Анализ качества и конкурентоспособности услуг
На современном этапе экономического развития конкуренция, как движущая сила, вынуждает производителей постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Данное понятие является относительно новым для российской действительности, поэтому с точки зрения определения его экономической сущности важно уточнить термины «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия». На основе проведенного анализа возможных подходов к определению экономической сущности данных понятий было предложено авторское определение. Конкурентоспособность предприятия - способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия). Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии (дающей экологические, социальные и экономические эффекты), максимально эффективного использования резервов предприятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции.
Для случая, когда вопросы конкурентоспособности выпускаемой продукции стоят не настолько остро (например, энергетическая отрасль): конкурентоспособность предприятия - способность предприятия противостоять внешним воздействиям, добиваясь лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями.
В случае «ИП «Луценко Антон Витальевич» необходимо бороться за место на рынке.
В настоящий момент главным преимуществом для «ИП «ЛУЦЕНКО АНТОН ВИТАЛЬЕВИЧ» остается возможность значительного варьирования ценой на грани демпинга.
Матрицу STEP-анализа внешней среды организации «ИП «ЛУЦЕНКО АНТОН ВИТАЛЬЕВИЧ» представлена в таблице 18.
Таблица 18- Матрица STEP-анализа внешней среды организации
Факторы внешней среды (глобальные проблемы)
| Краткая характеристика вариантов развития экономики
| Пессимис-
Тичный
| Реалис-
тичный
| Оптимис-
тичный
| 1. Социальные:
- рост реальных доходов населения;
- изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы;
- улучшение демографической ситуации в регионе;
- изменение потребностей и вкуса покупателей (потребительских предпочтений).
|
+
|
+
|
+
+
+
| 2. Технологические:
- появление научно-технических достижений;
- сырьевая ситуация и ресурсный потенциал региона;
- развитие конкурентных технологий;
- потенциал инноваций.
|
+
|
+
|
+
+
+
| 3. Экономические:
- улучшение экономической ситуации в регионе;
- появление новых конкурентов;
- рост активности конкурентов;
-снижение покупательской способности;
- обменные курсы валют;
- сезонность.
|
+
+
+
+
+
|
+
+
+
|
+
| 4. Политические:
- ужесточение государственной политики в области сертификации;
- ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции.
|
+
+
|
+
|
|
Таким образом, при оптимистичном развитии экономики России среди социальных факторов внешней среды следует отметить: рост реальных доходов населения, изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, улучшение демографической ситуации в регионе; среди технологических факторов: появление научно-технических достижений; улучшение сырьевой ситуации и ресурсного потенциала региона; рост потенциала инноваций; среди экономических - улучшение экономической ситуации в регионе.
Реалистичный прогноз предполагает изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы, развитие конкурентных технологий, снижение покупательской способности населения, рост обменного курса валют, сезонность продаж, ужесточение государственной политики в области сертификации.
При пессимистичном прогнозе развития России может наблюдаться развитие конкурентных технологий, появление новых конкурентов и рост их активности, ужесточение государственной политики в области сертификации и госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции.
Установим степень привлекательности отрасли, для чего построим таблицу оценок привлекательности (таблица 19).
Таблица 19 - Оценка привлекательности отрасли
Параметры отрасли
| Относительный вес (ОВ)
| Оценка привлекательности (ОП)
| Результат = ОВ*ОП
| 1. Размер и темп роста рынка
| 0,15
|
| 0,6
| 2. Острота конкуренции
| 0,1
|
| 0,4
| 3. Концентрация потребителей
| 0,05
|
| 0,25
| 4. Уровень концентрации поставщиков
| 0,05
|
| 0,1
| 5. Зависимость спроса от цены
| 0,07
|
| 0,21
| 6. Уровень насыщения спроса
| 0,15
|
| 0,6
| 7. Невмешательство государства
| 0,05
|
| 0,2
| 8. Низкая степень устаревания продукции
| 0,03
|
| 0,15
| 9. Технологическая стабильность
| 0,1
|
| 0,4
| 10. Прибыльность
| 0,2
|
| 1,0
| 11. Барьеры для входа и выхода
| 0,05
|
| 0,1
| Оценка привлекательности отрасли
|
| -
| 4,01
|
«ИП «ЛУЦЕНКО АНТОН ВИТАЛЬЕВИЧ» может улучшить свои результаты только за счет грамотной стратегии дифференциации – создавая и развивая прибыльные сегменты, а также создавая барьеры для выхода конкурентов на эти сегменты.
Анализ данных позволяет сделать вывод о том, что «ИП «ЛУЦЕНКО АНТОН ВИТАЛЬЕВИЧ» имеет благоприятную экономическую ситуацию в деятельности, а основные показатели прибыли имеют тенденцию к повышению.
