Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 2. Глубокая печать

Вопрос 1. Развитие печатной техники.

1 марта 1564 г. в России была отпечатана первая точно датированная книга — «Апостол»1. Безупречность оформления этого издания поражает полиграфистов по сей день. Печатники стремились имитировать рукописный шрифт,

который был исполнен с особым вкусом и тщательностью. Как и первые экземпляры гутенберговской «Библии», издание было отпечатано в две краски, в нем имелись изящные буквицы, заголовки, заставки. Книга открывалась фронтисписной гравюрой с изображением апостола Луки. Тираж издания составлял примерно 2 000 экземпляров, но до наших дней сохранилось всего 55, и каждый из них бесценен.

Последней книгой, изданной Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в Москве, был «Часовник» (1565 г.).

Любопытно, что основанный Федоровым печатный двор сразу же стал своеобразной достопримечательностью, о нем писали все иностранцы, которые в то время находились в Москве, но следует сказать, что деятельность первопечатников встречала сопротивление высшего духовенства.

Положение осложнялось еще и тем, что Россия терпела военные поражения в Ливонской войне, и режим Ивана IV все больше ужесточался, поскольку царь во всем видел заговоры. В 1565 г. он объявил о введении в стране опричнины. Возможно, что Иван Федоров был вынужден уехать из Москвы в Великое княжество Литовское, I опасаясь преследований.

И все же книгопечатание в России продолжало бурно развиваться, увеличивались тиражи и количество наименований, хотя в основном издавалась литература духовного содержания. Пройдет почти полвека, прежде чем в России отпечатают первое периодическое издание — газету «Ведомости» (16 декабря 1702 г.), а еще через год она станет выходить регулярно, Печатный станок, созданный Гутенбергом, служил полиграфистам почти три с половиной века, и тем не менее следует вспомнить об основных усовершенствованиях этого великого изобретения, изменившего мир:

• примерно в 1550 г. деревянный винт был заменен металлическим;

• в 1620 г. голландец Биллем Янсон Бло к рычагу пресса добавил противовес, чтобы тигель поднимался автоматически;



• в 1790 г. англичанин Уильям Николсон придумал новый способ нанесения краски на печатную форму: вместо кисти изобретатель использовал цилиндр, обтянутый кожей;

• в 1790 г. в Париже была получена стереотипная печатная форма из глины, позволявшая печатать один и тот же текст на нескольких прессах;

• в 1795 г. в Англии деревянный пресс был заменен металлическим, получившим название «Колумбиец». Немного усовершенствованный металлический пресс «Вашингтон», сконструированный в Соединенных Штатах, обеспечивал производительность до 250 оттисков в час.

И все-таки это был станок, а не машина: почти все операции выполнял человек, используя мускульную силу.

 

Основателями первого в мире завода полиграфического машиностроения были немецкие изобретатели Фридрих Кёниг и Андреас Бауэр. Еще в 1803 г. Ф. Кёниг начал конструировать пресс, в котором перемещение тигеля осуществлялось без физической силы человека, и к 1811 г. была построена паровая машина, на которой подъем тигеля и

движение станины обеспечивались системой зубчатых колес. Первые попытки практического применения этого устройства были безуспешными, так как давление тигеля распределялось по всей поверхности печатного листа. Неудачная попытка натолкнула изобретателей на мысль заменить плоский тигель цилиндром. В 1814 г. на новой машине с печатным цилиндром в Лондоне была отпечатана газета «Таймс». Производительность машины составила 1100 оттисков в час. Для резкого увеличения производства печатной продукции потребовались следующие усовершенствования:

• в 1818 г. Фридрих Кёниг и Андреас Бауэр добавляют к машине еще один печатный цилиндр для осуществления последовательной двусторонней печати;

• в 1824 г. Уильям Чёрч добавляет к этой конструкции бумагоподающее устройство;

• перемещение станины вперед и назад нарушало непрерывность процесса печати, и в 1844 г. американец Ричард Хоу запатентовал первую ротационную машину, в которой лист бумаги проходил между прижимным и печатным цилиндром. Скорость печати возросла до 8000 оттисков в час;

• рост производительности печатной машины по существу сдерживался уже только бумагоподающим устройством. Производство бумаги в рулонах было уже налажено. В 1865 г. в США Уильям Баллок патентует машину с подачей рулонной бумаги. Совместно с Ричардом Хоу изобретатель снабжает машину специальным „устройством, отрезающим и складывающим бумагу.

