Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности 5 глава

 

Статья 185.6. Неправомерное использование инсайдерской информации

1. Комментируемый уголовно-правовой запрет соответствует положениям, содержащимся в ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

2. Содержание признака инсайдерской информации устанавливается путем обращения к Федеральному закону от 27.07.2010 N 224-ФЗ, в том числе к п. 1 ст. 2, ст. 3 и 4 этого Закона.

3. О понятии осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами см. коммент. к ст. 185.3.

4. Признаком объективной стороны использование инсайдерской информации становится в двух случаях: 1) при совершении сделок за счет принадлежащего виновному либо иному лицу имущества; 2) при рекомендации третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

5. Понятие использования инсайдерской информации в законе не содержится. Под использованием информации при совершении названных в комментируемой статье действий следует понимать обязательное влияние на совершение этих действий инсайдерской информации, которой лицо располагало.

Согласно, например, утвержденной Правительством г. Москвы Методике оценки ущерба, нанесенного противоправными действиями на финансовом и фондовом рынках, типичными видами инсайдерских сделок (сделок с использованием служебной информации) являются продажа ценной бумаги при получении инсайдером доступа к служебной информации, которая в будущем будет интерпретирована финансовым рынком негативно и неизбежно приведет к понижению курсов ценных бумаг (при том, что сделка совершается до публичного раскрытия информации); покупка ценной бумаги при получении инсайдером доступа к служебной информации, которая в будущем будет интерпретирована финансовым рынком позитивно и неизбежно приведет к повышению курсов ценных бумаг (при том, что сделка совершается до публичного раскрытия информации); и др.*(390)



6. Состав преступления материальный. Преступление окончено при наступлении любого из названных в ч. 1 комментируемой статьи последствий, размер которых определен в примеч. к данной статье.

7. Субъективная сторона состоит в том, что лицо использует при совершении соответствующих действий информацию, об инсайдерском характере которой ему, безусловно, известно. Однако по отношению к последствиям, например к причинению крупного ущерба, умысел может быть как прямым, так и косвенным.

8. Субъект преступления - общий, им может быть не только лицо либо работник юридического лица, названные в ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ, но и всякое иное вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

9. В качестве признака объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, названо умышленное использование инсайдерской информации путем ее неправомерной передачи другому лицу. Для признания преступления окоченным нужно, чтобы сама по себе передача информации причинила такие последствия, как крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода или избежание убытков в крупном размере. Исходя из строгого толкования текста закона, такое возможно, например, в случае продажи лицом соответствующей информации.

10. Субъективная сторона и субъект характеризуются так же, как и при совершении деяния, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.

 

Статья 186. Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг

1. Понятия, используемые в статье, а также признаки данного преступления раскрыты в законодательстве, регулирующем отношения, связанные с обращением денег и ценных бумаг, а также в постановлении Пленума ВС РФ от 28.04.1994 N 2.

2. Банковские билеты ЦБ РФ, о которых говорится в комментируемой статье, в законодательстве позитивного регулирования называются банкнотами (ст. 29 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке РФ (Банке России)"*(391)). Если говорить о деньгах, то, исходя из п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"*(392), по комментируемой статье ответственность наступает за подделку денежных знаков в виде банкнот и монеты ЦБ РФ, денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, не только находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории РФ и на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), но и изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанных денежных знаков.

3. О понятии ценных бумаг см. коммент. к ст. 185. О понятии, видах, формах и прочих государственных ценных бумаг говорится в ст. 2-4 и др. Федерального закона от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" (в ред. от 26.04.2007)*(393).

4. Изготовление с целью сбыта и сбыт денежных знаков и ценных бумаг, изъятых из обращения (монеты старой чеканки, советские деньги, отмененные денежными реформами и т.п.) и имеющих лишь коллекционную ценность, не образуют состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, и должны, при наличии к тому оснований, квалифицироваться как мошенничество.

5. Состав преступления образует как частичная подделка денежных купюр или ценных бумаг (переделка номинала подлинного денежного знака, подделка номера, серии облигации и других реквизитов денег и ценных бумаг), так и изготовление полностью поддельных денег и ценных бумаг. Изготовление фальшивых денежных знаков или ценных бумаг является оконченным преступлением, если с целью последующего сбыта изготовлен хотя бы один денежный знак или ценная бумага, независимо от того, удалось ли осуществить сбыт подделки.

6. Сбыт поддельных денег или ценных бумаг состоит в использовании их в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы, продажи и т.п. Приобретение заведомо поддельных денег или ценных бумаг в целях их последующего сбыта в качестве подлинных следует квалифицировать как приготовление к сбыту.

