Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра журналистики

 

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

по дисциплине

История зарубежной литературы

Направление подготовки: 031300 Журналистика

Формы обучения: очная

 

Тула 2012 г.

 

 

Сборник методических указаний к практическим занятиям составлен к. филол. наук, доцентом Рудомазиной Т.Б. и обсужден на заседании кафедры журналистики гуманитарного факультета

протокол №___ от "___"______________ 2012 г.

Зав. кафедрой________________Б.А. Играев

Третий семестр

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

История античной литературы

Гомеровский эпос

1. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Своеобразие эпической фабулы и эпического героя.

2. Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство.

3. Принципы эпической характеристики героев «Илиады» и «Одиссеи».Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.

4. Люди и боги в поэмах Гомера. Своеобразие изображения богов в поэмах.

5. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.

6. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.

7. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) Лосев А.Ф. Гомер. М.,1960.

3) Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. М.,1963.

4) Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975.

5) Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.,1983.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

История античной литературы

Древнегреческая трагедия. Эсхил. «Орестея»

1. Устройство греческого театра.

2. Происхождение греческой трагедии. Структура трагедии.

3. Роль Эсхила в развитии жанра. Общая характеристика его трагедий.



4. Миф об Атридах как основа трилогии «Орестея».

5. Составные элементы трилогии: «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды».

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М.,1990.

3) Ярхо В.Н. Эсхил. М.,1958.

4) Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах.М.,1996.

5) Головня В.В. История античного театра. М.,1972.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

История античной литературы

Римский эпос. «Энеида» Вергилия

 

1. Мифологическая основа поэмы.

2. Синтез мифа и истории в поэме. События и лица римской истории и способы их введения в текст поэмы.

3. Морские странствия героя. Эней и Одиссей.

4. Эней и Дидона.

5. Эней как человек судьбы.

6. Вергилий и Гомер. Специфика эпоса Вергилия.

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего //Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1979.

3) Топоров В. Эней – человек судьбы. М.,1993.

4) Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1971.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Литература Средних веков.

Рыцарский роман. «Тристан и Изольда»

 

1. Жанровые признаки рыцарского романа.

2. Цикл сюжетов «бретонских» или «артуровских» романов.

3. Кельтское сказание о Тристане и Изольде и стихотворные обработки легенды Берулем, Тома, Готфридом Страсбургским.

4. Специфика ситуации, в которую действуют герои; концепция чувства героев.

5. Символико-аллегорическая образная система романа.

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М.,1975.

3) Беруль. Роман о Тристане//Легенда о Тристане и Изодльде. М.,1976, С.19-103.

4) Тома. Роман о Тристане // Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.116-186.

5) Готфрид Страсбургский. Тристан // Легенда о Тристане и Изольде.М., 1976, С. 186-206.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Героический эпос средневековья. «Песнь о Роланде»

 

1. Исторические условия возникновения и формирования героического эпоса Средневековья. Категория «универсальности» эпического произведения.

2. Французский героический эпос «Песнь о Роланде»:

1) Историческая действительность и специфика ее отражения в «Песне о Роланде».

2) Эпоха первых крестовых походов.

3) Религиозные представления, феодальные отношения.

4) Понятия о чести и долге.

3. Эпический мир «Песни о Роланде» и способы его создания:

1) Хронотоп;

2) Гиперболическая природа;

3) Природа и человек;

4. Особенности композиции произведения:

1) Роль параллелизмов в композиционной структуре произведения.

5. Специфика построения образа эпического героя:

6. Роланд как героический характер.

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) Гуревич А. Средневековый эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.,1975, С.5-25.

3) Жирмунский В.М. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. М., 1962.

4) Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.,1995.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Литература средних веков.

«Божественная комедия» Данте

 

1. Смысло-сюжетная структуры поэмы.

2. Композиция поэмы.

3. Ритм, стих, строфа.

4. «Божественная комедия» Данте в искусстве последующих эпох.

 

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) Андреев М. Л. Время и вечность в «Божественной комедии»: Дантовские чтения. – М.: Наука, 1979.

3) Мандельштам О. Э. Разговор о Данте: Сочинения. – В 2-хт. – Т. 2. – М.: художественная литература, 1990. (Или другие отдельные издания работы.)

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7-8

Литература Возрождения в западно-европейских странах.

Роман и драма Возрождения

1. Роман Ренессанса. Его отличие от романа Средневековья.

2. «Дон Кихот» Сервантеса: рыцарь «бедный», образные оппозиции и поэтика

романа. «Загадки» главного образа; сюжетология романа. «Роман воспитания».

3. Смеховая народная культура и роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»:

1)Смысловая парадигма произведения (творческое задание);

2) «композиционный план» романа: образная схема в структуре произведения.

3) «Поэтика смеха».

 

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 422 с.

3) Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1965.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9

Литература Возрождения в западно-европейских странах.

Драматургия Шекспира

1. Проблематика трагедии «Король Лир», ее жанровая характеристика.

2. Два полюса жизни в трагедии: мир власти и мир отверженных.

3. Эволюция характера короля Лира.

4. Мир отверженных в трагедии Шекспира.

5. Образ шута в трагедии «Король Лир».

6. Образ Корделии и тема милосердия в трагедии.

7. Идейный смысл финала трагедии и историческая концепция Шекспира.

 

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) Шекспир Уильям. Король Лир (любое издание).

3) Морозов М. Шекспир. М., Л., 1956.

4) Оруэлл Дж. Лир, Толстой и шут //Современная драматургия, 1989. № 6. С. 222-223.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Английское Просвещение. Творчество Д.Дефо

1. Особенности английского Просвещения. Вклад Д.Дефо в развитие английской литературы.

2. Д.Дефо – основоположник реалистического романа.

3. Разбор произведений «Робинзон Крузо». Концепция естественного человека.

4. Поэтика и проблематика произведений «Молль Флендерс», «Дневник чумного года».

 

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. 2-е изд. М.1985

3) Дефо Д. Робинзон Крузо. Моль Флендерс. Дневник чумного года. НФ «Пушкинская библиотека. М.2002.

4) Урнов Д.М.Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М., 1973.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Английское Просвещение. Творчество Д.Свифта

1. Творческий путь Д.Свифта.

2. Жанр сатирического памфлета в его творчестве.

3. Поэтика и проблематика сочинений Свифта: «Сказка бочки» и «Путешествий Гулливера».

 

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) Дубашинский И.А.Памфлеты Свифта. Рига, 1968.

3) Муравьев В. Джонатан Свифт. М.,1968

4) Муравьев В. Путешествия с Гулливером. М.1972.

5) Свифт Д. Сказка Бочки. Путешествия Гулливера. М.,1976.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Литература сентиментализма. Творчество Стерна

1. Мирообраз сентиментализма.

2. Причин зарождения эстетики сентиментализма.

3. Представители литературы сентиментализма. Особенности английского сентиментализма.

4. Опыт и творчество Стерна.

 

Литература

1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.

2) Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена.

3) Английские и шотландские баллады. В переводах С.Маршака. М.,1973

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.