Сделай Сам Свою Работу на 5

Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь

Коложская церковь

Борисогле́бская (Коло́жская) це́рковь - В соответствии со строительной традицией церковь построена на высоком берегу Немана, (гармонично сочетаясь с ландшафтом и древней застройкой Гродно).

Церковь была построена, во времена или после княжение Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй - в 1170) в княжеском детинце. После разрушительного пожара 1184 г (конец 12 века), который уничтожил соборную церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом.

Коложская церковь представляет собой шестистолпный, трехапсидный, крестово-купольный храм. Кладка стен выполнена из плинфы, использован также кирпич в декоративных целях. Церковь снаружи неоштукатурена, что позволяет видеть декоративные достоинства её полихромной кладки из разноцветных валунов. В своды и верхние части стен вмурованы керамические горшки-голосники. Стены украшены фигурными керамическими плитками, создающими изображения крестов . Церковь сохранилась не полностью, так как в 1853 году в результате оползня частично обрушились стены. его своды и глава исчезли давно. Как и другие храмы той эпохи, церковь имела купол, который давал освещение. Во время одной из войн церковь потеряла купол и была перестроена. При реставрации в 1870 году были открыты домонгольские фрески в конхах.

Архитектура церкви не имеет аналогов среди сохранившихся сооружений и напоминает композицию более раннего городенского собора - Нижней церкви, известной по археологическим исследованиям. Этот факт даёт возможность предположить существование в конце XII века в Гродно обособленной архитектурной школы.

В конце 14 века князь Витовт ходил походом на Псков. Он захватил один из пограничных городов - Коложу, а жителей города отвел в Гродно. Коложане поселились возле Борисо - Глебской церкви. С тех пор у храма появилось другое имя Коложа. Одной из святынь храма была чудотворная Коложская икона Богородицы. Во время I - Мировой войны икона была эвакуирована в Москву, где и потерялась. В настоящее время в церкви находится вышитая увеличенная копия чудотворной иконы.



Древний храм занимает значимое место в числе мировых исторических памятников и является одним из претендентов на включение в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Синагога

В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в Иерусалиме. Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами например, для помощи нуждающимся

Большая Хоральная синагога на Большой Троицкой, или главная синагога, в том виде, который она имеет сегодня, была возведена в начале ХХ века. У нее долгая история. Хоральная синагога по инициативе раввина Мордехая Яффе появилась на этом месте еще в 1578 году конец 16 в, а для ее строительства в Гродно приглашался итальянский архитектор Санти Гуччи.

Но и ранее того здесь была синагога. «В XVI веке на этом месте стояла деревянная синагога, -Строительство каменной синагоги началось в XIX веке, строили лет двадцать. в 1902 году здание горело во время пожара. Губернатор дал средства - и здание было восстановлено, сделали пристройки».

Синагога, построенная в начале ХХ века, включила в себя остатки «божницы» 70-х годов XVI века, сильно пострадавшей во время пожаров 1885 и 1900 годов. Поэтому у здания, построенного в стиле русского модерна ХХ века, интересен не только главный фасад, но и архитектура боковых, примыкающих зданий.

Большая Хоральная синагога Гродно была закрыта с приходом советской власти, в 1940 году. Во время войны она оказалась разграблена, фасад здания пострадал от пуль и осколков снарядов. Все послевоенные годы это сооружение не ремонтировалось. В нем размещались склады пищевого комбината, аптечного управления, а позже - художественно-промышленные мастерские. В 1990-х годах здание синагоги было передано иудейской религиозной общине Гродно.

Усилиями общины сделан ремонт кровли, главного фасада, восстановлено водоснабжение, электроснабжение, канализация. Восстановили пол, остеклили окна. Большой молитвенный зал был отремонтирован, отреставрированы угловые колонны, своды, великолепная лепнина и декоративная отделка. Понятно, что для полного восстановления здания нужны огромные средства - их не хватает. Отопление здания фактически отсутствует, работают лишь временные печи, которые в холод позволяют миньяну собираться для молитвы. Так как эта синагога действующая, здесь отмечают все большие праздники иудаизма.

