Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование Я самим автономным субъектом





Уважительное внимание, справедливое отношение и признание ценности – это те «искры зажигания», которые извне запускают формирование структуры Я и подпитывают самоценность человека. Полученное извне стимулирует, сообщает импульсы, готовит почву, создает необходимый климат – иными словами, производит то индуктивное поле, в котором могут быть соединены и внутренние и внешние предпосылки, необходимые для формирования Я. То, что приходит извне, еще нужно сделать своим. Как же осуществляется это согласование с Собственным? Встреча самого себя происходит посредством тех же самых трех структур, которые приходят в качестве индукции извне. Человек использует уважительное внимание, справедливое отношение и признание ценности применительно к себе самому.

а) Уважительное внимание связано с установлением дистанции по отношению к самому себе и приводит к восприятию собственных границ. Дистанция позволяет посмотреть на себя как бы со стороны – достаточно немного отодвинуться от того, к чему ты стремишься, и что является для тебя важным, от того, как ты себя чувствуешь и как себя ведешь, – короче говоря, отодвинуться от того, какой ты есть спонтанно. При отсутствии хотя бы минимальной дистанции по отношению к себе мы не в состоянии себя увидеть и создать картину самих себя – не можем понять, кто мы есть с нашими склонностями, нашими потребностями и способностями. Без этой минимальной дистанции трудно понять, как нас видят другие, и что именно в нас тем или иным образом воздействует на других. Иначе говоря, без этой минимальной дистанции мы остаемся сами себе чужими, и другие также остаются чужими для нас, потому что мы не можем понять, почему они обходятся с нами тем или иным образом. Первый опыт такой дистанции мы можем получить уже в годовалом и двухлетнем возрасте, когда другие побуждают нас видеть, что мы делаем и к каким последствиям это приводит, чем мы причиняем боль или приносим радость другому. Зеркало другого, взгляд через очки другого – лучшее средство для того, чтобы создать картину себя. Но только другого недостаточно. Нужны также и мы сами – собственные наши старания увидеть себя, наше мужество видеть себя такими, какие мы есть, наша скромность для того, чтобы удерживать себя в своих границах. Другой может быть нам в этом поддержкой. Но заменить нас он не может.





б) Справедливое отношение в плане внутреннем заключается прежде всего в соотнесении с самим собой. Речь идет о том, чтобы понять, что в собственных чувствах и интуиции человек воспринимает как важное и ценное, как изначально свое. Для того чтобы стать адекватным самому себе, требуется эта внутренняя согласованность с Собственным. Это означает, что человек должен учиться воспринимать всерьез то, что в нем возникает, – подхватывать это, не переступая через самого себя, позволять этому быть, удерживать это вблизи себя и оставаться с ним в резонансе. Только таким образом человек может «оставаться у самого себя» и последовательно строить свое Я. Установка открытости по отношению к себе – своим чувствам, мыслям, страхам и радостям, своей тоске и своей боли – закладывает основу аутентичности. В итоге человек может находиться в сообществе, не подвергаясь риску раствориться в общей массе, и вместе с тем жить без страха одиночества – потому что у него достаточно внутреннего пространства, чтобы быть способным «оставаться с самим собой».

в) Признание собственной ценности закрепляетсядвояким образом: посредством критической самооценки и в чувствовании ценности своего бытия как Person.

Суждение о себе и оценка себя самого осуществляется с помощью осознанной рефлексии собственных переживаний и действий. Оценки, которым человек сам себя подвергает, позволяют занять позицию по отношению к себе перед лицом собственной совести и Сверх-Я как хранителя ценностей сообщества. Посредством согласования суждения о себе с собственными нравственными инстанциями возникает оправдание перед собой, которое дает человеку чувство оправданности собственного поведения и перед другими.



В конечном итоге, признание собственной ценности основывается на чувстве ценности и тайны собственного бытия как Person – той существующей в нас глубины, которая никогда не может быть исчерпана до конца. Хотя это интуитивное чувство дано нам непосредственно, благодаря всем вышеупомянутым ступеням оно расширяется, усиливается и становится более доступным. Это интуитивное чувствование также наполняет смыслом открытость в отношении себя самого – потому что то, что в самом человеке всплывает и растет, понимается им как выражение более глубокой внутренней реальности, безусловно достойной того, чтобы быть воспринятой и удостоенной самого пристального рассмотрения.

Краткий обзор внутреннего процесса формирования структуры Я представлен в таблице 1.

Способности познать самого себя в своих устремлениях, оставаться в контакте с собой и, несмотря на все тупики и ошибки, позволить себе

 

1. УВАЖИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ по отношению К СЕБЕ:

сделать себя объектом собственного вниманияÞдля этого требуетсяСАМО-ДИСТАНЦИРОВАНИЕ

(покой, размышления, юмор...)

Индукция: Уважительное внимание со стороны других.

2.СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ:

воспринимать себя в своих переживаниях, интуиции, мыслях и поведении

и достигать такой степени согласования с собой, чтобы стать адекватным собственным содержаниям и ценностям ®

для этого требуется ПРИНИМАТЬ СЕБЯ ВСЕРЬЕЗ

=быть открытым по отношению к себе,

оставаться в контакте с самим собой

Индукция: Справедливое отношение со стороны других к твоему Собственному.

3. ПРИЗНАНИЕ ЦЕННОСТИ САМОГО СЕБЯ:

оценка самого себя и суждение о себе Þдля этого требуется

а) осознанная РЕФЛЕКСИЯ собственных переживаний и действий,

согласование с собственной совестью и с ценностями общества,

выработка позиции по отношению к самому себе.

б) ЧУВСТВОВАНИЕглубины и ценности собственного бытия как Person.

Þ ведет к тому, что человек ощущает себя в своих действиях «правильным» и «оправданным» перед самим собой и другими

Индукция: вынесение критических суждений и

признание ценности со стороны других

Все это приводит к способности проживать собственное бытие в качестве Personпосредством «обрамления» его индивидуальным Я

 
 


Taбл.1. Структурные функции Я: три центральные способности

человека в работе с собой, которые «индуцируются» извне, но которые должны быть «присвоены» человеком, чтобы стать автономным,

аутентичным и продуктивным

быть перед самим собой – рассматриваются нами как внутренние

структурные элементы формирования Я и обоснования самоценности субъекта. Благодаря им, у нас появляется возможность обратить взгляд к той глубине, которая редко нами осознается, но, несмотря на это, составляет самую основу формирования Я и самоценности: бытие Person.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.