Сделай Сам Свою Работу на 5

Месяца первого (января) — дни 8, 15, 16





Яко удара молния, то лютость царевым воем.

Месяца февраля — дни 10, 28

Яко ударит молния, помрут многия и царю печаль.

Месяца марта — дни 12, 25, 31

Яко ударит молния, царю смерть принесет.

Месяца апреля — день 16

Яко ударит молния или гром в Вавилоне смерть. Аще ветер студен, то царь погубит имать своего дома.

Месяца мая — день 10

Яко ударит молния, то глад приносит.

Месяца июня — день 20

Яко ударит молния, мужем скора пагуба.

Месяца июля — дни 15, 22

Яко ударит молния, царь изменится.

Месяца августа — дни 19, 24, 29

Яко ударит молния, настанут брани многи и зима люта.

Месяца сентября — дни 20, 30

Як ударит молния, недостаток миру.

Месяца октября — дни 10, 20, 31

Як ударит молния, ези многии и недоточци житом.

Месяца ноября — дни 15, 30

Яко ударит молния, то зима добра и всякому житу изобилие.

Месяца декабря — дни 1, 15, 31

Яко ударит молния, ничто же добро приносит всему.

 

Путник

(сербскаярукопись XVII в., изданная М. Н. Сперанским)

 

В тексте указаны благоприятные и неблагоприятные дни для путешествий в зависимости от нахождения луны в знаках зодиака.



«Аще (если) кто хощет ити на путь мирно, да не знает о зодиях (знаках Зодиака) злых и добрых:

Овен

На путь не ходи той планете, аще пойдете то загинете.

Юнец (Телец)

Ащет поить на путь, то покрадут или разбиют.

Близнец

Аще поидти на путь, честань (честен) будешь, а кто молит или просит, то все одержиши и часливо (счастлив) будет.

Рак

Аще поидеш на путь смело — дойдешь, чесо (чего) желаеш вьсе наидеше, чьстно будет.

Лев

Аще пойдете на путь — ни смут ни весел.

Дева

Аще пойдете на путь, зло ти будет, а чего идешь ишешь ты — не получиши.

Ярам (Весы)

На путь не иди, найдеши неприятели свои, кому еси должен, они и там найдут.

Скорпиа

Аше поидешь на путь, спать имать с чужими женами.

Стрелец

Аше поидеши на путь, все наидеше чего требуешь.

Козий рог

Аще поидеши на путь, будеши там немощен.

Водолей

Аще поидеши на путь, будеше счастлив.



Рыба

Аще поидеши на путь, все погубиши, и сам убог будешь.

Аще сохранит и соблюдает сии дни, живет без всякия печали».

 

Кобение — славянские ауспиции

 

В Древнем Риме гадание по полету и крику птиц было делом особых гадателей — авгуров. Эта должность — авгурал — составляла право высших сановников. Под этим названием существовали и обширные руководства. Число птиц, которые при этом подвергались наблюдению, было весьма незначительно, но в то же время любая птица могла служить непредвиденным знамением, и некоторые из них всегда являлись зловещими.

 

Правила проведения ауспиций в Древнем Риме

 

Ауспиции подразделялись на такие, которые осуществлялись непосредственно при известных церемониях и в известных формулах испрашивались у божества, и на такие, в которых последнее по собственному желанию выражало свою волю. В последнем случае влияние ауспиций было очень сильно. Они могли остановить народное собрание, отложить его до другого дня и даже отменять его решения, объявив, что ауспиции были неблагоприятны. В частности, ауспиции разделялись на 5 классов:

1) небесные явления, такие как гром и молния; при этом обращалось внимание на место возникновения молнии — если налево от наблюдателя, обращенного лицом к югу, то предзнаменование считалось счастливым; если же направо, то — неблагоприятным;

2) крик и полет птиц. Одни из птиц возвещали тот или другой исход дел направлением своего полета, другие — своим криком или пением. К последним относились ворон, ворона, ночная сова и др.; к первым — один вид соколов, орел и коршун.



Ворона, каркающая с левой стороны, а ворон — с правой — возвещали удачу;

3) клевание или неклевание зерен птицами. Первое возвещало счастье, второе — несчастье. Этот род гадания особенно практиковался на войне, вследствие чего войско сопровождал всегда особый жрец рипапш: (букв.: «цыплятник») с целым фургоном кур. Кроме этих трех ауспиций, были еще 4) приметы по четвероногим животным и 5) по каким-нибудь необыкновенным происшествиям и несчастным случаям. Так, например, всякое народное собрание должно было немедленно расходиться, если кто-нибудь из присутствовавших подвергся припадку падучей — это считалось крайне неблагоприятной приметой.