Большая Хоральная синагога занесена в список историко-культурных ценностей республики Беларусь.

Пожарная каланча

Первое упоминание о пожарной охране города относится к 1897 г (к.19). Дело в том, что в конце XIX века в результате огромного пожара Гродно утратил более 600 домов, после чего на деньги горожан было построено пожарное депо и каланча. Башня представляет собой четырехгранное со срезанными гранями шести ярусное сооружение (примерно восемь этажей по современным меркам), которое возвышается на углу одноэтажного здания депо (служебное помещение и боксы пожарных машин).

Верхний ярус является по совместительству смотровой площадкой с ажурной кованной оградой. А на 36-метровой башне пожарной каланчи установлен флюгер взамен старого, который появился здесь еще в 1985 году (он пришел в негодность). На нем изображен пожарный, который хватает петуха - символ огня.

Для строительства башни в свое время специально “выписывали” архитектора из Петербурга. Когда-то она была самым высоким сооружением в Гродно. Со смотровой площадки дозорный мог заметить любой даже самый маленький пожар. После чего звонил “набат” и из конюшен, расположенных у подножья башни, выкатывали упряжки с бочками, наполненными водой.

Сегодня необходимость в постоянном визуальном наблюдении отпала и поэтому башню давно не используют. Хотя она (её кирпичная кладка) отлично сохранилась - не тронула ее ни Первая мировая, ни Вторая, ни советский строй.

Единственная цель, с которой используется башня - сигнальная: наверху в пол вмонтирован “ревун”, который сработает в случае учебной или настоящей тревоги.

Сейчас размещён музей пожарной аварийно-спасательной службы Гродненщины": различные экспозиции, в том числе об «огненных» периодах в истории Замковой улицы".

Старый Замок

Старый замок -один из древнейших памятников архитектуры в Беларуси, первое оборонительное сооружение, построенно в XI веке.

Гродненский Старый замок еще в бытность обычной деревянной крепостью (от которой фактически ничего не осталось) был лакомым кусочком для всевозможных захватчиков - так как он оберегал достаточно богатый город. Штурмовали крепость крестоносцы Мазовии и Тевтонского ордена в 13-14 вв. Рыцари Ливонского ордена, собрав войско со всей Европы в 14 в также безуспешно пытались овладеть замком.

Впрочем, что не удалось чужакам, по сути, сделали свои - в 1390-м году во время междоусобицы князей Витовта и Ягайлы войска последнего взяли замок в плотную 50-дневную осаду, и, в конце концов, замок был сожжен. В огне пожара едва не погиб сам Витовт с семьей.

Вскоре на месте пепелища вырос новый каменный замок. Буквально через несколько лет он выдержал первое боевое крещение - штурм крестоносцев. Замок был построен по периметру горы, и его стены толщиной 2,5-3 метра образовывали неправильный треугольник. В замке было 5 башен. В линии стен, обращенных к городу, размещался новый каменный двухэтажный дворец Витовта с толстыми стенами, а от города крепость отделял 50-метровый сухой ров.

В 16 в Верхний замок стал резиденцией короля Стефана Батория и был перестроен заново: от крепости, построенной Витовтом, остались лишь стены и некоторые башни. Перестройкой занимался пармский архитектор Скотто, который привнес в замковый ансамбль дух ренессанса. Таким образом, брутальный замок превратился в богато декорированный дворец.

В 16 в здесь проходило заседание сената, на котором обсуждали вклад Речи Посполитой в Ливонскую войну. Немало времени в замке проводил Баторий. Он даже завещал похоронить его в Гродно, однако его похоронили в Кракове, где покоятся все польские монархи.

В 1655 году замок был полностью разрушен русскими войсками во время русско-польской войны 1654 1667 годов. Отстроил его литовский канцлер и гродненский староста Кшиштов Зигмунд Пац в замке проходил каждый третий сейм Речи Посполитой.

