Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Комплексный и системный подход к анализу понятия качества.





Рег. № М-596/бак

 

 

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

 

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

 

 

Направление подготовки 080200 – Менеджмент

Профиль подготовки – Производственный менеджмент

Отраслевая подготовка – городское хозяйство

 

Квалификация – бакалавр

 

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

 

 

Составитель

д-р экон. наук, проф. О.Т. Лебедев

 

 

Подготовлено на кафедре

экономики и менеджмента в городском хозяйстве

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

©СПбГИЭУ, 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения................................................................................ 4

2. Методические указания к изучению дисциплины.......................... 6

3. Методические указания к выполнению контрольной работы...... 7

4. Контрольное задание........................................................................... 8

5. Требования к оформлению контрольной работы.......................... 9

6. Список литературы............................................................................ 10



Приложение 1. Содержание дисциплины (Извлечение

из рабочей программы дисциплины).................................................. 12

Приложение 2. Таблица для выбора варианта контрольной

работы....................................................................................................... 16

Приложение 3. Перечень контрольных вопросов

для проверки знаний по дисциплине................................................... 17

Приложение 4. Пример оформления титульного листа

контрольной работы.............................................................................. 22

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Формирование современной материально-технической базы общества и условий жизнедеятельности широких масс населения в значительной степени зависит от качества предоставляемых населению товаров и услуг. В этой связи необходимо исследовать качество производимых и оказываемых товаров и услуг как объект комплексного анализа с позиций теории и практики эффективности и конкурентоспособности. Следует более обосновано, с позиций современных требований, изучить механизм управления качеством, используя элементы теории больших систем и системного анализа. Поскольку научные и организационно – технические решения являются капиталоемкими и рассчитаны на длительный срок службы и высокий уровень надежности, необходимо уделить особое внимание жизненному циклу продукции и особенно его ранним стадиям, на которых в основном формируется фундаментальный уровень качества продукции.



В соответствии с рабочим учебным планом по дисциплине «Управление качеством» для студентов заочной формы обучения предусмотрено выполнение контрольной работы, целью которой является закрепление знаний.

Методические указания составлены на основе Требований Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 – Менеджмент (квалификация - бакалавр), утвержденного приказом Министерства образования и науки от 20.05.2010 № 544 и в соответствии рабочим учебном планом направления подготовки 080200 - Менеджмент (профиль подготовки - Производственный менеджмент, отраслевая специализация - городское хозяйство), утвержденным ректором СПбГИЭУ.

Цель дисциплины «Управление качеством» - сформировать у студентов знания по основным вопросам сущности качества товаров и услуг, роли и места категории качества в обеспечении их эффективности и конкурентоспособности в повышении уровне качества жизни городского населения.

Основные задачи дисциплины направлены на формирование:

- способности обосновывать принятие и реализацию организационно-управленческих решений и готовности нести за них ответственность;



- умения использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности;

- способности анализировать социально значимые проблемы и процессы;

- владения методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

- понимания роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;

- способности учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной общественности;

- способности оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений;

- способности участвовать в разработке маркетинговой стратегии организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на её реализацию;

- готовности участвовать в разработке стратегий организации, используя инструментарий теории всеобщего управления качеством;

- умения применять количественные и качественные модели анализа при принятии управленческих решений и строить экономические и организационно-управленческие модели;

- умения проводить оценку существующей ситуации и предлагать варианты развития систем управления качеством с использованием системного и комплексного подхода.

«Управление качеством» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин и основывается на дисциплинах «Теория менеджмента», «Безопасность жизнедеятельности», «Управление природопользованием» и ряде других. В свою очередь, дисциплина «Управление качеством» является одной из базовых, необходимых при изучении ряда специальных дисциплин.

