Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 10. Цельные и наборные печатные формы.

Бескрасочное создание идентичных изображений существовало на заре развития цивилизаций. Археологические раскопки позволяют предположить, что первые оттиски люди делали на глине. Но сначала необходимо было изготовить форму-штамп. До нашего времени сохранились подобные штампы, изготовленные из камня, хотя можно предположить, что они производились в древности и из других материалов. Такие формы могли предназначаться как для украшения, так и для обозначения того, что предмет принадлежит именно тому, кто поставил штамп.

Первые плоские печатки-штампы с изображением животных были обнаружены при раскопках остатков города Мохенджо-Даро (Ш-П век до н.э), ныне это территория Пакистана.

А при раскопках древнейших очагов цивилизации - государств Ур, Урук, Лагаш, существовавших в IV-Ш вв. до н.э. в Западной Азии, — были найдены формы-штампы в виде цилиндриков. Это свидетельствовало о том, что люди к тому времени уже поняли, что повторяющийся рисунок молено было наносить, используя цилиндрическую формную поверхность.

Для того чтобы представить себе простейшую форму-штамп, достаточно посмотреть на обычные монеты, которые до сих пор чеканят, как и много веков назад, при помощи штампов. Первые деньги (а следовательно, и штампы для их изготовления) появились в VII веке до н.э. в древнейшем государстве Лидии. Неизвестно, из чего лидийцы изготавливали штампы, но они должны были быть достаточно прочными, так как монеты чеканились из сплава золота с серебром.

Итак, еще в глубокой древности людям была известна технология изготовления формы-штампа. Необходимо было сделать следующее открытие — покрыть эту форму краской, а потом прижать к ней воспринимающий краску материал. Но для этого потребовалось еще несколько веков.

Первые печатные формы для производства книг, возможно, появились в VIII веке в Корее. Они были выполнены на деревянной поверхности. Метод разделения печатных и пробельных элементов был пространственным, то есть гравер углублял на деревянной поверхности те места, которые не должны были соприкасаться с воспринимающим краску материалом. Печатные элементы располагались выше, чем пробельные, поэтому данный способ печати назывался высоким, а вид печати — ксилографией (от греч. «срубленное дерево»). Для изготовления печатной формы требовалось сделать очень ровной деревянную поверхность, далее на пергамене или бумаге жирной краской или тушью нанести текст и до того, как он высыхал, прижать его к подготовленной доске. После этого гравер точно видел все темные места, которые должны были остаться, чтобы в дальнейшем стать печатными элементами, и не тронутые краской места, которые следовало углубить.



С такой ксилографической печатной формы в течение дня можно было отпечатать до 2000 оттисков. То есть самыми трудоемкими в книгопечатании того времени были процессы изготовления печатной формы.

Сегодня, к сожалению, можно только предполагать, кто и когда отпечатал первую в мире книгу. Если же говорить о точно датируемой ксилографической книге, то в Британском музее хранится «Алмазная сутра» (санскр. «Сутра о Совершенной мудрости, рассекающей [тьму невежества] как удар молнии»), один из переводов которой был напечатан в 868 г.

На Руси гравирование завелось одновременно с книгопечатанием во второй половине XVI столетия, притом сначала как резьба деревянных эстампных досок (ксилография). Оно служило дополнением к типографскому делу, производя картинки для помещения в богослужебных книгах.

Другой род гравирования — резьба и вытравление рисунков на металле (серебре и меди) — существовал у нас, насколько известно, еще в XIV веке, но служил не для размножения изображений посредством печатания, а для украшения переплетов евангелий, окладов икон и различных предметов как церковной, так и домашней утвари. Образцы гравирования на медных досках собственно для эстампов появляются только в середине XVII столетия. Первыми мастерами этого искусства в Москве были знаменщики и рисовальщики Серебряной палаты: царский иконописец Симон Ушаков, Л. Бунин, А. Трухменский и его ученик В. Андреев. У кого именно учились эти граверы, неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что они переняли свое дело от кого-нибудь из иностранных художников, которые постоянно призывались на службу при Оружейной палате.

Процесс создания цельной (монолитной) печатной формы был чрезвычайно труден. Для того чтобы подготовить к печати книгу, требовался огромный труд граверов, и производство затягивалось на долгие годы.

