Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности 4 глава

8. Субъективная сторона преступления - прямой умысел.

9. Субъект преступления - специальный, им может быть только лицо, не только отвечающее критериям, установленным в ст. 19 УК, но и не имеющее в силу своих служебных обязанностей доступа к информации и потому вынужденное незаконно добиваться этого доступа.

10. Понятие незаконного разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, содержится в ст. 3 Федерального закона "О коммерческой тайне", ст. 102 НК.

11. Незаконно использовать сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, можно как лично, так и путем передачи ее другим лицам. При личном незаконном использовании такой информации лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, такое лицо может получить какую-либо выгоду (скажем, при покупке акций, о скором повышении цены которых ему известно благодаря выполняемой работе) либо употребить информацию в ином смысле, например, для компрометации работодателя, в целях причинения ущерба иным лицам и т.д.

12. Поскольку УК охраняет только законные интересы, сотрудники организации, обладающие доступом к конфиденциальным сведениям, обязаны раскрывать их и без получения согласия руководителя в случаях, если получающее эти сведения лицо имело на это право. Например, сообщение работником банка следователю, действующему в соответствии с требованиями УПК и ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", сведений об операциях по счету юридического лица нельзя считать разглашением сведений, составляющих банковскую тайну, даже если против предоставления сведений возражало руководство банка и владелец счета.

13. Субъективная сторона преступления - прямой умысел.

14. Субъект данного преступления - специальный, его признаки определены в ч. 2 ст. 183 УК.

15. Размер крупного ущерба согласно примеч. к ст. 169 УК должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб.

16. О понятии корыстной заинтересованностью см. коммент. к ст. 285.

17. К тяжким последствиям может быть отнесено банкротство организации и вызванные этим серьезные социальные последствия: голод, безработица, разрушение системы жилищно-коммунального хозяйства и пр. Исходя из ст. 27 УК указанные последствия могут быть причинены не только умышленно, но и по неосторожности.



 

Статья 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов

1. О понятии подкупа и услуг имущественного характера, о моменте окончания деяния в форме передачи либо получения предмета подкупа см. коммент. к ст. 204, 290, 291. Совершение за вознаграждение ожидаемых от одаренного лица действий в объективную сторону ни получения, ни передачи предмета подкупа не входит и на квалификацию по комментируемой статье не влияет.

2. Содержание большинства специальных терминов, используемых при описании признаков состава, в том числе - спорт, профессиональный спорт, спортивный судья, спортсмен, тренер, установлено в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в ред. от 19.07.2011)*(368). Общие условия конкурсов определяются гражданским законодательством (гл. 57 ГК).

3. Субъективная сторона как подкупа, так и получения предмета подкупа состоит в прямом умысле, а подкуп также характеризуется специальной целью, на которую прямо указано в законе: деяние совершается в целях оказания влияния на результаты этих соревнований или конкурсов.

4. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 комментируемой статьи, - общий. В ч. 3 и 4 статьи очерчен круг специальных субъектов преступления, в него входят: спортсмены, спортивные судьи, тренеры и др., что для вменения им соответствующих частей ст. 184 УК требует четкого установления их правового статуса. Произвольное толкование указанных категорий недопустимо.

5. Если лицо, принимая вознаграждение, не собиралось исполнять обещанное, в частности, в силу отсутствия у него соответствующих возможностей, связанных с выполнением профессиональных или служенных обязанностей, содеянное должно квалифицировать как мошенничество.

6. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35.

7. О применении примеч. к ст. 184 УК, в том числе о понятии освобождения от уголовной ответственности, вымогательстве предмета подкупа, добровольного сообщения о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, см. коммент. к ст. 204 и 291.

 

Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг

1. Понятие ценной бумаги содержится в ст. 142-149 ГК (см. коммент. к ст. 177). Значение специальных терминов, используемых при описании признаков состава обсуждаемого преступления, уясняется путем обращения к законодательству о ценных бумагах.

В ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 11.07.2011)*(369) дается определение эмиссии ценных бумаг, эмитента, эмиссионной ценной бумаги, выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещения эмиссионных ценных бумаг, владельца бумаг. Статья 19 Закона определяет процедуру эмиссии и ее этапы, включая принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждение решения о выпуске, государственную регистрацию выпуска, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска и т.д. Здесь же установлено, что эмиссионные ценные бумаги, выпуск (дополнительный выпуск) которых не прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями данного закона, не подлежат размещению, если иное этим законом не предусмотрено.

В ст. 22.1 определено, кем утверждается и должен быть подписан проспект ценных бумаг юридических лиц.

2. Согласно ст. 20 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом. Таким органом является ФСФР России, положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 (в ред. от 26.04.2011)*(370).

Порядок представления отчета эмитента об итогах выпуска содержится в ст. 25 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

3. Внесенная в проспект ценных бумаг недостоверная информация может искажать любые фактические данные, которые необходимо отражать в проспекте в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Это сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект; основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска и др.

4. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено законом (ст. 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"). Нарушение этого требования и означает совершение предусмотренных комментируемой статьей действий в виде размещения эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

5. Главным критерием отнесения к признакам обсуждаемого деяния искажения сведений в проспекте ценных бумаг, а также иных перечисленных в комментируемой статье действий является их способность породить общественно опасные последствия в виде крупного ущерба.

В примеч. к комментируемой статье определено, что крупным ущербом в этой статье признается ущерб, превышающий 1 млн. руб. Ущерб преступлением может быть причинен не только приобретателям акций, но и тем, кто, к примеру, не сумел воспользоваться своим правом (если соответствующее право было установлено законом либо, скажем, решением эмитента) и приобрести ценные бумаги, приносящие высокий доход.

6. Субъективная сторона преступления может заключаться как в прямом, так и косвенном умысле. Вместе с тем собственно искажение сведений в проспекте и другие предусмотренные комментируемой статьей действия должны быть для совершающего их лица заведомо незаконными.

7. Субъекта преступления принято считать специальным. При его определении следует учитывать те полномочия, которые выполняет лицо в организации-эмитенте. В частности, поскольку обязанность по утверждению проспекта ценных бумаг возложена согласно п. 1 ст. 22.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в хозяйственных обществах на совет директоров (наблюдательный совет), то субъектами признаются члены совета директоров (а ответственность будут нести те из них, кто голосовал за утверждение проспекта, заведомо для них содержащего недостоверную информацию, если такие действия повлекли причинение крупного ущерба).

Вместе с тем внести в проспект эмиссии заведомо недостоверную информацию может, допустим, и иной сотрудник эмитента, а даже - гипотетически - лицо, не являющееся работником этой организации. И если указанные действия стали причиной сбоев в процедуре регистрации проспекта и размещения ценных бумаг, что повлекло причинение крупного ущерба эмитенту либо приобретателям бумаг, то названное лицо также может нести ответственность по комментируемой статье.

8. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых - специальный, см. коммент. к ст. 174.

 

Статья 185.1. Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах

1. Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. от 04.10.2010)*(371) инвесторами являются физические и юридические лица, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги. В ст. 6 названного Закона установлено, что эмитент обязан предоставить инвестору информацию, определенную законодательством РФ. Согласно нормам гл. 7 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг. В той же главе определено содержание ежеквартального отчета, существенных обстоятельств, касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента, и др. Предоставление информации происходит в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (в ред. от 21.01.2011)*(372).

2. Раскрытие информации профессиональным участником рынка ценных бумаг (о понятии таких участников см. гл. 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"; к ним относятся, в частности, брокеры, дилеры, депозитарии и др.), содержание такой информации регламентируется ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", ст. 6 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а также многочисленными документами ФСФР России, в частности, Положением об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденным совместным постановлением от 11.12.2001 ФКЦБ России N 33 и Минфина России N 109н (в ред. от 16.11.2009)*(373), Положением о предоставлении информации о заключении сделок, утвержденным приказом ФСФР России от 22.06.2006 N 06-67/пз-н (в ред. от 29.03.2007)*(374), и др. В Федеральном законе "О рынке ценных бумаг" установлены сроки предоставления соответствующей информации.