И в военное, и в мирное время не предпринималось ничего важного без предварительного испрашивания ауспиций. Даже в эпоху Цицерона, когда вера в старых богов, особенно в высших классах, уже значительно пошатнулась и магистраты, которые заведовали этими гаданиями, смотрели на них лишь как на докучные формальности, ауспиции все еще служили важным средством, по крайней мере, для достижения политических целей, и вследствие этого и коллегия авгуров, обладавшая этим знанием, пользовалась большим уважением.

Официальные ауспиции устраивались только должностными лицами, авгуры при этом служили лишь посредниками-специалистами. Роль их заключалась главным образом в том, что они для наблюдения примет должны были очертить место гадания — «templum», т. е. узкое пространство, с которого должны были производиться наблюдения, и другое, более обширное, на протяжении которого надо было наблюдать приметы. Авгур своим жезлом (lituus) мысленно проводил две линии (одну по направлению с севера на юг — cardo, а другую, перерезывающую первую, с востока на запад — decumanus) через все поле наблюдения и затем соединял концы этих линий четырьмя прямыми линиями, в виде прямоугольника.

Лишь после этих предварительных действий магистрат, сидя с покрытой головой в узком templumи обращенный лицом к востоку или югу, мог приступить к ауспициям.

В Риме для правильных и периодических ауспиций существовали постоянные templa,как, например, на Капитолии, на Форуме и на Марсовом поле для комиций. Заседания сената, происходившие в закрытых помещениях, держались именно в таких зданиях, которые были приспособлены для ауспиций. С этою же целью и большинство храмов было воздвигнуто на таких templa и поэтому могли служить и для заседания сената.

На Руси аналогичный вид птицегадания именовался «кобением» или «кобничеством». Гадание заключалось в том, что загадывающий встречал птицу, задумывал, о чем хотел, и по их пению или крику решал о загадочном. Гадали больше на таких птиц, как: сову, филина, ворону — это по крику; по пению: на соловья; кинарку, скворца, малиновку, ласточку, щегла и проч.

По полету гадали на коршуна, орла, ястреба, журавля, ворона и по стуку — на дятла; много и различно гадали на кукушку.

Высокий полет коршуна — означал радость, журавля — неприятные вести, орла — письмо от милого человека или от близкого родственника.

По крику: если ворона каркала, сидя на здании, — к нехорошим вестям; если она сидела и каркала на дереве — к благополучию;

если сова кричала жалобно — к печали; если аукала — к новости; если пищала — к хорошей весточке;

филин когда ржал — к неприятности, когда свистал — к радости, когда охал — к болезни, когда стонал — к перемене в житье.

Пение соловья по утрам дудкой — к печали, а щелканье — к радости, колокольчиком — к свадьбе, дудочкой — к веселью; кинарка когда щелкала — к ссоре, когда пела тонким голоском — к тоске и о получении печальных вестей.

Скворец если пел весело — к успеху, тихо — к грусти, громко — к ссоре, разными голосами — к переменной жизни.

Против птицегадания разко выступала православная церковь. В одном из «поучений против язычества» говорится: «…яже на воздусе летают птице, да тъмь оубо на востокъ и на западъ, на десно же и на лъво, опытают взлетания, аш-те играчушти явиться къде врана, оухо си приложивъше акы зъло истиньныихъ чаюште, гатають радоуштеся, неже ся обрыдають окаянии, тако чистого пророчества силоу возлагати птицам, чисто же те себе творят разум, являть бо ся дают теми бози»[29].

В другом источнике, осуждающем применение бытовой магии и гадание по приметам, говорится: «…или гусь клокочет, или утица крякнет, и петел стоя поет, худо будет (…..)

И всъмъ таковымъ еретикомъ сш вси волсви плотяные бъсови и слуги Антихристовы, и сие творящее да будут проклятии»[30].

 

Книга «Кобник»

 

Извод знамений да поверий, толкуемых по птичьему поведенью

1. Аще ворон, на древе сидя, грает одним гласом, а после другим — погода сменится.