В процессе изучения дисциплины студенты получают:

- знания теоретических, методологических, методических, организационно-правовых основ управления качеством;

- умения применять систематизированные знания в области основ управления качеством и решению практических вопросов развития систем управления качеством;

- навыки по оценке возможности развития систем управления качеством на основе использования принципов и методов системного и комплексного подходов.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины начинается с четкого осознания ее целей и задач, которые должны быть решены для обеспечения качества предоставляемых населению услуг в сфере отраслей городского хозяйства. В результате изучения дисциплины «Управление качеством» студенты должны

знать:

- роль и место категории качества в жизни современного общества и обеспечении основ его устойчивого развития;

- основы комплексного и системного подходов к формированию необходимого уровня качества товаров и услуг;

- принципы построения Систем Качества; международные и национальные стандарты качества;

- организацию аудита Систем Качества, принципы построения национальных премий качества;

- опыт организации общественных и зарубежных систем качества;

уметь:

- оценивать уровень качества продукции (товаров, услуг), производимый на предприятиях городского хозяйства;

- организовывать и проводить аудит систем качества на предприятиях городского хозяйства;

- самостоятельно использовать теоретические знания и повышать уровень профессиональной компетентности в данной области;

владеть:

- специальной терминологией и лексикой данной дисциплины;

- навыками приобретения новых знаний в области управления качеством на предприятии городского хозяйства;

- методами расчета в области оценки и управления качеством с использованием элементов экспертных оценок.

Содержание дисциплины отражено в Приложении 1. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине приведен в Приложении 3.

В процессе изучения дисциплины студентам необходимо ознакомиться с издаваемыми нормативно-правовыми актами, нормативно-справочной, учебной и научной литературой. Логическим завершением изучения курса является подготовка реферата по одной из тем, рекомендованных в данных методических указаниях.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебным планом направления подготовки 080200 – Менеджмент (профиль подготовки – Производственный менеджмент, отраслевая специализация – городское хозяйство) по дисциплине «Управление качеством» для студентов заочной формы обучения предусматривается выполнение контрольной работы.

Целью выполнения контрольной работы является приобретение студентами навыков работы с нормативно-справочной литературой, ознакомление с опытом работы организаций и предприятий городского хозяйства в областях управления качества предоставленных ими услуг и товаров. Выполнение контрольной работы является важным этапом к подготовке и сдаче зачета по данной дисциплине.

В контрольной работе студент-заочник должен дать последовательное, четкое и полное изложение вопроса, основанное на личном профессиональном опыте, публикациях в официальной печати, монографиях, справочных, газетно-журнальных статьях, Интернете по вопросам управления качеством продукции на предприятиях.

Задачами выполнения контрольной работы являются:

- закрепление знаний, полученных при изучении дисциплины;

- закрепление способностей оценки соответствия качества товаров и услуг требованиям повышения надежности и качества функционирования систем городского хозяйства;

- приобретение навыков работы повышения качества и надежности систем городского хозяйства.

В контрольной работе студент должен отразить содержание исследуемого вопроса на предприятии, в организации, где он работает. Для временно неработающих студентов допускается использование литературных источников, содержащих конкретный цифровой материал.

Вариант контрольного задания выбирается в соответствии с Приложением 2 по двум последним цифрам номера зачетной книжки.

Обязательным структурным элементом контрольной работы являются:

- титульный лист, оформленный в соответствии с требованиями, приведенными в Приложении 4;

- структура реферата, включающая:

- общие положения;

- анализ проблемы;

- заключение и выводы;

- список использованных литературных источников.

Общий объем контрольной работы 10-15 страниц текста.

Контрольная работа должна быть выполнена до наступления зачетно-экзаменационной сессии и сдана (прислана по почте) на кафедру экономики и менеджмента в городском хозяйстве по адресу: 192007, СПб, Прилукская 3/7. О результатах зачетной контрольной работы можно узнать по телефону (812)766-01-01. Если контрольная работа не зачтена, её необходимо доработать в соответствии с замечаниями и сдать повторно на проверку. Зачтенная контрольная работа хранится на кафедре.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ)

1. Качество продукции как объект системного и комплексного исследования

2. Качество продукции как большая система

3. Механизм управления качеством

4. Организационные структуры управления качеством на предприятии

5. Управление качеством услуг на транспортных предприятиях городского хозяйства

6. Управление качеством на предприятиях водного хозяйства

7. Качество услуг в системе жилищного и коммунального хозяйства

8. Жизненный цикл продукции и управление качеством

9. Аудит качества

10. Технологический процесс аудита качества

11. Сертификация продукции в РФ

12. Международная практика сертификации качества

13. Международные премии качества

14. Российские премии качества

15. Система управления качеством на конкретном предприятии

16. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2001.

17. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9004-2001.

18. Системы менеджмента качества. Требования. Государственный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001

19. Методы оценки уровня качества и конкурентоспособности технических изделий

20. Качество услуг, их уровень и правовое обеспечение

21. Основы теории измерения уровня качества продукции

22. Анализ связи качества и потребностей

23. Современная экономика и квалитология

24. Качество подготовки специалистов и научно-технический прогресс

25. Эволюция системы тотального управления качеством

26. Управление человеческими ресурсами и качество жизни общества

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется в соответствии с общими требованиями к оформлению документации, основными из которых являются следующие:

· компьютерный набор в редакторе WORD;

· формат страницы А4 (210-297мм);

· поля: верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм;

· шрифт - кегль 14;

· межстрочный интервал – 1,5;

· абзацный отступ – 1,27 см.

В исключительных случаях возможно представление работы в рукописном варианте.

При написании текста работы ссылки на используемые источники обязательны. Они приводятся по тексту работы в квадратных скобках с указанием номера источника и используемой страницы. Так, например, [6, с.17] означает, что студент использовал шестую по списку работу и материал, помещенный в этой работе на 17 странице. Список используемых работ должен включать 5-10 наименований, расположенных по алфавиту.

В работе рекомендуется использовать графики, схемы, диаграммы, рисунки, выполненные с соблюдением требований ГОСТ 7.32-2001. Допускаются приложения.

Пример оформления титульного листа контрольной работы приведен в Приложении 4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты:

1. ISO 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества: Практическое руководство для специалистов по качеству. По состоянию на июнь 2007 г.- М.: Форум, 2007.

2. ГОСТ Р ИСО-9000-2001. Основные положения и словарь. М.: Госстандарт России.-2001.

3. ГОСТ Р ИСО-9001-2001. Требования. М.: Госстандарт России. - 2001.

4. ГОСТ Р ИСО-9004-2001. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Госстандарт России. – 2001.

5. ГОСТ Р 51617-2000. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия. М.: Госстандарт России. - 2000.

Основная:

6. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник для вузов.- М.: ИНФРА-М, 2008.

7. Лебедев О.Т. Управление качеством в городском хозяйстве. ч. I. Теория и методология. Учебное пособие. - СПб., СПбГЭУ, 2006.

8. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учеб. пособие /И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред. И.И. Мазура. – М.: Омега-Л, 2005.

Дополнительная:

9. Агарков А.П. Управление качеством: Учебное пособие.- М.: Дашков и К, 2007

10. Гончаров А.А., Копылов В.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие. - 2-е изд., стереотип. - М: Академия, 2005.

11. Окрепилов В.В. Менеджмент качества: Учебник для вузов. - СПб: Наука, 2003.

12. Правовое обеспечение управления качеством продукции /Под ред. Швандара В.А. М.: ЮНИТИ.-2001

13. Управление качеством: Учебное пособие: В 2-х т./ С.А.Гладышев и др.- Старый Оскол: ТНТ, 2005.

14. Никитин В.А., Филоничева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. – 127 с.

15. Федюкин В.К. Управление качеством процессов. - СПб.: Питер, 2004.

16. Федюкин В.К. Основы квалиметрии. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: Филинъ, 2004.

17. Эванс Дж.Р. Управление качеством = Total quality: Учебное пособие/ Пер. с англ. под ред. Э.М. Короткова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание дисциплины

(извлечение из рабочей программы дисциплины)

РАЗДЕЛ 1. Качество как объект комплексного и системного исследования.

Тема 1. Комплексный и системный подход к анализу понятия качества.

Понятие качества и его комплексный характер. Качество как большая система. Исторический характер понятия. Роль качества в современной жизни и формировании конкурентных преимуществ страны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.