Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности неурочных форм занятий





 

Большинство неурочных занятий самодеятельны и проводятся с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или восстановления работоспособности, развития физических способнос­тей, совершенствования в спортивных движениях и др.

Неурочные формы занятий также могут различаться по целевой на­правленности (общеподготовительная и специализированная).

Занятия с общеподготовительной направленностьюслужат решению различных задач и подразделяются на три характерных вида (каждый со своими разновидностями) [9, 211].

1. Занятия общегигиенического характера.

К ним относятся: гигиеническая гимнастика;

прогулки; бег трусцой;

занятия на «дорожках здоровья»; купание, плавание.

Все эти разновидности служат целям активизации, улучшения и под­держания на оптимальном уровне физического состояния.

2. Занятия учебно-вспомогательного характера имеют разновидности:

-самостоятельные занятия, связанные с выполнением заданий педа­гога по общей физической подготовке, и т.п.;

-репетиции к выступлениям, физкультурным праздникам, парадам. Первые, как правило, носят индивидуальный характер, вторые — чаще являются групповыми, даже массовыми.



3. Занятия смешанного характера, в которых представлены элементы учебно-вспомогательные. К ним относятся:

-туристские прогулки выходного дня;

-туристские походы; подвижные и спортивные игры рекреационного типа;

-спортивные развлечения рекреационного типа.

Дадим характеристику некоторым из них:

Гигиеническая гимнастика — наиболее простой и до­ступный для организации вид индивидуальных занятий. Она обыч­но состоит из ходьбы, бега и нескольких общеразвивающих гимна­стических упражнений, выполняемых в течение 8—10 мин. Гигиени­ческой гимнастикой занимаются для того, чтобы включиться в повседневную деятельность, поддержать работоспособность, для активного отдыха. Упражнения выполняют в помещении или на открытом воздухе, нередко используя отягощения — гантели, ги­ри, эспандеры и т. п. Заканчивают занятие водными процедурами. Подбирать и дозировать упражнения следует так, чтобы организм постепенно втягивался в работу, чтобы ими были охвачены все основные группы мышц. Со временем комплексы упражнений нуж­но обновлять и усложнять. Утренней зарядкой и гигиенической гим­настикой люди могут и должны заниматься с самого раннего воз­раста до глубокой старости. Эти виды индивидуальных занятий широко популяризируются по радио, телевидению, в печати, лекци­ях и занимают видное место в советской системе физического вос­питания [4, 255].



Более сложна самостоятельная физическая подго­товка (общая, спортивная и профессионально-прикладная). Заня­тия ею отличаются достаточно строгой системой в постановке задач и подборе упражнений, предполагают значительные затраты времени, иногда специализированный режим жизни, что требует опреде­ленных знаний теории и методики физического воспитания. В прин­ципе самостоятельная физическая подготовка должна строиться по типу урочных форм занятий.

Самостоятельная физическая подготовка получает все большее распространение. Это один из ярких примеров внедрения физиче­ской культуры и спорта в быт народа. Следует учитывать, что прак­тически каждый «организованный» физкультурник и спортсмен в той или иной мере занимается самостоятельно [6, 318].

Следует подчеркнуть, что индивидуальные занятия принесут пользу только при наличии специальных методических знаний, уме­ний и навыков, которые приобретаются в первую очередь на уроч­ных занятиях физическими упражнениями. Большую роль в форми­ровании знаний, умений и навыков самостоятельного построения занятий играют популярная методическая литература, радио, теле­видение, лекции, доклады, а также консультации в научно-исследо­вательских институтах и учебных заведениях.



Особое значение для успеха индивидуальных занятий имеет са­моконтроль. Он основывается на анализе самочувствия и некоторых учитываемых объективных показателей морфологического и функ­ционального состояния организма [9, 212].

Неурочные формы играют вспомогательную роль в решении задач физи­ческого воспитания и дополняют уроки. Однако нередко они приобретают вполне самостоятельное значение, полностью обеспечивая физкультурные потребности определенных контингентов населения (например, утренняя гимнастика, гигиенические прогулки, оздоровительный бег трусцой для пожилых людей).

