Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 26. Экологические преступления

 

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

1. Основной непосредственный объект преступления - общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект - отношения по охране здоровья людей.

Предмет преступления - окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов. Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство. Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им. Антропогенный объект - объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

2. С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.

Для установления содержания нарушенных правил необходимо обратиться к законам и иным нормативным правовым актам, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной и иной деятельности: ГрК, Водный кодекс, ЗК, ЛК, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. от 19.07.2011)*(588) и др. Эти требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.

Обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка, проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. Эти требования в общей форме изложены в ст. 27, 31-33 ЗК.



При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующие правовые акты предусматривают требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

В процессе эксплуатации таких объектов все предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Обязательным признаком преступления являются последствия. Они выражаются в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствиях.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и жизни человека (п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

Под вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение одному или нескольким лицам тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, расстройство здоровья, временную или постоянную утрату трудоспособности (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

О понятии "массовая гибель животных" см. коммент. к ст. 247, 250, 257.

Признание последствий "иными тяжкими" происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. коммент. к ст. 248 и 249); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесных насаждений и иной растительности (см. коммент. к ст. 260) на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию (п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.

По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний причинило указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

3. Субъект преступления - специальный - вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности.

При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в комментируемой статье работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (небрежность), либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет не существенным вследствие их рассеивания ветром.

5. Рассматриваемое преступление следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП, и от конкурирующих с ним преступлений (ст. 250, 251 УК и др.).

Пленум ВС РФ в указанном постановлении разъяснил, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п. 13).

Уголовная ответственность наступает, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло указанные в комментируемой статье последствия.

Решая вопрос о разграничении конкурирующих преступлений и проступка, необходимо выяснить: какая статья УК наиболее полно охватывает содеянное; как она соотносится с другими конкурирующими статьями УК; с какой статьей КоАП конкурирует; какую из статей УК или КоАП надлежит применить.

 

Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

1. Основной непосредственный объект преступления - отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект - отношения по охране жизни и здоровья человека.

2. Предмет преступления - окружающая среда в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и др. (см. коммент. к ст. 246).

3. Объективная сторона преступления выражается в производстве запрещенных видов опасных отходов либо обращении опасных веществ (радиоактивных, бактериологических, химических) и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.

Опасные отходы - это отходы, содержащие вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества, обладающие токсичностью, пожарной опасностью, высокой радиоактивностью, взрывоопасностью или содержащие возбудителей инфекционных болезней.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 19.07.2011)*(589) опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую среду подразделяются на классы опасности, исходя из критериев, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование охраны окружающей среды. Установлено пять классов опасности: чрезвычайно опасные, высоко опасные, умеренно опасные, малоопасные, практически не опасные отходы.

Правовые основы обращения с отходами определены названным Федеральным законом "Об отходах производства и потребления". Обращение радиоактивных веществ и отходов регулируется Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 19.07.2011)*(590) и рядом постановлений Правительства РФ.

Порядок образования и обращения токсичных промышленных отходов осуществляется также на основе различных ГОСТов, правил, классификаторов, методических указаний, инструкций.

Под обращением экологически опасных веществ и отходов понимается производство, транспортировка, хранение, захоронение, использование, передача, продажа и совершение других сделок, очистка, собирание, выбрасывание, утилизация, разрушение, уничтожение радиоактивных, химических или бактериологических веществ и отходов. Поскольку диспозиция нормы бланкетная, в каждом случае необходимо установить, какие правила были нарушены, и сослаться на них при квалификации преступления.

Под производством запрещенных видов опасных отходов понимается создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также неуничтожение, необезвреживание их, ведущее к накоплению.

Транспортировка - это перемещение указанных веществ и отходов из одного места в другое (на наш взгляд, как любым видом транспорта, так и путем переноски человеком).

Хранение - это их содержание в каком-либо месте (складе, хранилище и т.п.) с целью сбережения и последующего совершения с ними каких-либо действий.

