Сделай Сам Свою Работу на 5

Русские приметы и симпатии





 

Дурной глаз, сглаз, призор, очес или изурочивание

 

Римляне верили сглазунастолько, что было у них особенное божество Fascinus,предохранявшее от этого даже младенцев (custos infantium). У тех из них было в обычае оговариваться и отплевываться, когда кто хвалил их дородность, красоту, силу или другие телесные качества. У римлян, как и у нас, были тоже черные или злые дни. Между поверьями немцев существует также, между прочим, слово «сглазить» или «изурочить», beschreien.

Весьма немудрено, что русские приобрели это понятие о сглазеи, усвоив, присоединили к своим убеждениям. Теперь в русском простонародье крепко укоренилась вера в дурной глаз.Все родильницы (к стыду, часто из высшего и купеческого сословия) в течение шести недель укрывают ребенка от посетителей и не пускают к нему никого, кроме ближайших родных. А если кому-нибудь приведется нечаянно увидеть новорожденного и похвалить его красоту, полноту или здоровье, то нежные суеверные матери крепко боятся за ребенка, боясь дурного глаза, видевшего младенца. Но если же ребенок заболеет совершенно от других причин, то его спрыскивают с уголька.



В Испании и в Италии тоже поверье существует: там особенно боятся цыганского глаза, так что когда цыганка взглянет на новорожденного младенца, то матери или кормильцы подсовывают ей под нос кукиш. Черные глаза вообще считают опаснее серых или голубых.

В некоторых случаях можно, пожалуй, допускать сглази так: например, если молодой человек страстно посмотрел на молодую девушку, которой он понравился, а та со своей стороны ответила томным взором, и если притом вспыхнула, то понятно, что она не могла затаить в себе того чувства, которое проникло вместе с искрою взгляда, заронившеюся в ее сердце. Были, есть и будут эти примеры; но тут сглаз переработался в желание любить и принимает уже не волшебный, не враждебный или ненавистный характер, а характер вспыхнувшей страсти.

Пожалуй, можно сглаз считать магнетизмом взора, но сколько нам доподлинно известно, влияние действия может быть скоротечно и не иметь дурных последствий, притом на магнетизм врачевание бесполезно.

У древних также было убеждение, что глаза имеют большую силу влиять на людей, и преимущественно глазам василиска приписывали обаятельную силу и до того вредную, что люди от его взгляда умирали. Это убийственное животное, по описанию, имело тело дракона и петушиную голову, а затем крылья. Можно предполагать, что предание это принадлежит к баснословной древности, проверить которую очень трудно.



Мы знаем одно, что и доказано наукою: были в допотопном периоде драконы и крокодилы, равно как и мамонты громадных размеров, были чудовищные галеопитеки; отсюда понятно, что человеку, увидевшему опасность, некогда было примечать подробности чудовища, оставалось только спасаться или умирать. Крокодил очень быстро бежит, и у нас принято говорить: «конь летит, как стрела». Может быть, это слово — сравнение.

Египтяне, боготворившие Нил, боготворившие крокодила, оставили на память нам сказку о крокодиле в виде василиска, быстро бегавшего как по воде, так и по суше. Василиск упоминается даже в одном из псалмов Давида.

В наше время путешествующие по Индии говорят, что у гремучей змеи свиреп и обаятелен взор. По ее смертоносности укуса, конечно, каждый и неробкий может подвергнуться испугу и может в этом случае оцепенеть, причем, устремив свой взор на животного, обнаружить испуг пред хитрой ядовитой змеей, чем она и воспользуется, чтобы ужалить человека.

 

Народное средство от сглаза

 

Берут воды непитой, неотведанной никем, вынимают из печи три уголька, достают четверговой соли[48], все это кладут в стакан, дуют над ним три раза, потом плюют три раза в сторону. После сего нечаянно сбрызгивают больного три раза, дают три раза хлебнуть, вытирают грудь против сердца, заставляют рубашкою обтирать лицо, а остальную воду выливают под притолоку. Некоторые к этому составу прибавляют клочок моху, вынутый из угла; другие читают над водою молитвы. Этим оканчивается лечение сглаза.



