Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации





ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»(РПА Минюста России)

Контрольная работа: на тему «Управление развитием физической культуры и спорта»

 

выполнила студентка ПСО-12

Ибрагимова Анжелика Робертовна

Проверил преподаватель: Стрекалова Нина Юрьевна

Подпись преподавателя: ______________

Оценка:_____________

 

г.Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………………………………………2

1. Общая характеристика состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации……………………………………………………………4

2. Организация управления развитием физической культуры и спорта на федеральном уровне……………………………………………………………14

3. Организация управления развитием физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации (на примере Амурской области)………………………………………………………………………………………………21

Заключение………………………………………………………………………………………………………………31



Список литературы……………………………………………………………………………………………32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Физическая культура является составной частью культуры общества, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического развития человека, его жизнедеятельности, его здоровья и образа жизни. Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, сфера физической культуры и спорта является наиболее актуальной и универсальной составляющей, направленной на сохранение и укрепление здоровья нации и каждого гражданина в отдельности, развитие его физических способностей, улучшение социального благополучия.

Роль физической культуры и спорта стала заметным социально-политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культуры, а также спортивные успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, свидетельством экономического и оборонного могущества государства.



Забота о всестороннем и эффективном развитии физической культуры и спорта, оздоровление нации и сохранение ее генетического потенциала, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное физическое воспитание здорового, физически крепкого поколения – важнейшая задача государственной социально-экономической политики, решение которой требует комплексного программно-целевого подхода.

В настоящее время система управления физической культурой и спортом в России не является оптимальной как на федеральном, так и на региональном уровне. Недостаточно используются возможности общественных физкультурно-спортивных объединений.

Нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, обеспечить полноценное становление и развитие профессионального спорта.

Целью курсовой работы является выявление наиболее приоритетных направлений по совершенствованию государственной политики, идущей на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни граждан и достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх и других международных соревнованиях.

 

Общая характеристика состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации

Необходимость проведения государственной политики в сфере физической культуры и спорта, решения проблем обеспечения физического воспитания населения диктует сложившаяся социально-демографическая ситуация. Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40-50 процентов населения, тогда как в России - 11,8 %.



Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Российской Федерации, рост алкоголизма и наркомании, значительное уменьшение численности трудоспособного населения и рост численности пенсионеров говорят об остроте проблемы развития массового спорта. По данным международных организаций, Российская Федерация находится на 143-м месте в мире по показателю ожидаемой продолжительности жизни (67 лет), в то же время в развитых странах данный показатель приближается к 80 годам.

Несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на постепенный рост людей, занимающихся спортом, объем и направленность государственных расходов далеки от оптимальных. Так, например, в Великобритании средняя сумма израсходованных на физическую культуру средств, приходящихся на 1 человека в год, составила около 60 долларов, в Российской Федерации – 169,5 рубля (данные 2003 года). Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как развитие массового и детского спорта, так и потребности спорта высших достижений. В то же время для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать средства в развитие физической культуры и спорта, не создаются соответствующие условия.

Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническом тонзиллитом, в 2 раза реже – гриппом. Как результат люди, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Из приведенных цифр видно, что успешное решение проблемы здоровья населения посредством внедрения и реализации комплексной целевой Программы развития физической культуры и спорта может дать огромный экономический и социальный эффект.

Можно сделать вывод, что сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта.

В последние годы в России ухудшилось состояние здоровья населения, существенно увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и курением. Средний возраст людей, употребляющих наркотики прогрессивно снижается. Общая заболеваемость лиц, употребляющих алкоголь, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки.

Все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70 процентов. Стремительно увеличивается количество курящих подростков. Сегодня каждый десятый школьник зависит от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением. Среди основных причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение качества жизни значительной части населения (ухудшение условий жизни, труда и отдыха, состояние окружающей среды, качества и структуры питания), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня физической культуры, общей физической подготовленности и физического развития всех категорий и групп населения.

Наиболее острой и требующей кардинального решения является проблема слабой физической подготовленности и физического развития учащихся. По результатам проводимых осмотров школьники были распределены по группам здоровья. По данным Всероссийской диспансеризации (2003 год) лишь 32,1 % детей в возрасте до 18 лет признаны здоровыми, 51,7 % имеют функциональные отклонения, 16,2 % - хронические заболевания. Заболеваемость детей до 14 лет за последние десять лет возросла на 42,5 процентов.

Преподавание физической культуры во многих общеобразовательных школах не соответствует современным требованиям. Спортивные залы детских образовательных учреждений обеспечены в среднем по округу необходимым спортивным инвентарем лишь на 64 процента.

Нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, обеспечить полноценное становление и развитие профессионального спорта. Не определены государственные стимулы, способствующие вовлечению граждан в активные занятия физической культурой и спортом и поддержанию здорового образа жизни. Такими стимулами физического воспитания и здорового образа жизни конкретного гражданина могли бы стать четкие стандарты и нормы физического развития и состояния здоровья по определенным профессиям, правила при приеме на государственную службу и в учебные заведения, льготы в пенсионном и медицинском страховании, которые в настоящее время, в основном, отсутствуют.

Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как развитие массового и детского спорта, так и потребности спорта высших достижений. В то же время для инвесторов и спонсоров, готовых вкладывать значительные средства в индустрию спорта, не созданы привлекательные условия. До сих пор не решен вопрос налоговой привлекательности инвестиций в спортсооружения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Профессии тренера-преподавателя, учителя физической культуры в настоящее время не являются престижными, достойно оплачиваемыми и привлекательными для молодежи, что грозит потерей спортивных традиций и сужает перспективы развития физической культуры и спорта.

