Сделай Сам Свою Работу на 5

Новое в драматургии XX века, «драма идей» и творчество Бернарда Шоу («Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»).





Культурная ситуация «рубежа веков» в зарубежной литературе. Основные художественные течения в зарубежной литературе начала XX века.

Эпоха на стыке веков - "конец века" - ощущение глобальной катастрофы

Основые черты:

1) депрессия и пессимизм (начало 18 в. - сила технического прогресса, конец 19 в. - все изобретено. Счастье не наступило, ощущение полного провала; Ницше "Бог умер", скоро конец света)

2) негативное отрицание (в особенности Англия)

3) обращение к тайному, неизведанному, иррациональному, духовному ---> символизм, поиск новых духовных путей смысла жизни. Стремление полагаться только на творчество.

Лозунг: крушение бывших рамок, канонов, произрастание нового

"Творчество не ниже и не выше жизни. Творчество есть жизнь"

Искусство синкретично - смешение различных видов искусств.

Хронологические рамки эпохи:

Франция: 2 половина 19 века (1860-1890) Бодлер, Мопассан

Германия, Англия, Италия: конец 80-ых- начало 90-ых г.

США, Испания – начало 20 в. 10-20-ые гг.

Конец эпохи: 20-ые гг. в Европе – истощение субъективности в творчестве, возвращение к нормативности

1880-1890гг – конец первого 10летия 20 в. – Fin de Seiecle- одновременное существование на протяжении четверти столетия ряда самостоятельных направлений: декаданс, чистое искусство, символизм, натурализм, импрессионизм, эстетизм и другие



Потом эти течения либо эволюционировали, либо исчезли.

Новая эпоха: Авангард («то, что идет впереди») – к. 10ых – нач. 20ых гг. 20 в. Эксперименты с формами.

1) дадаизм à сюрреализм

2) экспрессионизм

3) футуризм

Модернизм- новое мышление, этап человеческого развития. Пруст, Джойс, Кафка. 20-ые – 40ые гг. 20 века.

1) «поток сознания» (узкий смысл: модернизм)

2) «интеллектуальный роман». Гессе, Манн, Булгаков

3) «эпический театр» - неаристотилиевский

4) Экзистенциализм

50-ы гг. Модернизм и постмодернизм – затишье

«новый роман» - эксперименты с формой

«театр абсурда» - мысли экзистенциалистов

Новый всплеск: 60-80ые гг. – Постмодернизм – глобальные, разрушительные перемены

Конец 20 в. – возвращение к реалистическому роману во Франции. Литература обращается к человеку. Реализм всегда верит в человека. Реализм в течение 20 в. существовал. Всегда находились писатели, которые творили в этом стиле. Эпоха «потерянного поколения» - реализм более лиричен, интуитивен.



Декаданс(«упадок») – любой период упадка какой-либо структуры, направления. Литературный процесс конца 19 – нач 20 в., несущая печать кризиса, снижения эстетических, художественных критериев в творчестве.

У художников: процесс увядания, смерти, разложения

Большое значение придают ФОРМЕ. Культ форм, стремление к интенсивной чувственности, внешней аффектации

Декаданс отрицал моральные нормы (эпатаж, аморализм)

К литературе декаданса относят: Стефан Маларме «Весеннее обновление», О. Уайльд «Саламея», Метерлинк ранние произведения, философские работы Ницше

Символизм ( от греч. «символ», «знак») – художественное, неоромантическое направление, возникло во Франции в середине 80-ых гг. 19 в., и ярче всего проявилось в творчестве Рембо, Верлена, Маларме.

Сонет Бодлера (эстетический родоначальник символизма) «Соответствие»

Символизм: постижение иррационального, интуиция, ощущения. Символизм наследует романтический принцип двоемирия, но трансформирует его. Философия: Анри Берксон «Интуиция важнее разума»

Мир вещей – иллюзия

Изначален и истинен мир идей (для нас не постижим)

Принцип соответствия. Символ не имеет однозначной трактовки.

Субъестивность – художественный способ- отказ от прямого называния предметной реальности и поиск выражения е внутренней сущности путем внушения. (искусство намека).

Импрессионизм – направление в искусстве 19 в., достижение расцвета в эпоху рубежа веков. Цель: остановить мгновение. Лозунг: все существует только здесь и сейчас. Внимание: детали, техника мазка.



Модернизм– философско-эстетический принцип мышления, способ ориентации человека в современном ему мире от начала до середины 20 в.

Модернизм- направление в искусстве, включавшее в себя ряд течений, развивающихся в 20-40 гг. 20 века и характеризовавшееся неверием в возможность искусства повлиять на жизнь, что заставляло писателей принимать «пассивную» роль. Писатели-модернисты называли свое искусство «камерным». Создавали свой замкнутый камерный мирок. Основной объект изображения: сознание (не изображает мир, а заново создает). Оппозиция неподлинности мира и подлинности художника. Игровой принцип искусства. Реальность: незавершенная, находящаяся в вечном поиске.

Авангард – ломка старого, языковые эксперименты, эпатаж, главное –разрушить традиционное языковое оформление текста.

Дадаизм– первоначальная форма существования сюрреализма (от фр. «дада» - детский лепет) – писатели интернационального происхождения.

Бессмыслица – главный принцип существования – вызов общественному сознанию, стремление шокировать публику. Монтаж, коллаж. 1919 – дадаизм перестает существовать.