2. Аще ворон на ветер летит да грает — дождь будет.

3. Аще ворон летом купается — ненастье станет.

4. Аще ворон хохлится — к дождю.

5. Аще ворон грает на лету — к ветру.

6. Аще ворон сидит молча да зрит в одну сторону — с той стороны худа жди.

7. Аще ворон летает высоко — к вёдру.

8. Аще ворон на лету играет — к вёдру.

9. Аще ворон над домом грает — к худу или болести кого из домашних.

10. Аще ворон в земле пред домом роет — к смерти.

11. Аще вороны стаями улетают — к гладам.

12. Аще грач прилетел — через месяц снег соидет.

13. Аще грачи купно на гнёзда летят — добрая весна.

14. Аще грачи от гнёзд улетают — к худу.

15. Аще грачи кричат зело — к ветру.

16. Аще грачи тревожатся — к переменам погоды.

17. Аще грачи стаями сидят на земле — к ненастью.

18. Аще галки на вечер гурьбою сбираются да кричат — к вёдру.

19. Аще галки стаями летят — дождь.

20. Аще галки чешутся — к ненастью.

21. Аще сороки кричат — к ненастью да худу.

22. Аще воробьи шумят да ватажатся — на дождь.

23. Аще воробьи в хворост прячутся — мороз зело либо метель.

24. Аще воробьи с места на место стаями перелетают — ветер зело.

25. Аще воробьи гнездуют — к ненастью.

26. Аще жаворонки гуляют — к вёдру.

27. Аще жаворонки сидят надувшись — к грозе.

28. Аще ласточки над водой летают — к дождю.

29. Аще ласточки летают зело — на дождь.

30. Аще ласточки то горе, то долу летают — к буре.

31. Аще весною журавли тянут на север — к теплу, аще на юг — к ветрам да к холоду.

32. Аще осенью журавли низко летят — к теплой зиме, аще высоко — к лютой.

33. Аще журавель кричит — к худу.

34. Аще журавель пляшет — к теплу.

35. Аще весной лебедей много — к теплу.

36. Аще осенью лебеди летят с севера на юг — к теплу.

37. Аще гуси весною высоко летят — воды вельми много будет, аще низко — сухо.

38. Аще гуси осенью высоко летят — к лютой зиме.

39. Аще весною нет уток — к худу.

40. Аще утки кричат — грозу кличут.

41. Аще орлы кричат — к грозе либо к худу.

42. Аще коршун высоко летает — к дождю.

43. Аще дятел кричит зело — к непогоде либо к худу.

44. Аще синица кричит в людях — к непогоде либо к худу.

45. Аще кукушку натощак услышал — к худу.

46. Аще кукушка над домами летает — к пожару.

 

«Трепетник» — книга ворожбы по дрожанию частей тела

 

«От мудрых сие взято, а не смехотворство некое, и всяк, и всяк сие внимай. Когда бывает в человеце трепет у седячего, и у лежачего, и у сонного, и у ходячего, во всем человеке, в костях и в жилах, в суставах ручных и ножных, прописует правду всякому человеку, мужеска полу и женска.

1. Аще верх главы потрепещет, то добыток кажет.

2. Аще челюсть потрепещет, то всему добру совершенство кажет.

3. Аще бровь правая потрепещет, то богатым недуг, а убогим польза будет.

4. Аще бровь левая потрепещет, то великое добро и веселие кажет.

5. Аще ока правого веко потрепещет, то многого добра воздержание кажет.

6. Аще ока левого лека потрепещет, должную печаль кажет[31].

7. Аще правая ресница потрепещет, корысть кажет скорую, на враги победу, а на бою побием.

8. Аще левая ресница потрепещет, то кажет тужение друга, или скоту упаду; а ежели двора нет, то самому невзгода, а женам кажет немощь, или проносное слово не по делу, а с другом видение и вражду.

9. Аще око правое потрепещет, кажет здравие или с другом видеться, а купчине корысть, а воину — побиешь, потом же всяко фемерляно[32]добро будет.

10. Око левое потрепещет, кажет немилосердие к другим, не ближним, или от властей в пути, то разумей корысть.

11. Лице загорит, и уши горят — говорят про тебя худое слово.

12. Уши не горят, одно лицо горит — говорят про тебя доброе слово.

13. Аще косица[33]правая потрепещет, кажет вскоре немощь от пития, потом студ и огнь.