Например, Борисов осужден по ст. 186 УК за то, что по просьбе А. и Ж. за вознаграждение изготовил поддельный вексель, который последние намеревались вложить в материалы уголовного дела вместо изъятого работниками милиции. Борисову о таком намерении А. и Ж. было известно. Поскольку поддельный вексель не собирались использовать как средство платежа как средства платежа, содеянное переквалифицировано на ст. 327 УК*(394).

7. Если лицо попыталось использовать фальшивую купюру для покупки товаров, но в принятии этой купюры ему продавцом товара было отказано, в частности, из-за отсутствия у продавца возможности дать сдачу (отсутствия разменных денег) или по причине сомнений в подлинности купюры, содеянное следует квалифицировать как покушение на сбыт*(395). Однако неудавшаяся попытка сбыта лицом изготовленной им самим поддельной купюры должна квалифицироваться как оконченное преступление.

8. Хотя Пленум ВС РФ в постановлении от 28.04.1994 N 2 определил сбыт как использование поддельных купюр в качестве средства платежа, однако уточнил, что в таком качестве они выступают не только при оплате товаров и услуг, размене, даче взаймы, но и при продаже или дарении, т.е. когда поддельные деньги и бумаги являются не платежным средством, а предметом договора. Правильнее поэтому расценивать как сбыт использование поддельных денег и ценных бумаг под видом надлежащего платежного средства (как средства платежа), так и иную передачу соответствующих предметов другому лицу, за исключением, очевидно, передачи на временное хранение.

9. Исходя из понимания сбыта как использования поддельных купюр именно в качестве надлежащего платежного средства, для квалификации действий как сбыта необходимо, чтобы получающее, возмездно либо безвозмездно, такие предметы лицо не было осведомлено об их поддельности. Поэтому продажа поддельных денег лицу, которому - заведомо для продавца - известно об их поддельности и которое собирается их в дальнейшем использовать в качестве настоящих, оконченного состава сбыта не образует. Действия продавца должны быть расценены: если в дальнейшем сбыт указанных поддельных денег покупателем состоялся - как пособничество в сбыте, а если не состоялся по причинам, от продавца не зависящим, то как приготовление к сбыту (в силу ч. 5 ст. 34 УК)*(396).

10. Субъективная сторона изготовления с целью сбыта или сбыта поддельных денег, государственных ценных бумаг или иностранной валюты характеризуется прямым умыслом. Отсутствие при изготовлении цели сбыта исключает уголовную ответственность.

11. Субъект преступления - общий.

12. Крупный размер данного преступления согласно примеч. к ст. 169 УК должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб. При исчислении размера преступления практика исходит из двух критериев: во-первых, из обозначенного на поддельных купюрах номинала и, во-вторых, из стоимости товаров, приобретенного за поддельные деньги (в случае соответствующей формы сбыта).

13. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35.

14. В случаях, когда явное несоответствие фальшивой купюры подлинной, исключающее ее участие в денежном обращении, а также иные обстоятельства дела свидетельствуют о направленности умысла виновного на грубый обман ограниченного числа лиц, такие действия могут быть квалифицированы как мошенничество.

Незаконное приобретение лицом чужого имущества в результате совершенных им операций с фальшивыми деньгами или ценными бумагами охватывается составом комментируемой статьи и дополнительной квалификации по соответствующим статьям, предусматривающим ответственность за хищение, не требует.

 

Статья 187. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов

1. Содержание понятий, используемых при описании признаков преступления, можно установить исходя из документов ЦБ РФ, регулирующих эмиссию (выдачу) банковских карт и порядок их использования (прежде всего п. 1.4, 1.5 и др. Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденных ЦБ РФ 24.12.2004 N 266-П (в ред. от 23.09.2008)*(397)).

В этом Положении указано, что на территории РФ кредитные организации-эмитенты осуществляют эмиссию банковских карт, являющихся видом платежных карт как инструмента безналичных расчетов, предназначенного для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ и договором с эмитентом. В том же документе содержится понятие расчетной (дебетовой) и кредитной карт. В первом случае карта (расчетная) применяется для использования средств, которые сам владелец карты ранее положил на счет в кредитной организации, а во втором - карта (кредитная) применяется для использования средств, которые тем самым банк выделяет владельцу карты в качестве кредита. Расчеты в обоих случаях происходят путем списания (перечисления) средств со счета владельца карты на счет лица, у которого владельцем карты приобретается товар, услуга и т.п. Кроме того, деньги по карточке могут выдаваться ее держателю. Положением предусмотрен порядок эмиссии банковских карт для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц.

2. В Положении также упоминается предоплаченная карта, которая предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией - эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к кредитной организации - эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств. В комментируемой статье такой вид карты прямо не упоминается, но ее правомерно отнести к иным платежным документам, не являющимся ценными бумагами.

