Сделай Сам Свою Работу на 5

Право в системе социальных норм





В процессе жизнедеятельности людей во многих случаях повторялись одни и те же акты поведения и возникала необходимость упорядочить их общими правилами поведения для того, чтобы придать им устойчивый характер. Так возникли правила общего поведения (нормы). Суть нормативного регулирования состоит в том, чтобы упорядочить общественно полезную деятельность при помощи общих правил, образцов, эталонов поведения участников общественных отношений, которыми люди руководствуются в процессе жизнедеятельности.

Социальные нормы – это обусловленные социально-экономическим строем и носящие общий характер правила поведения людей в обществе.

Признаки социальных норм:

– являются правилами поведения людей;

– это правила поведения общего характера;

– это обязательные правила поведения людей в обществе;

– обусловлены социально-экономическим строем общества;

– возникают как результат сознательной и волевой деятельности людей.

Виды социальных норм

Нормы права – правила, устанавливаемые и охраняемые государством.

Нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве.



Нормы общественных организаций (корпоративные) – правила поведения, устанавливаемые самими общественными организациями, адресованные членам этих общественных организаций и охраняемые с помощью мер общественного воздействия.

Нормы обычаев – правила поведения, сложившиеся в обществе в результате их многократного и длительного повторения и вошедшие в привычку людей.

Нормы традиций – обобщенные и стабильные правила поведения, действующие в определенной сфере жизнедеятельности людей (семейные, профессиональные, военные, национальные и др.).

Нормы ритуалов – правила, которые определяют поведение людей при совершении обрядов (проведение национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных деятелей).

Критерии разграничения норм права от других социальных норм:

– по происхождению;

– по форме выражения;

– по способу охраны от нарушений;



– по степени детализации;

– по формам ответственности.

По происхождению. Нормы права издаются государством. Корпоративные нормы вырабатываются соответствующими организациями. Нормы нравственности и обычаи (традиции, ритуалы) складываются постепенно в процессе развития общества.

По форме выражения. Нормы права фиксируются в официальных издаваемых органами государства нормативных актах (обладают формальной определенностью). Иные социальные нормы существуют либо в сознании общества или отдельных социальных групп или могут быть записаны в различных источниках, не имеющих официального характера.

По способу охраны от нарушений.Все социальные нормы в большинстве случаев соблюдаются и исполняются добровольно под влиянием сознательности и внутренней убежденности людей. Но лишь за нормами права стоит возможность государственного принуждения. Гарантиями соблюдения иных социальных норм выступает сила общественного мнения, возможность применения мер общественного воздействия.

По степени детализации. Нормы права носят абстрактный характер, но вместе с тем отличаются достаточно большой степенью детализации. Обычаи, традиции и ритуалы носят казуистичный характер и максимально приближены к конкретным ситуациям. Нормы морали не содержат строгих детализированных правил, а являются общими принципами, которым стараются следовать люди в своем поведении.

По формам ответственности. Нарушение правил, изложенных в нормах права, влечет применение мер юридической ответственности. Нарушение всех остальных социальных норм влечет применение иных мер социальной ответственности.



 

Нормы права

Норма права – это рассчитанное на регулирование общественных отношений правило поведения, установленное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного воздействия.

Право представляет собой систему правовых норм, исходящих от государства и являющихся одним из видов социальных норм.

Норма права – это первичная клеточка права, центральное звено правовой системы. Она является моделью типового общественного отношения, определяет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях.

Право и нормы права соотносятся между собой как общее и единичное, поэтому норма права как единичное сохраняет основные признаки права как общего. В то же время норма права (как правило, поведения) представляет собой относительно самостоятельное правовое явление, обладающее чертами, которые не присущи праву в целом.