Этими занятиями преследуются в основном оздоровительные цели, но большее место в них занимают также общеобразовательные и воспитатель­ные элементы. В большинстве случаев они имеют самостоятельное значе­ние, но могут увязываться с урочными занятиями. Часть из них проводит­ся самостоятельно, некоторые же требуют квалифицированного руководства.

По форме руководства различают организованные и самодеятельные за­нятия. Причем одни и те же формы могут носить как организованный, так и самостоятельный характер (например, утренняя гигиеническая гим­настика, проводимая в домашних условиях, в условиях оздоровительного лагеря или дома отдыха) [10, 245].

В зависимости от численного состава занимающихся, вовлеченных в занятия, выделяют индивидуальные, групповые и массовые формы. Напри­мер, индивидуальные занятия бегом трусцой, групповые — в Клубе люби­телей бега, массовые пробеги в День бегуна. По периодичности проведения различают регулярные формы занятий, которые проводятся ежедневно, например, зарядка или еженедельные ку­пания и т.п., и эпизодические (туристские походы, соревнования и т.п.).

Некоторые виды и разновидности таких занятий имеют самостоятель­ное значение, другие сочетаются или же в определенной мере заменяют друг друга. При этом все они подчинены той или иной направленности физического воспитания. Тем самым неурочные формы становятся важ­ными элементами (и даже звеньями) системы физического воспитания.

Несмотря на значительные различия, неурочные формы занятий не­обходимо организовывать в соответствии с методическими принципами: постепенное врабатывание, реализация основного содержания в режиме требуемых усилий, завершения занятий постепенным снижением нагрузок и в ряде случаев подготовка к последующей деятельности.

В специализированном физическом воспитанииполучили распростране­ние индивидуализированные занятия специалиста с отдельными лицами (индивидуальные занятия спортсмена высокой квалификации, занятие лечебной гимнастикой и др.). Время и содержание таких занятий изменя­ются в зависимости от потребности и возможностей индивидуума и по другим причинам.

Положительным в них является то, что обеспечивается более тесный контакт между педагогом и занимающимся. Это дает возможность своев­ременно выяснять достижения и трудности, оказывать занимающемуся своевременную помощь. Он может продвигаться вперед наиболее подхо­дящим для него путем [13, 177].

Однако, наряду с достоинствами, индивидуальные занятия имеют и существенные недостатки:

-неэкономичность (время и силы педагога расходуются на работу лишь с одним учеником);

-отсутствие коллектива занимающихся, поддерживающего, поощ­ряющего, дающего каждому ощущение принадлежности к группе, предо­ставляющего возможность учиться у других.

Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществля­ются на основе полной добровольности [14, 269].

В организации урочных и неурочных занятий много общего, так как общими являются цель физического воспитания, многие задачи, средства и методы. Поэтому хорошее знание организации уроков позволяет отно­сительно успешно проводить и неурочные занятия.

 


Заключение

 

Такое разнообразие форм занятий возникло в физкультурной практике, конечно, не случайно. Оно расширяет возможности рациональной организации системы занятий применительно к их конкретной направленности и реальным условиям проведения с учетом специфики контингента занимающихся, их групповых и индивидуальных особенностей, позволяет придать необходимую гибкость организации занятий, обеспечить соответствие форм занятий их содержанию, закономерно изменяющемуся в процессе физического воспитания. Существенно вместе с тем, что при всем многообразии форм занятий их структура имеет определенные общие черты. Более полно они выражены, естественно, в основных формах занятий [12, 326].

Форма занятий активно влияет на их содержание. Будучи еди­ной с ним, она обеспечивает оптимизацию деятельности занимаю­щихся. Постоянное пользование одними и теми же, стандартными формами занятий задерживает совершенствование физической под­готовленности занимающихся. Целесообразное варьирование форм, введение новых взамен устаревших дает возможность успешно ре­шать задачи физического воспитания.

Факт активного влияния формы занятий на их содержание, а следовательно, и на результаты обязывает к самому серьезному от ношению к ней. Этим и объясняется, почему в теории физического воспитания вопросам построения занятий физическими упражне­ниями всегда придавалось большое значение [12, 327].

Сравнительно устойчивый способ объединения элементов содержа­ния составляет форму занятий физическими упражнениями.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.