3. Понятие платежных документов, не являющихся ценными бумагами, на практике порой трактуется неосновательно широко. К ним следует относить только документы, на основании которых кредитная организация осуществляет платеж (платежное поручение, платежное требование, платежное требование-поручение и др.). Согласно ст. 863 ГК при расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним. Иные документы, в частности, удостоверяющие оплату товара (кассовые чеки), к таким документам не относятся.

4. Изготовление поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов состоит во внесении ложных данных в подлинные карты и документы или в изготовлении полностью поддельных карт и документов.

5. Под сбытом понимается возмездная либо безвозмездная передача поддельной карты ее изготовителем другому лицу. Исходя из грамматического толкования слова "сбыт" и разъяснений, содержащихся в п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2007 N 51, к сбыту не относится использование поддельной карты или иного платежного документа для расчетов, поскольку в этом случае карта из фактического обладания лица не выходит.

6. Сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами, заведомо непригодных к использованию, образует состав мошенничества и подлежит квалификации по соответствующей части ст. 159 УК.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления - общий.

9. О понятии совершения преступления организованной группой см. коммент. к ст. 35.

 

Статья 188. Контрабанда

1. Признаки контрабанды достаточно подробно раскрыты в ТК ТС и ряде федеральных законов.

С 1 июля 2010 г. вступил в силу Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, принятый решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17. При разрешении противоречий, которые могут возникнуть, в частности, ввиду различий в регулировании отношений, связанных с признаками контрабанды, руководствоваться следует правилом, содержащимся в п. 2 ст. 1 ТК ТС, где определено: "Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза".

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 4 ТК ТС незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

2. О понятии таможенной границы РФ см. ст. 2 ТК ТС, а также ст. 1 Закона о Государственной границе.

3. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, является любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром в соответствии с подп. 35, 37, 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС и п. 26 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"*(398), включая транспортные средства, отнесенные ст. 130 ГК к недвижимым вещам, а также иные не являющиеся товарами предметы, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, которые не обладают признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец).

Исходя из положений ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"*(399) предметом контрабанды, наряду с другим имуществом, является наличная иностранная валюта, валюта РФ, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме. При разрешении вопроса о виновности лица в контрабанде валюты и валютных ценностей следует иметь в виду, что Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" определяется сумма наличной иностранной валюты, в пределах которой единовременно ввозимая на территорию РФ или вывозимая из Российской Федерации иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. В случае декларирования лицом части единовременно ввозимой или вывозимой иностранной валюты предметом контрабанды будет являться недекларированная часть иностранной валюты.

4. Определяя размер контрабанды, следует исходить из регулируемых государством цен на товары, незаконно перемещенные через таможенную границу, а в случае отсутствия таких цен - из фактической таможенной стоимости товаров на момент совершения преступления. При отсутствии сведений о цене товара его стоимость может быть установлена на основании заключения экспертов.

5. Момент окончания контрабанды в зависимости от того, осуществляется она при ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию РФ либо при вывозе с этой территории, а также в зависимости от способов контрабанды подробно раскрыт в п. 4-6 утратившего силу постановления Пленума ВС РФ от 27.05.2008 N 6.

6. Под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество (например, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов контрабанды в полостях человеческого тела).

7. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации при контрабанде следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 188 УК товаров или иных предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации (указанных в ст. 109 ТК ТС) или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Для каждой процедуры перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу предусмотрен исчерпывающий перечень документов и сведений, подлежащих представлению таможенному органу (ст. 98, 136, 159, 180-184, 190, 193 ТК ТС). Исходя из этого не могут рассматриваться как незаконные действия лица, осуществляющего перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу РФ, в случае, если это лицо не представило таможенным органам дополнительные, не предусмотренные указанными перечнями документы и сведения.

8. Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным предусмотренным ТК ТС способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей. Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для указанных выше таможенных целей.

9. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

10. Субъект преступления - общий.

11. Не образуют состава контрабанды и подлежат квалификации только по ст. 194 УК действия, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, совершенные после принятия таможенным органом решения о выпуске товаров в свободный оборот. Однако если целью контрабандного перемещения товаров и иных предметов в крупном размере является последующее уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и эту цель лицо также реализует, содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 188 и 194 УК.

12. При определении предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК, необходимо учитывать положения правовых актов, определяющих перечни средств, веществ, предметов, перемещение которых через таможенную границу находится под государственным контролем. О таких правовых актах см. коммент. к ст. 189, 190, 220-226, 228-234.

Размер перемещаемых через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК, не является обязательным признаком этого состава преступления.

13. При контрабанде наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов содеянное подлежит квалификации по ч. 2 ст. 188 УК независимо от размера указанных средств и веществ.

