Сделай Сам Свою Работу на 5

Городской парк Ж.Э.Жилибера и площадь А.Тызенгауза

Возникшая в 1780-х годах на месте пригородной деревни Городница, современная площадь Тизенгауза сменила за всю историю своего существования несколько названий (Дворцовая, Театральная, Свободы, Ленина). До 1987 года здесь стоял памятник вождю мирового пролетариата, смененный затем на более монументальный, работы скульптора Заира Азгура. Он был установлен на новой, нынешней площади Ленина, которая непосредственно смыкается с площадью Тизенгауза. Площадь Тизенгауза, благодаря своей камерности и органичности - один из самых привлекательных уголков Старого Гродно. Судьба довольно милостиво отнеслась к этой площади: утрачен только дворец Тизенгауза (он же - губернаторский дворец в период Российской империи), который сгорел в 1915 году, и флигель одного из административных зданий, который снесли в 1987 году во время реконструкции площади. Сегодня композицию площади определяет комплекс из трех зданий непосредственно на самой площади, театр Тизенгауза, и бывший архиерейский дворец.

Непосредственно на самой площади находится Дом вице-администратора, памятник архитектуры позднего барокко (с элементами классицизма). Двухэтажное, прямоугольное в плане кирпичное здание с вальмовой крышей. Главный фасад украшен лопатками, филенками и нишами. Более низкий второй этаж отделен карнизным поясом и богато декорирован. Архитектурная выразительность здания достигается регулярным ритмом прямоугольных оконных проемов. Первоначальная планировка и интерьеры не сохранились. Сегодня здесь Центральный государственный исторический архив Республики Беларусь.

Напротив - абсолютно симметричное здание, построенное в то же время в административных целях. Единственное отличие от здания-близнеца в наличие флигеля, который непосредственно примыкает к третьему зданию на площади, так называемой "Кривой официне". Это здание музыкальной школы (музыкальный флигель) во времена Тизенгауза. Оно композиционно завершает застройку площади. Кирпичное, криволинейное в плане, покрытое сложной 2-х ярусной крышей, здание первоначально было двухэтажным с мансардой. Первый этаж на главном фасаде с вогнутой стороны имел открытую галерею с аркадой, с которой три входа вели в классы на первом и втором этажах. В мансарде аналогичной планировки жили ученики и учителя.



Здание это предназначалось также и для открытых концертов (отсюда название "музыкальный флигель"). Оно сохранилось в частично перестроенном виде. Сегодня используется как жилой дом. В его подвальном помещении в 1997 году оборудована частная художественная галерея "Тизенгауз". этой же стороны площади за мостом через безымянный ручей хорошо видно здание Дома Валицкого, известного еще как Архиерейский Дом. Это двухэтажное в классическом стиле здание, украшенное треугольным фронтоном. Сейчас в этом здании биологический корпус Гродненского медицинского университета.

В 1772 году по инициативе Тизенгауза вблизи его дворца (замыкал композицию площади со стороны Старого парка) был заложен театр, строительство которого было закончено после отставки Тизенгауза в 1780-х годах (архитектор И.Мезер). Театр соединялся с дворцом крытым переходом. Театральный зал сформирован по "итальянской кривой". Он представлял собой полукруглое помещение с амфитеатром и ярусными галереями по периметру; имел 22 ложи в два яруса, партер и сцену с пятью планами кулисных машин для перемещения декораций. В 1859 году, после реконструкции, объем здания увеличен, план приобрел ассиметричную объемно-пространственную композицию. В 1940 году надстроен третий этаж, что увеличило объем зала. В 1975 году театр реконструирован: расширена сценическая коробка и зрительный зал.