Захоронение - закапывание в землю, помещение в могильник. Статья 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" определяет захоронение отходов как изоляцию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Использование радиоактивных, химических и бактериологических веществ и отходов предполагает пользование ими (эксплуатацию их свойств) любыми предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности, а также отдельными гражданами.

Под иным обращением следует понимать любые иные, помимо перечисленных в комментируемой статье, действия в отношении экологически опасных веществ и отходов, о которых говорилось выше (передача, продажа, выбрасывание, уничтожение и т.д.).

Угроза причинения вреда считается созданной, если она была реальной, действительной (а не мнимой), и вред здоровью людей или окружающей среде не был причинен лишь вследствие обстоятельств, не зависящих от воли виновного, или благодаря вовремя принятым мерам (п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

Под угрозой причинения существенного вреда здоровью людей, на наш взгляд, понимается угроза причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хотя бы одного человека либо угроза распространения эпидемии. Такой вывод следует из сопоставительного анализа рассматриваемой нормы и иных норм об ответственности за экологические преступления, где в качестве последствий указывается вред здоровью человека.

Пленум ВС РФ в п. 5 постановления от 05.11.1998 N 14 разъяснил, что существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных животных, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.*(591)

4. Деяния, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, совершенные в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента их выполнения в указанных зонах.

5. Преступление считается оконченным с момента производства опасных видов отходов либо с момента их транспортировки, хранения или иного обращения с нарушением правил безопасности, если эти деяния создали реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. По смыслу закона речь идет как о существенном вреде здоровью людей, так и о существенном вреде окружающей среде.

6. Субъект преступления - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом: лицо осознает общественную опасность совершаемых им действий, осознает, что ими создается реальная возможность причинения вреда здоровью человека или окружающей среде, и желает эти действия совершить.

8. Мотивы и цели могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.

9. Квалифицирующим признаком состава в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи является совершение деяний, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, повлекшее:

- загрязнение окружающей среды, т.е. физическое, химическое, радиационное, ароматическое, биологическое изменение качества вод, воздуха, почвы, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, генофонду животных, растений и человека, озоновому слою;

- отравление окружающей среды - разновидность загрязнения, насыщение компонентов (ресурсов) природной среды ядовитыми веществами и отходами, способными вызвать гибель или расстройство здоровья людей и животных, уничтожение или угнетение роста растительности, мутации;

- заражение окружающей среды - внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и человека, а также вредителей растительности, способных к быстрому размножению (как растительного, так и животного происхождения);

- причинение вреда здоровью человека (см. коммент. к ст. 246);

- массовую гибель животных, т.е. гибель зверей, птиц, водных животных, в том числе рыбы, на определенной территории, при которой уровень их смертности превышает среднестатистический уровень в три и более раза (п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Закона об охране окружающей среды, законодательством об этих зонах.

Пункт 2 ст. 57 Закона об охране окружающей среды предусматривает, что защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций установлена Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. от 29.12.2010)*(592), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

10. Преступления, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи (за исключением совершенных в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации), имеют материальный состав и считаются оконченными с момента наступления указанных последствий.

11. С субъективной, стороны преступление, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

Содержание умышленной вины при этом зависит от конструкции состава. В материальных составах при загрязнении, отравлении или заражении окружающей среды, причинении вреда здоровью человека либо массовой гибели животных лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что они повлекут или могут повлечь предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи последствия, и желает их наступления (прямой умысел) или осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность наступления указанных в законе последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел). Совершая деяния в зонах экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (формальный состав), лицо осознает общественную опасность этих деяний и то, что они совершаются именно в таких зонах, и желает их совершить (прямой умысел).

При неосторожной форме вины лицо, например, храня опасные вещества и отходы, не предвидит последствий, указанных в законе, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления таких последствий, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

12. К особо квалифицирующим признакам ч. 3 комментируемой статьи относит деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.