Признаки нормы права:

– устанавливается или санкционируется государством; связь с государством – это главная отличительная черта нормы права; любые правила, регулирующие общественные отношения, могут рассматриваться в качестве правовых, если они установлены или санкционированы государством;

– является правилом поведения общего характера, это значит, что правовые нормы распространяют своё действие на персонально не определенный круг лиц, обладающих определенными общими признаками; норма права распространяет своё действие на участников общественных отношений независимо от того, каково их субъективное отношение к данной норме, согласны они с ней или нет; подавляющее большинство участников правоотношений следует требованиям правовых норм, поскольку закрепленный в норме права вариант поведения соответствует их интересам;

– имеет предоставительно-обязывающий характер, т.е. норма права есть форма определения и закрепления взаимосвязанных между собой прав и обязанностей участников правоотношений;

– регулирует конкретную разновидность общественных отношений; регламентация с помощью нормы определенного вида общественного отношения есть результат формирования потребности людей в правовом регулировании данной сферы жизнедеятельности; облекая в юридическую форму те или иные социальные связи, призванные удовлетворять указанные потребности, государство придает им устойчивость, стабильность, независимость от случая и произвола;

– обладает качеством формальной определенности, это означает, что правовая норма всегда существует в письменной форме и включается в определенную часть (параграф, статья, раздел) того или иного нормативного правового акта с помощью приёмов и правил юридической техники;

– имеет свойство системности, это выражается в том, что нормы права объединяются в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений в правовые институты, подотрасли, отрасли, которые в совокупности составляют систему права, а также в том, что ни одна норма как единичное проявление не может регулировать общественные отношения вне связи с другими нормами; каждая норма обладает внутренней системой, состоящей из взаимосвязанных элементов (гипотеза, диспозиция и санкция);

– обеспечивается государственным воздействием, это означает, что реализация правовой нормы гарантируется с помощью государственной защиты и, если потребуется, государственным принуждением;

– рассчитана на регулирование неограниченного числа типичных жизненных ситуаций, на многократное применение, в этом выражается её признак «нормативности».

Виды норм права по их функциональной роли:

исходные (отправные, учредительные) нормы;

– нормы права – правила поведения.

Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений. Это правовые нормы наиболее общего характера, они закрепляют правовой режим общественной жизни, цели, задачи, принципы, пределы и методы правового регулирования, правовые категории и понятия. Именуются также нетипичными нормами. К нетипичным нормам относят общезакрепительные, декларативные и нормы-дефиниции.

Нормы – правила поведения– в отличие от отправных более конкретны, устанавливают определенную модель поведения, меру свободы, непосредственно регулируют общественные отношения. (т.н. типичные правовые нормы).

Типичная правовая норма имеет в качестве структурных элементов гипотезу, диспозицию и санкцию.

Логическая структура правовой нормы: «если – то – иначе».

В развернутом виде абстрактную логическую структуру правовой нормы можно изложить следующим образом: если имеет место определенное обстоятельство (гипотеза),то субъект обязан либо имеет право совершить или не совершить определенные действия (диспозиция), иначе к нарушителю будут применены определенные меры государственного принуждения (санкция).

В юридической науке существует двухэлементная и трехэлементная концепции построения правовой нормы. Согласно трехэлементной концепции, в каждой правовой норме должны обязательно присутствовать все три элемента логической структуры (если – то – иначе). Двухэлементная концепция предполагает, что в каждой норме реально присутствуют только два элемента по формуле «если – то», где первая часть всегда является гипотезой. Если норма права рассчитана на правомерное поведение граждан и устанавливает юридические права и обязанности, то вторая часть логической формулы предполагает диспозицию. Если норма рассчитана на неправомерное поведение и содержит указание на меры государственного принуждения, то во второй части располагается санкция. В отдельно взятой статье нормативного правового акта, как правило, обнаруживается именно двухэлементная правовая норма. Поэтому такая структура правовой нормы называется реальной. В законодательстве можно отыскать лишь небольшое количество примеров, когда в одной статье нормативного правового акта содержались бы все три элемента правовой нормы. Намного чаще встречается ситуация, при которой отдельные элементы единой правовой нормы выражены в разных нормативных правовых актах. Иногда законодатель прибегает к таким приемам, когда отдельные части правовой нормы вообще не получают текстуального выражения, если смысл опущенного элемента ясен из текста нормы. Конструкции с опущенной, но подразумеваемой диспозицией характерны, например, для норм особенной части уголовного законодательства.