14. Аще косица левая потрепещет, кажет смерти приход, только не в хмелю, но на каком ни деле.

15. Ухо правое трепещет, кажет благодать и радость, или прибыток велик; про которого думаешь человека иди про друга, или про сродника, слышать или видеться с ним будет.

16. Ухо левое потрепещет, кажет убыток, из руки утерю, или худое слово говорят про тебя не по делу, а после тебе же поклон.

17. Аще во ухо десное пошумит, печаль кажет.

18. Аще во ухо левое пошумит, беснаго исцеления кажет.

19. Аще во ухо правое позвонит, то посмех повидает.

20. Аще во ухо левое позвонит, печаль мысленная будет.

21. Аще ухо десное потрепещет, добро поведает.

22. Аще ухо левое потрепещет, то честь поведает.

23. Аще десное заушие потрепещет, на многи дни веселие кажет.

24. Аще левое заушие потрепещет, благодать поведает.

25. Аще ноздря правая потрепещет, о всем добре поведает.

26. Ащс ноздря левая потрепещет, убожество кажет.

27. Аще уста потрепещут, всему добру время кажет.

28. Аще губа верхняя потрепещет, с супротивником вражду поведает.

29. Аще губа нижняя потрепещет, целование кажет.

30. Аще зубы посекаются, на вражду поведают.

31. Аще язык десные страны потрепещет, рождение кажет.

32. Аще язык левые страны потрепещет, благое шестие кажет.

33. Аще брада десные страны потрепещет, величие кажет.

34. Аще брада левые страны потрепещет, вскоре радость поведает.

35. Аще брада вся потрясется, то досаждение кажет.

36. Аще шея потрепещет, от другого честь поведает.

37. Аще вместе брада и подбородок потрепещет, и у рук и у ног ногти и подошвы отвернут, кажет смерть, за тридесят дней, или за шестьдесят дней.

38. Аще рамо десное потрепещет, то прокажение кажет.

39. Аще рамо левое потрепещет, кажет имение от живого или от мертвого.

40. Плечо правое потрепещет, принесение будет.

41. Плечо левое потрепещет, богатым недуг будет.

42. Оба плеча потрепещут, избавление кажут.

43. Плечо правое трепещет, кажет доброе участие в людях.

44. Плечо левое трепещет, кажет с подручными брань и сердиться, или к чужим свара в беседе или в пути.

45. Аще над мышкою правой трепещет, кажет посеку или порез рук или ног.

46. Мышка правая трепещет, богатая слава будет.

47. Мышка левая трепещет, убыток скоро поведает.

48. Локоть десная потрепещет, то рампа[34]обретена будет.

49. Локоть левая потрепещет, убогим радость будет.

50. Рука десная потрепещет, должное[35]избавление кажет.

51. Рука левая потрепещет, богатым недуг будет.

52. Аще десная страна потрепещет, то избавление будет.

53. Аще левая страна потрепещет, досаждение кажет.

54. Аще в згибе левой руки потрепещет, кажет болезнь головы и студь всему телу, а опосле пот.

55. Аще длань десная потрепещет, о всем добре поведает.

56. Аще длань левая посверлит, скоро добро поведает».

57. Аще у рук ногти трепещут, кажет осуд и укор при беседе, кажет злое слово и думу.

58. Аще руки десные малый перст потрепещет, чародейство кажет.

59. Аще вторый от него потрепещет, любодейство кажет.

60. Аще третий от него потрепещет, о блуде весть кажет.

61. Аще четвертый потрепещет, вес супостаты его убоятся.

62. Аще палец правой руки[36]потрепещет, о добре поведает.

63. Аще левой руки малый перст потрепещет, многу имению погибель кажет.

64. Аще второй от него потрепещет, велика мужем дума будет.

65. Аще третий от него потрепещет, великую печаль кажет.

66. Аще четвертый потрепещет, великую печаль кажет.

67. Аще палец левой руки потрепещет, в тот день не твори ничтоже.

68. Локоть правый потрепещет, кажет на пути вести к кому идешь, или от кого идешь.

69. Локоть левый потрепещет, кажет вести новые и место новое.

70. Пазуха правая потрепещет, кажет печаль.

71. Пазуха левая потрепещет, то болезнь или кручина будет.

72. Аще над правой пазухой потрепещет, кажет сердцу болезнь или скоту невзгода, или самому кручина, — друг был под рукой, и тот очь отойдет.

