Сделай Сам Свою Работу на 5

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМ КАЧЕСТВА.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ НА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Мировой опыт управления качеством был сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1987г. В сферу деятельности этой организации входят все области стандартизации за исключением электротехники и электроники, что по соглашению является сферой деятельности Международной электротехнической комиссии (IЕС-МЭК).

Разработка стандартов ИСО 9000 проводилась с участием ведущих специалистов в области качества на основе ряда ранее выпущенных национальных стандартов по управлению качеством. Эти национальные стандарты появились и использовались сначала в связи с высокими требованиями к качеству военной техники, а затем стали применяться и при изготовлении гражданской продукции.

В 1994 году было выпущено второе издание стандартов. В 2000 г. состоялся пересмотр стандартов этой серии. Новое издание в настоящее время отсутствует в региональных органах Госстандарта РФ, но эксперты отмечают увеличение доли в их содержании значения удовлетворения запросов потребителей.

В редакции 1994г. объекты стандартизации этой серии международных стандартов охватывают не только элементы систем качества, критерии их выбора и модели систем обеспечения качества, но и способы проверок действующих систем качества, критерии квалификационных характеристик экспертов - аудиторов. Приняты международные стандарты по управлению качеством услуг, перерабатываемых материалов, программного обеспечения. Включены аспекты качества:

  • качество, обусловленное определением спроса на продукцию;
  • качество, обусловленное проектированием продукции;
  • качество, обусловленное соответствием продукции проекту;
  • качество, обусловленное материально - техническим обеспечением продукции на протяжении ее жизненного цикла;

Стандарты ИСО серии 9000 вместе со стандартами ИСО серии 10000 и стандартом ИСО 8402 сейчас называют «семейством» стандартов ИСО серии 9000.



Основополагающие стандарты:

  • ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
  • ИСО 9000-1. Руководящие указания по выбору и применению.
  • ИСО 9000-2. Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.
  • ИСО 9001. Модель при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
  • ИСО 9002. Модель при производстве, монтаже и обслуживании.
  • ИСО 9003. Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции.
  • ИСО 9004-1. Элементы системы качества. Руководящие указания.

Стандарты по категориям продукции:

  • ИСО 9000-3. Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения.
  • ИСО 9004-2. Системы качества. Руководящие указания по услугам.
  • ИСО 9004-3. Системы качества. Руководящие указания по перерабатываемым материалам.

Стандарты по проверке систем качества:

  • ИСО 10011- 1. Руководящие указания по проверке систем качества. Проверка.
  • ИСО 10011-2. Квалификационные критерии для экспертов – аудиторов по проверке систем качества.
  • ИСО 10011-3. Руководство программой проверок.

Стандарты по элементам систем качества:

  • ИСО 9004-4. Руководящие указания по улучшению качества.
  • ИСО 9004-5. Руководящие указания по программам качества.
  • ИСО 9004-6. Руководящие указания по обеспечению качества руководства проектами.
  • ИСО 9004-7. Руководящие указания по управлению конфигурацией.
  • ИСО 9004-8. Руководящие указания по принципам управления качеством и их применение в системе административного управления.
  • ИСО 10005. Руководящие указания по программе качества.

Основное содержание стандартов ИСО 9000 – это рекомендации, содержащие виды деятельности (функции, элементы системы качества), которые целесообразно внедрить на предприятиях, чтобы организовать эффективную работу по качеству. Перечень рекомендуемых элементов систем качества приведен в стандарте ИСО 9000-1.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМ КАЧЕСТВА.

1. Ответственность руководства – предусматривает обязанность

руководства предприятия определять политику и цели в области качества, обязанность создавать и внедрять систему качества, а также – руководить ею.

2. Система качества – элемент, обязывающий поставщика

разработать, документально оформить и поддерживать в рабочем состоянии систему качества как средство для обеспечения соответствия продукции установленным требованиям. При этом должны быть разработаны все необходимые процедуры для выполнения функций системы качества и общее описание системы качества – Руководство по качеству.

3. Анализ контракта – элемент, который обязывает поставщика

до заключения контракта оценить свою способность выполнить его, а в процессе выполнения – регулярно проверять и документально подтверждать достижение требуемых контрактом характеристик.

4. Управление проектированием – в результате его должен

устанавливаться и подтверждаться в проекте уровень качества продукции, соответствующий запросам потребителей и требованиям законодательства по безопасности и защите окружающей среды. При этом должны быть предусмотрены критерии оценки проекта, проводиться анализ и проверка проекта по завершении определенных стадий проектирования, а также – утверждение проекта после его разработки.