Это трехэтажное здание сложной конфигурации в плане поставлено на высокий рустованный цоколь и покрыто четырехскатной крышей. Главный фасад ассиметричный, разделен карнизом на две части, отделан пилястрами. Над входом, в левом крыле - большой балкон, который поддерживают четыре колонны. Боковой фасад оформлен пилястрами с высокими прямоугольными окнами с сандриками и треугольными фронтонами, на уровне третьего этажа - декор. Завершают стены карнизы с сухариками. Зрительный зал на уровне первого и второго этажей, освещается с одной стороны естественным светом. Одно время, после постройки, это здание использовалось как манеж для королевских лошадей. Позже (и вплоть до настоящего времени) оно используется по прямому назначению. В конце 1880-х годов - королевский театр (оперная и балетная труппы, которые король вскоре перевел в Поставы, а оттуда в Варшаву, где они стали основой для современного Варшавского Большого театра); затем, в 1802-1809 годах здесь работал театр знаменитой СаломеиДешнер; в 1846-1854 годах - постоянный русско-польский театр; в 1921-39 годах - польский театр имени Элизы Ожешко; в 1940-41 годах - Государственный польский театр БССР (под руководством А.Венгерко) и передвижной польский театр кукол БССР; в 1945-47 годах Государственны русский драматический театр БССР; в 1947-84 годах - областной драматический театр. C 1984 года здесь Гродненский областной театр кукол.

Театр Тизенгауза располагается непосредственно в Старом парке, где на могиле воинов-освободителей Гродно от немецко-фашистских захватчиков горит вечный огонь. Здесь, среди сотен бойцов и командиров Советской Армии покоятся Герои Советского Союза летчики Ольга Санфирова и Юрий Ивлиев.

На одном уровне с театром Тизенгауза находится медицинская академия, памятник архитектуры позднего барокко. Построена в 1770-е годы. Медицинская школа (академия) основана в 1775 году Ж.Э. Жилибером по инициативе Антония Тизенгауза. До этого Жилибер врачевал в Лионе. В свободное от приема больных время, будущий ботаник собирал гербарий местной флоры. Увлечение переросло в конкретные дела. В лионском квартале БроттоЖилибер заложил ботанический сад. Но посадки, из-за неумелого городского управления садом, пришли в негодность. И все же труд Жана не пропал даром. После приглашения Тизенгауза часть коллекции ученый перевез в гродненский ботанический сад.

В 1777 году в саду было 1 200 видов экзотов, в 1778-ом вместе с местными - более 2 000 видов.

Как было сказано выше, заслуги Жилибера не заканчиваются основанием ботанического сада. Жан-ЭмануэльЖилибер - ученый с мировым именем, личность, оставившая яркий след в истории Гродно. Прибыв сюда в 1775 году, он создал и возглавил здесь первую на территории современной Беларуси медицинскую академию, а также госпиталь, аптеку, акушерскую школу. При академии действовали кабинет натуральной истории, где имелись коллекция из 10 000 минералов, множество уникальных гербариев, триста гравюр с изображениями растений, библиотека в три тысячи томов и анатомический театр. Вход в последний венчала надпись: “Здесь сама смерть обращается на пользу человека”.

Вернувшись в родной Лион, Жилибер пользовался непререкаемым авторитетом среди сограждан, создал городской ботанический сад, занимал должность профессора в Институте наук и полезных искусств и на некоторое время был даже избран мэром города. Его именем назван новый вид растений - жилиберция.

На базе Гродненской медицинской школы был создан медицинский факультет Вильнюсского университета (сам университет основан Стефаном Баторием в 1579 году).

Несмотря на значительные изменения, здание бывшей медицинской академии и сегодня привлекает внимание своей архитектурой. Это кирпичное здание имеет симметричную композицию. Центральная трехэтажная часть покрыта вальмовой крышей. Главный фасад ориентирован на Городницу и окаймлен по углам двумя большими гранеными эркерами, которые раньше были накрыты сомкнутыми вогнутыми куполами. Фасады отделаны ордерной пластикой. Два нижних этажа объединены пилястрами. По бокам к основному объему примыкают одно этажные пристройки с трехскатными крышами. Планировка коридорная. В центральной части с однобоковым, в пристройках с двухбоковым размещением помещений. Памятник республиканского значения.

