Представления о природе мужского и женского и о характере отношений между мужчинами и женщинами
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По курсу
ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ
Направление подготовки
040400 – Социальная работа
Квалификация выпускника
БАКАЛАВР
Форма обучения
Очная
Нижний Новгород
2011 год
- Цели освоения учебной дисциплины:
Дать представление о гендерологии и феминологии, как отрасли научного знания, о ее месте в системе знаний об обществе; ознакомить с основными понятиями, используемыми в гендерных исследованиях; представить основные (исторические и современные) гендерные концепции и теории; дать представление о современных гендерных исследованиях, показать взаимосвязь и взаимообусловленность гендерных и других социальных процессов, функционирование гендерных систем в конкретно исторических условиях; дать анализ современных гендерных исследований (как в целом мире, так и в России), показать основные тенденции развития; научить применять полученные знания для анализа гендерных процессов и явлений.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная учебная дисциплина входит в базовую часть Б.3 дисциплин профессионального цикла ФГОС по направлению подготовки ВПО 040400– «Социальная работа».
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра социальной работы «История», «Философия», «Культурология», «Психология», «Демография», «Основы социологии», «Семьеведение».
Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин профессионального цикла, изучающих общество в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение основных классических и современных теорий и школ.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
Основные закономерности формирования и функционирования гендерных систем;
Основные модели и теории, описывающие гендерные отношения, гендерную социализацию, гендерные аспекты стратификации;
Уметь:
Производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о гендерных отношениях, гендерных системах в их культурно-исторической обусловленности;
Владеть:
Способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;
Навыками получения профессиональной информации из различных источников, включая Интернет и зарубежную литературу.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 040400– «Социальная работа»:
а) общекультурные (ОК):
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
б) профессиональными(ПК)
- быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);
- быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);
- быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19);
- быть способным учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-23);
- быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31)
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них 16 лекционных, 16 практических аудиторных занятий, 40 часов самостоятельной работы студентов.
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
| Гендер как социальная категория
|
| 1-2
| Л:2
| СР: 4
| ПР:2
| Итого:8
| Участие в практ. занятии – 2
|
| Феминизм и институционализация гендерных исследований
|
| 3-8
| Л:6
| СР: 14
| ПР:6
|
| Тест / ПР / Участие в практ. занятии – 4, 6, 8
|
| Современные теории гендера
|
| 9-10
| Л:2
| СР: 6
| ПР:2
|
| Участие в практ. занятии – 10
|
| Становление современной российской гендерной системы
|
| 11-12
| Л:4
| СР: 6
| ПР:2
|
| Тест / ПР / Участие в практ. занятии – 12
|
| Гендерный подход в социальной работе
|
| 13-16
| Л:2
| СР: 10
| ПР:4
|
| Участие в практ. занятии – 14, 16
|
|
|
|
|
|
|
|
| Зачет
|
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№п/п
| Раздел дисциплины
| Лекции
| ПЗ (или С)
| СР
|
| Гендер как социальная категория
|
|
|
|
| Феминизм и институционализация гендерных исследований
|
|
|
|
| Современные теории гендера
|
|
|
|
| Становление современной российской гендерной системы
|
|
|
|
| Гендерный подход в социальной работе
|
|
|
|
Образовательные технологии
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного тренинга, групповых дискуссий, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
Программа лекций по курсу «Гендерология и феминология»
Раздел 1. Гендер как социальная категория
Гендер как социальный конструкт. Гендер в обществе и культуре. Конструирование гендера: половая дифференциация как социальный процесс. Механизмы перевода биологических различий на язык социальной дифференциации.
Гендерная идентичность. Гендерные роли. Гендерные различия в когнитивной сфере. Формирование гендерной идентичности.
Гендерная социализация. Процесс "приписывания пола" как элемент идентификации. Гендерная схема. Понятие "дискурсивных практик" и гендерная социализация: социальный контроль над индивидом.
Теории формирования гендерных ролей: психодинамическая теория (пол (гендер) в психоанализе); теория социального научения; теория когнитивного развития; теория гендерной схемы.
Интерпретации гендера. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки. Модели маскулинности и феминности.
Социальный статус и гендерная стратификация как основные понятия гендерной социологии.
Понятие множественности гендеров. Стереотипы феминности и маскулинности.
Раздел 2. Феминизм и институционализация гендерных исследований
Представления о природе мужского и женского и о характере отношений между мужчинами и женщинами
Биодетерминизм как основная характеристика традиционных концепций пола.
Принцип бинарных оппозиций: диаметральная противоположность и иерархия мужского и женского в античной философской мысли (Платон, Аристотель).
Христианские представления о браке и отношениях полов. Блаженный Августин. Григорий Нисский ["Об устроении человека"]. Иоанн Златоуст "О христианском браке и об обязанностях мужа и жены". Фома Аквинский. "Молот ведьм" Я. Шпренгера и Г. Инститориса
Куртуазная традиция. Культ "прекрасной дамы".
Отношение к женщине в эпоху Просвещения. Ж.Ж. Руссо ["Эмиль, или О воспитании"]. Ж.А. Кондорсе ["О предоставлении женщинам прав гражданства"].
Социалисты-утописты о женском вопросе. Ш. Фурье [Теория четырех движений и всеобщих судеб", "Новый любовный мир"].
Позиции социал-демократов и марксистов по "женскому вопросу". Отношение к феминизму и феминистским организациям. Ф. Энгельс ["Происхождение семьи, частной собственности и государства"]. А. Бебель ["Женщина и социализм"]. А. Коллонтай и ее проект "эмансипации женщин": новая половая мораль, представления о семье будущего; вопрос об уходе за детьми и материнстве в условиях социалистического общества.
Женщина в системе ценностей буржуазного общества. Западноевропейские мыслители XIX в. о природе и социальном предназначении женщины. Ф. Шлегель. А. Шопенгауэр ["Метафизика половой любви"]. О. Вейнингер ["Пол и характер"].
Тема пола в философской и общественно-политической мысли России середины XIX начала ХХ вв. Н.Г. Чернышевский. Н.Н. Страхов ["Женский вопрос"]. М.К. Цебрикова. Темы андрогинности человека и Вечной Женственности в творчестве В.С. Соловьева. Н.А. Бердяев ["Метафизика пола и любви"]. В.В. Розанов ["Люди лунного света"]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|