Гипотеза–элемент нормы права, указывающий на жизненные обстоятельства, при наличии которых норма вступает в действие. Гипотеза – необходимый элемент нормы, определяет сферу действия нормы, «привязывает» ее к конкретному жизненному случаю, субъекту, времени, месту.

Гипотезы классифицируются по различным основаниям.

По объёму изложения гипотезы бывают:

– простая – содержит указание на одно условие действия нормы;

– сложная – перечисляет несколько обстоятельств, каждое из которых в отдельности, либо все они вместе служат основанием для осуществления предписания.

В зависимости от того, насколько точно указаны условия реализации, гипотезы подразделяются на:

– определенную – ясно и четко определяет конкретные обстоятельства, наличие которых требует осуществления предписания нормы;

– относительно определенную – предоставляет субъектам применения права возможность решать в каждом отдельном случае вопрос о наличии либо отсутствии условий действия нормы;

– альтернативную– указывает на ряд обстоятельств, каждое из которых обусловливает действие нормы права.

По способу изложения гипотезы бывают:

– казуистическая – связывает реализацию юридической нормы с отдельными, строго определенными частными случаями;

– абстрактная – определяет условия применения нормы через общие, родовые признаки.

Диспозиция –элемент юридической нормы, указывающий на содержание правила поведения, которому должны следовать участники правоотношений при наступлении условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция – это сердцевина, стержень юридической нормы. Знание диспозиции, умение найти и определить её – важные условия правильной реализации нормы права.

Диспозиции можно классифицировать по различным основаниям.

По способу изложения диспозиции бывают:

– простая – простое указание на правило поведения без подробного его описания;

– описательная – правило поведения подробно и всесторонне раскрывается и описывается;

– ссылочная – ссылка на другую статью в этом же нормативном правовом акте;

– бланкетная – ссылка на норму в другом нормативном правовом
акте.

В зависимости от степени определенности диспозиции бывают:

– определенная – точно и исчерпывающе указывает на правило, не оставляя места для какого бы то ни было усмотрения;

– альтернативная – предоставляет субъектам права возможность выбирать варианты своего поведения.

По способу воздействия на общественные отношения диспозиции бывают:

– управомочивающая – предоставляет субъектам право на совершение предусмотренных в ней действий;

– обязывающая – возлагает на субъекты обязанность совершения определенных действий (или предписывает бездействовать);

– запрещающая – содержит запрет совершения определенных действий (или бездействия).

Санкция –структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия нарушения диспозиции и определяющий вид и меру юридической ответственности (неблагоприятные последствия личного или имущественного характера для правонарушителя).

Санкции классифицируются по различным основаниям.

По степени определенности санкции бывают:

– абсолютно определенная – строго фиксированная мера воздействия;

– относительно определенная – мера воздействия ограничена нижним и верхним пределами;

– альтернативная – предоставляет субъекту право, возможность выбора одной из мер воздействия.

По характеру реакции на нарушение санкции бывают:

– карательная – наиболее острая реакция на противоправные деяния, выражается в активных принудительных мерах;

– правовосстановительная – направлена не на наказание нарушителя, а на восстановление прежнего состояния;

– правоотрицающая – выражается в непризнании (государством) правового характера возникающих отношений.

По направленности неблагоприятных последствий для нарушителя санкции бывают:

– личная – касаются личности правонарушителя;

– имущественная – связаны с определенными материальными потерями.

Выделяют также так называемые кумулятивные санкции – допускают помимо основного, дополнительное наказание (например, лишение свободы с конфискацией имущества).

 

Классификация норм права

Нормы права как первичные элементы системы права отличаются большим разнообразием и имеют множество видов. Для их исследования и изучения применяются различные классификации по тем или иным основаниям.

