ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Уровень развития физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях все в большей степени зависит от эффективности управления физической культурой и спортом во всех ее субъектах.
Управления развитием физической культуры и спорта в республиках, краях и областях России осуществляется в настоящее время в нескольких направлениях и сопряжено с большими трудностями. Во-первых, реорганизуется система управления отраслью (начиная от первичных, низовых, структур до государственных и общественных организаций региона), что сопровождается значительными организационными сложностями. Во-вторых, предпринимаются попытки совершенствования процесса функционирования системы управления за счет разработки нормативно-правовой базы, которая и сегодня в значительной степени несовершенна на федеральном уровне и в еще большей степени - в субъектах Российской Федерации. В-третьих, осуществляется все более полный переход на программно-целевое управление, поиск новых источников финансирования, информационного обеспечения развития отрасли, что порождает массу проблем в связи с необходимостью перехода на новый уровень деятельности всех заинтересованных организаций и специалистов.
Успешное развитие физической культуры и спорта в субъектах России во многом зависит от их финансирования, которое в настоящее время осуществляется из бюджетных и внебюджетных источников.
Один из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъектах России - использование целевых программ.
Важное место в оптимизации систем управления развитием физической культуры и спорта в субъектах России занимает совершенствование системы подготовки кадров и научно-методического обеспечения.
Один из важных современных моментов оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации является расширение международной деятельности.
Одним из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъектах России - плодотворное сотрудничество и активное внедрение инноваций в муниципальных органах руководства физкультурно-спортивным движением.
Оптимизация управления развитием физической культуры и спорта в субъектах России зависит от создания и совершенствования деятельности информационной инфраструктуры. Сюда входит организация совместной деятельности со средствами массовой информации (СМИ) по пропаганде физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни.
Изучение возможностей оптимизации системы управления развитием физкультурно-спортивного движения в субъектах Российской Федерации, инновационных алгоритмов планирования и реализации основных мероприятий позволит управленцам более четко представить границы своей профессиональной компетенции, успешнее взаимодействовать с вышестоящими, параллельными и нижестоящими органами и организациями при решении совместных задач, эффективнее осуществлять практические мероприятия /4/.
Рассмотрим, каким образом организованно управление развитием физической культуры и спорта на конкретном примере, в Амурской области. Для начала охарактеризуем современное состояние физической культуры и спорта в области.
Несмотря на экономические трудности в области сложилась и действует определенная система по развитию физической культуры и спорта, стержень которой составляют горрайспорткомитеты, облспортуправление, областные общественные федерации по видам спорта, спортклубы «Буревестник», «Спартак», «Урожай» и подведомственные спортивные организации: «Динамо», «Юность России» и спортивные школы.
Идет процесс становления деятельности созданного областного государственного учреждения «Областной центр развития спорта» с межмуниципальными филиалами на базе спортобъектов в городе Райчихинск и городе Свободный.
Задача центра состоит в следующем: проведение областных и межмуниципальных соревнований; селекция, отбор и подготовка молодых и перспективных спортсменов в составе сборных команд области для участия в соревнованиях Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации.
В области зарегистрировано более 50 видов спорта с охватом занимающихся 90 тысяч человек, что составляет 10,2 % от населения области (средний процент по Дальневосточному федеральному округу – 11,5 %, в экономически развитых странах этот показатель составляет 40-60%).
Не развивается система муниципальных спортивных школ и клубов (ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮКФП – 32 единицы), причем в шести районных муниципальных образованиях их нет.
Охват детей возраста 6-15 лет обучением в спортшколах области – 9,5% (социальная норма – 20 %).
Процент занимающихся в спортивных секциях непосредственно в учебных заведениях остается низким: школы – 30,6%, НПО – 36,6%, Сузы – 33,4%, вузы – 24,6%. Это связано с недостатком спортивной базы и ограничением в зарплате учителей физической культуры за внеклассную работу (12 – 15% ставки).
Обеспеченность области физкультурными кадрами – 71 % (от социальных норм), площадями спортивных залов – 42 %. До 70% физкультурных кадров имеет возраст старше 45-55 лет. Практически 65% сельских поселений не имеет инструкторов-организаторов по спорту, а оплата работающих инструкторов, как правило, договорная временная и крайне низкая.
В городах области аналогичная ситуация. Спортивная база (спортзалы) – 82 % относятся к ведомственной закрытой сети (школы, НПО, Сузы, вузы), имеют ограничения доступности, а вместе с повышением стоимости аренды, физкультурных и спортивных услуг стали практически недоступны для горожан.
Система управления физической культурой и спортом не является оптимальной как на областном (межведомственном), так и на муниципальном (городском, районном) уровнях.
