Сделай Сам Свою Работу на 5

Государство в политической системе общества





 

Понятие « политическая система общества» получило особо широкое распространение после Второй мировой войны. Появление и широкое распространение термина отражает те изменения, которые произошли в политической организации общества.

В настоящее время в политологической и юридической литературе нет единого подхода к понятию политической системы общества, нет и единого определения этой категории. Это объясняется тем, что отдельные авторы избирают разные критерии для характеристики политической системы общества и преследуют разные цели в процессе своих исследований. Тем не менее практически все исследователи называют следующие признаки политической системы общества:

– в ней отражаются политические процессы, происходящие в обществе;

– она тесно связана с возникающими в обществе отношениями по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти;

– в политической системе четко обозначаются политические интересы различных классов, групп и слоев общества, в том числе национальные, экономические, религиозные и другие интересы.

В структуру политической системы общества входят само государство как особая политико-территориальная суверенная организация публичной власти, политические партии и движения, различные общественные организации (профсоюзные, женские, молодежные, творческие, спортивные, религиозные и другие), а также институты непосредственной демократии (выборы, референдумы).



С учетом изложенного представляется возможным дать следующее определение политической системы общества: политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных организаций, политических партий и общественно-политических движений, базирующихся на разнообразных формах собственности и выражающих интересы и волю различных классов, социальных слоев и групп общества, вступающих в политические отношения по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

Стержнем всей общественной жизни являются завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу определяют непосредственные цели и задачи компонентов политической системы, которые закрепляются в уставных документах. По своему содержанию политические цели и задачи проявляются в осуществлении направлений внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в идеологическом воздействии на различные классы, группы и слои общества. Таким образом, как бы это ни отражалось в программных документах политических партий и движений разных времен, ясно следующее: им нужно завоевание, удержание и использование государственной власти для осуществления своих целей.



Компоненты политической системы общества:

– государство;

– политические партии и общественно-политические движения;

– общественные организации;

– народ, нации, классы, социальные слои;

– институты непосредственной демократии (выборы, референдумы).

Во всех юридических источниках однозначно подчеркивается, что государство является центральным, ведущим звеном политической системы общества. Причины этого следующие:

– государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, является основной властвующей политической организацией всего общества (обладает публичной властью), носи-
телем суверенитета как на территории страны, так и на международной
арене;

– обладает «силовыми структурами» (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.д.);

– является крупнейшим собственником основных средств производства, в его распоряжении находятся основные природные богатства, целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы; государство осуществляет сбор средств с населения в виде налогов, займов и т.д.;



– определяет основные направления развития общества;

– разрабатывает правовые основы деятельности других компонентов политической системы;

– располагает разветвленной системой органов, осуществляющих государственно-властные полномочия;

– издает нормативные правовые акты и обеспечивает их реализацию.

Общественные организации (политические партии и движения, профессиональные, творческие союзы и др.) являются самостоятельными частями политической системы общества. Каждая из них имеет собственную структуру, соответствующие принципы организации и деятельности. Они независимы и самостоятельны в решении вопросов, которые составляют их компетенцию. Вместе с тем следует отметить, что указанные составные части политической системы тесно взаимодействуют с государством. Правовое, демократическое государство всемерно поддерживает функционирование и самостоятельность общественных организаций, которые, в свою очередь, помогают государству решать стоящие перед ним вопросы экономического, социального и культурного характера, а также участвуют в формировании органов государственной власти.

Правовое государство

Правовое государство – это такое демократически устроенное государство, которое предоставляет гражданам общепризнанные права и свободы, создает условия для их реализации и защиты, а также обеспечивает последовательное ограничение с помощью права государственной власти.

Идея правового государства возникла и существует как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Можно выделить два существенных признака правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2) последовательное ограничение с помощью права государственной власти.

Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество, представляющее собой систему рыночных отношений, которые регулируются с помощью конкуренции, а не административной власти государства.

Гражданское общество – это содружество свободных граждан, права которых священны. Первейшая задача государства – обеспечение свободы человека. Только свободный человек способен создать нормальное гражданское общество, сотворить людям и себе достойную жизнь, добиться экономического и духовного процветания, обеспечить гармонию человеческих отношений. Только при таких условиях возможно создание сильного демократического государства.

В этой связи следует отметить, что идея правового государства есть идея совместного управления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть и предоставление максимальной свободы личности и обществу.

Экономическая основа правового государства – существование различных форм собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

Политическая основа правового государства – политический плюрализм.