 

 

Приложение 5

Народные приметы по атмосферным явлениям

 

По солнцу и облакам

 

Солнце с красною зарею заходит, а с светлою восходит — к вёдру и ясному дню.

Красная вечерняя заря — к ветру.

В тучу темное облако садится — к дождю. В тумане — тоже.

Сильно при закате сияет — к большому ветру.

Тупые и редкие лучи солнца при закате или восходе — к дождю.

Светлое облако пред восходом солнца — хороший день. Темноватое — пасмурный или дождливый. Меняющее цвета облако — к дождю. Красные облака — к дождю. При полудневном ветре — к порывистому ветру и непогоде. Если же при этом лучи солнца темнеют, то ожидай грозы.

Кучею облака при восходящем солнце — к переменной погоде.

Из темного облака солнце появляется с большим жаром — к грозе.

Солнце парит и тишина в воздухе — к большой грозе и дождю.

Красного цвета солнце на восходе — к большому ветру.

Солнце в тумане — к дождю.

Различного цвета лучи восходящего солнца — к пасмурной или к дождливой погоде. То же предвещает желтый, белый или зеленый восход солнца.

Круг около солнца, не разделяющийся при исчезновении, — к доброй и сухой погоде.

Если круг разорвется, то со стороны разрыва кольца будет ветер.

Если круг темноватый, зимою — предвещает стужу, летом — дождь и ветер.

Круг зеленоватый или красноватый пред восходом или заходом солнца — дождь или ветер на несколько дней.

 

По луне

 

Если ветер в три дня обглядится, то весь месяц будет ведренный.

Когда месяц родится вниз рогами (к югу), то зимою будет теплый, а летом жаркий месяц; когда рогами вверх, то зимою холодный, а летом ветреный.

Рога к ветру, но нижний крутой, верхний отлогий, то первая половина месяца зимой холодная, летом ветреная; если же верхний рог круче, а нижний отложе, то та же примета на вторую половину месяца.

Рога луны остры и ярки — к ведру. Круты — к морозу. Отлоги рога — к ненастью.

Тусклый месяц — к мокроти. Ясный — к суху.

В синеве — к дождю; в красне — к ветру, с ушами — к морозу.

Ясная, кругловатая луна — зимой к стуже. Летом — к ведру.

Кольцо вокруг луны — к ветру.

 

По звездам

 

Когда Млечный Путь светит, то будет хорошая погода. Когда же кажется, что звезды в нем словно бегут, то будет ветер.

Черные круги около звезд — к дождю. Белые и красные — к вёдру.

Темные, зеленые и бледные круги — к дождю.

Сильно блестят звезды летом — к жаре. Зимой — к морозу.

Темнеют — к переменной погоде, ветру и грозе.

Мало звезд видно — к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд будут длиннее, оттуда будет ветер.

 

По воздушным явлениям

 

Гром зимой — к сильным ветрам.

Пушистый иней — к вёдру.

Вечерняя роса — к вёдру.

Туман падает (не поднимается) — к вёдру, поднимается — к ненастью.

Высокая и круглая радуга — к ведру, пологая и низкая — к ненастью.

Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.

Ранняя роса летом, а осенью иней — к вёдру.

Дым столбом — к морозу или к вёдру.

Когда дым без ветру бьет к земле, летом — к дождю, зимой — к снегу.

 

По животным

 

Скот ложится под кровлю — к ненастью, а на дворе — к вёдру.

Свинья чешется — к теплу, визжит — к ненастью, солому таскает — к буре.

Лошадь храпит — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Собака валяется — к ненастью, траву ест — к дождю.