Старый парк имени Жилибера - наиболее популярное место отдыха горожан с детьми. Расположенный в самом центре города, он занимает площадь в 6,5 гектаров. Хотя от бывшего ботанического сада при Гродненской медицинской школе почти ничего не осталось, сегодняшний парк богат и интересен. Дубы, каштаны, голубые ели, туя, березы, лиственницы объединены в живописные группы, образуя тенистые аллеи.

Через Старый парк протекает река Городничанка. Это у ее устья возник в начале 12 века Городен-Гродно. Начинаясь в болотах перед зоопарком, Городничанка почти пятикилометровой лентой петляет по Старому городу образуя уникальный городской. Жаль только, что сегодня лишен она первозданной чистоты. Почти полностью исчезли родники по берегам Городничанки. Остались только могучие деревья по склонам глубокого оврага, прорытого этой говорливой, неутомимой речкой.

А ведь еще в начале 20 века в Старом парке, в том месте, где через него протекает Городничанка было изумительно живописное место: речка тут разбивалась на два рукава, через которые были перекинуты мостики, вдоль рукавов - тенистые аллеи со скамейками. А все это называлось "Швейцарская долина" и сегодня сохранилось только на открытках начала века.

Покидаем площадь Тизенгауза и движемся по улице Дзержинского (во время Российской Империи - Саперная). Недалеко от театра кукол находится городской Дом культуры. Он располагается в бывшем Народном доме , построенном из кирпича в 1904 году (архитектор М. Романов). Это памятник гражданской архитектуры эклектичного направления. Здание одноэтажное с цоколем, в плане сложной формы. Центральная, более высокая часть главного фасада со зрительным залом на 350 мест несколько углублена и завершена треугольным фронтоном. В декоре использованы фигурные аттики и профилированные карнизы, пилястры, горизонтальный руст, обрамление оконных и дверных проемов разнообразных форм. Внутренняя планировка соответствовала и соответствует назначению здания: помещения для кружковых занятий, библиотека с читальным залом.

Дом Элизы Ожешко

В старой части Гродно каждая улица есть часть истории. Именно здесь, прохаживаясь по брусчатым мостовым, любуясь древними храмами и старинными домами, наслаждаясь звонкой мелодией боя колоколов, начинаешь представлять, как город выглядел раньше... Но и среди этих уникальных уголков выделяется в Гродно место, не похожее на все другие, овеянное своим особым, неповторимым шармом. Это улица Элизы Ожешко. Долгое время эта улица называлась- Роскошь. Во второй половине ХIХ века название на очень привлекательное - Садовая. Однако и ему не суждено было сохраниться: в начале прошлого столетия улица становится Муравьевской - в честь бывшего гражданского губернатора Гродненской губернии М.Муравьева, известного своими жестокими репрессиями в отношении повстанцев 1830 - 1831 годов.

Почти напротив здания бывшей медицинской академии находится дом-музей Элизы Ожешко. Писательница вселилась в него в 1894 году и прожила там 16 лет, до самой смерти. «Имей сердце более чистое и оказывай как можно больше услуг земле и людям», - таков был один из жизненных девизов Ожешко. Она не только много и самозабвенно творила - ее роман «Над Неманом» стал классикой литературы, - но, и как могла, помогала простым горожанам. Когда в Гродно в 1885 году случился страшный пожар и в огне сгинули полтысячи домов, Ожешко возглавила городской комитет по сбору средств для помощи погорельцам. Люди любили и уважали Элизу. Весь город в 1910 году вышел на ее похороны. Тысячи граждан собрались и в 1929 году, когда в парке открывался гранитный памятник Элизе Ожешко. К сожалению, монумент частично был разрушен в годы войны, но потом его восстановили, правда, уже в другом месте - на пересечении с нынешней улицей Телеграфной.

