Представление информации о ходе процесса
Каждый из владельцев процессов представляет руководителю для анализа и оценки эффективности деятельности документ под условным названием «Справка о ходе процесса ...» следующего содержания:
• показатели основного продукта процесса (опенка результативности — достигнут или нет результат процесса);
• показатели хода процесса (оценка эффективности — с какими затратами достигнут результат процесса);
• показатели удовлетворенности потребителя (по оценке владельца про цесса);
Глава 4 Практика внедрения процессного подхода к управлению____________________________________________ 283
• отчет о выполнении решений предыдущего «Дня качества»:
• отчет о выполнении корректирующих и предупреждающих действий по обнаруженным и прогнозируемым отклонениям;
• отчет о результатах аудитов процесса, если такие проводились, и выпол нении планов и мероприятий по улучшению СМК:
• информация об изменениях, которые могут повлиять на СМК, иреко мендациях по ее улучшению.
При проведении любых работ или процессов потребитель результатов имеет приоритеты при установлении спецификации на продукт, а руководитель, являясь потребителем информации («Справки о ходе процесса ...»), устанавливает содержание этой «Справки ...■>. Руководитель несет ответственность за организацию в целом и может потребовать от подчиненных любую информацию, необходимую ему для управления организацией.
Порядок управления процессом и принятия управленческихрешений в ходе управления организацией описан в главе 5.
Управление процессом
Общие положения
В 1916 г. Анри Файоль предложил наиболее простой и удачный перечень функций менеджмента [1J:
Планирование— анализ ситуации, в которой на настоящий момент находится организация, формулирование целей изадач, разработка стратегии действия.
Организация— создание организации, подразделений ирабочих мест, определение порядка их функционирования, распределение ресурсов, необходимых для выполнения планов.
Координация— направление деятельности в нужную сторону, обеспечение необходимого уровня взаимодействия между участниками деятельности (сотрудниками и подразделениями).
Мотивация— выявление потребности людей, обеспечение их заинтересованности в результате деятельности путем выбора наиболее подходящего способа удовлетворения.
Контроль — создание системы сбора, обработки, анализа ихранения информации о состоянии объекта управления.
С точки зрения модели менеджмента, основанной на процессном подходе, терминология цикла PDCA немного отличается от классификации Файоля.
Планирование (Plan) — планирование деятельности и распределения ресурсов.
Организация (Do) — выполнение основной деятельности процесса (см. рис. 4.4).
Контроль (Check) — сбор и обработка информации.
284________________________________ В.В Репин, В.Г, Елиферов Процессный подход к управлению
Координация (Act) — оперативное управление ходом процесса, реакция руководителя на изменения ситуации и координация действий подчиненных в нестандартной (нештатной) ситуации. Координация действий подчиненных со стороны руководителей необходима тогда, когда в их инструкциях и планах, созданных на этапе «Организация», не содержатся указания о решении возникшей проблемы. Поэтому Координацию можно рассматривать как управление ходом процесса со стороны владельца процесса.
Мотивация — необходимый составной элемент работы любого менеджера, но выделять его в отдельную функцию при процессном подходе, по нашему мнению, нецелесообразно. Персонал является таким же ресурсом, как среда и инфраструктура. Для улучшения процесса необходимо добиваться максимальной эффективности использования каждого вида ресурсов. Мотивация персонала — один из способов повышения эффективности процесса. Выделение Мотивации в самостоятельную функцию связано с тем, что менеджер в первую очередь управляет персоналом, который является важнейшим ресурсом компании.
Исходя из вышесказанного, у владельца процесса остаются три основные функции:
• Act — анализ ситуации, разработка стратегии и принятие решения;
• Plan — составление планов деятельности и распределения ресурсов;
• Check — сбор и обработка информации, необходимой для управления процессом.
Такое различие в терминах и содержании функций связано с тем, что Фай-оль рассматривал деятельность менеджера не только при оперативном управлении, но и при создании подразделения, организации, предприятия или компании, т.е. всю совокупность функций менеджмента. Действительно, все функции, описанные Файолем, выполняются, но на разных этапах жизни организации в них вкладывается различное содержание. Создание компании, фирмы, подразделения, процесса выполняется по проектному принципу. Затем, когда процесс, компания, фирма созданы, акцент в деятельности менеджера переносится на процессный подход и непрерывное улучшение действующей системы управления. Деятельность приобретает циклический характер по схеме PDCA.
Количество уровней управления. Управляемость организации и процессов зависит от количества уровней управления. В самых крупных компаниях оно достигает 12. хотя еще недавно, в начале 80-х годов, превышало 20 уровней. Введение в управление информационных систем, регламентация и стандартизация управленческих решений позволили передать управленческие полномочия на нижний уровень управления и, соответственно, сократить численность управленческого аппарата [6].
Таким образом, одним из эффектов от внедрения в организации процессного подхода к управлению является снижение количества управленческого персонала и затрат на управление процессами и организацией.
Глава 4 Практика внедрения процессного подхода к управлению_____________________________ 285
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|