Сделай Сам Свою Работу на 5

Двоемирие в сказках Гофмана.





Общая характеристика раннего немецкого романтизма. Школы, идеи, образы.

 

Исторические рамки - Великая французская революция 1789 – 30 гг 19 века.

Термин романтизм впервые подразумевал все фантастическое, позднее для обозначения литературного направления в 1 трети 19 века – музыка, живопись, театральное искусство. Историческая основа романтизма – бурные годы за Великой французской революцией.

Мечта просветителей – о веке разума – иллюзорность – возникновение сентиментализма и движения бури и натиска. В эпоху романтизма – часть романистов обращались к прошлому, которое представляется в радужных красках. Разочарование в современности порождало у романтиков особый интерес к прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине.

Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика

стран юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является поэтическим контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный, красочный жизненный уклад. Интерес к национальному прошлому породил массу исторических произведений.



Осуждение французской революции. Новвалис в Германии. Шатобриан во Франции.

Другие романтики грезили о Золотом веке (в будущем). Восторг – французская революция. Мечта о социальной справедливости и гармонии. Ж. Санд и В. Гюго.

Становление романтизма – ряд эстетических документов: «Фрагменты Шлеггеля». 1798 год, предисловие Гюго к драме «Кромвель» 1827год.

Романтики утверждали собственную эстетику, которая противоречит эстетике классицистов и просветителей.

Черты классицизма и просвещения Романтизм
Культ разума Строгость и нормативность   Естественный человек Логика и рассудочность   Принцип отражения жизни   Спокойная манера повествования Культ чувств Свобода художника в выборе формы и стиля Общественный человек Полет фантазии, мечты, многокрасочный мир (реальность в сновидениях) Принцип условности: мир в преображ. виде Гротеск Символика Аллегория Взволнованность Лиризм Эмоциональность Новый герой – личность одинакая, бунтарь, изгой, разочаров. В жизни, бегущий от общества в иные экзот. Страны «исключ. Герой в исключ. Обстоятельствах»  
   

 



Специфические особенности романтизма.

 

Эпоха поэзии. Главный жанр – поэма

Интерес к истории. Исторический роман – появление. В. Скотт.

Интерес к литературе прошлых эпох. Шекспир

Углубляются взаимосвязи и взаимовлияния литератур. Развитие худ. перевода.(основ. Принцип заложен Гердером.) Г. – теоретик воли и натиска.

Синтез искусств – литературы и музыки, литературы и театра.

Активно осваивается фольклор. Братья Гримм.(первый Гердер)

 

Романтизм в Германии

 

Фрагменты Фридриха Шлейгеля.

 

Романтизм – три источника:

Вел.Фр.революция

Философия Иоганна Готлиба Фихте

Книга Гете»Годы учения Вильгельма Мейстера»

 

Фихте – субъективный идеализм. Никакой объект реальности не существует. Человеческое сознание непроницаемо. Человек не может выйти за пределы своего внутреннего мира. Он может лишь предполагать о том что находится вне его. Все вокруг придумано.

В мире существуют понятия прекрасного и безобразного, но они субективны, созданы конкретным человеком так же как добро и зло – субъективная категория.

Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены были немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели, Тик; систематическую форму романтическая философия искусства получила в лекциях А. Шлегеля и трудах примыкавшего к иенцам Ф. Шеллинга). Иенцы же создали первые образцы искусства Р.: комедия Тика «Кот в сапогах» (1797), лирический цикл «Гимны к ночи» (1800) и роман «Генрих фон Офтердинген» (1802) Новалиса, ряд фантастических повестей. Прогрессивные национально-освободительные идеи и культ античности характерны для выдающегося поэта-романтика Ф. Гёльдерлина, стоявшего вне иенского содружества.



Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору. Важнейшим вкладом в немецкую культуру явился сборник народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806—08), составленный Л. Арнимом и Брентано, а также «Детские и семейные сказки» (1812—14) братьев Я. и В. Гримм. Высокого совершенства достигла лирическая поэзия (И. Эйхендорф). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, научного направления в фольклористике и литературоведении — мифологической школы.

В позднем немецком Р. нарастают мотивы трагической безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы и повести Гофмана). Идеи и художественные принципы Гофмана оказали сильное влияние на последующую литературу как реалистическую (О. Бальзак, Ч. Диккенс, Ф. М. Достоевский), так и символистскую (иррациональные и мистические мотивы). Демократические идеи позднего Р. нашли своё выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне, справедливо называвшего себя «последним романтиком» (он выходит за рамки собственно Р. и подвергает его наследие критическому пересмотру).

 

Берлинская школа романтиков

Не имела ни своего журнала, ни теоретических обоснований. Это условное производное. 1810г. – Гофман и другие писатели приезжают в Берлин. Берлинская школа связана с формированием университета в Берлине. Лектор – Фихте. Профессор – Брентано. У Гофмана – изначальная ром.антитеза художника и общества. Ром.герой Г. живет в реальном мире, как не хочет он вырваться в мир сказки и фантастики, всегда остается в окружении реальной исторической действительности. Отсюда – трагическое проиворечие между героем и его идеалами, дуализм, от которого страдают герои. Принцип романтической иронии.

Гейдельбергская школа нем. ром-ма

 

Романтики любовно собирают, изучают и издают памятники нар. Твор-ва – нар.книги, песни и сказки. Сборник «Чудесный рог мальчика», составленный Арнимом и Брентано. Эти писатели вместе с Герресом составили Гейдельбургский кружок. Наряду с народными песнями они включали в сборник образцы мейстерзанга и произведения книжной лит-ры 18в. Не воспроизводили народ.песен точно, а произвольно редактировали, сокращая и дополняя, исправляя диалектизмы и архаизмы, меняя рифмы и размеры, что вызывало раздражения современников (Якова Гримма). Но эти сбоники имели огромное влияние на многих поэтов-романтиков, напр. Генриха Гейне.