Нравственная основа правового государства – общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.

Принципы правового государства:

– господство права, его приоритет перед государством означает верховенство права во всех сферах общественной жизни, отказ от метода преимущественного администрирования в текущей государственной деятельности, первичность права по отношению к государству; государство – инструмент, способ достижения и реализации права;

– верховенство закона – означает: закон обладает высшей юридической силой; никакие подзаконные акты не могут противоречить закону, отменять или изменять его, они должны закону соответствовать; не должно быть законов, не соответствующих воле народа; закон должен быть правовым, т.е. не противоречить естественному праву; закон должен приниматься на основе действующего законодательства; закон обязателен для всех, нет места «телефонному праву»; никто не должен ставить себя над законом; закон – это антипод произвола административной власти; должен быть гуманным и справедливым;

– незыблемость и реальность закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина, их всесторонняя гарантированность и охрана; права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса;

– принцип разделения властей при условии, что все ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга; система «сдержек и противовесов» представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти:

а) законодательной – жесткая юридическая процедура законодательного процесса, право вето президента, право роспуска парламента; деятельность Конституционного суда, который имеет право блокировать антиконституционные акты;

б) исполнительной – ограничение ведомственного нормотворчества, запрет на регулирование отношений, которые должны регламентироваться законом; сроки президентской власти; импичмент, вотум недоверия правительству и т.д.;

в) судебной – презумпция невиновности; право на защиту; равенство граждан перед законом и судом; гласность и состязательность судебного процесса;

– реальная независимость суда: чем большей независимостью пользуется суд по отношению к другим органам власти, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан;

– эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов: проверка соответствия закону всех других нормативных актов, реализация действующего законодательства и соблюдения прав и свобод
личности;

– взаимная ответственность государства и личности: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Предпосылки и условия формирования правового государства:

– торжество силы права над силой власти;

– воля народа как источник права;

– идея естественного права, т.е. государственная воля направляется вышестоящим по ценности естественным правом; наличие некоторых норм, неприкосновенных для властей, неотчуждаемых и неподвластных государственному регулированию прав индивида;

– торжество принципа индивидуальной свободы человека, т.е. «разрешено все, что не запрещено»;

– наличие народного представительства с законодательным правом;

– наличие административной юстиции – возможность для суда проверять законность актов исполнительной власти;

– широкое развитие принципа самоуправления;

– исключение абсолютной централизации государственной власти;

– развитое гражданское общество;

– эффективно девствующая правоохранительная система;

– уважительное отношение граждан и должностных лиц государства к закону;

– высокий уровень общей и правовой культуры;

– проведение судебной реформы;

– политический плюрализм;

– создание среднего класса собственников;

– устранение противоречий в законодательстве.

Социальное государство

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – начале XX вв. как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни общества. Основные цели и задачи социального государства: предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, оказание личной и материальной помощи тем, кто не в силах самостоятельно добывать себе средства к существованию; реализация социального обеспечения и предоставление пособий по безработице; предоставление права на получение образования и жилья; организация доступа к ценностям культуры; гармонизация общественных отношений и устранение резкого неравенства в доходах. Роль социального государства в современном обществе сложна. Но без социального государства невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав первого поколения – политических и личных. При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей деформируется вся структура прав и свобод человека, снижается политическая активность, возрастает неверие в государство, не всегда становятся доступными юридические гарантии прав и свобод. Таким образом, существование и деятельность социального государства тесно связаны с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

Признаки социального государства:

– мощный экономический потенциал государства, что позволяет справедливо перераспределять доходы и оставлять собственнику значительную часть его прибыли;

– высокий уровень культуры и нравственности населения и государственных служащих;

– государственная власть основана на принципах демократии;

– государство является правовым;

– экономика функционирует на основе разных форм собственности на орудия и средства производства;

– существование гражданского общества;

– политика государства имеет социальную направленность и обеспечивает для каждого гражданина достойный уровень для существования, социальную защищенность, одинаковые стартовые возможности для самореализации;

– наличие соответствующей законодательной базы.

Функции социального государства:

– сглаживание социального неравенства;

– поддержка социально незащищенных категорий населения;

– поддержка материнства и детства;

– поощрение благотворительности;

– охрана труда и здоровья людей;

– финансирование науки и культуры;

– борьба с безработицей, обеспечение занятости населения;

– поиск баланса между рыночной экономикой и степенью вмешательства государства в экономические отношения;

– участие в реализации межгосударственных социальных программ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.