Массовым следует считать заболевание многих людей, превышающее обычно регистрируемый уровень, в том числе и возникновение эпидемии (см. коммент. к ст. 248). Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, характеризуется неосторожным отношением к смерти человека или массовому заболеванию людей. Однако сами деяния могут быть, как отмечено выше, либо умышленными, либо неосторожными. В случае умышленного их совершения содеянное приобретает признаки преступления с двумя формами вины (ст. 27 УК) и в целом считается совершенным умышленно, а в случае неосторожного - в целом все преступление является неосторожным.

13. Предусмотренное комментируемой статьей нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов конкурирует со ст. 8.2 и 8.3 КоАП.

Статья 247 УК подлежит применению только в том случае, если нарушение правил производства, транспортировки, хранения, применения указанных в ст. 8.2, 8.3 КоАП химических веществ или отходов создало реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 комментируемой статьи), включая атмосферный воздух и животный мир, или повлекло загрязнение, отравление, заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных, либо хотя и не повлекло указанных последствий, по совершено в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 комментируемой статьи). Таким образом, в основу разграничения преступления и проступка положены такие признаки состава, как деяние, последствия (их характер и тяжесть) и место совершения деяния. Статьи 8.2 и 8.3 КоАП в отличие от комментируемой статьи не предусматривают ответственности за производство опасных веществ и отходов. В ч. 1 комментируемой статьи сказано о создании угрозы причинения окружающей среде существенного вреда, в соответствии с ч. 2 этой статьи такой вред должен быть причинен реально. Если деяние не повлекло никаких последствий либо только создало абстрактную возможность причинения вреда окружающей среде, речь должна идти об административном проступке (соответственно ст. 8.2 либо 8.3 КоАП).

Комментируемая статья в части захоронения радиоактивных, бактериологических или химических веществ и отходов с нарушением установленных правил имеет сходство со ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП в отношении захоронения вредных веществ в водных объектах.

Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, окончено с момента создания реальной угрозы причинения существенного вреда здоровью людей или окружающей среде. Для квалификации содеянного по ч. 2 этой статьи также требуется наступление преступных последствий или чтобы захоронение осуществлялось в зоне экологического бедствия либо чрезвычайной экологической ситуации, а для квалификации по ч. 3 данной статьи - смерти человека или массового заболевания людей.

Проступки, предусмотренные ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП, окончены с момента совершения предусмотренных в них действий (бездействия). Последствия не являются обязательным признаком состава проступка.

Различие между преступлением и проступком следует проводить также по видам захораниваемых отходов и веществ. Преступление образует захоронение запрещенных к производству опасных отходов, радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов, т.е. веществ, представляющих повышенную опасность.

В ст. 8.19 и ч. 5 ст. 8.13 КоАП имеются в виду иные отходы и материалы. Их захоронение на шельфе в принципе допускается, но с соблюдением установленных правил и в особом порядке.

 

Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами

1. Непосредственный объект преступления - общественные отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения.

Предмет преступления - окружающая среда в совокупности составляющих ее элементов.

2. С объективной стороны преступление характеризуется нарушением (действие или бездействие) правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.

Специального нормативного акта о правилах безопасности при обращении с биологическими агентами и токсинами не существует. Эти правила "растворены" в нормах международного права, природоохранительного, санитарного законодательства, законодательства по ветеринарии, сельскому хозяйству, медицине и в иных правовых актах: Законе об охране окружающей среды (ст. 50), Законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральном законе от 05.07.1996 N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" (в ред. от 19.07.2011)*(593); Указе Президента РФ от 20.08.2007 N 1083 "Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю" (в ред. от 16.06.2010)*(594), Положении о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных болезней, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 31 (в ред. от 24.09.2010)*(595), ведомственных нормативных правовых актах (см., например, Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469 (в ред. от 16.08.2007)*(596)).

Ряд рекомендаций по применению комментируемой статьи дан в постановлении Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14 (п. 2, 15, 24).

Под микробиологическими агентом понимается микроорганизм, вирус, бактериальное вещество.

