Государство в политической системе общества
Понятие « политическая система общества» получило особо широкое распространение после Второй мировой войны. Появление и широкое распространение термина отражает те изменения, которые произошли в политической организации общества.
В настоящее время в политологической и юридической литературе нет единого подхода к понятию политической системы общества, нет и единого определения этой категории. Это объясняется тем, что отдельные авторы избирают разные критерии для характеристики политической системы общества и преследуют разные цели в процессе своих исследований. Тем не менее практически все исследователи называют следующие признаки политической системы общества:
– в ней отражаются политические процессы, происходящие в обществе;
– она тесно связана с возникающими в обществе отношениями по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти;
– в политической системе четко обозначаются политические интересы различных классов, групп и слоев общества, в том числе национальные, экономические, религиозные и другие интересы.
В структуру политической системы общества входят само государство как особая политико-территориальная суверенная организация публичной власти, политические партии и движения, различные общественные организации (профсоюзные, женские, молодежные, творческие, спортивные, религиозные и другие), а также институты непосредственной демократии (выборы, референдумы).
С учетом изложенного представляется возможным дать следующее определение политической системы общества: политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных организаций, политических партий и общественно-политических движений, базирующихся на разнообразных формах собственности и выражающих интересы и волю различных классов, социальных слоев и групп общества, вступающих в политические отношения по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.
Стержнем всей общественной жизни являются завоевание, удержание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу определяют непосредственные цели и задачи компонентов политической системы, которые закрепляются в уставных документах. По своему содержанию политические цели и задачи проявляются в осуществлении направлений внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в идеологическом воздействии на различные классы, группы и слои общества. Таким образом, как бы это ни отражалось в программных документах политических партий и движений разных времен, ясно следующее: им нужно завоевание, удержание и использование государственной власти для осуществления своих целей.
Компоненты политической системы общества:
– государство;
– политические партии и общественно-политические движения;
– общественные организации;
– народ, нации, классы, социальные слои;
– институты непосредственной демократии (выборы, референдумы).
Во всех юридических источниках однозначно подчеркивается, что государство является центральным, ведущим звеном политической системы общества. Причины этого следующие:
– государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, является основной властвующей политической организацией всего общества (обладает публичной властью), носи- телем суверенитета как на территории страны, так и на международной арене;
– обладает «силовыми структурами» (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.д.);
– является крупнейшим собственником основных средств производства, в его распоряжении находятся основные природные богатства, целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы; государство осуществляет сбор средств с населения в виде налогов, займов и т.д.;
– определяет основные направления развития общества;
– разрабатывает правовые основы деятельности других компонентов политической системы;
– располагает разветвленной системой органов, осуществляющих государственно-властные полномочия;
– издает нормативные правовые акты и обеспечивает их реализацию.
Общественные организации (политические партии и движения, профессиональные, творческие союзы и др.) являются самостоятельными частями политической системы общества. Каждая из них имеет собственную структуру, соответствующие принципы организации и деятельности. Они независимы и самостоятельны в решении вопросов, которые составляют их компетенцию. Вместе с тем следует отметить, что указанные составные части политической системы тесно взаимодействуют с государством. Правовое, демократическое государство всемерно поддерживает функционирование и самостоятельность общественных организаций, которые, в свою очередь, помогают государству решать стоящие перед ним вопросы экономического, социального и культурного характера, а также участвуют в формировании органов государственной власти.
Правовое государство
Правовое государство – это такое демократически устроенное государство, которое предоставляет гражданам общепризнанные права и свободы, создает условия для их реализации и защиты, а также обеспечивает последовательное ограничение с помощью права государственной власти.
Идея правового государства возникла и существует как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.
Можно выделить два существенных признака правового государства:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
2) последовательное ограничение с помощью права государственной власти.
Решающей социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество, представляющее собой систему рыночных отношений, которые регулируются с помощью конкуренции, а не административной власти государства.
Гражданское общество – это содружество свободных граждан, права которых священны. Первейшая задача государства – обеспечение свободы человека. Только свободный человек способен создать нормальное гражданское общество, сотворить людям и себе достойную жизнь, добиться экономического и духовного процветания, обеспечить гармонию человеческих отношений. Только при таких условиях возможно создание сильного демократического государства.
В этой связи следует отметить, что идея правового государства есть идея совместного управления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть и предоставление максимальной свободы личности и обществу.
Экономическая основа правового государства – существование различных форм собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
Политическая основа правового государства – политический плюрализм.
Нравственная основа правового государства – общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.