Сюрреализм- искусство бунта, негативное отрицание классической культуры. Принципы: 1) принцип суггестивности 2) принцип соответствия 3) принцип ассоциативности (заменяет логику) 4) сочетание несочетаемого

Поль Элюар, Жак Риго, А. Бритон, Арагон

1924 г. – манифест сюрреалистов – поиск высшей реальности, недостижимой простыми логическими методами. Глубины подсознания рождают образы и ассоциации в процессе поэтического творчества без контроля разума (бессонница, гипноз, алкоголь)

Экспрессионизм– особняк среди модернистских направлений. Художник-экспрессионист занимает активную позицию. Художник сам легко участвует в переделке мира. Возник в Германии в конце 19 в. – начале 20 в. как философское направление, а затем эстетическое. Выдавливание, извлечение, суть à «экспрессионизм»

Лев Копилев выделял потаенные скрытные сущности и свое отношение к действительности. Он изучал экспрессионистов. Художник должен побуждать. Группа «Мост» в Германии – упрощенная форма, новые ритмы, разные цвета (интенсивность цвета). Философия экспрессионизма – субъективна (ограниченная, узкая). К природе у экспрессионистов было враждебное отношение à превосходство над человеком.

Футуризм – развитие в Италии, авангардийское течение, воспевает урбанизацию жизни. Футуризм – основа деспотической власти. Для футуристов характерно антифилософичность, антиэстетичность, антиморальность, агрессивность, отказ от культурных традиций, отказ от словесных форм выражения. Человек – винтик в механизме вещей.

Принцип детерминизма. Художественная реализация принципа детерминизма. (На примере произведений нескольких авторов).

Детерминизм (причина -> следствие) - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу.

Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Термин детерминизм происходит от латинского слова determine (“определяю”) и означает, что объяснить явление, значит, открыть факторы, которые его порождают и определяют, т. е. его причины (или детерминанты) или другими словами как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее.

Идея детерминизма сильна тем, что предполагает определенную закономерность хода событий. Они возникают и сменяют друг друга не хаотически и произвольно, но только под действием факторов, которые доступны разумному объяснению и опытной проверке.

Примеры произведений:

1. «Великий Гетсби» Фицджеральд

2. Драйзер «Американская трагедия»: американская мечта не осуществима, все идет по причинно-следственной связи, разочарование в жизни

3. Литература «потерянного поколения»: поколение, которое не может найти себя – «я потерян, потому что была война»

4. «Портрет Дориана Грея», Уайльд – хотел вечную красоту- получил – теперь дается во все тяжкие.

Новое в драматургии XX века, «драма идей» и творчество Бернарда Шоу («Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»).

Рубеж XX столетий в истории западноевропейской литературы отмечен мощным подъемом драматического искусства. Драматургию этого периода современники назвали «новой драмой», подчеркивая радикальный характер свершившихся в ней перемен, «Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного необычайно бурным развитием естествознания» философии и психологии, и, открывай для себя новые сферы жизни, впитала в себя дух всемогущего и всепроникающего научного анализа. Она восприняла множество разнообразных художественных явлений, испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ, от натурализма до символизма.

Это социально-психологическая драматургия, в момент своего возникновения ориентировавшаяся на натурализм в прозе, на обсуждение в театре граждански значимых «злободневных» проблем. Становление ее проходило под знаком натурализма, поскольку именно эта школа позволяла драматургам наиболее выигрышно раскрыть взаимоотношения человека с окружающей его обстановкой.

Но главное, «новая драма» подошла к современности с самыми серьезными этическими и идеологическими требованиями, намереваясь описать ее наличное состояние и от своего лица сформулировать задачи, стоящие перед обществом. В пьесах Ибсена и Шоу, Гауптмана и Стриндберга острой критике подверглись как конкретные социальные институты, так и общепринятая мораль. От «новой драмы» ждали строгого, едва ли не «объективного» исследования современной действительности, способного ответить на вопрос о причинах несовершенства мира и человека.

Шоу о «новой драме»

В историко-литературной перспективе «новая драма», послужившая коренной перестройке драматургии XIX в., ознаме-новала собой начало драматургии века XX. В истории западноевропейской «новой драмы» роль новатора и первопроходца принадлежит норвежскому писателю Хенрику Ибсену (1828--1906).

Первой драмой, в которой наиболее полно отобразились новые принципы, стал «Кукольный дом». 1879 г., когда он был написан, можно считать годом рождения «драмы идей», то есть реалистической социально-психологической драмы с напряженными идейными столкновениями. В «Кукольном доме» проблема прав женщины перерастает в проблему социального неравенства в общем, так как трагедия Норы оказывается, определенной мерой, повторенной на жизненной дороге и Крогстада, и Кристини. Действие, которое началось с воспроизведения жизни-игры главной героини-куклы в кукольном доме, неожиданно проектируется в прошлое, ретроспективная композиция создает возможность для проникновения в скрытую от постороннего глаза настоящую сущность социальных и моральных взаимоотношений, когда женщина боится сознаться в том, что она способна на самостоятельные благородные поступки — спасение больного мужа и ограждение умирающего отца от волнений,— а государственные законы и официальная мораль квалифицируют эти действия лишь как преступление.

Утвердившийся в обществе «культ ложных идеалов» Шоу называет «идеализмом», а его приверженцев -- «идеалистами». Именно на них направлено острие сатиры Ибсена, отстаивавшего право человеческой личности поступать иначе, чем предписывают «нравственные идеалы» общества. Ибсен, по словам Шоу, «настаивает на том, чтобы высшая цель была вдохновенной, вечной, непрерывно развивающейся, а не внешней, неизменной, фальшивой... не буквой, но духом... не абстрактным законом, а живым побуждением». Задача современного драматурга в том и состоит, чтобы вскрыть таящиеся в обществе противоречия и найти путь «к более совершенным формам общественной и частной жизни».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.