Другой сборник «Детские и семейные сказки» составленный братьями Гримм, имел огромный успех. Гриммы не позволяли себе так свободно обращаться с текстом, как Арним и Брентано, а старались воспроизвести первоначальный текст. Заложили основы научной германистики: изучали герм.мифологию.

Романтики рассматривают народ недифферинцированно, как нечто целое, и подчеркивать в быте народа его патриархальность, смирение, религиозность, т.е. идеализировать консервативное и отсталое в народе.

 

 

Двоемирие в сказках Гофмана.

 

Герои Гофмана чаще всего люди искусства и по своей профессии - это музыканты или живописцы, певцы или актеры. Но словами "музыкант", "артист", "художник" Гофман определяет не профессию, а романтическую личность, человека, который способен угадывать за тусклым серым обликом будничных вещей необычный светлый мир. Его герой - непременно мечтатель и фантазер, ему душно и тягостно в обществе, где ценится только то, что можно купить и продать, и только сила любви и созидающей фантазии помогает ему возвыситься над окружением, чуждым его духу.

С таким героем мы встречаемся и в повести "Золотой горшок", которую автор назвал "сказкой из новых времен".

Герой повести студент Ансельм - предмет всеобщих насмешек. Он раздражает обывателей, среди которых живет, своей способностью грезить наяву, неумением рассчитывать каждый шаг, легкостью, с какой он отдает последние гроши. Он живет как бы в двух мирах: во внутр.мире своих переживаний и в мире повседневной реальности. Конфликт мечты и реальности принимает гротескно-комический характер. Но автор любит своего героя именно за эту неприспособленность к жизни, за то, что он не в ладу с миром материальных ценностей.

В произведении воплощается один из основных принципов романтизма- двоемирие. Два мира – реальный и нереальный(Атлантида), добро и зло и т д. Двоемирие реализуется в образах зеркала, которые в большом количестве встречаются в повести: гладкое металлическое зеркало старухи-гадалки, хрустальное зеркало из лучей света от перстня на руке архивариуса Линдгорста, волшебное зеркало Вероники, заколдовавшее Ансельма. Не случайно одно из злоключений Ансельма, нечаянно опрокинувшего корзину уличной торговки, и оказывается началом чудесных происшествий, в результате которых его ожидает необыкновенная судьба.

Юноша вовсе не равнодушен к простым жизненным благам, однако по-настоящему он стремится только к миру чудес, и этот мир с готовностью открывает ему свои тайны В филистерской среде, где живут герои Гофмана, царствует расчет. Он накладывает отпечаток и на фантазию и на любовь - на тот идеальный мир человека, который романтики противопоставляли действительности.

Гофман понимал, что эта действительность сильна, что идеал под ее воздействием постепенно блекнет и принимает ее окраску.

 

Вся повесть "Золотой горшок" словно пронизана мягким золотистым светом, смягчающим нелепые, непривлекательные фигуры обывателей. Действительность еще не вызывает у Гофмана горького чувства.

Ведь подлинный "энтузиаст" Ансельм сумел устоять перед ее дешевыми приманками. Он сумел поверить в невероятное настолько, что оно стало для него реальностью, он преодолел притяжение унылой житейской прозы и вырвался из ее круга. "Ты доказал свою верность, будь свободен и счастлив", - говорит Гофман своему герою.

Писатель уверен, что чудо может произойти с каждым, надо только оказаться достойным его. Эта мысль звучит во всех гофманских произведениях. Об этом написана и сказка "Щелкунчик и мышиный король", напечатанная в 1816 году.

С радостью погружается писатель в чудесную страну детства - страну замысловатых игрушек, затейливых пряников и конфет, удивительных и увлекательных историй. В "Щелкунчике" много ярких красок и движения; тщательно, как на широком полотне, выписаны разнообразные изделия искусных немецких мастеров, куклы, одетые в костюмы разных народов. Рассказ автора как будто сопровождается музыкой, в нем, кажется, ощущается ритм танца.

Спустя много лет, уже после смерти Гофмана, по мотивам "Щелкунчика" был создан балет, музыку к которому написал Петр Ильич Чайковский.

В этой детской сказке, как и в самых больших и значительных произведениях писателя, ярко выступает на общем фоне романтическая личность. Маленькая Мари отличается от всех остальных тем, что ее внутренняя жизнь выходит за узкие рамки окружающего быта. Как и Ансельм, она видит мир, незримый для других. Простые объяснения всем чудесам приводят ее в отчаяние, и девочка отвергает их - иначе для нее исчезнет вся красота жизни. Жить без веры в неожиданное, фантастически-прекрасное ей неинтересно и невозможно.

И скромный, уступчивый Ансельм и ласковая послушная Мари обнаруживают непоколебимое упорство, когда у них пытаются отнять мечту, посягают на идеал, который их манит. Потому они и добиваются осуществления своей мечты.

Создавая сказочный мир, Гофман словно помещает человека в особую среду, в которой обнажаются в нем не только контрастные лики Добра и Зла, но едва уловимые переходы от одного к другому. И в сказке Гофман, с одной стороны, в масках и через маски Добра и Зла оживляет полярные начала в человеке, но с другой - развитие повествования снимает эту четко обозначенную в начале сказки поляризацию.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.