Свое нынешнее название улица обрела в 20-е годы. Лишь небольшой перерыв случился в 1939 году, когда, отдавая дань новой идеологии, на домах появились таблички - Ленинская. Элиза Ожешко почитаема как поляками, так и белорусами. Сейчас в доме-музее собрана хорошая экспозиция, посвященная писательнице: фотографии, картины, книги, репродукции, а также сделанные ее руками редкие гербарии.

На резном деревянном столе - раскрытые книги, листы бумаги, перья. Рядом - пятисвечник, фотографии в старинных рамках. Слегка отодвинут стул с высокой спинкой. Чуть поодаль - этажерка с фарфоровыми фигурками. На стенах - картины. Одна из них - написанный маслом портрет немолодой женщины со строгим лицом в черном платье с испанским воротником и белом чепце. Это и есть хозяйка дома - Эльжбета Павловская, писательница, известная любителям литературы конца XIX - начала ХХ века под несколькими псевдонимами - Е. О. , Бонк, Ли...ка, Габриэла Литвинка. И, конечно, под главным, по которому знаем ее и мы, читатели XXI столетия, - Элиза Ожешко. Дважды писательница была представлена к получению Нобелевской премии в области литературы.
Здесь всегда витал дух талантливой писательницы, и эта атмосфера сохранилась. В двух комнатах разместился небольшой музей, где гостям показывают подлинные прижизненные издания Ожешко и других авторов ее времени - Болеслава Пруса, Тадеуша Сенкевича, Чарльза Диккенса, Александра Дюма, Джорджа Элиота, сохранившиеся предметы интерьера, в котором она жила и творила.
Знакомство с домом Элизы Ожешко начинается с кабинета. Главное достояние здесь - книги. Большая часть из них издана еще при жизни писательницы, в том числе и ее главный роман "Над Неманом". В нем Элиза Ожешко, как, впрочем, и во всем творчестве, верна патриотическим идеям. Излюбленным местом в доме писательницы был малый салон. Здесь, у камина, она и писала, и отдыхала, здесь принимала и своих многочисленных гостей, обсуждая с ними благотворительные проекты.
В числе таких проектов и флористические альбомы. Э.Ожешко продавала их с благотворительными целями. Часть этого наследия хранит у себя Гродненский музей-аптека.
Э. Ожешко живо интересовалась лекарственными травами, которые употребляли знахари и знахарки. Путешествуя по Гродненщине, она расспрашивала знахарок, собирала народные названия растений. Ею был собран гербарий и около 228 народных названий растений, многие из которых содержали описания внешнего вида, способов применения. Свои наблюдения писательница поместила в произведении под названием «Ludzie i kwiaty nad Niemnem» («Люди и цветы над Нёманом»), напечатанном в географо-этнографическом журнале «Wisla».

Дом Элизы Ожешко в своем нынешнем виде является копией того дома, в котором писательница прожила долгие годы и ранее находился он значительно ближе к проезжей части улицы, что хорошо видно на фотографиях начала века. В 1976 г. в процессе реконструкции сложили точную копию дома, а оригинальное строение разобрали. В доме Ожешко находилось областное отделение Союза писателей, которое с 1964 г. возглавлял известный гродненский писатель Алексей Карпюк.

В 2009 году после очередной реконструкции открыл двери дом Элизы Ожешко. Сегодня он значительно обновился. Заменена кровля и обветшалые оконные рамы, покрашен фасад. Наследию великой польской писательницы теперь не угрожают ни дожди, ни морозы. По сохранившимся фотографиям воссоздана обстановка рабочего кабинета и малого салона писательницы, где размещены оригинальные экспонаты и предметы 19-20 вв. Мария Эйсмонт, основатель музея, говорит: "Мы постарались сделать так, как на фотографии, очень близко. И многие приезжали и удивлялись, что чувствуется дух Элизы Ожешко". Можно здесь увидеть и сохранившиеся предметы интерьера, который способствовал творчеству писательницы.