Во время Северной войны 1700-1721 годов замок был разрушен шведами. Пожар 1735 года практически уничтожил то, что еще оставалось от замка и он уже никогда не вернул былого значения. В XVIII веке замок стал разрушаться. В середине этого века был построен Новый замок, а старый перестал выполнять свою функцию. В XIX веке был перестроен в царские казармы. Был отреставрирован вместе с залом сейма и посольской палатой. После провозглашения независимости Республики Беларусь в ХХ в. замок был отремонтирован и используется в качестве Гродненского историко-археологического музея. До наших дней дошли также фрагменты оборонительных стен, руины Нижней и Верхней церквей, княжеских покоев, мост и замчище.

 

 

Новый Замок

Новый замок в Гродно - новый королевский дворец, построенный в Гродно в сер. 18 в во время правления короля и Великого князя Литовского Станислава Августа ПонятовскогоIII как летняя резиденция польских королей и великих князей литовских, по проекту Карла Фридриха Пёппельмана. Работы в замке осуществлял Джузеппе де Сакко Архитекторам, проектировавшим замок, удалось создать дворцово-парковый комплекс из двух различных замков, причём сделать его гармоничным.

Здание замка имеет форму буквы П, окна одной из длинных сторон выходят на Неман. Снаружи фасад был очень просто отделан, что резко контрастировало с его внутренним убранством. Внутренняя же отделка королевского дворца была выполнена по заказу короля, а Станислав Понятовский любил роскошь.

В сегодняшнем здании с трудом угадываются черты королевского дворца, который поражал современников своей роскошью и богатством. У дворца была красная черепичная крыша, зелёные стены и отделка белой лепниной.

Здесь проходили генеральные сеймы РечиПосполитой. В этом здании во время последнего сейма Речи Посполитой в 1793 году было подписано соглашение о разделе Речи Посполитой с Россией и Пруссией,т. н. «немое заседание» сейма, на котором послы молчанием согласились на второй раздел страны. А в 1795 году король и Великий князь Литовский Станислав Август Понятовский поставил подпись под актом отречения. Король жил в нём до 1797 года.

В одной части дворца находились королевские покои, в а другой - помещения, предназначенные для заседаний сейма. Для нужд сейма во дворе также было построено специальное здание. После 1750 года построена часовня, крытая куполом, частично сохранились также въездные ворота. Во время разделов РечиПосполитой русские устроили во дворце госпиталь и казармы.

В 1941 году здание было уничтожено в результате военных действий. Вновь отстроено к 1952 году в стиле советского неоклассицизма. В нём размещался областной комитет КПСС.

Единственный оригинальный и не тронутый войной элемент замка - это въездные ворота с колоннами.

В 1994 году установлена памятная доска в честь Т. Костюшко В настоящее время в Замке размещается музей и Областная библиотека им. Карского.

Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь

Монастырь основан на месте Свято-Пречистинского собора - памятника Гродненской архитектурной школы XII в. (Каменный фундамент и часть стен храма были обнаружены во время ремонтных работ под слоем земли в 80-х годах XX в.) Около 1633 г. при соборе был основан женский базилианский монастырь. В 1654 году древний храм вместе со строениями сгорел. Тогда на месте пожарища построили деревянную церковь с монастырскими постройками. Но еще один пожар вновь все уничтожил.

В 1720 – 1726 годах Киевским митрополитом Львом Кишкою на месте соборной Пречистенской церкви был построен каменный храм Рождества Богородицы и жилой корпус монастыря (1726 - 1751 годы).

После самороспуска униатской церкви в России в 1843 году все помещения монастыря и церковь были переданы во владения Православной Церкви. К 1848 году на пожертвования прихожан интерьеры церкви были отремонтированы по православным канонам, а с восточной стороны жилого корпуса в 1866 году была построена теплая монастырская церковь в честь св. Сергия Радонежского, а также хозяйственные корпуса.

