|
Сэмюэл Клеменс(Марк Твен) (1835-1910 гг.), Марк Твен является - основоположником реалистического направления в литературе США девятнадцатого столетия
Новаторской и поистине великолепной страницей в творчестве Твена стали его "Приключения Тома Сойера" (1876). В основе повести не комические трюки профессионального весельчака (хотя есть в ней и шутки, вызывающие смех) и даже не обличение затхлого быта американской провинции (хотя в ряде мест, книги чувствуется подтрунивание над этим бытом), а нечто почти невиданное у Твена раньше (да и вообще в литературе США). Важнейшая особенность "Приключений Тома Сойера" состоит в следующем: юмор становится в атом произведении средствам реалистического раскрытия психологии человека (прежде всего детей), а одновременно и средством поэтизации жизни. Книга о Томе - это рассказ об идиллически счастливой, проникнутой поэзией жизни детей на лоне природы. То недоброе и опасное, что встречается на их пути, несет в себе печать условности, характерной для приключенческой литературы, - поэтому оно не пугает по-настоящему. Почти все бесспорно реалистичное, что есть в произведении, связано с твеновским юмором и дает читателю тепло и радость. автор воспроизводит внутренний мир юных человеческих существ, которые еще не утратили душевной чистоты и поэтической прелести. Однако подлинной творческой зрелости Марк Твен достиг уже после войны Севера и Юга, когда буржуазные устремления стали определять образ мыслей и чувств миллионов американцев. В последние годы жизни в заметках, опубликованных до сих пор лишь частично, писатель довольно ясно охарактеризовал кардинальные перемены, которые произошли в США во второй половине XIX в.
Почти десятилетие ушло у Твена на создание "Приключений Гекльберри Финна" (1885), романа, который, казалось, должен был стать лишь продолжением повести о Томе Сойере. Это произведение многослойное и многокрасочное. Юмор Твена в этом крупном произведения снова трансформируется. Основное звучание книги, в центре которой стоит Гек - раньше малозаметный товарищ Тома, - сатирическое. Именно теперь, с появлением этого романа, критический реализм в американской литературе достиг своего расцвета. То черное, хищническое, бесчеловечное, что есть на свете, предстает в романе как вполне реальная сила, мешающая жить рядовым американцам, приносящая им горе, беды, несчастья. . Но в романе о Геке он выступает не только как противник романтизма в американской литературе, но и как писатель, в творчестве которого реализм и романтические тенденции переплетаются, слиты в одно целое. Значение образа Гека, одного из величайших образов, когда-либо созданных американскими писателями, столь огромно, что Хемингуэй имел полное основание отметить уникальную ценность книги о Гекльберри Финне, сказав, что современная литература США "вышла из одной книги Марка Твена, которая называется "Гекльберри Финн".
Марк Твен с замечательной и предельной ясностью дал понять: образ жизни, основой которого является скопидомство, стяжательство, алчность, лишен будущего, обречен. Необходимы иные дороги, иные цели, иные
"Приключения Тома Сойера" И романтизм Традиционно в американистике это произведение оценивается как одна из вершин критического реализма Х1Х в. Причем, по мнению уче- ных, этот реализм если и питался традициями предшествующих литера- турных эпох, то также только реалистической школы - Возрождения или Просвещения. Само предположение о возможности романтических влия- ний отвергается. А.М. Зверев в главе о Марке Твене в академической "Ис- тории всемирной литературы" утверждает, "что Твену с самых первых его шагов в литературе были совершенно чужды романтические мотивы и об- разы"1. Наличие романтических мотивов в текстах Твена заставляет иссле- дователей объяснять данный феномен "внутренней противоречивостью позиции писателя"2 или ограничить роль этих мотивов исключительно це- лями сатирического пародирования романтиков. В другом исследовании А.М. Зверев замечает: "Твен был реалистом, ему безмерно докучали вялые романтические цветы <...>. И в "Томе Сойере" он высмеял все эти ненату- ральные страсти, искусственно нагоняемую меланхолию и плетение бес- смысленных, зато "красивых" словес"3. Это высказывание верно в том смысле, что Твен действительно прекрасно владел приемами пародии и в самом деле высмеивал неестественность детской воскресной литературы.
Отношение Твена к романтизму было сложным. Он не получил сис- тематического образования и сам себя создавал, формировал свой вкус, пристрастия, симпатии и антипатии в мире литературы.