ГрГУ имени Янки Купала

История образования на Гродненщине имеет давние традиции. Гродненский государственный университет имени Янки Купалы стал преемником не только учительского и педагогического институтов. До сих пор один из его корпусов располагается в здании бывшей Гродненской женской гимназии, где в межвоенный период располагался польский женский педагогический лицей.

Гродно — это город, который аккумулирует многовековые традиции европейского образования и культуры еще со времен Великого княжества Литовского, когда он был одним из крупнейших белорусских городов. Архивные материалы донесли до нас сведения о том, что в 1591 году при православном братстве существовала школа, в которой детей учили «письму греческому и русскому, арифметике».

 

С 1625 по 1773 годы в Гродно существовало учебное заведение классического типа — иезуитский коллегиум. В нем преподавались семь вольных искусств — грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. На старшем отделении большое внимание уделялось изучению философии. С 1667 года должность учителя в коллегиуме мог занять только тот, кто имел ученое звание профессора. Библиотека коллегиума в 1773 году насчитывала 2373 книги на латинском, немецком, итальянском, польском и русском языках.

В 1775 году в Гродно открывается Медицинская академия (медицинская школа). Инициатором создания первого в Беларуси высшего учебного заведения медицинского профиля был гродненский староста Антоний Тизенгауз. По его инициативе в Гродно были открыты школы торговли, строительства, музыкальная, балетная, бухгалтерская, таможенная, акушерская школы и кадетский корпус.

Высшая окружная школа создавалась на базе закрытого иезуитского коллегиума. Все ученики и преподаватели составляли академическую корпорацию, носили одинаковую одежду и жили в одном здании. Позже на базе окружной школы было открыто Гродненское поветовое училище, обучение в котором длилось семь лет. 1 сентября 1825 года Гродненское поветовое училище было преобразовано в доминиканскую гимназию. Гимназическая библиотека насчитывала 10 тысяч книг, работали минералогический и зоологический кабинеты, химическая лаборатория. 16 августа 1833 года доминиканская гимназия была закрыта и на ее базе открылась Гродненская губернская мужская гимназия.

Во второй половине XIX века в Гродно была открыта женская гимназия. В конце XIX века в ней училось более 300 человек, в начале ХХ века — более 500 человек. В конце XIX века для гимназии было построено трехэтажное каменное здание, где с первых дней и до настоящего времени размещается один из корпусов Гродненского государственного университета.

Дни рождения университета отмечаются ежегодно с 22 февраля по 7 марта. Именно 22 февраля 1940 года Совет Народных Комиссаров БССР принял Постановление № 209 «О мероприятиях по народному образованию в западных областях БССР», в соответствии с ним в Гродно создавался учительский институт. И уже 7 марта 1940 года в учительском институте начались занятия. В 1944 году институт был преобразован в Гродненский государственный педагогический институт. С 1957 года он носит имя величайшего белорусского поэта Янки Купалы.

13 октября 1978 года педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Сегодня это крупнейший региональный университетский комплекс Республики Беларусь. Гордое имя купавловцев носит почти двадцать тысяч универсантов — студентов, аспирантов, магистрантов, учащихся колледжей, преподавателей и сотрудников.

 

Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы.

В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма

Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).

Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью. Освящение храма совершилось 30 сентября (сг.с.)1907года.

Бурные политические события начала XX века (три революции, первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более тот о, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне. Много житейских бурь и невзгод проносилось над храмом-памятником и в последующие годы.

Во время фашистской оккупации вышло постановление, которое запрещало проведение богослужений в будние дни, а в воскресение они должны были завершаться не позже 20-00. Тем не менее епископ Венидикт (Бобковский) добился разрешения на проведение каждодневных молебнов в соборе. (1941-1944).

С приходом советской власти начинается антирелигиозный террор. Запрещалось совершать крестные ходы и торжественные молебны на великие праздники. В 1962 году был запрещён соборный звон, вместо каждодневных служб они проводились только три раза в неделю и со стороны властей делалось всё, чтобы уменьшить количество до двух раз, но закрыть собор советским властям так и не удалось.