Во время военных действий в 1915 г. храм был поврежден, монастырский корпус и хозяйственные постройки пострадали меньше. Значительная часть внутреннего убранства храма сгорела или была повреждена. Но уже через несколько месяцев в кое-как отремонтированном храме проходили богослужения.

Во время второй мировой войны монастырь продолжал действовать, пусть и со значительными ограничениями. Во время освобождения Гродно в 1944 году здания и имущество практически не пострадали.

До революции при монастыре существовала церковная школа для девочек, а также богадельня для престарелых одиноких женщин. Здесь находили приют иудеи и магометане, которые готовились принять православную веру. Монастырь владел двумя имениями в деревнях Грандичи и Русота, двумя земельными участками в деревнях Каплица и Ольшанка, имелись также мельница на реке Лососянка и рыболовецкое озеро на границе Слонимского и Пинского уездов - Вадотуническое. Рядом с монастырем находился богатый на урожай фруктовый сад.

В послевоенное советское время земля с огородами была отобрана под парк. Летом 1960 года была экспроприирована и собственность монастыря. Все его насельницы были переведены в Жировичскую обитель. В здании монастырского храма разметилось местное ДОСААФ. В нем чинили спортивные мотоциклы, в монастырском дворе выгуливали собак члены клуба служебного собаководства.

В 1977 г. здания монастыря передали Республиканскому музею атеизма и религии. В самом Рождество-Богородичном храме стали проводиться концерты (в алтаре стоял рояль), а в Свято-Сергиевской церкви проводились выставки художников и выставлялись экспозиции самого музея.

В 1992 – 1995 гг. православному женскому монастырю были возвращены монастырские здания и главный храм. В 1992 г. в праздник иконы Божией Матери «Боголюбская» было совершено первое после закрытия богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы. А с праздника Успения Божией Матери (9/28 августа) стали совершаться постоянные монастырские уставные богослужения в Свято-Сергиевском храме монастыря.

 

Улица Замковая

Улица Замковая - одна из старейших городских улиц, протяженностью всего лишь около 300 метров, относится к числу символов нашего древнего города. Впервые в исторических хрониках улица упоминается в XVI в. Именовалась она тогда как улица «Еврейская с Рынка до Замка». Впоследствии получила название «Замковая» и с тех пор практически его не меняла, к примеру, как и ул. Мостовая (за исключением оккупационных лет), которая всегда имела и имеет одно и то же название.

Улица Замковая служила главным трактом, по которому вельможи и сенаторы съезжались в замок. На этой улице иметь свою резиденцию считалось за честь. Из резиденций знатных родов ВКЛ до нас дошел после ряда реконструкций дворец Масальских (ул. Замковая, 5):

возведен в 1-й половине 18 в. для князя Масальского. Пожары 1753 и 1782 г. уничтожили часть здания. После перестройки в 1795 г. дворец приобрел черты классицизма. В 1830-х г. здание выкупил гродненский купец Фрумкин, его семья владела дворцом до 1939 г. С 1-й половины 19 до начала 20 в. здание арендовало почтовое ведомство;

а также дворец Хрептовичей (ул. Замковая, 16):

расположен вблизи Старого замка, на улице с издавна сложившейся каменной застройкой. Это предопределило и его план. Большая часть дома, образуя парадный внутренний двор, уходит в глубину квартала. На улицу выступает лишь небольшой корпус, прорезанный аркой въезда.

В результате многочисленных ремонтов и переделок планировка дома потеряла свой первоначальный характер. Но архитектура фасада сохранилась почти без изменений. Она отличается строгостью и простотой. Все архитектурные элементы рельефны, детали изящно прорисованы. В архитектуре дома заметно прямое влияние русского классицизма конца XVIII - начала XIX в. Однако гродненские мастера придали постройке черты своеобразия: растительные лепные гирлянды над проездом во двор; форма наличников окон, как бы вырезанных и накладных (прием, применяемый в народных постройках и небольших монастырских зданиях).