По юридической силе нормы права бывают:

– конституционные – обладают высшей юридической силой, закрепляют основы государственного и общественного строя, служат юридической базой для текущего законодательства;

– нормы законодательных актов – содержатся в обладающих высшей юридической силой нормативных правовых актах, принятых в особом порядке высшим представительным органом государственной власти и регулирующих наиболее важные общественные отношения;

– нормы подзаконных актов – содержатся в правовых актах компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они обладают меньшей юридической силой, чем нормы законов и призваны в основном конкретизировать и детализировать основные, принципиальные положения закона.

По назначению нормы права бывают:

– регулятивные – предназначены для регулирования общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности; создаются для обеспечения действия регулятивных норм.

По способам воздействия на общественные отношения:

– управомочивающие нормы – определяют правомочия субъектов;

– обязывающие нормы – устанавливают обязанности совершения тех или иных действий или определенной модели поведения;

– запрещающие нормы – выражены в форме запрета совершать определенного рода деяния или предписывают бездействие.

По методу правового регулирования:

– императивные нормы – не допускают никаких отклонений и свободы усмотрения; содержат категорическое повелительное предписание;

– диспозитивные нормы – вступают в силу в случае, если субъекты права не урегулировали свое поведение в рамках предоставленных им полномочий, не заключили соответствующего соглашения;

– вариантные нормы – предусматривают возможность выбора одного из вариантов поведения;

– рекомендательные нормы – носят характер советов, предложений.

По способу изложенияправовой нормы в статье нормативного правового акта:

– прямой способ изложения.Суть данного способа состоит в том, что в статье нормативного правового акта излагаются все элементы правовой нормы. Логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативного правового акта;

– отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статье содержатся не все структурные элементы данной нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же нормативного акта, где находятся недостающие сведения;

– бланкетный способ изложения.При бланкетном изложении для уяснения содержания отдельных элементов правовой нормы следует обратиться к нормам, изложенным в других нормативных правовых актах.

По отраслевой принадлежности нормы права подразделяются на:

– нормы конституционного права;

– нормы гражданского права;

– нормы уголовного права;

– нормы семейного права;

– нормы финансового права и т.д.

По предмету правового регулирования нормы права подразделяются на:

– нормы материального права – закрепляют права и обязанности субъектов права;

– нормы процессуального права – регламентируют порядок реализации норм материального права.

По времени действия нормы права бывают:

– постоянные – действуют неопределенно-длительное время, т.е. до тех пор, пока не будут отменены или изменены;

– временные – их действие ограничено указанным отрезком времени, конкретной датой;

– нормы с обратной силой – распространяют своё действие на отношения, которые произошли до вступления нормативного правового акта в силу.

Территориальный аспект действия норм права:

– действуют на всей территории государства;

– действуют в пределах административно-территориальной единицы;

– действуют на части территории государства, не совпадающей с административно-территориальным делением.

По кругу лиц, к которым они относятся, нормы права бывают:

– общие – распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства;

– ведомственные – действуют в пределах министерств;

– специально-ориентированные – действуют на определенную группу, категорию лиц, определенные организации и т. д.;

– локальные – действуют в пределах отдельных организаций, учреждений.

По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются:

– исходные (отправные, учредительные) – эти нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений. Это нормы наиболее общего характера, они закрепляют правовой режим общественной жизни, цели, задачи, принципы, пределы и методы правового регулирования, правовые категории и понятия;

– нормы права – правила поведения – в отличие от исходных они более конкретны, устанавливают определенную модель поведения, меру свободы, непосредственно регулируют общественные отношения.