73. Аще над левой пазухой потрепещет, кажет забытие и размышление на всякое дело, и тоску неведомо по чем.

74. Сердце трепещет, возраст поведает.

75. Утроба потрепещет, всему мир поведает.

76. Аще ребра десные страны потрепещут, добыток кажет.

77. Аще ребра левые страны потрепещет, кажет здравие.

78. Чрево с пупом потрепещут, новую страсть поведает.

79. Чрево без пупа потрепещет, веселие кажет.

80. Близнец потрепещет, путешествие кажет.

81. Хребет потрепещет, кажет приход крови от натуги и от работы, от бою и от ран.

82. Хвостец потрепещет, то со своими близкими брань будет.

83. Аще о пояснице потрепещет, кажет студеную воду и немощь, и тоска на ум идет, то и сам молися Богу.

84. Аще афедрон[37]потрепещет, кажет ужиток человеку, и жилам всем, желудку и стомаху[38], пупу же и брюху и подчеревному селезню[39], и творит радость во всем человеке.

85. Стегна потрепещут, величание кажут.

86. Колено правое потрепещет, стояние кажет.

87. Колено левое потрепещет, кажет страх и переполох, заутра ведомо от чего скоро минет.

88. Колена оба потрепещут, кажут хлеб и соль и к людям любовь.

89. Лытка[40]десная потрепещет, радость поведает.

89. Плесна правой ноги потрепещут, кажут на пути весть.

90. Плесна левой ноги потрепещут, кажут бегание и сильный переполох вскоре во дни и в ночи.

91. Аще в нижней холке потрепещет правой ноги, кажет грыжу щепотную и скорбь головы.

92. Аще у правой ноги замок подошевный[41]потрепещет, кажет восстание от ночи и хождение.

93. Аще у левой ноги под самой подошвой потрепещет, кажет занятие на пути, а кто болен, и тот, полежав, восстанет.

94. Аще в правой ноге большой перст потрепещет, кажет на врага победу, или по водам ход будет.

95. Аще в левой ноге большой перст потрепещет или в грудных титьках, то будет во сне греза велика, или с кем подерешься.

96. Аще второй перст правой ноги потрепещет, кажет веселие от него.

97. Аще второй перст левой ноги потрепещет, кажет вести справедливые.

98. Малые суставы перебираются, кажет хрипоту, а ежели мятой (?) человек, то кажет невзгодные и не светлые дни и слота[42], а в голове в то время велик шум будет и писк, то есть — огонь в том человеке ходит.

 

 

Приложение 2

Гадания о замужестве

 

(По книге А. Н.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»)

«Из древнейшего воззрения на грозу, как на брачный союз, возникло множество гаданий, поверий и свадебных обрядов, связывающих предвестия о браках и идеи семейного счастья и чадородия с различными символическими представлениями грома, молнии и дождя:

Так как земной огонь был эмблемою небесного пламени молний, а вода — дождя, то отсюда понятны следующие гадания:

a) девица вздувает с уголька огонь на лучину; если она долго не разгорается, то муж будет непослушный, крутой характером, и наоборот;

b) зажигая с одного конца лучину, втыкают ее другим концом в бревно и примечают, в какую сторону упадет пепел: с той стороны жених явится (Тамбов. губ.);

c) или обмакивают лучину в воду, потом зажигают и, смотря по тому, скоро или медленно она загорится делают заключение о выгодном или невыгодном женихе;

d) наливают на сковороду воды, кладут в нее хлопки и зажигают: если хлопки будут гореть с треском, то суженый будет ворчливый, неуживчивый; а если станут втягивать в себя воду — суженый будет пьяница;

e) берут несколько скорлупок грецких орехов, вставляют в них маленькие обрезки восковых свеч, зажигают и опускают в чашку, наполненную водою; каждая свечка пускается на имя одной из гадающих девиц. Чья свеча сгорит прежде, та девица скорей всех замуж выйдет, и наоборот; а чья свеча потонет — той девице умереть незамужнею. Иногда эти свечи обозначаются именами девиц и знакомых парней; если две свечи, одна, названная мужским именем, а другая — женским, поплывут вместе, то жить тому парню с тою девицею в паре;