Кошка лижется — к ненастью. Кошка моется, лижет лапу — к вёдру; морду хоронит — к морозу либо к ненастью; в печурку садится — к морозу, непогоде; скребет пол — к ветру и метели; стену дерет — к непогоде. Крепко спит — к теплу; лежит брюхом или рыльцем кверху — к теплу.

Дворовая птица ощипывается — к ненастью.

Курица на одной ноге стоит — к стуже. Наседка сажает под себя цыплят — к ненастью.

Вороны в кучу собираются — к ненастью, купаются — тоже; каркают стаей летом — к ненастью; зимой — к морозу.

Воробьи в пыли купаются или щебечут — к дождю.

Ласточки низко летают — к дождю, а высоко — к вёдру.

(Из книги М. Забылина «Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия»)

 

Список использованной литературы

 

1. А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу.

2. Елена Елеонская. К изучению заговора и колдовства на Руси.

3. М. Забылин. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия.

4. С. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила.

5. Г. А. Глинка. Древняя религия славян.

6. А. С. Кайсаров. Мифология славянская и русская.

7. Д. Зеленин. Очерки русской мифологии.

8. А. Трояновский. Энциклопедический словарь практических гаданий.

 

© ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2011

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Тирс — (Tupoog, Thyrsus) — жезл Диониса и его спутников, увитый плющом и виноградными листьями и оканчивавшийся наверху сосновой шишкой.

 

[2]Семью мудрецами древности считались: Фалес Милетский, Солон, Биант, Питтак, Клебул, Периандр, Хилон. Также некоторыми античными авторами в этот список включались Агесилай, Анаксагор, Анахарсис, Аристодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм, Эфор.

 

[3]Слава Пиндара как поэта и сочинителя божественных гимнов в Греции была так велика, что даже спустя сто лет, когда Александр Македонский покорил восставшие Фивы, он, приказав разрушить город до основания, повелел сохранить только храмы богов и дом Пиндара (потомкам которого, единственным из горожан, которые все поголовно были обращены в рабство, была также сохранена свобода).

 

[4]Sortes Vergilianae («Вергилиевы прорицания») — известный со II века н. э. сборник цитат из Вергилия, к которому прибегали как к оракулу. К Sortes Vergilianae обращались уже император Адриан и его преемники, причем, загадывая что-либо, первоначально открывали наудачу том Вергилия. Эта практика, имевшая широкое распространение в Средние века, была следствием необыкновенной популярности поэта. Аналогичным авторитетом пользовались в древности лишь Гомер и так называемые Сивиллины книги, а со времени распространении христианства — Библия. В Средние века Вергилий из божественного поэта сделался пророком, чему немало способствовали отношение к нему Отцов Церкви (Августина, Иеронима, Лактанця, Минуция Феликса и др.) и аллегоризм 4-й эклоги.

 

[5]Sortes Sanctorum («Прорицание святых») — начиная с последних десятилетий существования Римской империи для гадания часто использовались также Ветхий и Новый Заветы, что называлось sortes Sanctorum — «прорицание святых». Несмотря на то что использование Библии в подобных целях было запрещено многими поместными церковными соборами, sortes Sanctorum было широко распространено.

 

[6]Лудовико Ариосто (1474–1533) — знаменитый итальянский поэт и драматург эпохи Возрождения.

 

[7]Григорий Турский (540–594 гг. н. э.) — франкский историк, автор «Истории франков»; в 573 г. получил сан епископа Турского и благодаря своей учености, набожности и кротости приобрел всеобщее уважение. Он пользовался большим почетом у франкских королей Зигберта, Гунтрама и Хильдеберта II и энергично защищал интересы церкви против Хильпериха и Фредегунды. Был почитаем народом как чудотворец и святой.

 

[8]Владимир II Мономах (1053–1125) — князь Смоленский (с 1067), Черниговский (с 1078), Переяславский (с 1093), великий князь Киевский (с 1113). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобий. Разработал устав, ограничивавший произвол ростовщиков.

