Понятие, признаки и структура информации с ограниченным доступом.
Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Конфиденциальная информация в свою очередь включает в себя то множество тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, персональные данные, служебная тайна.
Законодательство РФ устанавливает ряд обязательных признаков и условий охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом. Первым обязательным признаком ,при котором возможна правовая охрана информации с ограниченным доступом, должна быть ее защита.
Целями защиты информации с ограниченным доступом при этом являются:
•предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки такой информации;
•предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;
•реализация прав и законных интересов на государственную тайну и конфиденциальную информацию их обладателей.
При этом ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указывает, что режим защиты информации устанавливается в отношении:
•сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными органами на основании Закона РФ "О государственной тайне";
•конфиденциальной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона;
•персональных данных - федеральным законом. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.
Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах возложен на органы государственной власти.
Собственник информации или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.
Другим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом в соответствии с законодательством является то, что защите подлежит лишь документированная информация (зафиксированная на материальном носителе).
Под документом понимается материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования (ст. 1 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ст. 1 ФЗ «О библиотечном деле»).
Третьим признаком охраноспособности права на информацию с ограниченным доступом выступает ее соответствие ограничениям, установленным в законодательстве.
В ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" приведен общий перечень случаев, когда не могут быть отнесены (запрещено относить) к информации с ограниченным доступом следующие сведения:
•законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
•документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
•документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
•документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интересов или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Наряду с этим, в каждом конкретном случае закон может устанавливать специальные перечни сведений, которые не могут быть отнесены к конкретному виду информации с ограниченным доступом (например, в Законе РФ "О государственной тайне" - ст. 7). Такой подход в целом соответствует принципу приоритетности установления правовых запретов перед разрешительной практикой нормотворчества.. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. (в п. 2 ст. 13), установлено, что «право искать, получать и свободно распространять информацию может ограничиваться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности». При этом, только перечень сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с требованием Декларации, должен быть установлен законом, что позже было закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.29). Из этого следует, что при принятии законов по каждому из видов информации с ограниченным доступом (кроме государственной тайны) не требуется законодательно закреплять перечень сведении, составляющих конфиденциальную информацию.
В то же время, необходимо в каждом случае указать дополнительные критерии охраноспособности такого объекта правоотношений, отличительные признаки субъектов прав, а также особенности правовой охраны и защиты этих прав.
30.Понятие и содержание государственной тайны.
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Государственную тайну составляют:
1)сведения в военной области;
2)сведения в области экономики, науки и техники;
3)сведения в области внешней политики и экономики:
•о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
•о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4)сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Определяется информация, доступ к которой не может быть ограничен:
•информация, необходимая для удовлетворения и защиты прав и законных интересов лиц;
•законы, иные нормативные правовые акты;
•информация о чрезвычайных ситуациях (происшествиях, катастрофах, стихийных бедствиях), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах; экологическая, метеорологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасности граждан, населенных пунктов, производственных и иных объектов;
•информация о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
•информация о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых гражданам, должностным лицам и организациям;
•информация о состоянии здоровья лиц, отнесенных законодательством РФ к категории высших должностных лиц Российской Федерации;
•информация о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридических лиц;
•информация о правовом статусе и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств, о состоянии экономики и потребностях населения, о состоянии борьбы с преступностью;
•информация, ограничение доступа к которой запрещено иными федеральными законами и законами РФ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|