Сделай Сам Свою Работу на 5

Область видимости класса A

Тело класса определяет область видимости. Объявления членов класса внутри тела вводят их имена в область видимости класса.

Для обращения к ним применяются операторы доступа (точка и стрелка) и оператор разрешения области видимости (::). Когда употребляется оператор доступа, то предшествующее ему имя обозначает объект или указатель на объект типа класса, а следующее за ним имя должно находиться в области видимости этого класса. Аналогично при использовании оператора разрешения области видимости поиск имени, следующего за ним, идет в области видимости класса, имя которого стоит перед оператором. (В главах 17 и 18 мы увидим, что производный класс может обращаться к членам своих базовых.)

Однако применение операторов доступа или оператора разрешения области видимости нужно не всегда. Некоторые части программы сами по себе находятся в области видимости класса, и в них к членам класса можно обращаться напрямую. Одной из таких частей является само определение класса. Имя его члена можно использовать в теле после объявления:

class String { public: typedef int index_type;   // тип параметра - это на самом деле String::index_type char& operator[]( index_type )

};

Порядок объявления членов класса в его теле важен: нельзя ссылаться на члены, которые будут объявлены позже. Например, если объявление оператора operator[]() находится раньше объявления typedef index_type, то приведенное ниже объявление operator[]() оказывается ошибочным, поскольку в нем используется еще неизвестное имя index_type:

class String { public: // ошибка: имя index_type не объявлено char &operator[]( index_type );   typedef int index_type;

};

Однако из этого правила есть два исключения. Первое касается имен, использованных в определениях встроенных функций-членов, второе – имен, применяемых как аргументы по умолчанию. Рассмотрим обе ситуации.

Разрешение имен в определениях встроенных функций-членов происходит в два этапа. Сначала объявление функции (т.е. тип возвращаемого значения и список параметров) обрабатывается в том месте, где оно встретилось в определении класса. Затем тело функции обрабатывается во всей области видимости, сразу после того, как были просмотрены объявления всех членов. Посмотрим на наш пример, в котором оператор operator[]() определен как встроенный внутри тела класса:



class String { public: typedef int index_type; char &operator[]( index_type elem ) { return _string[ elem ]; } private: char *_string;

};

На первом этапе просматриваются имена, использованные в объявлении operator[](), чтобы найти имя типа параметра index_type. Поскольку первый шаг выполняется тогда, когда в теле класса встретилось определение функции-члена, то имя index_type должно быть объявлено до определения operator[]().

Обратите внимание, что член _string объявлен в теле класса после определения operator[](). Это правильно, и _string не является в теле operator[]() необъявленным именем. Имена в телах функций-членов просматриваются на втором шаге разрешения имен в определениях встроенных функций-членов. Этот этап выполняется во всей области видимости класса, как если бы тела функций-членов обрабатывались последними, прямо перед закрытием тела класса, когда все его члены уже объявлены.

Аргументы по умолчанию также разрешаются на втором шаге. Например, в объявлении функции-члена clear() используется имя статического члена bkground, который определен позже:

class Screen { public: // bkground относится к статическому члену, // объявленному позже в определении класса Screen& clear( char = bkground ); private: static const char bkground = '#';

};

Хотя такие аргументы в объявлениях функций-членов разрешаются во всей области видимости класса, программа будет считаться ошибочной, если он ссылается на нестатический член. Нестатический член должен быть привязан к объекту своего класса или к указателю на такой объект, иначе использовать его нельзя. Употребление подобных членов в качестве аргументов по умолчанию нарушает это ограничение. Если переписать предыдущий пример так:

class Screen { public: // ... // ошибка: bkground - нестатический член Screen& clear( char = bkground ); private: const char bkground = '#';

};

то имя аргумента по умолчанию разрешается нестатическим членом bkground, а это считается ошибкой.

Определения членов класса, появляющиеся вне его тела, – это еще один пример части программы, которая находится в области видимости класса. В ней имена членов распознаются несмотря на то, что оператор доступа или оператор разрешения области видимости при обращении к ним не применяется. Как же разрешаются имена в определениях членов?

Как правило, если такое определение появляется вне тела, то часть программы, следующая за именем определяемого члена, считается находящейся в области видимости класса вплоть до конца определения члена. Вынесем определение оператора operator[]() из класса String:

class String { public: typedef int index_type; char& operator[]( index_type ); private: char *_string; };   // в operator[]() есть обращения к index_type и _string inline char& operator[]( index_type elem ) { return _string[ elem ];

}

Обратите внимание, что в списке параметров встречается typedef index_type без квалифицирующего имени класса String::.Текст, следующий за именем члена String::operator[] и до конца определения функции, находится в области видимости класса. Объявленные в этой области типы рассматриваются при разрешении имен типов, использованных в списке параметров функции-члена.

Определения статических данных-членов также появляются вне определения класса. В них часть программы, следующая за именем статического члена вплоть до конца определения, считается находящейся в области видимости класса. Например, инициализатор статического члена может непосредственно, без соответствующих операторов, ссылаться на члены класса:

class Account: // ... private: static double _interestRate; static double initInterestRate(); };   // ссылается на Account::initInterest()

double Account::_interestRate = initInterest();

Инициализатор _interestRate вызывает статическую функцию-член Account::initInterest() несмотря на то, что ее имя не квалифицировано именем класса.

Не только инициализатор, но и все, что следует за именем статического члена _interestRate до завершающей точки с запятой, находится в области видимости класса Account. Поэтому в определении статического члена name может быть обращение к члену класса nameSize:

class Account: // ... private: static const int nameSize = 16; static const char name[nameSize];   // nameSize не квалифицировано именем класса Account

const char Account::name[nameSize] = "Savins Account";

Хотя член nameSize не квалифицирован именем класса Account, определение name не является ошибкой, так как оно находится в области видимости своего класса и может ссылаться на его члены после того, как компилятор прочитал Account::name.

В определении члена, которое появляется вне тела, часть программы перед определяемым именем не находится в области видимости класса. При обращении к члену в этой части следует пользоваться оператором разрешения области видимости. Например, если типом статического члена является typedef Money, определенный в классе Account, то имя Money должно быть квалифицировано, когда статический член данных определяется вне тела класса:

class Account { typedef double Money; //... private: static Money _interestRate; static Money initInterest(); }; // Money должно быть квалифицировано именем класса Account::

Account::Money Account::_interestRate = initInterest();

С каждым классом ассоциируется отдельная область видимости, причем у разных классов эти области различны. К членам одного класса нельзя напрямую обращаться в определениях членов другого класса, если только один из них не является для второго базовым. (Наследование и базовые классы рассматриваются в главах 17 и 18.)



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.