14. Под стратегически важными сырьевыми товарами понимаются товары, ввоз (вывоз) которых на территорию РФ регулируется государством в соответствии с перечнями, установленными федеральными законами или иными нормативными правовыми актами. В настоящее время специальные правила перемещения через таможенную границу РФ стратегически важных сырьевых товаров, равно как и их перечни, законодательством не предусмотрены.

15. В тех случаях, когда лицо наряду с перемещением через таможенную границу товаров или иных предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК, совершает преступления, связанные с незаконным оборотом этих товаров, предметов, действия виновного при наличии к тому оснований следует квалифицировать по совокупности преступлений: по ст. 188 УК и соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за совершение указанных деяний (в частности, по ст. 218, 220, 222, 228-228.2, 234, 355 УК).

16. О понятии совершения контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения, а также о квалификации действий должностного лица, являющего соучастником контрабанды, см. п. 16 и 17 утратившего силу постановления Пленума ВС РФ от 27.05.2008 N 6.

17. О понятии совершения контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, см. п. 18 утратившего силу постановления Пленума ВС РФ от 27.05.2008 N 6.

18. О понятии совершения контрабанды организованной группой см. п. 19 утратившего силу постановления Пленума ВС РФ от 27.05.2008 N 6.

 

Статья 189. Незаконные экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники

1. Незаконным будет такой экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, указанных в ч. 1 и 3 ст. 189 УК товаров, либо выполнение работ или оказание услуг, которые осуществлены в нарушение установленного для соответствующей деятельности порядка. Такой порядок определен федеральными законами от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (в ред. от 11.07.2011)*(400), от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (в ред. от 18.07.2011)*(401), от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (в ред. от 05.04.2011)*(402), в которых, в частности, приведены требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями, включая их лицензирование.

Некоторые из понятий, используемых в комментируемой статье при описании признаков обсуждаемого преступления, в законодательстве и подзаконных актах в общем виде не определены, в том числе понятия сырья, материалов, оборудования, технологий, однако их конкретные виды указаны в Списках контролируемых товаров и технологий, например, в Списке оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденном Указом Президента РФ от 08.08.2001 N 1005 (в ред. от 29.04.2011)*(403), Списке товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденном Указом Президента РФ от 05.05.2004 N 580 (в ред. от 29.04.2011)*(404), и др.

Также порядок внешнеэкономической деятельности регламентируется целым рядом подзаконных актов, например, Положением об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.06.2001 N 462 (в ред. от 12.10.2010)*(405), Правилами получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.2005 N 517 (в ред. от 15.06.2009)*(406), и иными документами. Данным порядком предусмотрены различные процедуры, например, порядок, основания выдачи генеральных лицензии на вывоз из Российской Федерации контролируемых оборудования и материалов.

Существуют прямые запреты совершения сделок, нарушение которых свидетельствует о незаконности сделки (см., в частности, ст. 20 Федерального закона "Об экспортном контроле").

2. Поскольку в ст. 2 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под экспортом товара понимается вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе, то, следовательно, под передачей лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю товаров, указанных в комментируемой статье, нужно понимать перемещение товара через таможенную границу с обязательством об обратном ввозе, например, на выставку, либо такую передачу товаров (оказание услуг, выполнение работ), которая осуществляется без перемещения через таможенную границу. В последнем случае для квалификации деяния по комментируемой статье необходимо установить, что передача материалов, технологий, выполнение работ и т.д. в рамках сотрудничества с иностранными лицами была запрещена (или предусматривала порядок, который лицо нарушило) в принципе, а не только при экспорте.

3. Как указано в законе, комментируемая статья применяется при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 188 и 275 УК. Это означает, что при конкуренции ст. 189 УК и названных норм приоритет имеют нормы об ответственности за контрабанду и за государственную измену.

4. Если незаконный экспорт перечисленных в этой статье предметов, состоящий в их незаконном вывозе с таможенной территории РФ, совершается с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжен с недекларированием или недостоверным декларированием, содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 188 УК (при отсутствии квалифицирующих признаков, предусмотренных ч. 3 и 4 этой статьи).

5. Субъективная сторона - прямой умысел.

6. Специальный субъект преступления определяется в примеч. к комментируемой статье.

7. О понятии группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых - специальный, см. коммент. к ст. 174.

 

Статья 190. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран

1. В Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в ред. от 01.07.2011)*(407) и других нормативных актах термины "предметы художественного, исторического и археологического достояния" не используются. Однако под такими предметами принято понимать категории предметов, подпадающих под действие названного Закона (см. ст. 7 указанного Закона).

2. Согласно Закону РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" уполномоченный орган государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (в настоящее время - Минкультуры России*(408)) составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие этого Закона. Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, утвержден приказом Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 N 117*(409).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.