f) гадают еще так: собравшись толпою, бегут крестьянские девушки к реке или пруду, набирают в рот воды и спешат воротиться в избу; если удастся донести воду во рту, то жених посватается; а которая девица выпустит воду от испуга, кашля или утомления — той нечего и думать о женихе; воротившаяся прежде всех с водою — прежде всех и замуж выйдет;

g) поздно вечером съедает гадальщица наперсток соли, чтобы возбудить в себе жажду, и, ложась спать, приговаривает: „Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот меня напоит!“ Суженый является во сне и подает ей пить: напиток этот — метафора оплодотворяющего семени дождя, которым напояется богиня-Земля во время весеннего сочетания ее с отцом-Небом;

h) перед отходом ко сну девица продевает в свою косу висячий замок, запирает его и причитывает: „Суженый-ряженый! приди ко мне ключ попросить“. То же самое причитывает она и над ведрами, перевясла которых запираются на ночь висячим замком, и над палкою, которая кладется поперек проруби с таким же замком. Если приснится девице, что кто-нибудь из холостых парней приходил к ней за ключом, то она принимает это за предвестие скорого с ним брака».

 

Приложение 3

Русские ведьмы и мары

 

Женщины, занимающиеся колдовством, в некоторых местах России называются марами[43].

Их различают на наследственных, которым наука колдовства идет по наследству, и ученых, выучившихся от других ведьм, или мар. Последние, по поверью народа, опаснее первых: их полетам на Лысую гору народное поверье приписывает единственно цель совещаний с собирающейся там нечистою силою делать зло человеку.

Доение или выдаивание коров народ также относит преимущественно к ведьмам ученым. Страстные охотницы до молока, они наносят вред каждому домохозяину, истощая его коров. Говорят, ведьма может доить коров, несмотря ни на какое расстояние, стоит ей только очертить круг на земле с заговором и в центре его воткнуть нож. Молоко (будто бы) задуманной ею коровы потечет из него само собою.

Ночь на Ивана Купалу считается самою опасною от нападения ведьм: домохозяева принимают все меры, чтобы оградить от них свой скот — они кладут в окнах изб крапиву, как противодействующий предмет чародейству ведьм, вешают на дверях хлевов убитую сороку или прилепливают сретенские восковые свечи.

Ведьмы производят колдовство чрез заговоры и наговаривание разных трав, которые они собирают преимущественно в ночь на Ивана Купалу. Травы эти (папоротник, белоголовник, шалфей, плакун, дурман, адамова голова, иван-да-марья, чертополох, подорожник, полынь и пр.) в руках обыкновенных людей не имеют такой силы, как в руках ведьм; те, приготовляя из них мази и натирая ими свое тело, могут принимать по желанию виды различных животных, например свиньи. Если поймать такую ведьму-оборотня и бить ее наотмашь осиновым колом, то она непременно примет свой настоящий вид. Толкуют, будто в это время ведьма откажется от своего ремесла.

Легенды о ведьмах говорят, что они одарены возможностью превращать и людей в животных или в птиц.

Смерть как колдуну, так равно и ведьме выдается плохой. Одно средство для облегчения умирающего в этом случае — поднять над его постелью доску в потолке или слегу, отчего, думают, душа скорее освободится от тела колдуньи или колдуна (говорится, безразлично).

Со смертью ведьмы не прекращаются еще ее сношения с землею; ненавистница при жизни, она, по мнению суеверов, остается долгое время ненавистницею рода людского и после смерти. Как и колдуны, они встают из гробов и ходят по земле; избавиться от них можно только одним — вколотить в могилу и в самый труп осиновый кол.

Мало того что сейчас сказано о ведьмах, про них говорили, что они отнимали плодородие земли, приносили бесплодие и голод, вредили произрастанию овощей и плодородию животных. Портили не только свадьбы, но даже скот.

Защита против ведьм и колдунов. Против колдунов и ведьм нашлись люди, которые составили заклинания и заговоры. В этих заклинаниях они просили защиты против бабьих зазор и чернокнижия, от заговорного кудесника, от слепого знахаря, от старухи-ведуньи, от ведьмы киевской и от сестры ее муромской. Нужно заметить при этом, что прежде верили, будто бы слепые находят лучше всех зрячих траву нечуй-ветер, которая очень пригодна для колдунов.

Против колдунов и ведьм употребляли траву чернобыльник, крапиву и плакун-траву, которая и сейчас в Москве вместе с адамовой головою и петровым крестом у Москворецких ворот и на Глаголе продается за хорошую цену.