Твен не- справедливо обвинял больших художников в грехах, в которых были по- винны не они, а паразитирующие на романтизме второстепенные авторы. Однако само творчество Твена свидетельствует о глубоком интересе писателя к значительным и подлинным открытиям романтического искус- ства, об усвоении целого комплекса идей и мотивов этого направления. Тема детства генетически восходит к романтической эпохе, так как именно романтизм с его культом ребенка начал создавать произведения о детях и для детей. Традиционно исследователи творчества Твена говорят о создании им нового типа ребенка, принципиально отличающегося своей естественностью от слащавых, приглаженных детей из произведений эпи- гонов романтизма. Классический романтизм трактовал детство и ребенка иначе. В повести Твена обнаруживается традиция Э.Т.А. Гофмана ("Чужое дитя", "Щелкунчик"), В. Гюго (Гаврош из "Отверженных"). Во многом близки трактовки детства и образов детей у Твена и английского романти- ка У. Блейка ("Песни Невинности и Песни Опыта"). В 1874 г. Твен начинает, а в 1875 г. заканчивает работу над повестью "Приключения Тома Сойера- как книга о детстве. Писателю, на- блюдавшему Америку спустя десятилетие после Гражданской войны, дет- ство представлялось утраченным раем. Не случайно чуть позже Твен при- знавался, что "Том Сойер просто псалом, переложенный прозой". Дейст- вительно, как отмечают большинство исследователей4, в повести противо- поставлены мир детства и мир взрослых. Однако это не столько конфликт поколений, "взрослого" и "детского" как психологических категорий, и даже не столько просветительская антитеза "естественного" и "искусст- венного", сколько противостояние идеала и действительности. Концепция детства у Твена удивительным образом совпадает с романтической кон- цепцией детства у Блейка и манифестирована в повести множеством моти- вов, которые несут в себе память об их романтическом прошлом. Общеизвестно, что романтизм видит в ребенке мудреца, философа, которому открыто сокровенное знание о мире, его сути, о его чудесной природе. Маленькие герои Твена во многом соответствуют этим представ- лениям романтиков. Романтический мотив чу- да, веры в его возможность достаточно полно развит в книге Твена. Автор пишет о "чудесах Природы, стряхивающей с себя сон...", которые "развер- тывались перед глазами глубоко задумавшегося мальчика" (с.181). Описы- вая природу острова, Твен пользуется романтической стилистикой. И книга Твена, и цикл Блейка пронизаны чувством ответственности и любви ко всякой божьей твари, живущей в гармонии с миром детей. Любопытно, что реалист Твен позволяет чудесному сбываться в го- раздо большей степени, чем романтики. Том и Гек верят в то, что клад обя- зательно должен отыскаться, и он отыскивается в доме, который именуют "домом привидений".
Писатель связывает свои надежды на очищение мира, возрождение его творческого потенциала, возвращение к гуманности, терпимости, духовно- сти именно с ребенком. Таким образом, по Твену, именно дитя спасет мир, или, точнее, воспоминание о детстве вернет взрослому человеку утрачен- ные ценности. Эта романтическая утопия, дорогая Твену, своеобразно во- площается уже в "Приключениях Тома Сойера".
Идея "мессианской" роли ребенка, видимо, очень важна для Твена, так как она становится центральной в романе "Приключения Гекльберри Финна" и находит там сюжетное выражение в спасении Геком негра Джи- ма и других линиях. Ребенок сохраняет для Твена значение положительно- го идеала и в тот сложный для жизни писателя период, который обычно называют безотрадно пессимистическим и связывают с созданием трех ва- риантов повести о Сатане: "Таинственный незнакомец", "№ 44-й", "Школьная горка". Появление этих текстов обычно считают неожиданной метаморфозой либо объясняют "трудным переломом, происходившим в сознании Твена"12. Скорее всего, это было не тем и не другим, а совершен- но закономерным углублением тенденций, которые были характерны для творчества Твена периода уже "ганнибальских идиллий". Творчество Тве- на позднего периода исследователи относят уже не к критическому реа- лизму, а, как отмечает А.М. Зверев, к "искусству нового столетия"13, т.е. к явлениям модернизма. Комплекс идей и мотивов, пронизывающих зрелое творчество Твена, позволяет утверждать, что возникновение неороманти- ческих настроений Твена было вполне закономерным явлением. Все "Та- инственные незнакомцы" Твена характеризуются усилением символизации и метафоризации, обращением к условным формам изображения, сохране- нием за образом ребенка романтического значения положительного иде- ального начала в мире. Не случайно Сатана во всех вариантах повести яв- ляется детям, в том числе и Тому Сойеру, ибо они несут в себе изначально верные представления о ценностях жизни, не затронутые ложными, утвер- дившимися у взрослых косными понятиями Нравственного Чувства, под которыми Твен понимает извращенные буржуазные моральные догмы, уродующие человеческие отношения. Сатана у Твена не имеет ничего об- щего с религиозно-каноническим христианским "врагом человечества". Как утверждает А.М. Зверев, "можно предположить неслучайность сход- ства Сатаны <...> с мифологическими образами тираноборцев, созданными Байроном и Шелли"14. Образ Сатаны у Твена включает в себя множество романтических аспектов демонизма вплоть до признания демонических сверхвозможностей художника, по-своему понимающего и пересоздающе- го жизнь. Зверев пишет - Искусство романтизма оставалось Твену глубоко чуждым на протяжении всей его литературной деятельности. Тем знаменательнее, что в последнем крупном произведении Твена «Таинственный незнакомец» появилась перекличка с типично романтическим мотивом. Радикализм Твена нарастал - об этом говорят и страницы автобиографии, и записные книжки, и памфлеты. Писатель становился все более резким в своих оценках буржуазной цивилизации, все более пессимистичным - в предвидениях ее близкого будущего. Он искал героя, способного противостоять усиливающемуся духовному и нравственному разложению - хотя бы тем, что такой герой называет вещи своими именами и не признает никаких самообманов, никаких возвышенных иллюзий. Романтическая "Дьяволиада" (Булгакова)указала ему такого героя, и "Таинственный незнакомец" вывел его на сцену.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|