В свою очередь исходные (отправные, учредительные) нормы подразделяются на:

– нормы-начала – конституционно закрепляют основы политики, экономики, организацию и принципы деятельности органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан;

– декларативные нормы (нормы-принципы) – определяют исходные начала, принципы права;

– нормы-дефиниции (понятия) – закрепляют правовые категории и понятия, имеют большое значение для правильного и единообразного правоприменения;

– определительно-установочные – определяют цели и задачи отдельных отраслей права, устанавливают формы, способы и пределы правового регулирования;

– оперативные – устанавливают даты вступления в силу и прекращения действия нормативных правовых актов;

– правотворческие – их функция заключается в отмене или продлении срока действия норм права, а также в распространении их действия на другие общественные отношения;

– внутриорганизационные – эти нормы направлены на обеспечение единства и целостности системы права, её внутренней согласованности;

– конкретизирующие – уточнение и детализация содержания более общей нормы;

– экспериментальные – модель, прототип будущих правовых норм (проект закона);

– коллизионные – регламентируют порядок выбора между нормами, когда есть какие-то противоречия.

Коллизионные нормы, в свою очередь, подразделяются на:

– темпоральные – разрешают коллизии между нормами разного времени действия;

– пространственные – разрешают коллизии между нормами, действующими в разных пространствах (территориях);

– иерархические – разрешают коллизии между нормами разного иерархического уровня; здесь действует общий принцип: «закон высшего порядка отменяет действие закона (нормативного правового акта) низшего порядка»;

– нормы, разрешающие споры между общей и специальной нормой; здесь действует принцип «специальный закон отменяет действие общего закона».

Формы (источники) права

 

Формы (источники) права – это способы закрепления и признания государственной воли в нормах права и придания им общеобязательного характера. В общей теории права термины «форма права» и «источники права» часто используются как синонимы, хотя в строгом смысле это разные понятия. Широко известно, что среди отечественных правоведов на вопросы типа: «Что такое форма права и что собой представляет источник права?», «Являются ли они идентичными понятиями или же они разнятся между собой?», так же как и на другие аналогичные им вопросы, традиционно не было и нет однозначного ответа.

Так, в одних случаях форма права рассматривалась как явление, идентичное норме права. Предполагалось, что юридическая норма выступает в виде внутренней формы права, сообщающей ему качество общеобязательности, а нормативные правовые акты – в виде внешней формы права. В других случаях такие подходы, как позитивное и естественное право, рассматривались в качестве двух основных форм права, с помощью которых упорядочивались нормы права. В третьих случаях под формой права понимается внутренняя организация права, состоящая из различных структурных уровней: нормы права, правовой институт, подотрасль и отрасль права.

Разноречивые мнения существуют и в отношении понятия «источник права». Исследователи под источником права понимают: силы, творящие право; материалы, положенные в основу того или иного законодательства; исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права, и средства познания действующего права.

Как представляется, форму права, несмотря на различное о ней представление и далеко не всегда совпадающие друг с другом толкования, следует трактовать как способ формирования и выражения вовне общеобязательных правил поведения, издаваемых уполномоченными на то государственными органами.

Источник права, будучи тесно связанным с формой права и с процессом возникновения и развития самого права, в теоретическом и практическом плане следует рассматривать как систему факторов и условий (экономических, социальных, политических, исторических и иных), предопределяющих формирование и развитие права, его содержание и форму выражения.

Подробный анализ характера взаимоотношений формы и источника права указывает на то, что в одних случаях они могут совпадать друг с другом и рассматриваться как тождественные, а в других – значительно отличаться друг от друга.

Их совпадение и тождественность имеют место на формально-юридическом уровне, когда любой нормативный правовой акт выступает одновременно и как форма организации содержащихся в нем норм, и как источник, поставщик новых норм.

Несовпадение источника и формы права проявляется на материальном уровне, где источник выступает в виде экономических, политических, социальных и иных условий и факторов, оказывающих влияние на процесс формирования и развития правовой системы. На данном уровне никакого совпадения и тождества быть не может, поскольку источник права обслуживает материальную сторону жизни общества, а форма права – совсем другую сферу – формально-юридическую.

Выделяют следующие виды форм права: нормативный правовой акт, судебный (административный) прецедент, правовой обычай, договор нормативного содержания, юридическая доктрина, религиозные тексты, общие принципы права.