 

[9]«Голубиная книга» — одно из важнейших и распространеннейших произведений русской духовной литературы. Имеется более чем в 20 вариантах, часто весьма отличающихся друг от друга.

 

[10]Публикуется по М. Н. Сперанскому «Из истории отреченных книг. Гадание по псалтыри» СПб., 1908 г.

 

[11]Текст приводится по официальному изданию Московского патриархата. СПб., 1998 г.

 

[12]В текстах сохранена орфография и грамматика оригинала. — Примеч. авт.

 

[13]Мрежа — рыболовная сеть. «На лодку мрежи собирая, рыбак взывает и поет». Языков (Толковый словарь Ушакова).

 

[14]Воин Феодор (Федор) Тирон пострадал в городе Амасии, в Понтийской области, время гонения императора Максимилиана (286–305 гг.). Он вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу, где ему было видение Иисуса Христа. Позже он был казнен. Есть предание, что спустя 50 лет после смерти он явился местному епископу и предупредил его сказать пастве не есть оскверненной по приказу имп. Юлиана Отступника пищи, а вкушать кутью с медом. В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память вмч. Феодора Тирона в первую субботу Великого поста.

 

[15]В самом мученичестве св. Трифона об этом эпизоде ничего не сказано, но известно, что часть мощей святого хранится в Москве, в церкви его имени, что в Напрудной. Существует предание, имеющее тесную связь с историей этого храма. Однажды на охоте у царя Иоанна Грозного, по какой-то оплошности сокольника боярина Трифона Патрикеева, улетел любимый кречет; царь приказал сокольнику во что бы то ни стало разыскать кречета в три дня, в противном случае угрожал смертной казнью. Весь лес изъездил сокольник, но поиски не привели ни к чему. Измученный, усталый, он на третий день остановился около Марьиной рощи (в Напрудной слободе) и в изнеможении заснул крепким сном под деревом. Перед этим Патрикеев усердно молился о помощи св. мученику Трифону, которого считал покровителем и надежнейшим руководителем. И видит сокольничий дивный сон: предстал пред ним благолепный юноша на белом коне и держит на руке царского кречета. «Возьми, — говорит, — пропавшую твою птицу, поезжай с Богом к царю и не печалься». Проснулся сокольник и видит — на руке у него действительно сидит царский кречет, которого он и отвез к Грозному, причем рассказал ему и свое видение. Прежний гнев государя и угрожавшее сокольничему страшное бедствие заменились царскими милостями, и благочестивый боярин Трифон Патрикеев, в благодарность пред Богом и пред угодником Божиим св. мучеником Трифоном за спасение своей жизни, немедленно построил сперва часовню на том месте, где нашел своего сокола, а потом, как говорят, при содействии даже самого государя, соорудил близ этой часовни и каменную церковь во имя св. Трифона, на том самом месте, где совершилось вышеописанное явление ему этого мученика.

 

[16]Авгарь V Ухама, царь Осроены, управлял в столице, городе Едессе с 13 по 50 г. Согласно преданию, изложенному в Четьих минеях, царь, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему. Ханнан застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным. После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.

 

[17]Мрежа — рыболовная сеть (Иез. 32:3) (Библейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона).

 

[18]Рамо — ср. рамена; мн. плечо, плеко, уступ от шеи, округлый спуск и часть руки до локтя; плечевая кость, особ. головка ее, в связи с лопаткою и ключицей. Мочь, сила, могучая рука, власть.

 

[19]Внегда — устар. церк. «когда».

 

[20]Тук — устар. жир, сало, масло, все жирное; перм. свиное сало. Перегной, чистый чернозем, удобряющий землю и составляющий почву.

 

[21]Удолие — устар. «ложбина, долина».

 

[22]Дондеже — устар. церк. слово означает «доколе, покуда, пока, до».

