Сделай Сам Свою Работу на 5

Представления о природе мужского и женского и о характере отношений между мужчинами и женщинами





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По курсу

ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ

 

 

Направление подготовки

040400 – Социальная работа

 

Квалификация выпускника

БАКАЛАВР

 

Форма обучения

Очная

 

Нижний Новгород

2011 год


  1. Цели освоения учебной дисциплины:

Дать представление о гендерологии и феминологии, как отрасли научного знания, о ее месте в системе знаний об обществе; ознакомить с основными понятиями, используемыми в гендерных исследованиях; представить основные (исторические и современные) гендерные концепции и теории; дать представление о современных гендерных исследованиях, показать взаимосвязь и взаимообусловленность гендерных и других социальных процессов, функционирование гендерных систем в конкретно исторических условиях; дать анализ современных гендерных исследований (как в целом мире, так и в России), показать основные тенденции развития; научить применять полученные знания для анализа гендерных процессов и явлений.

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в базовую часть Б.3 дисциплин профессионального цикла ФГОС по направлению подготовки ВПО 040400– «Социальная работа».



Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра социальной работы «История», «Философия», «Культурология», «Психология», «Демография», «Основы социологии», «Семьеведение».

Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин профессионального цикла, изучающих общество в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение основных классических и современных теорий и школ.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

Основные закономерности формирования и функционирования гендерных систем;

Основные модели и теории, описывающие гендерные отношения, гендерную социализацию, гендерные аспекты стратификации;

Уметь:

Производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о гендерных отношениях, гендерных системах в их культурно-исторической обусловленности;



Владеть:

Способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике;

Навыками получения профессиональной информации из различных источников, включая Интернет и зарубежную литературу.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 040400– «Социальная работа»:

 

а) общекультурные (ОК):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

б) профессиональными(ПК)

- быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);

- быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);

- быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19);

- быть способным учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-23);

- быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31)



 

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа, из них 16 лекционных, 16 практических аудиторных занятий, 40 часов самостоятельной работы студентов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Гендер как социальная категория 1-2 Л:2 СР: 4 ПР:2 Итого:8 Участие в практ. занятии – 2
Феминизм и институционализация гендерных исследований 3-8 Л:6 СР: 14 ПР:6 Тест / ПР / Участие в практ. занятии – 4, 6, 8
Современные теории гендера 9-10 Л:2 СР: 6 ПР:2 Участие в практ. занятии – 10
Становление современной российской гендерной системы 11-12 Л:4 СР: 6 ПР:2 Тест / ПР / Участие в практ. занятии – 12
Гендерный подход в социальной работе 13-16 Л:2 СР: 10 ПР:4 Участие в практ. занятии – 14, 16
        Зачет

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

 

№п/п Раздел дисциплины Лекции ПЗ (или С) СР
Гендер как социальная категория
Феминизм и институционализация гендерных исследований
Современные теории гендера
Становление современной российской гендерной системы
Гендерный подход в социальной работе

Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного тренинга, групповых дискуссий, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.

 

Программа лекций по курсу «Гендерология и феминология»

 

Раздел 1. Гендер как социальная категория

 

Гендер как социальный конструкт. Гендер в обществе и культуре. Конструирование гендера: половая дифференциация как социальный процесс. Механизмы перевода биологических различий на язык социальной дифференциации.

Гендерная идентичность. Гендерные роли. Гендерные различия в когнитивной сфере. Формирование гендерной идентичности.

Гендерная социализация. Процесс "приписывания пола" как элемент идентификации. Гендерная схема. Понятие "дискурсивных практик" и гендерная социализация: социальный контроль над индивидом.

Теории формирования гендерных ролей: психодинамическая теория (пол (гендер) в психоанализе); теория социального научения; теория когнитивного развития; теория гендерной схемы.

Интерпретации гендера. Гендерные стереотипы, предрассудки, установки. Модели маскулинности и феминности.

Социальный статус и гендерная стратификация как основные понятия гендерной социологии.

Понятие множественности гендеров. Стереотипы феминности и маскулинности.

 

Раздел 2. Феминизм и институционализация гендерных исследований

 

Представления о природе мужского и женского и о характере отношений между мужчинами и женщинами

Биодетерминизм как основная характеристика традиционных концепций пола.

Принцип бинарных оппозиций: диаметральная противоположность и иерархия мужского и женского в античной философской мысли (Платон, Аристотель).

Христианские представления о браке и отношениях полов. Блаженный Августин. Григорий Нисский ["Об устроении человека"]. Иоанн Златоуст "О христианском браке и об обязанностях мужа и жены". Фома Аквинский. "Молот ведьм" Я. Шпренгера и Г. Инститориса

Куртуазная традиция. Культ "прекрасной дамы".

Отношение к женщине в эпоху Просвещения. Ж.Ж. Руссо ["Эмиль, или О воспитании"]. Ж.А. Кондорсе ["О предоставлении женщинам прав гражданства"].

Социалисты-утописты о женском вопросе. Ш. Фурье [Теория четырех движений и всеобщих судеб", "Новый любовный мир"].

Позиции социал-демократов и марксистов по "женскому вопросу". Отношение к феминизму и феминистским организациям. Ф. Энгельс ["Происхождение семьи, частной собственности и государства"]. А. Бебель ["Женщина и социализм"]. А. Коллонтай и ее проект "эмансипации женщин": новая половая мораль, представления о семье будущего; вопрос об уходе за детьми и материнстве в условиях социалистического общества.

Женщина в системе ценностей буржуазного общества. Западноевропейские мыслители XIX в. о природе и социальном предназначении женщины. Ф. Шлегель. А. Шопенгауэр ["Метафизика половой любви"]. О. Вейнингер ["Пол и характер"].

Тема пола в философской и общественно-политической мысли России середины XIX начала ХХ вв. Н.Г. Чернышевский. Н.Н. Страхов ["Женский вопрос"]. М.К. Цебрикова. Темы андрогинности человека и Вечной Женственности в творчестве В.С. Соловьева. Н.А. Бердяев ["Метафизика пола и любви"]. В.В. Розанов ["Люди лунного света"]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.