3. О понятии злостности уклонения см. коммент. к ст. 177. Злостным признают длительный характер уклонения, сопровождающийся нереагированием на неоднократные требования инвесторов и контролирующих органов, и др.

4. Крупный ущерб согласно примеч. к ст. 185 УК должен превышать 1 млн. руб.

5. Субъективная сторона преступления может выражаться как в прямом, так и косвенном умысле.

6. Субъект преступления определен в статье как лицо, на которого возложена обязанность предоставлять соответствующую информацию. Им может быть руководитель организации-эмитента, руководитель организации, являющейся профессиональным участником, брокер и т.д.

 

Статья 185.2. Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги

1. Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предусмотрены два вида учета прав на ценные бумаги. Согласно ст. 7 и 8 этого Закона одним из них является депозитарная деятельность, а вторым - деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами). Как депозитарием, так и регистратором может быть только юридическое лицо. Кроме того, учет прав на акции может осуществляться согласно ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"*(375) самим эмитентом, когда он является держателем реестра акционеров, а это допускается в случае, если число акционеров не превышает 50.

2. Порядок учета прав на ценные бумаги помимо названного закона регулируется и другими нормативными актами, в частности, Положением о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 16.10.1997 N 36*(376), Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27 (в ред. от 20.04.1998)*(377), Положением о деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 10.02.2004 N 04-3/пс*(378), и др.

3. Под порядком учета прав следует понимать регулируемую нормативными актами деятельность, включающую, в частности, открытие лицевых счетов в установленном для этого порядке, исполнение операций по лицевым счетам в установленные порядке и сроки, прием передаточных распоряжений, предоставленных зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или лицом, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги, или уполномоченным представителем одного из этих лиц, или иным способом в соответствии с правилами ведения реестра, и т.д. (см. п. 5 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг).

Порядок ведения реестра включает в себя порядок учета прав, поэтому не всякое нарушение при ведении реестра можно отнести к нарушению, предусмотренному комментируемой статьей. Кроме того, признаком рассматриваемого преступления является только такое нарушение, которое само по себе способно причинить общественно опасные последствия, указанные в обсуждаемой уголовно-правовой норме. Однако, как правило, нарушение порядка учета прав владельцев ценных бумаг является лишь одним из элементов объективной стороны иных преступлений, в качестве конститутивного признака которых предусмотрено причинение имущественного вреда. К этим преступлениям нужно отнести, прежде всего, мошенничество (ст. 159 УК) и злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК).

4. Крупный ущерб согласно примеч. к ст. 185 УК должен превышать 1 млн. руб.

5. Субъективная сторона преступления может заключаться как в прямом, так и косвенном умысле. Смысл признания возможности совершения преступления с косвенным умыслом состоит, в частности, в том, что причиняемый одним лицам ущерб может лицом желаться, а другим лицам - лишь допускаться. Однако и в том, и в другом случае причинение такого ущерба должно рассматриваться как признак данного преступления.

6. Субъект преступления - специальный, им является работник юридического лица (депозитария, регистратора, эмитента), несущий ответственность за учет прав владельцев ценных бумаг в соответствии с возложенными на него данным юридическим лицом обязанностями.

В комментируемой статье субъектом названо лицо, в должностные обязанности которого входит совершение операций, связанных с учетом прав на ценные бумаги. Не совсем корректное использование термина "должностные" (работники организаций не являются должностными лицами в силу примеч. к ст. 201 и 285 УК) означает, тем не менее, что указанные субъекты должны соответствовать критериям, позволяющим признать их лицами, выполняющими управленческие функции в организации. Причем они должны быть наделены именно функциями, состоящими в учете прав владельцев ценных бумаг. Лица, выполняющие при проведении операций по учету прав на ценные бумаги сугубо технические обязанности, к числу субъектов данного преступления не относятся.

7. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору и организованной группой см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых - специальный, см. коммент. к ст. 174.