Далее методом SWOT-анализа исследуется связь между возможностями, предлагаемыми рынком, и средствами, находящимися в распоряжении «ИП «ЛУЦЕНКО АНТОН ВИТАЛЬЕВИЧ». Сначала составим список угроз и возможностей для компании, исходящих из внешней среды в таблице 20.
Таблица 20 - Возможности и угрозы «ИП «ЛУЦЕНКО АНТОН ВИТАЛЬЕВИЧ»
Возможности
| Угрозы
| 1. Возможность выхода на новые рынки
| 1. Возможность появления новых конкурентов
| 2. Устойчивые финансовые возможности
| 2. Изменение потребностей покупателей
| 3. Увеличение ассортимента продукции
|
| 4. Возможность перехода к более эффективным стратегиям
|
| 5. Льготное налогообложение
|
|
После составления списка слабых и сильных сторон данного предприятия, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для этого составляем матрицу SWOT (таблица 21).
Таблица 21. Матрица SWOT «ИП «ЛУЦЕНКО АНТОН ВИТАЛЬЕВИЧ»
| Возможности- Opportunities (О)
1. Выход на новые рынки
2. Финансовые возможности
3. Увеличение ассортимента
товаров
4. Возможность перехода к более эффективным стратегиям
5. Льготное налогообложение
| Угрозы-Threats (Т)
1. Возможность появления новых конкурентов
2. Изменение потребностей покупателей
| Сильные стороны - Strength (S)
1. Конкурентоспособная цена товара
2. Издержки продаж и качество продукции
3. Относительная доля на рынке
4. Устойчивые финансовые возможности и техническая оснащенность
5. Хороший имидж
6. Высокий потенциал нововведений
7. Возможность расширения продаж
| ПОЛЕ «СИВ»
(сильные стороны-возможности)
1-1; 1-4;
2-1; 2-4;
3-1,3-2,3-3;
4-5; 4-2;
5-2;
6-3; 6-4;
7-1; 7-2;
| ПОЛЕ «СИУ»
(сильные стороны-угрозы)
1-1; 1-2;
5-1;
6-1;
| Слабые стороны- Weakness (W)
1. Недостаточно эффективное продвижение товара
2. Низкое качество обслуживания
3. Слабая гибкость (приспособляемость).
| ПОЛЕ « СЛВ»
(слабые стороны-возможности)
1-1;1-3;
2-1; 2-3;
3-1; 3-4;
| ПОЛЕ «СЛУ»
(слабые стороны-угрозы)
3-2;
|
Сопоставление позволяет установить соотношение сильных и слабых сторон компании, с одной стороны, и возможностей и угроз развития внешней среды, с другой стороны.
Проанализируем данные матрицы SWOT и внесем изменения в стратегию поведения компании.
Для «ИП «ЛУЦЕНКО АНТОН ВИТАЛЬЕВИЧ» необходимо использовать все сильные стороны для выхода на новые рынки: качество продукции, потенциал руководства компании, финансовые возможности и техническую оснащенность, потенциал нововведений и возможность расширения продаж.
WO – стратегии, будут учитываться при построении стратегии развития компании «ИП «ЛУЦЕНКО АНТОН ВИТАЛЬЕВИЧ» таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в компании слабые стороны.
Расширение сбытовой сети и ассортимента продукции компании позволит найти выход на новые рынки сбыта и даст возможность перехода к более эффективным стратегиям развития.
ST – стратегии указывают на то, что стратегия должна предполагать использование силы компании для устранения угроз. Используя активную рекламную деятельность и улучшив технологическое обеспечение, компания может преодолеть угрозу появления и роста активности конкурентов, используя низкие цены, предприятие может преодолеть угрозу изменения потребностей и вкусов покупателей.
Однако, на сегодняшний день у компании нет реальной возможности ликвидировать угрозы снижения покупательской способности населения (эта угроза вообще может быть ликвидирована только государством).
WT – стратегии указывают какие слабые стороны могут еще больше усилить вероятность возникновения угроз. Поэтому руководству нужно выработать такую стратегию, которая позволила бы предприятию избавиться от слабых сторон и попытаться предотвратить возникшую угрозу.
Таким образом, SWOT-анализ помогает более четко определить круг проблем и задач, стоящих перед компанией, и найти более эффективные возможности для их решения с учетом ее сильных и слабых сторон.
В заключение главы следует отметить, результаты анализа внутренней и внешней среды «ИП «ЛУЦЕНКО АНТОН ВИТАЛЬЕВИЧ» можно охарактеризовать как обнадеживающие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|