 

Ролевая печатная машина 1846 г. (Нью-Йорк) предназначалась для печати газетной продукции. Скорость печати — 2000 экземпляров в час. Была способна печатать только на одной стороне бумажного полотна. В 1857 г. лондонская «Таймс» приобрела две такие печатные машины

Ротационная машина «Курьер» фирмы Кёниг и Бауэр 1968 г. Применялась для печати газеты «La Stampa» (г. Турин). Машина имела 12 печатных секций, 3 из которых позволяли осуществлять цветную печать при революционной для того времени скорости печати — 50000 копий в каждой секции. 24-страничную газету типография печатала от 4 до 8 часов в 4 краски

Печатные машины для различных способов печати дифференцируются по рабочему формату бумаги (ширине и длине листа в мм или ширине бумажного роля), диапазону плотности запечатываемого материала, типу подачи бумаги, наличию устройств выравнивания листа, красочному аппарату, блоку приемки оттисков и т.д. Перед размещением заказа в типографии необходимо учесть множество параметров для минимизации расходов и улучшения качества печатной продукции.

Вопрос 2. Глубокая печать

В конце XIV — начале XV века появилась глубокая печать. Существует версия, что впервые методом глубокой печати были отпечатаны игральные карты (имитация полутонов достигалась большим количеством штриховых линий). Скорее всего, в качестве печатной формы использовалась ровная металлическая пластина, на которой гравировалось изображение. Печатающие элементы по отношению к пробельным были углублены, краской покрывалась вся печатная форма, после чего с возвышенных участков (то есть с пробельных элементов) краска стиралась каким-либо материалом. Вероятно, метод гравирования на металле пришел к печатникам от ювелиров, и в сравнении с ксилографией для воспроизведения изобразительного материала резцовая гравюра оказалась одновременно и

более производительной, и более качественной: углублять начертания рисунка было значительно проще, чем вырезать пробельные участки с деревянной формы; штрихи резца были существенно тоньше, следовательно, расположенные рядом, они могли создавать иллюзию полутонового изображения.

Следует отметить, что конструкция традиционного гутенберговского печатного станка высокой печати с плоским пианом для получения оттисков с углубленных печатных элементов была непригодна: требовалось гораздо большее давление. Неизвестный типограф решил эту задачу, пропустив печатную форму с закрепленным сверху бумажным листом между двумя круглыми валами. Таким образом, площадь давящей поверхности уменьшилась, а величина давления возросла.

В 1475 г. методом резцовой гравюры в одной из бельгийских типографий англичанин У. Кэкстон отпечатал рисунок для титульного листа книги «История Трои». К концу XV в. в книгопечатании резцовая гравюра начинает теснить позиции высокого способа печати иллюстраций с ксилографических форм.

Более производительным видом глубокой печати стал офорт — разновидность «химического» гравирования: слой кислотоупорного лака, нанесенный на металлическую поверхность, разрушался иглой. В не защищенные лаком участки печатной пластины въедался травящий раствор, создавая углубления. Изобретателем офорта был аугсбургский оружейник Даниэль Хопфер (1470-1536), хотя примерно в это же время в подобной технике работает швейцарский мастер Урс Граф (1485-1527). Широко известны офорты знаменитого немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471-1528), первым из которых был «Христос на масленичной горе» (1515 г.). Позднее этой техникой увлекся Рембрандт (1606-1669).