18 января у ведьм бывает праздник; а потому люди суеверные принимают знахаря ровно в полночь, чтобы заговорить трубы, забить под княжек кол, насыпать на загнетке золу из семи печей; все это, разумеется, делается с целью отвратить дурные наклонности колдуний и ведьм, стремящихся ко злу против всего человечества.

Чем же действовали ведьмы? А вот чем — травами. Ведьмы по ночам собирали различные зелья и варили их в горшке, а потом с паром вместе уносились в трубу, когда готовое зелье закипит. Для такого аэростатического зелья они варили шалфей, руту и терличь; последняя трава, как говорят, способна была для превращений.

По народному поверью, ведьмы, как и другие колдуны, могут не только превращать себя, но и превращать людей в животных и даже в неодушевленные предметы.

Ведьма получила свое название от того, что она «ведунья», знающая, сведущая; название происходит от глагола «ведать», знать. Поэтому она не что иное, как знахарка. Но пылкое воображение жителей юга России, где родина ведьм[44], придало много особенности этим колдуньям. Про ведьм говорят, что они имеют хвост[45], могут летать по воздуху, превращаться в сорок, оборачиваться в свиней и других животных, перекинувшись через двенадцать ножей.

Немало об них говорили и говорят. Толкуют, что будто бы ведьмы любят после своей смерти сосать кровь из младенцев и молодых людей обоего пола.

Про них говорят также и много хорошего: например, говорят, что ведьмы гостеприимчивы, ласковы и хороши; это, разумеется, до русских колдуний касается, что и говорили русские солдаты. Но если медаль обратить наизнанку, то она скажет другое: они подчас, как женщины, бывают очень пугливы. Говорят, чтобы напугать ведьму и обезоружить ее действия, нужно в той избе, где она находится, в крест оконной рамы, в косяк дверей, служащий перекладиной, или же в грядку, под столом, воткнуть нож, и колдунья будет покорна. Можно всего вернее думать, что ведьма, как женщина, побоится за себя и свою жизнь при виде того, кто так бесцеремонно упражняется со смертоносным оружием.

Скорее всего, ведьмами в старину называли деревенских бабок-повитух, знакомых с различными приемами и в других болезнях, сведения о которых особенно нужны при их специальности. Если такие женщины в старину получили название знахарок или ведьм, то есть ведуний, сведущих, то, конечно, не в бранном или презираемом смысле; а если это слово со временем получило дурное значение, то, вероятно, вследствие дурных событий, и уже впоследствии слово «ведьма» стало бранным.

Хотя нет данных, но можно предполагать, что понятие о ведьмах возникает со времени язычества, и также можно думать, что Лысая гора в старину имела капище, куда сходились жрецы и ведьмы. Так думает и Снегирев[46]при описании 1 Мая (М. Забылин).

 

Ведьмино селение[47]

 

В деревнях верят какому-то особенному предчувствию, по которому поселяне будто узнают о пребывании среди них ведьм; люди, сведущие в приметах, люди, умеющие их растолковать, придумали признаки, указывающие прямо не на людей, а на землю. По этим признакам владетель земли или сам имеет сообщение с духами, или его жена-ведьма (колдунья). Такие признаки, по уверению знахарей, есть следующие.

В летнее время поселяне, выходя на работу, часто замечают на лугах или зеленые, или желтые круги. Увидевши это, они прежде всего узнают: чье это поле? Много ли поломалось кос? Потом распускают молву, что круги появились недавно, а прежде их не было, сам хозяин, если он старик, поверстался в колдуны на этих кругах; что старая женщина в семействе покумилась с ведьмами; что ведьмы сбираются плясать сюда каждую ночь. Но как мужчины всегда скоро избавляются от нареканий, то вся вина падает на женщин. Следствием такого подозрения бывают, вообще, отчуждение, ненависть, мщение, худые толки, пересуды. Такая новость для знахарей есть золотой клад.

Людей, прибегающих за советом, они предостерегают от бед, их ожидающих, уверяя, что они сами видели, как новая ведьма хочет извести всю деревню. Распуская такие слухи, знахари каждый вечер принимают посетителей, с поклонами, с подарками и просьбою защитить их от ведьмы.

Знахарь, собрав со всей деревни припасы, идет в поле, скапывает круги с земли, и тем дело оканчивается.

 

 

Приложение 4

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.