После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным.

В конце декабря 1993 года традиция поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освещение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане.

Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература неорусский, псевдорусский или ретроспективнорусский, который состоит из трёх нефов. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров.

По завершении реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти.

Сейчас в соборе находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых в Никольском приделе храма находиться икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

Кирха

Евангелическо-лютеранская кирха г. Гродно в литературе по истории архитектуры фигурирует под названием "Немецкая кирха". Ее история, насчитывающая несколько веков загадочна и разнообразна.

Появление лютеран в городе датируется 1776 годом, все они были немцами и приехали в Гродно по приглашению Антония Тызенгауза в качестве мастеров для работы на королевских мануфактурах.

Первоначально верующие лютеране собирались на молитвы в частных домах под руководством пастора из Венгрова, а позднее в местной школе кадетов.

ноября 1793г. король Станислав Август Понятовский подарил общине трехэтажное здание для богослужений, и кроме того, установил ежегодное содержание пастора в размере 450 рублей серебром, из средств двора. Гродненские немцы евангелисты (500 человек) построили на свои деньги кирху на 150 мест, и школу. После раздела Польши, когда Гродно вошел в состав России, содержание священника выплачивалось из средств Российской казны (1796-1824).

Гродненская лютеранская община всегда находилась в развитии. В середине 19 века была основана евангелическая школа. В 1882 году аптекарь Адамович подарил ей две аптеки: в Гродно и в Друскениках, в целях изыскания денежных средств, для развития религиозной жизни.

Гродненская лютеранская община поддерживала связи с другими общинами, например, с общиной Чоло, находящейся около Беловежи, известной с 1809 года. В 1897 году количество немцев составляло 3500 человек, однако в 1915 году количество евангелистов резко уменьшилось, так как царские власти депортировали большинство немцев в глубь России. В 1919 году Гродненские евангелисты перешли в подчинение Евангельски - Ауксбургской церкви Республики Польши с конститорией в Варшаве. В 1923 году количество верующих составляло 1700 человек.

В 1938 году - 1500 человек.

История

Согласно плану ГородницыЗемлера Марковича, на месте немецкой кирхи в 1780 - 1783 годах находился казенный трактир. Указом короля, здание трактира было передано лютеранской общине под кирху. На тот момент (1795 год) трактир - кирха описывался так: "Была каменица каменная, сейчас костел лютерски". По-видимому, для приспособления здания под храм были проведены только самые необходимые работы. С 1793 по 1825 год кирха представляла собой двухэтажное здание с четырехскатной крышей. К 1807 году, немецкой общиной, из пригородных владений князей Друцких - Любецких был выкуплен прямоугольный участок земли, в ста метрах к северу от кирхи, на котором располагалось лютеранское кладбище. В 1825 году к основному объему была пристроена одноэтажная пристройка. В 1848 году была проведена капитальная перестройка основного объема. Вторая капитальная перестройка была проведена в 1872-1873 годах, после которой появилась алтарная апсида и колокольня с башенными часами. К 1910 году был составлен проект перестройки кирхи в стиле неоготики и постройки рядом большого дома пастыря и школы. В объем кирхи вошли части зданий предшественников. По этому плану было построено здание кирхи, просуществовавшее до данного времени. В дальнейшем 28 сентября 1944 года Решением исполнительного комитета гродненского гор.совета депутатов помещение кирхи было предоставлено для размещения гродненского областного архива, а помещения пристроек - для заселения частных жильцов. По решению того же гор.совета имеющаяся в кирхе мебель, люстры и орган были изъяты для парткабинета и гос.Филармонии. 18 апреля 1995 года было принято решение о передаче здания бывшего архива в пользование евангелическо-лютеранской общине.

