ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра журналистики
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине
История зарубежной литературы
Направление подготовки: 031300 Журналистика
Формы обучения: очная
Тула 2012 г.
Сборник методических указаний к практическим занятиям составлен к. филол. наук, доцентом Рудомазиной Т.Б. и обсужден на заседании кафедры журналистики гуманитарного факультета
протокол №___ от "___"______________ 2012 г.
Зав. кафедрой________________Б.А. Играев
Третий семестр
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
История античной литературы
Гомеровский эпос
1. Понятие об эпосе. Социально-историческая основа эпоса. Своеобразие эпической фабулы и эпического героя.
2. Сюжетная основа гомеровских поэм, их композиционное единство.
3. Принципы эпической характеристики героев «Илиады» и «Одиссеи».Зарождение индивидуальной характеристики у Гомера.
4. Люди и боги в поэмах Гомера. Своеобразие изображения богов в поэмах.
5. Человек и судьба в произведениях Гомера. Боги и судьба.
6. Гуманизм Гомера в решении темы войны и мира, отношении к человеку.
7. Значение поэм Гомера для греческой и последующей европейской культуры.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) Лосев А.Ф. Гомер. М.,1960.
3) Мелетинский Е. Происхождение героического эпоса. М.,1963.
4) Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975.
5) Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М.,1983.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
История античной литературы
Древнегреческая трагедия. Эсхил. «Орестея»
1. Устройство греческого театра.
2. Происхождение греческой трагедии. Структура трагедии.
3. Роль Эсхила в развитии жанра. Общая характеристика его трагедий.
4. Миф об Атридах как основа трилогии «Орестея».
5. Составные элементы трилогии: «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды».
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) Ярхо В.Н. Античная драма: Технология мастерства. М.,1990.
3) Ярхо В.Н. Эсхил. М.,1958.
4) Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах.М.,1996.
5) Головня В.В. История античного театра. М.,1972.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
История античной литературы
Римский эпос. «Энеида» Вергилия
1. Мифологическая основа поэмы.
2. Синтез мифа и истории в поэме. События и лица римской истории и способы их введения в текст поэмы.
3. Морские странствия героя. Эней и Одиссей.
4. Эней и Дидона.
5. Эней как человек судьбы.
6. Вергилий и Гомер. Специфика эпоса Вергилия.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) Гаспаров М. Вергилий – поэт будущего //Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1979.
3) Топоров В. Эней – человек судьбы. М.,1993.
4) Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М.,1971.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Литература Средних веков.
Рыцарский роман. «Тристан и Изольда»
1. Жанровые признаки рыцарского романа.
2. Цикл сюжетов «бретонских» или «артуровских» романов.
3. Кельтское сказание о Тристане и Изольде и стихотворные обработки легенды Берулем, Тома, Готфридом Страсбургским.
4. Специфика ситуации, в которую действуют герои; концепция чувства героев.
5. Символико-аллегорическая образная система романа.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) Мелетинский Е.М. Средневековый роман. М.,1975.
3) Беруль. Роман о Тристане//Легенда о Тристане и Изодльде. М.,1976, С.19-103.
4) Тома. Роман о Тристане // Легенда о Тристане и Изольде. М.,1976, С.116-186.
5) Готфрид Страсбургский. Тристан // Легенда о Тристане и Изольде.М., 1976, С. 186-206.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Героический эпос средневековья. «Песнь о Роланде»
1. Исторические условия возникновения и формирования героического эпоса Средневековья. Категория «универсальности» эпического произведения.
2. Французский героический эпос «Песнь о Роланде»:
1) Историческая действительность и специфика ее отражения в «Песне о Роланде».
2) Эпоха первых крестовых походов.
3) Религиозные представления, феодальные отношения.
4) Понятия о чести и долге.
3. Эпический мир «Песни о Роланде» и способы его создания:
1) Хронотоп;
2) Гиперболическая природа;
3) Природа и человек;
4. Особенности композиции произведения:
1) Роль параллелизмов в композиционной структуре произведения.
5. Специфика построения образа эпического героя:
6. Роланд как героический характер.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) Гуревич А. Средневековый эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М.,1975, С.5-25.
3) Жирмунский В.М. Народный героический эпос: сравнительно-исторические очерки. М., 1962.
4) Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М.,1995.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Литература средних веков.
«Божественная комедия» Данте
1. Смысло-сюжетная структуры поэмы.
2. Композиция поэмы.
3. Ритм, стих, строфа.
4. «Божественная комедия» Данте в искусстве последующих эпох.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) Андреев М. Л. Время и вечность в «Божественной комедии»: Дантовские чтения. – М.: Наука, 1979.
3) Мандельштам О. Э. Разговор о Данте: Сочинения. – В 2-хт. – Т. 2. – М.: художественная литература, 1990. (Или другие отдельные издания работы.)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7-8
Литература Возрождения в западно-европейских странах.
Роман и драма Возрождения
1. Роман Ренессанса. Его отличие от романа Средневековья.
2. «Дон Кихот» Сервантеса: рыцарь «бедный», образные оппозиции и поэтика
романа. «Загадки» главного образа; сюжетология романа. «Роман воспитания».
3. Смеховая народная культура и роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»:
1)Смысловая парадигма произведения (творческое задание);
2) «композиционный план» романа: образная схема в структуре произведения.
3) «Поэтика смеха».
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 422 с.
3) Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1965.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9
Литература Возрождения в западно-европейских странах.
Драматургия Шекспира
1. Проблематика трагедии «Король Лир», ее жанровая характеристика.
2. Два полюса жизни в трагедии: мир власти и мир отверженных.
3. Эволюция характера короля Лира.
4. Мир отверженных в трагедии Шекспира.
5. Образ шута в трагедии «Король Лир».
6. Образ Корделии и тема милосердия в трагедии.
7. Идейный смысл финала трагедии и историческая концепция Шекспира.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) Шекспир Уильям. Король Лир (любое издание).
3) Морозов М. Шекспир. М., Л., 1956.
4) Оруэлл Дж. Лир, Толстой и шут //Современная драматургия, 1989. № 6. С. 222-223.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10
Английское Просвещение. Творчество Д.Дефо
1. Особенности английского Просвещения. Вклад Д.Дефо в развитие английской литературы.
2. Д.Дефо – основоположник реалистического романа.
3. Разбор произведений «Робинзон Крузо». Концепция естественного человека.
4. Поэтика и проблематика произведений «Молль Флендерс», «Дневник чумного года».
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. 2-е изд. М.1985
3) Дефо Д. Робинзон Крузо. Моль Флендерс. Дневник чумного года. НФ «Пушкинская библиотека. М.2002.
4) Урнов Д.М.Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М., 1973.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11
Английское Просвещение. Творчество Д.Свифта
1. Творческий путь Д.Свифта.
2. Жанр сатирического памфлета в его творчестве.
3. Поэтика и проблематика сочинений Свифта: «Сказка бочки» и «Путешествий Гулливера».
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) Дубашинский И.А.Памфлеты Свифта. Рига, 1968.
3) Муравьев В. Джонатан Свифт. М.,1968
4) Муравьев В. Путешествия с Гулливером. М.1972.
5) Свифт Д. Сказка Бочки. Путешествия Гулливера. М.,1976.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12
Литература сентиментализма. Творчество Стерна
1. Мирообраз сентиментализма.
2. Причин зарождения эстетики сентиментализма.
3. Представители литературы сентиментализма. Особенности английского сентиментализма.
4. Опыт и творчество Стерна.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М., Академия, 2009.
2) Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена.
3) Английские и шотландские баллады. В переводах С.Маршака. М.,1973
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|