Сейчас там разместил свои экспозиции Республиканский музей истории религии. Можно отметить также дом табачных магнатов XIX в. Шерешевских (ул. Замковая, 12). Во время опустошительного пожара 1885 г. и последующих годов эта улица, как и другие городские улицы, в значительной степени пострадала и была восстановлена в конце XIX - начале XX веков.

Гетто №1

Как вы знаете, история Гродно неразрывно связана с историей евреев.

Полагают, что евреи появились здесь в конце 12 в. Первые достоверные сведения относятся к концу 14 в.

Немецко-фашистские войска заняли Гродно 23 июня 1941. В конце сентября евреи были выселены из своих квартир на центральных улицах города. 1 октября оккупационные власти объявили о создании двух гетто. Граница первого проходила здесь вдоль одной стороны современных улиц Замковой, Советской, Виленской и руслом реки Городничанки. Центральный вход в гетто №1 был здесь (с улицы Замковой) . Вход в гетто осуществлялся только через одни ворота, которые охранялись жандармами и гестаповцами. За самовольный выход из гетто грозил расстрел на месте или казнь через повешение.

ноября 1941 началось переселение в гетто. . На ограниченную территорию нацисты согнали около 15 тыс. чел. Начальником гетто был назначен гестаповец Курт Визе. В каждом гетто была больница. В гетто № 1 больница занимала здание Большой гродненской синагоги - в неѐ помещали больных опасными инфекционными заболеваниями - в основном тифом. Кроме двух больниц в гетто была открыта поликлиника и аптека. Директор поликлиники прикладывал все усилия для сохранения минимальных санитарных условий и предотвращения тифозных заболеваний, несмотря на страшную тесноту, истощение и голод. В условиях гетто было почти невозможно соблюдать религиозные традиции, но при юденрате существовало отделение, которое занималось религиозными вопросами и старалось даже готовить кошерную пищу для религиозных людей в общественной кухне. Главной заботой этого отделения были захоронения умерших, число которых постоянно увеличивалось.

В янв. 1942 в гетто №1 была создана антифашистская коммунистическая группа. Группа оказывала содействие лицам, которым угрожал арест, и тем, кто хотел оставить гетто: помогали им прятаться, подделывали документы, добывали оружие, компасы, карты. В начале 1942 была предпринята попытка создать в Гродно боевую организацию, которая объединяла бы все еврейские молодѐжные организации. Но гестапо напало на их след, и идею вооружѐнного сопротивления пришлось отложить для более подходящего момента. Второй период в истории подпольной деятельности в Гродно начался в ноябре 1942 с ликвидацией гетто №2 и первыми депортациями из гетто №1 (в транзитный лагерь Колбасино) . В конце 1942 - начале 1943 были сделаны несколько попыток нелегального выхода групп молодѐжи из гетто в лес с целью присоединения к партизанам, закончившиеся неудачей. В гродненском гетто была создана небольшая конспиративная мастерская по изготовлению фальшивых документов. Несколько групп девушек с помощью документов на имя гражданок польской национальности была выведена из гетто и отправлена в Белосток.

Первый этап ликвидации начался сразу после ликвидации гетто №2, в ноябре 1942. На тот момент в гетто № 1 в заключении были св. 17 тыс. чел. Началась транспортировка части евреев в транзитный лагерь Колбасино. Оттуда позднее они были депортированы в Треблинку и Освенцим. Второй этап ликвидации гетто №1 относится к началу 1943: в январе (10 тыс.) и в феврале (5 тыс.). Потом нацисты начали депортации прямо из гетто в Освенцим и Треблинку. Этап ликвидации последних оставшихся евреев Гродно начался с депортации в марте 1943 в белостокское гетто, и эти евреи разделили участь евреев Белостока. И 12 марта 1943 Гродно был объявление «свободным от евреев».

На месте входа в Гетто №1 в 1992 году была установлена мемориальная плита в память 29 тысячам погибшим узникам.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.