 

[23]Томмазо Кампанелла (1568–1639) — великий итальянский философ, астролог и писатель, один из первых представителей утопического социализма. Высоко ценился при французском дворе как предсказатель; он предсказал королю Людовику XIII рождение сына, чья жизнь будет счастливой и долгой, а также дату собственной смерти.

 

[24]Из статьи А. Н. Пыпина. «Журнал исторических и практических сведений, относящихся к России», издав. Ник. Калачевым в 1860–1861 гг.

 

[25]Одолень-трава — в славянских сказках и мифах — трава, обладающая магической силой против демонических чар. Под народным названием «одолень-трава» известно несколько разных трав: эспарцет песчаный, или полевой (Onobrychis aranaria Kit. или Hedysarum arenarium Kit.), семейство бобовые; или же купальница, кувшинка белая (Nymphae alba L.), семейство кувшинковые, многолетнее растение; или же кубышка желтая, кувшинка желтая, водяной прострел (Nuphar lutenum L.), семейство кувшинковые, Многолетнее растение с толстым, мясистым корневищем, со следами отмерших листьев.

 

[26]Из книги «Врачевсво духовное на смущение помыслов».

 

[27]Домаш. обиход.

 

[28]Рук. сборн. XVII ст. то же.

 

[29]Т. е. на канарейку.

 

[30]«Румянцевский сборник».

 

[31]Т. е., вероятно, заботу о долге.

 

[32]Непонятное слово, может быть: «всё эфемерное» от греч. ephemeras.

 

[33]Косица — висок, боковой заворот лба к уху. «Не бей в косицу.

Пожалел темени, так ударил в косицу!»(шуточн.) (В. И. Даль).

 

[34]А. Трояновский, опубликовавший текст этого «Трепетника» в своем «Энциклопедическом словаре практических гаданий», пишет, что это — «слово непонятное нам», однако мы нашли слово «рампа, rampe, ramp» в лексиконах болгарского, чешского, польского, венгерского, сербского, хорватского, немецкого, английского и французского языков, и везде оно имеет одно значение — возвышение с более низкого уровня на более высокий. Неудивительно, если мы предположим, что и в старорусском языке имело сходное значение, таким образом, судорога в правой руке обещает обладателю этой приметы возвышение либо карьеры, либо в благосостоянии.

 

[35]Избавление от долга.

 

[36]Т. е. собственно большой палец.

 

[37]Афедрон — то же, что анус, задний проход.

 

[38]Стомах — желудок, утроба.

 

[39]Подчеревный селезнь — селезенка

 

[40]Лытка — бедро, голень, ляжка, икра ноги.

 

[41]В. И. Даль указывает, что «замок, в костях животных и человека — это передний стык, срост тазовых костей и самый простор прохода таза». Таким образом, «подошевнный замок» — это сочленение стопы.

 

[42]Слота — по областному словарю — мокрый снег, вост., южн. — слякоть; мокредь (В. И. Даль).

 

[43]Напр., в Воронежской губ. Священник магистр Федор Никонов. У киргизов — Дцжа-Абугар.

 

[44]Понятие о ведьмах, об их сборищах и шабашах непременно возникло с запада Европы. Нам негде было иначе получить такое понятие.

 

[45]Несколько лишних позвонков на протяжении позвоночного столба.

 

[46]См. Русские простои. праздн. Часть III, с. 87.

 

[47]Сказ. русск. народа. Сахарова. Том I. Издание третье, 1841.

 

[48]Четверговая соль — это черная соль, которая готовилась и освящалась в Чистый четверг в храмах и церквях Великой Руси. Такая соль обладала волшебными и целительными свойствами и способствовала очищению организма и души. Черную соль готовили в русской печи, при этом брали крупнозернистую соль и толкли в ступке, затем брали холщовую ткань (или же использовали берестяной лапоть) и смешивали соль с квасной гущей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.