Архитектура

Лютеранская кирха, построена из кирпича в XIX - нач. XX в. в стиле псевдоготики. Однонефное однобашенное строение с пятигранной апсидой и сакристиями. Главный фасад имеет симметричную композицию, вытянутую по вертикали. Квадратная в плане высокая монументальная башня-колокольня выступает из основного объёма и завершена высоким ломаным по форме острым шатром. Главный вход (через башню) оформлен большим стрельчатым порталом, над ним - окно-роза. Стены боковых фасадов обведены широким карнизным пояском, укреплены контрфорсами, в окнах цветные витражи с готическими металлическими переплётами. Интерьер имеет вытянутую по продольной оси симметричную композицию. Основной прямоугольный в плане объём перекрыт оригинальным по форме фигурным сводом: Цилиндрическое перекрытие переходит у боковых стен в плоский потолок на деревянных кронштейнах. Апсида раскрывается в основной объём арочным проёмом.

Ж/Д вокзал

История вокзала тесно связана с историей Гродно, и Беларуси в целом. Так во время восстания 1863-1864 гг. гимназисты и мелкие чиновники (в их числе и железнодорожники) пытались угнать товарный поезд [7; 34]. Однако им удалось угнать только паровоз, на котором город покинуло 15 человек во главе с руководителем операции Л. Кульчицким. На фасаде современного здания вокзала установлен памятный барельеф работы В.Пантелеева в честь участников восстания.

В 1887-1894 годах гродненские железнодорожники входили в состав революционного кружка. Документы сохранили для нас даже имя члена кружка – это помощник машиниста Котылло. Активное участие железнодорожники ст. Гродно, в том числе и работники вокзала, принимали в Октябрьской всероссийской политической стачке в 1905 г.

В 1914 году вокзал посетили император Николай II и его семья. Вот как об этом пишет начальник дворцовой охранной агентуры А. И. Спиридович: «1-го ноября в 10 ч. утра Государь прибыл в Гродно, а полчаса спустя туда прибыла Государыня с двумя старшими дочерьми. Была торжественная встреча на вокзале. После завтрака Государь осматривал форты. Погода была убийственная. Дул сильный холодный ветер. Государь, как бы не замечая этого, ездил с форта на форт и спокойно выслушивал доклады ген. Кайгородова» .

Через год после начала Первой Мировой войны войска кайзеровской Германии заняли Гродно, а в апреле 1919 года передан легионерам Пилсудского. В 1920 году город заняли солдаты третьего конного корпуса Красной армии (командир Г. Д. Гай), но по условиям мирного договора 1921 года Гродно в составе Западной Беларуси отошел к Польше. Военные перипетии заставляли быть вокзал в самой гуще событий. Его как стратегический объект брали одним из первых.

Переход станции в состав Польских железных дорог привел к утрате былого значения станции. Поезда отправлялись только в западном направлении. Впрочем, были и свои ноу-хау, с вокзала начали отправляться первые туристические поезда в Вильно, Варшаву, Краков, заполненные школьниками. А в 1923 году на вокзал прибыл президент Польши Войтеховский, которому был устроен пышный прием. Жизнь вокзала неспешно текла в русле развития провинциальной станции.

Изменения пришли в 1939 году, когда красноармейские войска начали занимать территорию Западной Беларуси. 21 сентября 1939 года в здании вокзала еще находился Польский штаб обороны Гродно генерала Пршедетского [8; 14]. А вскоре город был занят солдатами Красной Армии, здесь было создано Временное управление, начались советские преобразования. Приказом НКПС на территории Западной Беларуси в декабре 1939 года была образована Белостокская железная дорога. Однако мирное развитие было прервано войной, город перешел в руки фашистов.

Во время войны на станции были созданы подпольные организации, которые организовывали диверсионную деятельность: выводили из строя паровозы, оборудование паровозного депо, устраивали крушения поездов [7; 88]. Этими действиями было отправлено на ремонт из строя 11 паровозов, 66 вагонов, на длительное время был выведен из строя поворотный круг.

При отступлении из города немецкие войска взорвали вокзал, паровозное депо, водонапорную башню, железнодорожный мост через Неман, в поворотный круг был спущен паровоз.