5. Управление документацией и данными – для установления порядка разработки, утверждения, выпуска и изменения всех необходимых документов.

6. Закупки - основное внимание обращается на выбор

квалифицированных субподрядчиков и входной контроль качества покупных изделий и материалов.

7. Управление продукцией, поставляемой потребителем – этот

элемент должен предусматривать возможность поставщика обеспечить проверку, хранение и техническое обслуживание продукции потребителя при ее использовании в производстве.

8. Идентификация продукции и прослеживаемость – этот элемент

необходим для создания уверенности в том, что в процессе производства используются требуемые материалы и покупные изделия, для чего их качество должно быть подтверждено соответствующими документами. Изготавливаемые детали и узлы должны иметь сопроводительные документы и необходимую маркировку для установления их принадлежности к тому или иному изделию.

9. Управление процессами – с целью соблюдения требований

конструкторской документации при изготовлении продукции путем создания управляемых условий. Для этого необходима разработка технологии производства, применение необходимого оборудования и контроль за выполнением установленных параметров производственного процесса и достижением требуемых характеристик продукции.

10. Контроль и проведение испытаний – в результате их

определяется достигнутый уровень качества и оценивается его соответствие тому уровню, который был заложен в конструкторской документации. При этом предусматривается входной контроль материалов и покупных изделий, контроль и испытания в процессе производства и окончательный контроль и испытания с оформлением соответствующих протоколов.

11. Управление контрольным, измерительным и испытательным

оборудованием - без него невозможна объективная оценка качества продукции. Здесь должно быть предусмотрено: установление необходимых измерений и их точность; идентификация, калибровка и поверка оборудования, а также – обеспечение требуемых условий его сохранности.

12. Статус контроля и испытаний – этот элемент требует

поддержания определенного уровня контроля и испытаний: проведение контроля и испытаний аттестованным оборудованием, подготовленными специалистами с помощью проверенных и откалиброванных средств измерений, чтобы можно было доверять полученным результатам.

13. Управление несоответствующей продукцией – устанавливает

правила использования изделий с отступлениями от документации или порядок изоляции окончательно забракованных изделий с тем, чтобы гарантировать, что в изготавливаемой продукции нет деталей, узлов или материалов, не соответствующих установленным требованиям. При этом должно быть предусмотрено своевременное обнаружение, изъятие и изоляция брака.

14. Корректирующие и предупреждающие действия – необходимы

для устранения дефектов и предупреждения их повторения путем устранения причин их появления.

15. Погрузочно – разгрузочные работы, хранение, упаковка,

консервация и поставка – эти элементы системы качества предназначены для обеспечения поставщиком сохранности продукции вплоть до ее поставки потребителю.

16. Управление регистрацией данных о качестве – здесь требуется

иметь установленный порядок сбора, систематизации, ведения, хранения и предоставления потребителю данных о качестве для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям и эффективности системы качества.

17. Внутренние проверки качества – позволяют регулярно

контролировать выполнение функций (элементов) системы качества и соблюдение соответствующих нормативных документов. При этом должны составляться планы проверок и протоколироваться их результаты, а сами проверки должны проводиться персоналом, не несущим непосредственную ответственность за проверяемую деятельность.

18. Подготовка кадров – для обеспечения требуемой квалификации

персонала.

19. Техническое обслуживание – необходимость обслуживания

определяется в зависимости от установленных требований.

20. Статистические методы – поставщик должен определить потребности в статистических методах, применяемых при разработке, управлении процессами и оценке характеристик продукции. При этом должны быть установлены соответствующие процедуры их применения.

Следует отметить и такой элемент системы качества, как стимулирование работников за качество продукции, который говорит о должном внимании к человеческому фактору. Но в стандарте ИСО 9000-1 этот элемент, к сожалению, отсутствует.

Практическая польза стандартов семейства ИСО 9000 заключается в том, что они универсальны и дают возможность стандартизировать работу по управлению и обеспечению качества на различных предприятих. Методы работ могут быть разными в зависимости от вида выпускаемой продукции.

Стандарты ИСО 14000.

В связи с обострившейся необходимостью охраны окружающей среды международной организацией по стандартизации был разработан комплекс стандартов ИСО 14000. Представляют интерес в связи с включением экологических требований на продукцию.


 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.