«Размытость» управленческих функций и структур объясняется слиянием органов управления физической культурой и спортом с другими организациями (образования, культуры, молодежи). В 27 городских и районных муниципальных образованиях:
- самостоятельных комитетов, отделов, управлений по физической культуре и спорту – 14;
- специалистов в составе смешанных структур – 10,
- специалистов при администрациях – 2;
- отсутствуют – в одном муниципальном образовании.
Недостаточно стимулируются и используются возможности общественных физкультурно-спортивных организаций в управленческой деятельности.
Федеральным законом № 131-ФЗ разграничиваются полномочия и функции государственной и муниципальной спортивной политики, поэтому имеется целый ряд проблемных вопросов.
Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда на уровне городских, районных спорткомитетов одним из главных показателей является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка группы спортсменов к выступлению на спартакиаде и чемпионатах разного уровня.
В результате нарушаются пропорции в расходовании муниципальных средств в ущерб массовому «спорту для всех», развитию материально-технической, спортивной базы, обустройству спортивными сооружениями дворов, микрорайонов, содержанию методистов по спорту, поддержке объединений спортивной направленности.
Функциональные задачи и бюджетные средства государственных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом предполагают формирование системы государственного заказа на деятельность по развитию физической культуры и видов спорта.
Массовыми видами спорта в области являются: волейбол, которым занимаются 13884 человека, баскетбол - 12840 человек, футбол - 8492 человека, легкая атлетика - 6770 человек, настольный теннис - 4430 человек, плавание - 2380 человек. Такими видами спортивных единоборств, как бокс, борьба вольная, самбо, рукопашный бой, каратэ киокушинкай занимаются более 6000 человек.
Ежегодно 23-27 спортсменам присваивается звание «Мастер спорта России», 7-10 человек занимают 1-3 места на первенствах и чемпионатах России, Азии, Европы и Мира. Высшие достижения амурских спортсменов связаны, как правило, с неолимпийскими видами спорта (гиревой спорт, каратэ киокушинкай, самбо, пауэрлифтинг, бодибилдинг) и выступлениями наших ветеранов спорта.
Амурские любительские команды по баскетболу, волейболу, футболу и хоккею участвуют в первенстве России среди команд высшей,1-2-3 лиг, а сборные команды области – в зимних и летних Спартакиадах учащихся и молодежи России.
Бюджетное финансирование физической культуры в муниципальных образованиях городов и районов не обеспечивает развитие ни массового, ни детского спорта, и едва покрывают расходы, связанные с проведением и участием в областных спартакиадах. Бюджетные расходы муниципальных образований в среднем ежегодно составляют 23-24,5 млн. рублей, или 26,5 рублей на 1 жителя.
Удельный вес расходов муниципальных, областного бюджетов на физическую культуру и спорт в общем объеме консолидированного бюджета Амурской области составляет 0,54%, или из расчета на 1 жителя области - 91 рубль (против 178 рублей в Дальневосточном федеральном округе).
Нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта не позволяет сегодня осуществить в полном объеме право каждого гражданина на занятия физической культурой и спортом. Отсутствуют эффективные механизмы государственного регулирования, не созданы соответствующие стимулы и экономические условия для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта /9/.
Требуют решения проблемы преодоления межведомственной разобщенности и ответственности в управлении развитием массового спорта.
В области существует Закон Амурской области от 29 ноября 1999 г. N 199-ОЗ "О физической культуре и спорте" (принят Амурским областным Советом народных депутатов 18 ноября 1999 г.), который регулирует отношения в сфере физической культуры и спорта, устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности и взаимодействия физкультурно-спортивных организаций области /3/.
Управление по физической культуре и спорту Администрации Амурской области является структурным подразделением Администрации Амурской области и правопреемником комитета по физической культуре и спорту Администрации Амурской области. Оно является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим наименованием, лицевые счета, открытые в установленном порядке для учета операций по исполнению расходов областного бюджета.
Управление в своей деятельности руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации;
- федеральными законами;
- указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
- постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
- постановлениями, приказами и инструкциями Федерального агентства по физической культуре и спорту Российской Федерации;
- Уставом (основным Законом) Амурской области;
- постановлениями и распоряжениями губернатора области;
- Положением об управлении по физической культуре и спорту Администрации Амурской области.
Также оно осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, структурными подразделениями Администрации области, органами местного самоуправления области, общественными и иными хозяйствующими субъектами.
Управление имеет подведомственное учреждение – государственное учреждение «Областной центр развития спорта» (ГУ «ОЦРС»), баланс, расчетные счета.
Управление является главным распорядителем средств – администратором доходов областного бюджета и финансируется за счет средств областного бюджета.