8. Особо крупный ущерб согласно примеч. к ст. 185 УК должен превышать 2 млн. 500 тыс. руб.

9. О документах, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, см., в частности, п. 4 ст. 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", постановление ФКЦБ России от 16.07.2003 N 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ"*(379).

10. Субъективная сторона - прямой умысел.

11. Субъект преступления - общий, за исключением преступления, совершаемого в форме внесения в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений. Из систематического толкования с учетом содержания ч. 2 ст. 170.1 УК следует, что субъектом преступления в этой форме является лицо, указанное в п. 6 коммент. к настоящей

 

Статья 185.3. Манипулирование рынком

1. Содержание специальных терминов, используемых при описании признаков объективной стороны деяния, определено в Федеральном законе от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(380), а также в ряде иных федеральных законов.

2. Понятие финансового инструмента дано в ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 25.11.2009)*(381), понятие иностранной валюты - в п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"*(382), понятие товара - в п. 6 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ.

3. Согласно ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ к манипулированию рынком относятся как прямо упомянутые в комментируемой статье распространение через средства массовой информации или любым иным способом заведомо ложных сведений, совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и т.д., так и целый ряд иных действий. В этой же статье указанного Закона определено, при каких условиях названные действия нельзя отнести к манипулированию рынком.

4. Понятия "распространение информации", "операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами" разъяснены в п. 2 и 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ. Исходя из строгого толкования текста комментируемой статьи, а также п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ, под распространением заведомо ложных сведений следует понимать распространение любых сведений, а не только тех, о которых говорится в ст. 3 указанного Закона. Главное, что такие ложные сведения распространяются с целью наступления названных в комментируемой статье последствий первого вида (см. далее п. 7 коммент.).

5. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"*(383); здесь же дано определение периодического печатного издания, радио-, теле-, видеопрограмм и др.). Понятие информационно-телекоммуникационной сети раскрыто в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"*(384).

6. Термины "цена", "спрос", "предложение", "объем торгов" в законодательстве не разъяснены, поэтому они понимаются в том значении, которое следует из их грамматического толкования, но с учетом содержания, в котором они используются в экономической практике. В частности, согласно Википедии объем торгов на фондовом рынке рассчитывается как число акций, переходящее от продавцов к покупателям, т.е. как торговый оборот внутри дня*(385). Очевидно, данные категории будут разъяснены в соответствующем документе ФСФР России (см. далее п. 8 коммент.).

7. Состав преступления материальный. На определение момента окончания преступления влияет то обстоятельство, что указанные незаконные действия преступны при наступлении последствий нескольких видов: 1) цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных незаконных действий; 2) причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству; 3) извлечение излишнего дохода или избежание убытков в крупном размере. Последствия последних двух видов альтернативны друг другу, т.е. для оконченного состава преступления достаточно, чтобы наступило лишь какое-то из них.

8. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов таким финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных данной статьей, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. Таким органом является ФСФР России, положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 (в ред. от 26.04.2011)*(386).

9. Понятия крупного ущерба, а также излишнего дохода и избежания убытков определены в примеч. к комментируемой статье. В примеч. 3 упоминается инсайдерская информация, понятие которой дается в п. 1 ст. 2 и других статьях Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ. См. также коммент. к ст. 185.6.

10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом к последствиям первого вида. По отношению к иным последствиям умысел может быть и косвенным.

11. Исходя из описания в ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ незаконных действий, относящихся к манипулированию рынком, субъект большинства данных нарушений может только специальным, например, им является заключающий сделки участник организованных торгов. Однако умышленно распространять любым способом заведомо ложные сведения с целью, вытекающей из содержания комментируемой статьи, может всякое лицо, следовательно, в последнем случае субъект преступления - общий - вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

12. О совершении преступления организованной группой см. коммент. к ст. 35. Иные квалифицирующие признаки определены в примеч. 1 к комментируемой статье.