Принципы правового государства:
– господство права, его приоритет перед государством означает верховенство права во всех сферах общественной жизни, отказ от метода преимущественного администрирования в текущей государственной деятельности, первичность права по отношению к государству; государство – инструмент, способ достижения и реализации права;
– верховенство закона – означает: закон обладает высшей юридической силой; никакие подзаконные акты не могут противоречить закону, отменять или изменять его, они должны закону соответствовать; не должно быть законов, не соответствующих воле народа; закон должен быть правовым, т.е. не противоречить естественному праву; закон должен приниматься на основе действующего законодательства; закон обязателен для всех, нет места «телефонному праву»; никто не должен ставить себя над законом; закон – это антипод произвола административной власти; должен быть гуманным и справедливым;
– незыблемость и реальность закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина, их всесторонняя гарантированность и охрана; права и свободы личности рассматриваются не как дар государства, а как естественное состояние человека и результат социального прогресса;
– принцип разделения властей при условии, что все ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга; система «сдержек и противовесов» представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти:
а) законодательной – жесткая юридическая процедура законодательного процесса, право вето президента, право роспуска парламента; деятельность Конституционного суда, который имеет право блокировать антиконституционные акты;
б) исполнительной – ограничение ведомственного нормотворчества, запрет на регулирование отношений, которые должны регламентироваться законом; сроки президентской власти; импичмент, вотум недоверия правительству и т.д.;
в) судебной – презумпция невиновности; право на защиту; равенство граждан перед законом и судом; гласность и состязательность судебного процесса;
– реальная независимость суда: чем большей независимостью пользуется суд по отношению к другим органам власти, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан;
– эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов: проверка соответствия закону всех других нормативных актов, реализация действующего законодательства и соблюдения прав и свобод личности;
– взаимная ответственность государства и личности: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности; гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.
Предпосылки и условия формирования правового государства:
– торжество силы права над силой власти;
– воля народа как источник права;
– идея естественного права, т.е. государственная воля направляется вышестоящим по ценности естественным правом; наличие некоторых норм, неприкосновенных для властей, неотчуждаемых и неподвластных государственному регулированию прав индивида;
– торжество принципа индивидуальной свободы человека, т.е. «разрешено все, что не запрещено»;
– наличие народного представительства с законодательным правом;
– наличие административной юстиции – возможность для суда проверять законность актов исполнительной власти;
– широкое развитие принципа самоуправления;
– исключение абсолютной централизации государственной власти;
– развитое гражданское общество;
– эффективно девствующая правоохранительная система;
– уважительное отношение граждан и должностных лиц государства к закону;
– высокий уровень общей и правовой культуры;
– проведение судебной реформы;
– политический плюрализм;
– создание среднего класса собственников;
– устранение противоречий в законодательстве.
Социальное государство
Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – начале XX вв. как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни общества. Основные цели и задачи социального государства: предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, оказание личной и материальной помощи тем, кто не в силах самостоятельно добывать себе средства к существованию; реализация социального обеспечения и предоставление пособий по безработице; предоставление права на получение образования и жилья; организация доступа к ценностям культуры; гармонизация общественных отношений и устранение резкого неравенства в доходах. Роль социального государства в современном обществе сложна. Но без социального государства невозможно осуществление не только экономических, социальных и культурных прав, но и прав первого поколения – политических и личных. При необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей деформируется вся структура прав и свобод человека, снижается политическая активность, возрастает неверие в государство, не всегда становятся доступными юридические гарантии прав и свобод. Таким образом, существование и деятельность социального государства тесно связаны с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.
Признаки социального государства:
– мощный экономический потенциал государства, что позволяет справедливо перераспределять доходы и оставлять собственнику значительную часть его прибыли;
– высокий уровень культуры и нравственности населения и государственных служащих;
– государственная власть основана на принципах демократии;
– государство является правовым;
– экономика функционирует на основе разных форм собственности на орудия и средства производства;
– существование гражданского общества;
– политика государства имеет социальную направленность и обеспечивает для каждого гражданина достойный уровень для существования, социальную защищенность, одинаковые стартовые возможности для самореализации;
– наличие соответствующей законодательной базы.
Функции социального государства:
– сглаживание социального неравенства;
– поддержка социально незащищенных категорий населения;
– поддержка материнства и детства;
– поощрение благотворительности;
– охрана труда и здоровья людей;
– финансирование науки и культуры;
– борьба с безработицей, обеспечение занятости населения;
– поиск баланса между рыночной экономикой и степенью вмешательства государства в экономические отношения;
– участие в реализации межгосударственных социальных программ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|