К иным биологическим агентам могут быть отнесены, например, любое инфекционное вещество либо его носитель, способные вызнать смерть, болезнь или другую биологическую дисфункцию в человеческом организме, животном, растении и другом живом организме, а равно порчу пищи, воды, оборудования, какого-либо материала или вредные изменения окружающей среды.

Термин "токсин" обозначает любое ядовитое вещество, выделяемое живым организмом, независимо от происхождения или способа изготовления. Токсины угнетают функции живого организма. Они могут быть бактериального, растительного или животного происхождения. Наиболее распространены и изучены бактериальные токсины, которые подразделяются на экзотоксины (выделяются бактериями в процессе их жизнедеятельности) и эндотоксины (высвобождаются после гибели бактерий, являются продуктами их метаболизма).

Правила безопасности касаются обращения с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. Под обращением по смыслу рассматриваемой нормы понимаются любые виды деятельности, связанной с образованием, хранением, использованием, транспортировкой, утилизацией указанных биологических агентов или токсинов.

В качестве последствий преступления закон называет причинение вреда здоровью человека, распространение эпидемий и эпизоотий либо иные тяжкие последствия.

Вред здоровью выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью одного или нескольких лиц (п. 4 постановлении Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14) (см. коммент. к ст. 246, 247). Эпидемия - распространение заразной болезни, значительно превышающее уровень заболевания ею, регистрируемый обычно в данной местности. Под эпизоотиями понимаются случаи массовых заражений и заболеваний среди животных. Понятие "иные тяжкие последствия" идентично рассмотренному в ст. 246 УК.

Между нарушением правил и последствиями должна быть установлена причинная связь.

Состав преступления материальный, преступление считается оконченным с момента наступления указанных последствий.

3. Субъект преступления - специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, в обладании которого находятся биологические агенты или токсины, обязанное соблюдать правила обращения с ними. Обычно это лица, оперирующие указанными материалами в силу своих профессиональных обязанностей или имеющие доступ к ним по роду работы.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Оно может быть совершено с прямым умыслом (лицо осознает общественную опасность нарушения соответствующих правил безопасности, предвидит возможность или неизбежность наступления указанных в ч. 1 комментируемой статьи последствий и желает их наступления) либо с косвенным умыслом (когда лицо сознает общественную опасность нарушения указанных правил, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но допускает их наступление или относится к ним безразлично).

На практике чаще всего имеет место неосторожность в виде преступной небрежности (когда лицо не предвидит возможности наступления последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть) или преступного легкомыслия (когда лицо предвидит возможность наступления преступных последствий нарушения правил, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение).

Мотивы и цели преступления находятся за рамками состава и на квалификацию преступления не влияют.

5. В ч. 2 комментируемой статьи назван квалифицирующий признак - смерть человека. Отношение к смерти может быть только неосторожным (преступная небрежность либо преступное легкомыслие). Причинение смерти полностью охватывается ч. 2 этой статьи и дополнительной квалификации по ст. 109 УК не требуется.

6. Преступление имеет некоторое сходство с проступком, предусмотренным ст. 6.3 КоАП. Различаются они по признакам объективной стороны: по характеру деяния (в комментируемой статье - это нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, а в ст. 6.3 КоАП - нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения) и по последствиям (в комментируемой статье они названы и являются обязательным признаком состава, а в ст. 6.3 КоАП - не предусмотрены).

 

Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений

1. Комментируемая статья содержит два самостоятельных состава преступления: нарушение ветеринарных правил (ч. 1) и нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2).

2. Непосредственный объект преступления, предусмотренный в ч. 1 комментируемой статьи, - отношения по охране животных и обеспечению экологической безопасности населения.

Хотя закон не обозначает предмет преступления, такой в данном составе имеется - это дикие и домашние животные.

Ветеринарное законодательство РФ состоит из Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (в ред. от 18.07.2011)*(597); постановления Правительства РФ от 11.05.1993 N 437 "О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации" (в ред. от 26.07.2004)*(598), других нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, актов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления.