 

Статья 185.4. Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг

1. О понятиях эмиссионных ценных бумаг и их владельцах см. коммент. к ст. 185. Понятие паевого инвестиционного фонда содержится в ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"*(387). Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

2. Незаконность перечисленных в статье ограничений установленных законодательством прав владельцев эмиссионных ценных бумаг либо инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов определяется путем анализа гражданского законодательства и подзаконных актов, регулирующих деятельность акционерных обществ и инвестиционных фондов*(388). В частности, ст. 31, 32, 57 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что акционеры - владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с этим законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а акционеры - владельцы привилегированных акций общества, хотя и не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено этим Законом, но имеют право, как и все акционеры, на участие в общем собрании акционеров как лично, так и через своего представителя.

В тех же нормативных актах определен порядок регистрации для участия в общем собрании владельцев ценных бумаг лиц, имеющих право на участие в общем собрании, последствия отсутствия кворума, предусмотрены случаи отказа в созыве общего собрания акционеров и условия, при которых возможны ограничения иных прав акционеров и владельцев паев.

Ограничения соответствующих прав в отсутствие предусмотренных для этого законом и (или) подзаконным нормативным актом условий и будет характеризовать действия (бездействие) как незаконное.

3. Крупный ущерб, так же как и крупный доход, причиняемый и, соответственно, извлекаемый в результате перечисленных в комментируемой статье действий (бездействия), определен в примеч. к ст. 185 УК; и тот, и другой должен превышать 1 млн руб.

4. Субъективная сторона преступления может заключаться как в прямом, так и косвенном умысле.

5. Субъект преступления - специальный. Им является лицо, на которое в соответствии с приведенными выше нормативными актами возложены обязанности по обеспечению реализации прав владельцев эмиссионных ценных бумаг либо инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов.

6. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых - специальный, см. коммент. к ст. 174.

 

Статья 185.5. Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества

1. Согласно п. 3 ст. 66 ГК хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью (ст. 87-104 ГК).

2. Деятельность хозяйственных обществ регламентируется также федеральными законами от 08.02.1997 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в которых определены компетенция, порядок проведения и иные вопросы функционирования общего собрания акционеров, общего собрании участников общества с ограниченной ответственностью, заседания совета директоров, наблюдательного совета. В тех же нормативных актах даются понятия акционера, участника общества с ограниченной ответственностью, члена совета директоров и наблюдательного совета. Законодательством могут быть установлены некоторые особенности такой деятельности (см., например, ст. 7 и др. Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", ст. 10 и др. Федерального закона от 19.07.1998 N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (в ред. от 21.03.2002)*(389).

3. Описание признаков комментируемого состава довольно сложно (с использованием конструкций с двойной целью: промежуточной и итоговой), и эти юридико-технические особенности изложения запрета порождают проблему установления связей между элементами деяния, которые обязательно должны входить в оконченный состав преступления. К примеру, воспрепятствование свободной реализации права акционера при принятии решения на общем собрании акционеров путем блокирования фактического доступа акционера к голосованию в целях принятия решения об одобрении крупной сделки не будет образовывать состав комментируемого преступления, если лицо не желало посредством указанных действий незаконно захватить управление в юридическом лице.

Напротив, преступление будет иметь место и считаться оконченным, в случае, к примеру, полного совершения деяния в виде умышленного искажения результатов голосования при принятии решения на заседании совета директоров общества путем внесения в протокол заседания совета директоров заведомо недостоверных сведений о результатах голосования относительно увеличения уставного капитала хозяйственного общества путем размещения дополнительных акций (подп. 5 п. 1 ст. 65 Федерального закона "Об акционерных обществах"), если, однако, лицо, совершившее указанные действия, имело целью незаконный захват управления в обществе.

4. О понятии шантажа см. коммент. к ст. 302 и 304. О понятии угрозы применения насилия см. коммент. к ст. 178. О понятии угрозы уничтожения или повреждения чужого имущества см. коммент. к ст. 163.

5. Применение насилия, уничтожение либо повреждение чужого имущества ч. 2 комментируемой статьей не охватываются и требуют квалификации по совокупности с преступлениями, соответственно, против личности и против собственности.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.