личностей, объединяющихся на солидарной основе.
Местное самоуправление:
Конституция РФ гарантирует гражданам право на местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.
Основные системы местного самоуправления сложились в Европе к XIX веку.
Система МСУ:
1) Английская:
Муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий, представители центра исключаются.
2) Французская:
Допускается контроль центральной властью через специально назначаемых представителей.
3) Германская:
Органы МСУ действуют по поручению государства.
В 1990 году принята европейская хартия, в которой определено значение органов МСУ. МСУ – реализуемое на практике право населения самостоятельно решать вопросы местного значения путем референдума, или путем выборов.
МСУ решает следующие вопросы:
1) Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
2) Формирование и использование местного бюджета
3) Установление местных налогов и сборов
4) Содержание и развитие учреждений муниципального образования и здравоохранения.
5) Благоустройство территории
6) Социальная поддержка.
Для решения этих задач создаются органы МСУ. В РФ они именуются муниципальными образованьями, в С–Пб их 111. Создаются также представительные органы МСУ. Существуют административные органы, занимающиеся вопросом обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан. Возглавляет их глава муниципального образования.
Правовое государство:
Это государство, ограниченное в своих действиях правом. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, развитая и непротиворечивая правовая система, эффективный социальный контроль политики и власти в целом.
Признаки:
Верховенство закона
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|