В 1041-1048 гг. в Китае Би Шен предложил использовать для книгопечатания «подвижный» шрифт, который он изготавливал из клея и глины, а затем обжигал в печи. Далее изобретатель располагал полученные литеры построчно на ровном листе железа, предварительно покрытом смесью смолы, пчелиного воска и бумажного пепла. Потом лист железа располагали над слабым огнем, чтобы смола и воск стали эластичными. Эта операция была необходима для выравнивания литер по высоте. Как бы ни пытался мастер вылепить их одинаковыми, сделать это было невозможно. Зато после вдавливания литер ровной доской в густую разогретую смесь Би Шен получал достаточно ровную поверхность печатной формы.

Позднее люди изобретут различные виды составления форм из отдельных литер, но принцип останется неизменным в течение многих столетий.

 

Наборная печатная форма имела преимущества перед монолитной:

- повысилась скорость подготовки печатной формы;

- литеры можно было использовать многократно;

- появилась возможность исправления текста без переделки всей печатной формы (монолитной).

 

Керамические литеры, использовавшиеся Би Шеном, были недостаточно прочными, и, кроме того, их изготовление было довольно трудоемким. Поскольку китайцы используют иероглифическую письменность, количество литер должно было быть огромным — десятки тысяч.

Именно эта особенность китайской письменности не позволила Востоку достаточно быстро развить книгопечатные процессы. Европейское письмо было основано на использовании сравнительно небольшого количества абстрактных символов.

Следующий шаг в совершенствовании формных процессов сделали в Корее: там были впервые изобретены литеры из металла. Правда, сначала иероглифы вырезали из дерева, чтобы, вдавив их в песок с примесью глины, получить матрицы, в которые и заливали раскаленный металл. Археологические раскопки доказывают, что данная технология существовала уже в 1160 г.

Искусство книгопечатания было известно уйгурским племенам, находившимся под влиянием трех цивилизаций — среднеазиатской, индийской и китайской. До наших дней дошли уйгурские шрифты3, вырезанные на деревянных кубиках, сохранилось множество оригинальных книг. Ислам, который исповедовался уйгурами, разрешал использовать бумагу для записи слов Аллаха, но запрещал воспроизводить их «искусственным путем», то есть печатать при помощи шрифтов. Скорее всего, именно это помешало уйгурам передать секрет книгопечатания европейцам.

В период 1423-1437 гг. голландец Лоренц Костер (1370-1440) в качестве подвижного шрифта стал применять деревянные литеры. Оттиски с крупными буквами были вполне приемлемы, но одна и та же буква мелкого шрифта выглядела по-разному. Прочность деревянных литер была чрезвычайно низка, а на изготовление одной литеры уходило слишком много времени. Костеру не удалось выиграть у ксилографии ни в качестве, ни во времени, процесс производства книги не был упрощен.

 

Вопрос 11. Машины высокой печати.

Машины высокой печати

В самых первых печатных машинах поверхность, прижимающая бумагу, называлась тигелем, а устройство для закрепления печатной формы — талером. К тигелю крепился декель (мягкий упругоэластичный материал), обеспечивающий плотное соприкосновение печатной формы с воспринимающей поверхностью. Эти машины назывались тигельными, скорость печати на них колебалась от 1000 до 3 500 циклов в час.

 

В плоскопечатных машинах печатная форма размещается на талере, а роль тигеля выполняет цилиндр. Машины этого класса называют листовыми, так как печать идет на отдельных листах бумаги, подаваемых автоматизированным устройством — самонакладом. Максимальная скорость печати - 12000 циклов в час.

В ролевых ротационных машинах печатная форма закреплена на цилиндрической поверхности (формный цилиндр), а прижимающий бумагу цилиндр носит название печатного. Печать осуществляется на бумажной ленте, намотанной в рулон. Максимальная скорость печати 15000-30000 циклов в час. В СССР основное количество газет печаталось именно на ролевых ротационных машинах, так как небольшой ассортимент СМИ обуславливал огромные тиражи, а отсутствие конкуренции позволяло воспроизводить изобразительный материал с низким полиграфическим качеством.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.