Правовой обычай – правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного периода времени. В случае, если такое правило одобряется и санкционируется государством, то оно выступает в качестве нормы права.

Следовательно, правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством в качестве общеобязательного правила поведения и вследствие этого подпадают под его защиту.

Правовой обычай является господствующим источником права в рабовладельческом и феодальном обществах. Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в науке название обычного права.

По мере развития и укрепления государственной власти правовой обычай перестает играть определяющую роль как источник права. Он постепенно заменяется прямыми законодательными актами органов государства.

В современный период правовой обычай имеет ограниченное применение, однако сохраняет определенное значение в качестве одного из источников права во многих странах мира и имеет сильные позиции в международном праве.

Различают три вида обычаев (Р. Давид, Англия):

– обычаи «в дополнение к закону» – призваны облегчить уяснение тех терминов, фраз закона или судебного решения, которые употребляются в особом, отличном от общепринятого значения смысле (например, разумный период времени, разумная цена);

– обычаи «кроме закона» – применяются в случае пробелов в праве;

– обычаи «против закона» – предпочтение отдается закону.

Судебный (административный) прецедент – это решение судебного или административного органа, которое служит образцом, примером для разрешения аналогичных случаев и стало юридическим правилом.

Судебный прецедент является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада,
Австралия и др.).

Прецедент (от лат. предыдущий) – это образец, служащий примером для разрешения сходных, аналогичных случаев.

Суть юридического прецедента в том, что решению государственного органа (в первую очередь суда) по конкретному юридическому делу придается качество общей нормы. Другими словами, судебное или административное решение по юридическому делу становится обязательным для разрешения аналогичных дел. Доктрина прецедента обязывает судей следовать решениям судов более высокого уровня и, как правило, судов того же уровня. При этом обязательным является не всё судебное решение, а лишь принцип, лежащий в основе решения.

Таким образом, судьи (например, в Англии), вынося решение или приговор по юридическому делу, одновременно объявляют или создают право, т.е. выступают в роли законодателя. При этом одни из судебных прецедентов повторяют уже существующие нормы права или дают их толкование, другие – восполняют пробелы законодательства и создают таким образом новую норму.

Юридический прецедент как источник права по-разному оценивается в литературе. С одной стороны, в Англии сложился жесткий принцип следования прецедентам, даже если это противоречит личному убеждению судьи, причем авторитет старых прецедентов возрастает. С другой стороны, дает судам свободу усмотрения и освобождает от обязанности следовать нормам права, так как:

– сам судья устанавливает аналогию между прецедентом и рассматриваемым делом;

– двух одинаковых дел практически не бывает, и у судьи есть возможность признать, что дело и прецедент различаются между собой;

– суд вправе решить, какому из двух (или более двух) конфликтующих прецедентов он последует;

– суд не вправе следовать своему прецеденту, если считает, что решение было вынесено по небрежности.

При отсутствии прецедентов суд рассматривает дело «по первому впечатлению».

Критики юридического прецедента, учитывая изложенные обстоятельства, утверждают, что признание за прецедентом значения источника права может привести к произволу и даже к злоупотреблениям должностных лиц. К тому же вследствие накопления огромной массы прецедентов (в США, например, ежегодно выходит по несколько сотен сборников судебных решений) возникают путаница, противоречия, что сильно затрудняет рассмотрение юридических дел, усложняет судебную защиту прав и законных интересов граждан, требует обязательного участия адвоката. Сторонники прецедента, в свою очередь, указывают на возможность при его помощи быстро реагировать на меняющиеся общественные отношения. С помощью прецедентов есть возможность устранять возникающие пробелы в законодательстве, что достаточно сложно при использовании нормативных правовых актов.

В настоящее время наряду с общим правом в странах с англо-саксонской правовой системой получило развитие законодательство (т.е. статутное право). Это свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой системы. Однако исходные принципы организации данной правовой системы остаются.