3. С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, заключается в нарушении ветеринарных правил, которое может быть совершено как путем действия (продажа больного скота, выгон его в общее стадо и т.п.), так и путем бездействия (невыполнение профилактических мероприятий, невоспрепятствование сбыту зараженной инфекционными болезнями продукции, непринятие мер по уничтожению больных животных и др.).

Обязательным условием наступления уголовной ответственности является наличие последствий в виде эпизоотии (см. коммент. к ст. 248) или иных тяжких последствий (см. коммент. к ст. 246). В частности, иные тяжкие последствия могут заключаться в относительно массовом падеже диких или домашних животных, не имеющем характера эпизоотии, но причинившем значительные убытки либо значительный вред природной среде или охотничьему хозяйству.

Между нарушением правил и преступными последствиями должна быть установлена причинная связь.

4. Состав преступления материальный. Преступление окончено, когда наступили названные в законе последствия. Поскольку комментируемая статья не предусматривает в качестве последствий причинения вреда здоровью человека, наступление такового в этом случае образует совокупность преступлений и квалифицируется по комментируемой статье и ст. 109 либо 118 УК.

5. Субъект нарушения ветеринарных правил - вменяемое физическое лицо 16-летнего возраста. Им могут быть как должностные, так и иные лица, обязанные соблюдать эти правила: работники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ; владельцы животных; водители транспортных средств, следующие через карантинную территорию; перегонщики скота и др.

6. С субъективной стороны преступление в силу прямого указания закона характеризуется неосторожной формой вины. Лицо, нарушая ветеринарные правила, не предвидит возможности распространения эпизоотии либо наступления иных тяжких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность наступления названных в законе последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие).

7. Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 комментируемой статьи), имеет непосредственным объектом общественные отношения в сфере охраны флоры и обеспечения экологической безопасности.

8. Предмет преступления - растения, т.е. лесные насаждения, посевы, деревья в садах, огородная растительность, травы, кустарники и т.д.

Правовую базу борьбы с болезнями и вредителями растений составляют международные конвенции, ратифицированные в свое время СССР, к которым присоединилась Россия (например, Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений от вредителей и болезней от 14 декабря 1959 г.*(599)); Закон об охране окружающей среды, Федеральный закон от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" (в ред. от 18.07.2011)*(600); соответствующие положения ЛК; указанное выше постановление Правительства РФ "О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации" и др.

9. С объективной стороны нарушение указанных правил выражается как в совершении действий, запрещенных правилами (например, использование для посева семян, зараженных болезнями), так и в бездействии (например, непринятие мер по истреблению вредителей леса - дубового или сибирского шелкопряда). Нарушением правил будет и несоблюдение условий, порядка и допустимых пределов применения специальных средств (ядохимикатов, специальной техники).

10. Обязательный признак состава преступления - последствия в виде причинения по неосторожности тяжких последствий. К ним по смыслу закона относятся: массовое распространение болезней растений на значительных площадях (эпифитотия); полное или частичное вынужденное уничтожение либо гибель большого количества сельскохозяйственных культур (например, виноградника, пораженного филлоксерой); гибель или порча семенного или элитного фонда, значительных площадей посевов; уничтожение или повреждение до степени прекращения роста леса; гибель животных, птиц, других элементов природы.

Между нарушением правил и этими последствиями должна быть установлена причинная связь.

11. Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента наступления последствий.

При причинении вреда здоровью человека вопрос решается так же, как при применении ч. 1 комментируемой статьи.

12. Субъект преступления - вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо. Им могут быть как должностные лица федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, так и иные лица, обязанные соблюдать указанные правила.

13. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины. Содержание ее аналогично содержанию вины при нарушении ветеринарных правил.

14. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ч. 2 комментируемой статьи), имеет сходство с деяниями, предусмотренными ст. 10.1, 10.2, 10.3, 10.6, 10.8 КоАП. Во всех названных административных правонарушениях отсутствуют последствия либо они не относятся к тяжким. Для квалификации по комментируемой статье установление тяжких последствий обязательно.

 

Статья 250. Загрязнение вод



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.