Сразу же после освобождения города железнодорожники начали восстановление здания вокзала, и уже к осени 1944 года было практически заново отстроено правое крыло. В сентябре 1944 года из Молодечно в Гродно переехало управление Белостокской дороги, которая в октябре 1946 года преобразовалась в отделение. В 1948 году гродненский вокзал был восстановлен полностью. Более того, к одному из боковых крыльев был пристроен двухэтажный корпус со служебными помещениями, а над галереями надстроен дополнительный этаж. В центральной части находились кассы, зал ожидания, небольшая парикмахерская, бюро «Интурист», в котором в 1960-ые гг. работал известный гродненский писатель А.Н. Карпюк. В правом крыле от центрального входа находился ресторан. В левом крыле в разное время находились зал ожидания и таможня. На втором этаже были служебные помещения, диспетчерская и кабинет начальника вокзала.

В 1955 году Лев Голуб снимал здесь известную и любимую зрителями картину «Миколка – паровоз». Так в кадрах фильма навсегда остался старый вокзал и паровозное депо. Когда сносили вокзал, под крышей нашли революционные листовки. Оказалось, что во время киносъемок эпизода с литерным царским поездом прокламации занесло ветром.

В 1986 было построено новое здание вокзала, а старое - снесено. Трехэтажное сооружение из бетона стекла и алюминия было рассчитано на 1000 пассажиров, со среднегодовым потоком 1,5 миллиона человек .

Девяностые годы в истории вокзала, как и для всей республики, были непростыми. По сравнению с предыдущим десятилетием, значительно сократился грузо - и пассажиропоток. Стоит также отметить, что в начале 90-ых годов билетные кассы вокзала были подключены к дорожной схеме распределения мест «ЭКСПРЕСС-2», а через Гродно следовал поезд «Ленинград – Варшава - Берлин».

В двадцать первом веке вокзал подвергся комплексной реконструкции. Обновлены посадочные платформы и перрон, которые замостили тротуарной плиткой, сооружены навесы, где вскоре установят электронные табло. Появились новые подвесные потолки и витражи, упорядочена сеть торговых киосков, завершен ремонт комнат отдыха.

Говоря о вокзале необходимо упомянуть и тех замечательных людей в разное время его возглавлявших. Это Барышников Я. И., Дуров Р. В., Погорельчик А. П., Немеро К. М., Лобко Л. В.. В настоящее время вратами города руководит начальник вокзала Александр Иванович Соколовский.

Вокзал гордится и знаменитыми пассажирами, пользовавшимися его услугами: Э. Ожешко, Николаем II, семьей М. Багдановича, святым Иоанном Кронштадтским, С. Войтеховским, Ю. Олешей, В. Быковым, С. Станютой, В. Высоцким, Н. Караченцовым и многими другими.

Зоопарк

Возникновение Гродненского зоопарканеразрывно связано с именем большого любителя и знатока природы, преподавателя гимназии Яна Кохановского. Именно по его инициативе в 1926 году в северо-восточной части городского парка, примыкавшего к зданию гимназии, был заложен учебный ботанический сад. На площади 0,3 гектара гимназисты разбили грядки и клумбы с растениями, подборка и выращивание которых осуществлялись в соответствии с учебной программой гимназии. В первый год существования в ботаническом саду произрастало 309 видов растений. В 1928 году их насчитывалось более 800. За растениями ухаживали учащиеся – члены кружка любителей природы.
В 1927 – 1928 учебном году для углубления знаний гимназистов по зоологии при ботаническом саде открылось два новых отдела. Деятельность первого имела производственное направление – выращивание тутового шелкопряда, для последующего внедрения этой промышленной отрасли в местные хозяйства. Второй отдел занимался содержанием животных, клетки с которыми располагались между клумбами ботанического сада и в помещении гимназии. Первоначально в зоологическом отделе имелось 17 видов животных местной фауны.

Ян Кохановский с учащимися Гродненской мужской гимназии им. Адама Мицкевича



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.