В дальнейшем способ глубокой печати был усовершенствован Жаком Кристофом Леблоном (1667-1741) — французским художником, который получил прекрасное образование в Амстердаме и Риме, интересовался теорией разложения цвета. Он разработал процесс получения полноцветного изображения с трех печатных форм. Леблон применял красители голубого, желтого и красного цвета, а в 1719 г. получил патент на «Новый способ воспроизведения рисунков в натуральных красках».

До конца XVIII века офорт являлся господствующим видом печати для воспроизведения иллюстративных материалов, но изобретенная Жаном Батистом Лепренсом акватинта (1765) — безрастровый вид глубокой печати, позволяющий воспроизводить полутона, — существенно изменила книгу. Ксилография и офорт могли передавать градацию тона от белого к черному методом штриховки, а акватинта — разной толщиной красочного слоя. Контуры рисунка Лепренс процарапывал острой иглой по металлу, покрытому лаком, далее, после травления, металл припудривали асфальтовым лаком, смолой, канифолью и подогревали. Вместо кислоты применялся раствор хлорного железа, который проникал между зернами смолы и оставлял различные углубления на формной пластине.

Существовало множество разновидностей глубокой печати, таких, как офорт на железе, меццо-тинто, пунктирная манера и т.д.

Но документальное отображение действительности способом глубокой печати стало возможно только во второй половине XIX столетия. Один из изобретателей фотографии Фокс Талбот в 1852 г. использовал в качестве светочувствительного слоя хромированный коллоид, которым покрывался стальной лист. В дальнейшем Талбот заменил сталь медью а в качестве травящего раствора использовал, подобно Лепренсу, хлорное железо. Хромированный желатин экспонировался, проявлялся и протравливался хлорным железом. Способ получил название «фотографическое гравирование», но результат был неудовлетворителен до тех пор, пока Талбот не припудрил желатин асфальтовым лаком. Изобретение в конечном итоге получило название гелиогравюра.

Способ Фокса Талбота не получил практического применения, но англичанин Джозеф Свен использовал его разработки в области светочувствительных слоев и в результате опытов изобрел пигментную бумагу: желатин с пигментом (красителем) очувствляется двухромокалиевой солью, после экспонирования слой задубливается на различную глубину и становится нерастворимым в воде.

Все эти величайшие изобретения сумел объединить Карел Клич. Именно он сумел довести качество оттисков глубокой печати до совершенства. Первоначально Клич применил различную концентрацию травящего вещества для выявления деталей изобразительного оригинала в тенях и светах. Далее, именно Кличу принадлежит заслуга разработки специального растра для глубокой печати (между прозрачными участками, пересекающимися под прямым углом, находились непрозрачные квадратики). В 1895 г. Карел Клич совместно с английскими предпринимателями основал процветающую компанию глубокой печати им. Рембрандта, причем технология производства держалась в строгой тайне. Но для промышленного применения все еще недоставало приспособления, удаляющего краску с пробельных элементов, — ракеля (специальный нож из упругой стали). Ракель, опираясь на растровую решетку, очищал пробельные элементы от краски. Впервые ракель был применен Брандвейнером, но опыт был неудачен, так как жесткая поверхность ножа разрушала структуру гелиогравюры. Фабрикант Э. Ролльфс сумел покрыть формный цилиндр правильной системой точек, а его сотрудник д-р Э. Мертенс в 1910 г. выпустил газету «Freiburger Zeitung», иллюстрации которой были так хорошо отпечатаны, что потрясли полиграфистов.

В конечном итоге технологическая цепочка изготовления формы глубокой печати состояла из получения с негатива диапозитива, который копировался на пигментную бумагу. На бумагу накладывали растр и изготавливали еще одну пигментную копию. Ее прижимали к медной «рубашке» цилиндра и обрабатывали теплой водой. Бумага отделялась, а желатиновый слой прилипал к меди. Желатиновый слой задубливался (затвердевал) на различную глубину, следовательно, терял способность растворяться в воде. ну, поверхность медного вала травилась хлорным железом которое могло проникать в металл в зависимости от толщины желатинового слоя: если слой был тонкий, травящий раствор проникал быстро, через толстый слой желатина — медленней. Таким образом, на запечатываемой поверхности образовывались углубления различной величины, а растровые линии, будучи абсолютно задубленными, имели одинаковую высоту.

