III. Изучение нового материала.
– Казалось бы, что нового можно еще узнать о наших верных друзьях – собаках: каждый день мы встречаем их на улицах, у многих из нас они живут дома, а сколько прочитано стихов и рассказов, где главный герой – собака. Но нет… эти удивительные животные не устают поражать и восхищать нас, как Малька из рассказов Василия Ивановича Белова.
Учитель и учащиеся читают рассказ В. И. Белова «Малька провинилась».
– В чем заключалась вина Мальки? (В том, что она среди зимы родила щенят.)
– Как Лидия разговаривала с Малькой? (Как с человеком.)
– Как Малька охраняла своих детей? (Никого к ним не подпускала.)
– Прочитайте, как об этом сказано в рассказе.
– Какой Малька оказалась матерью? (Заботливой и верной, каждый день она бегала в соседнюю деревню кормить своего сына, несмотря ни на какие опасности.)
– Что вас удивило в этом рассказе?
– Знаете ли вы другие примеры родительской верности у животных? Расскажите об этом.
IV. Итог урока.
– Чем запомнился урок?
– Что вас удивило, поразило?
& Домашнее задание.
– Понравилась вам история про Мальку?
– Хотелось бы вам узнать, как складывалась ее жизнь дальше?
– Дома вы прочитаете рассказ «Еще про Мальку» (с. 70–72, часть 2-я) и узнаете, что же с ней произошло дальше.
Цели:продолжать чтение произведений о природе, о «братьях наших меньших», прививать любовь к животным; расширять кругозор учащихся; развивать мышление, речь учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
При проверке домашнего задания учитель может отталкиваться от желания детей: учащиеся по очереди показывают свои рисунки классу, а остальные ученики пересказывают отрывок, соответствующий рисунку; либо дети пересказывают понравившийся им отрывок, затем показывают рисунок к отрывку и вывешивают его на доску. (Возможно чередование того и другого вида работы.)
– Кого бы вы назвали лучшими рассказчиками? Что вас привлекло в рассказах этих ребят?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Казалось бы, что нового можно еще узнать о наших верных друзьях – собаках: каждый день мы встречаем их на улицах, у многих из нас они живут дома, а сколько прочитано стихов и рассказов, где главный герой – собака. Но нет… эти удивительные животные не устают поражать и восхищать нас, как Малька из рассказов Василия Ивановича Белова.
Учитель и учащиеся читают рассказ В. И. Белова «Малька провинилась».
– В чем заключалась вина Мальки? (В том, что она среди зимы родила щенят.)
– Как Лидия разговаривала с Малькой? (Как с человеком.)
– Как Малька охраняла своих детей? (Никого к ним не подпускала.)
– Прочитайте, как об этом сказано в рассказе.
– Какой Малька оказалась матерью? (Заботливой и верной, каждый день она бегала в соседнюю деревню кормить своего сына, несмотря ни на какие опасности.)
– Что вас удивило в этом рассказе?
– Знаете ли вы другие примеры родительской верности у животных? Расскажите об этом.
IV. Итог урока.
– Чем запомнился урок?
– Что вас удивило, поразило?
& Домашнее задание.
– Понравилась вам история про Мальку?
– Хотелось бы вам узнать, как складывалась ее жизнь дальше?
– Дома вы прочитаете рассказ «Еще про Мальку» (с. 70–72, часть 2-я) и узнаете, что же с ней произошло дальше.
Цели:продолжать знакомить учащихся с творчеством В. В. Бианки; прививать интерес к чтению; расширять кругозор учеников; работать над развитием мышления, речи учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Вы прочитали рассказ «Еще про Мальку». Что вас особенно тронуло в этой истории?
– Когда вы переживали, волновались за Мальку?
– Почему ее не остановило даже то, что лаву (два бревна, связанных вместе и перекинутых через речку) унесло разлившейся рекой?
– В каких словах заключена главная мысль произведения?
– Прочитайте те фрагменты рассказа, которые вас больше всего взволновали.
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Мы продолжаем чтение произведений о природе, и сегодня нас ждет встреча с удивительным писателем, знатоком природы, автором «Лесной газеты», писателем-«переводчиком» языка деревьев, трав, зверей и птиц на «человеческий язык», писателем, у которого учились мастерству Николай Иванович Сладков и Эдуард Юрьевич Шим – его продолжатели, последователи и ученики, – Виталием Валентиновичем Бианки.