В настоящее время средства массовой информации, в частности, телевидение оказывают незначительное влияние на осуществление государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Не в полной мере используются возможности СМИ в пропаганде ценностей спорта и здорового образа жизни.

Решения указанных проблем должны послужить основой для органов государственной власти, а также органов местного самоуправления при разработке комплекса мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни российских жителей и преодоление негативных явлений в обществе.

Государственная политика в сфере физической культуры и спорта должна предусматривать:

- создание условий, способствующих развитию массовой физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни населения;

- формирование понимания у населения необходимости занятий физической культурой и спортом и поддержка их стремления к повышению уровня знаний по вопросам физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

- создание мотивации и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработка умения и навыков ведения здорового образа жизни, осознание каждым человеком собственной ответственности за свое здоровье;

- государственное стимулирование здорового образа жизни каждого гражданина через систему преференций;

- достойное выступление российских спортсменов на спортивных крупнейших международных соревнованиях.

Основными направлениями в реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта является следующие:

- создание оптимальной правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта;

- обеспечение целевого и многоканального финансирования физической культуры и спорта;

- развитие эффективной материально-технической инфраструктуры (спортивных сооружений, центров подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом;

- развитие физической культуры и массового спорта для всех категорий и групп населения автономного округа;

- подготовка спортивного резерва через развитие детско-юношеского спорта;

- подготовка квалифицированных тренерских, физкультурных и педагогических кадров;

- создание системы целенаправленной подготовки и последующей аттестации управленческих кадров для сферы физической культуры и спорта;

системное развитие спорта высших достижений с обязательным определением приоритетных видов спорта;

- формирование региональной политики в сфере физической культуры и спорта;

- информационно-рекламная поддержка физической культуры и спорта /7/.

Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается в создании и дальнейшем совершенствовании региональных законов в сфере физической культуры и спорта и активном участии в законодательной деятельности по внесению соответствующих статей и поправок в законы Российской Федерации, влияющих на развитие физической культуры и спорта, которые покажут нормативную привлекательность спорта и позволят эффективно и профессионально развивать на территории Российской Федерации индустрию спорта.

Следует более широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения физической культуры и спорта, как между субъектами Российской Федерации, так и на международном уровне.

Для эффективного развития спорта высших достижений необходимо обеспечить сочетание государственного и общественного управления. В связи с этим серьезно возрастает роль федераций по различным видам спорта и физкультурно-спортивных объединений.

Государственная финансовая поддержка развития физической культуры и спорта должна осуществляться с помощью целенаправленного финансирования из бюджетов всех уровней. В настоящее время необходима финансовая поддержка федеральных и региональных программ, в первую очередь направленных на формирование здорового образа жизни и физической активности населения. В связи с этим, в будущем расходы на физическую культуру и спорт в местных бюджетах должны быть увеличены. С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта. Важно обеспечить финансирование детских спортивных клубов по месту жительства, детских массовых соревнований, в том числе и традиционных, а также мероприятий по оценке и мониторингу подготовленности и физического развития детей и учащейся российской молодежи /1, с.28/.

Одно из ключевых направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта – развитие и укрепление материально-технической инфраструктуры. В связи с этим необходимо периодически проводить инвентаризацию спортивных сооружений всех форм собственности с целью их максимального использования для развития массового и детского спорта, предусмотрев выделение средств, в том числе из внебюджетных источников, на строительство и реконструкцию физкультурно-оздоровительных комплексов, с привлечением средств инвесторов /2, с.46/.

Региональным и муниципальным органам исполнительной власти необходимо акцентировать внимание на вопросах укрепления нормативной и финансовой базы спортивных школ всех типов и видов, в том числе адаптивных, а также материального стимулирования труда детских тренеров, педагогов и физкультурных организаторов.

Приоритетными направлениями в развитии массового и детско-юношеского спорта должны стать: физическое воспитание детей, подростков и молодежи, физкультурно-оздоровительная работа среди российского населения и формирование у населения моды на занятия физической культурой и спортом.

Необходимо расширить подготовку кадров в образовательных учреждениях среднего и профессионального высшего образования в области физической культуры и спорта для работы с дошкольниками и учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, инвалидами и пенсионерами.

Давно назрела потребность в создании системы целенаправленной и специализированной подготовки высококвалифицированных управленческих кадров для индустрии спорта в автономном округе. Сегодня необходимы специалисты по вопросам спортивного менеджмента и маркетинга, спортивного права, управления финансами спортивных организаций /2, с.44-45/.

Приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта являются:

- изучение и анализ экономических аспектов функционирования индустрии спорта, выявление показателей экономической эффективности деятельности спортивных организаций;

- разработка теоретических и методических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни;

- теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

На региональном уровне необходимо решить следующие задачи:

- выработка стратегии реализации государственной политики развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях, с учетом территориальных особенностей и интересов;

- создание правовой базы поддержки физкультурно-спортивного движения в регионах;

- участие в реализации федеральных проектов и программ, разработка и реализация региональных целевых программ направленных на развитие физической культуры и спорта с учетом приоритетных задач;

- подготовка кадрового резерва в области физической культуры и спорта регионов;

- укрепление материально-технической базы в регионах /4/.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.