Имея возможность передавать полутона различным по толщине красочным слоем, глубокая печать отличалась от других способов богатством оттенков.

Печатные элементы формы глубокой печати являются очень мелкими углубленными ячейками, которые разделяются тонкими перегородками пробельных элементов, находящимися на одном уровне. Краска наносится на всю поверхность печатной формы, а далее удаляется с пробельных элементов ракелем. Растровая сетка в данном случае выполняет роль опорного элемента для стального ножа-ракеля и препятствует удалению краски с печатных элементов.

 

В 70-е гг. XX столетия способом глубокой печати в различных странах печаталось от 5 до 15% продукции. В СССР миллионными тиражами выходили журналы «Огонек», «Работница», «Крестьянка», но дальнейшему распространению данного способа препятствовали несколько причин:

1. Сложность и высокая себестоимость изготовления печатных форм. При химическом способе процесс копирования изображения на пигментный слой является длительным, а следовательно, оперативность подготовки СМИ снижается. Изготовленные методом гравирования формы так дороги, что требуют до 35% общих полиграфических затрат.

2. Для того чтобы краска успевала высыхать, в нее необходимо добавлять быстро испаряющиеся растворители (толуол, ксилол и т.д.), обладающие повышенной токсичностью и вызывающие загрязнение окружающей среды. В настоящее время существует ряд устройств, позволяющих производить регенерацию толуола активированным углем. В печатных помещениях искусственно создается пониженное давление, чтобы не допустить выход паров растворителя наружу.

Теоретически, быстросохнущие краски, нанесенные на оттиск различным по толщине слоем, способны обеспечить высочайшее качество и наибольший цветовой охват печатной продукции в сравнении с другими способами печати. На практике из-за повышенной подвижности жидкого красителя в темных тонах происходит разрушение растровой структуры изображения. Под воздействием высокой скорости вращения формного цилиндра возникают центробежные силы, и жидкий краситель имеет тенденцию к случайному распределению.

3. Из-за необходимости растрирования не только полутоновых изобразительных материалов, но также и текстовых возникает проблема четкости воспроизведения шрифтов с тонким рисунком и мелким кеглем. Кроме того, из-за попадания в краску грубых частиц ракель оказывает разрушающее действие на участки с мельчайшими печатными элементами.

4 Бумага для глубокой печати должна быть особо гладкой, мелованной, с содержанием беленой и небеленой древесной массы до 60-80%, что еще больше удорожает себестоимость печатной продукции.

И тем не менее утверждать, что способ глубокой печати будет вытеснен из полиграфии, будет ошибкой. На современном рынке глубокая печать прочно удерживает 8% общего объема печатной продукции, и многие фирмы ведут исследовательские работы в области новых формных материалов и красителей. Очевидно, возможность углубления печатных элементов на основе использования лазерной технологии откроет новые горизонты этого вида печати, так как, в отличие от всех других, он дает реальную возможность передачи градации тонов не скоплением растровых точек, а изменением толщины красочного слоя.

 

Машины глубокой печати

При глубокой печати на листовых машинах бумага проходит между формным и печатным цилиндрами. Формный цилиндр частично погружается в краску, излишки которой с пробельных элементов снимает специальный стальной нож — ракель. Пневматический самонаклад передает бумагу по наклонному столу печатному цилиндру. Скорость печати — 6000-6500 циклов в час.

 

 

В ролевых ротационных машинах печатный цилиндр, обтянутый резиной, обеспечивал более плотный контакт бумаги с печатной формой. Для повышения давления к печатному цилиндру прижимался дополнительный металлический цилиндр. Специальная быстросохнущая краска позволяет печатать со скоростью до 40000 циклов в час.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.