– Но сегодня мы будем читать не прекрасные рассказы о природе, а сказочную историю о маленьком мышонке, мышонке по имени Пик.
Несколько учащихся читают вслух главу «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».
– Какое чувство вы испытываете к мышонку? (Жалость, сочувствие, сострадание.)
– Какими вам показались дети? (Мальчик был зол на мышей за то, что они воруют хлеб, и потому хотел убить или утопить мышонка, ему не было его жалко. Девочке было жаль мышонка, она хотела, чтобы брат отпустил его, но видя, что брат не соглашается на ее уговоры и просьбы, предложила посадить мышонка в сделанный братом кораблик, она хотела хоть как-то помочь мышонку, спасти его от неминуемой гибели.)
– Как вы думаете, удастся ли мышонку добраться до берега?
Далее несколько учеников читают вслух следующую главу сказки – «Кораблекрушение».
– Что хотите сказать?
– Когда вам было страшно за жизнь мышонка? (Когда за ним гнались чайки, а затем его заметила щука. Было страшно и когда кораблик с Пиком перевернулся, а ведь мышонка никто не учил плавать.)
– Почему Пик мог считать себя счастливцем? (Потому что он попал в настоящее кораблекрушение и остался жив.)
IV. Итог урока.
– О чем вас заставил задуматься урок?
– Какие чувства пробудил в вас?
& Домашнее задание.
– Да, Пик выжил после кораблекрушения, но впереди его ожидала страшная ночь на суше. А вот какие опасности подстерегали бедного маленького мышонка, вы узнаете, прочитав главу «Страшная ночь» (с. 76– 79, часть 2-я).
Цели:продолжить работу над сказкой В. В. Бианки «Мышонок Пик»; учить детей сопереживать, прививать чуткое отношение к природе, интерес к чтению, работать над развитием мышления, речи учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как Пик сумел накормить себя? Прочитайте об этом.
– Какая опасность подстерегала мышонка на берегу? (Большая серебристо-черная змея.)
– Прочитайте, как мышонок узнал об опасности.
– Как ему удалось спастись? (На ветке куста.)
III. Изучение нового материала.
– И вот наступил долгожданный рассвет. Что же ждет нашего героя впереди?
Учитель читает главу «Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка».
– Чему научился Пик за то время, как его разлучили с родным домом?
– Как его это характеризует?
Физкультминутка
– Итак, Пик бежал по лугу и надеялся скорее встретить других мышей, потому что понимал, что одному гораздо труднее спастись от врагов.
Учащиеся читают главу «Соловей-разбойник».
– Как обманулся мышонок, увидев красивую птичку? Прочитайте.
Учащиеся читают отрывок, который начинается словами: «Его разбудила громкая песня» и заканчивается: «Пик и опомниться не успел, как жулан накинулся на него и больно ударил крючковатым клювом в спину».
– Что спасло Пика? (То, что он упал с ветки в траву и успел шмыгнуть под корни.)
– Как «соловей-разбойник» пытался заманить мышонка в свою ловушку? (Он пел очень красивые песенки.)
– Почему Пик до захода солнца вынужден был прятаться? (Потому что жулан караулил его, а мышонок из своего укрытия видел, что стало с птенчиками, ящерками, лягушками, жучками и кузнечиками, которым не удалось скрыться от жулана – все они погибли.)
– Какое разочарование ожидало мышонка после того, как он спасся от «соловья-разбойника»? (Он опять услышал плеск реки, значит, он бежал не в ту сторону.)
IV. Итог урока.
– Что особенно запомнилось?
– Что больше всего заинтересовало?
& Домашнее задание.
– Мы закончили чтение глав из сказки Виталия Бианки «Мышонок Пик», но если вам небезразлична судьба мышонка, если вы хотите узнать, что с ним стало дальше, вы можете взять книгу В. Бианки в библиотеке и прочитать ее от начала до конца.
А к следующему уроку прочитайте и подготовьте пересказ одного из рассказов В. Бианки.
Цели:продолжать знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова; расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся.
Ход урока
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|