Обеспечение и проведение единой государственной политики и управления в сфере физической культуры и спорта на территории области отражается в следующих направлениях:
- межотраслевая, межведомственная координация и взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления в обеспечении гражданам области прав на занятие физической культурой и спортом;
- совершенствование нормативно-правового, организационного и финансово-экономического механизма функционирования системы физической культуры и спорта для всех категорий и групп населения области;
- формирование эффективной системы развития детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва: усиление роли физкультурно-спортивных объединений, организаций и стимулирование инвестиций из различных источников на физическую культуру и спорт;
- взаимодействие органов власти всех уровней и общественных физкультурно-спортивных объединений в целях оздоровления людей и формирование здорового образа жизни населения области;
- повышение эффективности государственного регулирования и поддержки в области физкультуры и спорта;
- реализация прав на занятия физической культурой и спортом граждан, нуждающихся в социальной помощи;
- социальная защита спортсменов, работников физической культуры и спорта, ветеранов и инвалидов амурского спорта;
- организация проведения комплексных физкультурно-оздоровительных мероприятий в области и обеспечение участия команд, спортсменов в спартакиадах России, чемпионатах, первенствах, розыгрышах кубков России и международных соревнованиях;
- создание системы информационного обеспечения и пропаганды в области физической культуры и спорт;
- осуществление в пределах своей компетентности международного сотрудничества в области физической культуры и спорта.
Основными задачами деятельности по развитию физической культуры и спорта в области являются:
- обеспечение жителям области возможности заниматься физической культурой и спортом;
- разработка и реализация областных и муниципальных нормативных правовых актов, целевых программ и проектов, направленных на укрепление кадрового потенциала, развитие инфраструктуры спорта и обеспечение населения общедоступными услугами спортивных организаций и спортсооружений;
- активизация работы физкультурно-спортивных объединений и спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и центров, внеклассной факультативной спортивной работы в образовательных учреждениях всех видов и типов;
- укрепление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, особенно в общеобразовательных школах и по месту жительства населения: в микрорайонах, в поселках, селах и районных центрах;
- улучшение качества физического воспитания населения и проведение мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и молодежи;
- формирование у населения, особенно у детей и молодежи устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- создание системы и условий подготовки спортивного резерва и сборных команд области.
Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государства.
Сегодня очевидно, что развитие физической культуры и спорта требует комплексного и системного подхода, реализуемого через программно-целевой метод бюджетного планирования, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами /11/.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя вышесказанное, нужно сказать, что в настоящее время в стране формируется активный интерес к здоровому образу жизни. По сути, можно говорить о том, что в России возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия.
Однако такая заинтересованность еще не приобрела черты устойчивой, целостной системы поведения. Напротив, в нынешних условиях в системе поведения людей представлены стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем, разных культур, а потому они слабо совместимы между собой.
Тем важнее государственное влияние, а может, и вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений - также важная функция государства. В этом плане отсутствие экономических предпосылок не может служить поводом для бездействия. Невозможно сначала обеспечить экономический рост, затем на его основе решать проблемы укрепления здоровья граждан и здорового образа жизни. К тому же повышение уровня жизни - увеличение зарплаты, размеров социальных пособий и т.д. - отнюдь не приводит автоматически к упорядочению образа жизни, особенно у части населения с традиционно низким культурно-образовательным потенциалом, а просто ведет к количественному росту объемов потребления
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
управление физическая спорт здоровый
1. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта / Под ред. П. В. Крашенинникова. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005. – с. 28.
2. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта / Под ред. П. В. Крашенинникова – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005. - с. 44-50.
3. Закон Амурской области «О физической культуре и спорту»: Закон Амурской области от 29 ноября 1999 г. №199-ОЗ
4. Игнатюк Н. А. Комментарий к Федеральному Закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ [Электронный ресурс]: для студ. юрид., финан. и экон. специальностей – КонсультантПлюс: Высшая школа (учебное пособие), 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2003. – 56 с.
6. Концепция развития физической культуры и спорта в Московской области в период с 2007-2015 г.г.
7. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №1507-р // Инновационные проекты малого бизнеса. 2002.
8. Концепция развития физической культуры и спорта в ЯНАО на период 2006-2012 годы // Агентство по физической культуре и спорту ЯНАО [Офиц. сайт]. 2006).
9. Концепция развития физической культуры и спорта в Амурской области на 2006-2009 годы: Постановление губернатора Амурской области от 02 мая 2006 г. №203 // Администрация Амурской области [Офиц. сайт]. 2003.
10. О регламенте Федерального Агентства по физической культуре и спорту: Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. №30 [Электронный ресурс]: для студ. юрид., финнан. и экон. специальностей – КонсультантПлюс: Высшая школа (учебное пособие), 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
11 Положение «Об управлении по физической культуре и спорту Администрации Амурской области»: Постановление губернатора Амурской области от 18 августа 2003 г. №579 // Администрация Амурской области [Офиц. сайт]. 2003.
12. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы»: Постановление Правительства РФ от 11 января 2006 г. №7
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|