Договор нормативного содержания – это соглашение двух или более сторон по урегулированию какой-либо жизненной ситуации, содержащее правило общего характера. Однако далеко не любой договор следует отнести к источникам права. Источником права является только такой договор между различными субъектами права, в котором содержатся правила общего характера. Такой договор – эффективное средство по урегулированию отношений между гражданами и юридическими лицами. Большое значение он имеет в отношениях между государствами. Однако не в меньшей степени договор важен как один из основных источников права в сфере имущественного оборота и коммерческих отношений.

С юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В условиях становления рыночной экономики роль договора как инструмента саморегулирования значительно возрастает. Свобода и равенство сторон предполагает свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного диктата. Содержанием договора являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается на следующих принципах: равенства; автономии (независимости) сторон; свободы волеизъявления; имущественной ответственности за нарушение обязательств.

Важным условием нормативного договора является его соответствие нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан не имеющим юридической силы.

Нормативный правовой акт – это правила поведения, издаваемые уполномоченными на то органами государства, имеющие общеобязательный характер.

Нормативный правовой акт является наиболее распространенной формой права. Эти акты имеют строго установленную законом внешнюю форму (это конституции, законы, кодексы, постановления, приказы, инструкции и т.д.). Их отличительная особенность: содержат общие (т.е. не обращенные к конкретной персоне) правила поведения; многократно повторяются в обозначенных ситуациях; своим адресатом имеют неопределенный круг лиц. Нормативные правовые акты в своих предписаниях выражают государственную волю, принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке, рассчитаны на постоянное либо длительное время.

Нормативные правовые акты следует отличать от актов применения права, которые своим действием всегда охватывают конкретные жизненные случаи, рассчитаны на однократную реализацию и адресованы строго определенным субъектам.

Нормативный правовой акт по сравнению с другими источниками права имеет ряд неоспоримых преимуществ:

– обеспечивает строго фиксированное содержание правовых норм, что помогает проводить единую государственную политику, осуществлять законность и правопорядок;

– в случае необходимости может быть оперативно изменен в любой его части, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы;

– нормативные правовые акты, как правило, определенным образом четко систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа в процессе правоприменения;

– нормативные правовые акты обеспечиваются, поддерживаются и охраняются государством; в случае их нарушения виновные лица наказываются на основании закона;

– нормативные правовые акты имеют четкую иерархию в своем построении, что обеспечивает подчиненность актов нижестоящих органов государства по отношению к актам вышестоящих государственных органов и ставит преграды нарушениям законов и проявлениям субъективизма на местах;

– нормативные правовые акты обеспечивают эффективное функционирование структурных элементов механизма государства, которые имеют правотворческие полномочия различного уровня, что определяет организованность работы всего государственного аппарата.

Юридическая доктрина– система научных знаний, вырабатывающая способы установления и реализации права. Доктрина – учение, научная теория, система, руководящий принцип.

Юридические доктрины на определенных этапах исторического развития выступали в качестве источников права. Например, научным трудам наиболее авторитетных римских юристов придавалась сила юридических источников. Их тексты, даваемые толкования и разъяснения использовались судами при разрешении юридических дел. Яркий пример тому Кодекс Юстиниана (VI в. н.э.), в который вошли (были кодифицированы) многие положения римских юристов – Ульпиана, Гая, Павла и других, составив целый раздел кодекса – Дигесты, наряду с инструкциями самого императора Юстиниана. В европейской средневековой правовой истории большое место занимали глоссаторы (толкователи, комментаторы), которые восполняли, дополняли римское право опытом регулирования различных сторон жизнедеятельности общества и международных отношений. В английских судах также использовались труды известных юристов в качестве источников права.

По существу, вопрос о юридической доктрине как о форме права – это размышления о регулятивной роли юридической науки. Специфика и сложность права (содержание норм, их системность, понятия, сущность и социальное назначение права и т.п.) объективно обусловливают участие юристов-ученых в обсуждении этих проблем и объяснении тех или иных дискуссионных аспектов права практическим работникам и иным участникам правовых процедур. Сюда относится и такая форма деятельности, как толкование права.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.