Становление реализма в европейской литературе. Специфика реализма во франции.
Реализм
1) специфика реализма и его разновидности
2) утверждение реалистической системы
3) реализм во Франции
2 разновидности реализма 19 века:
- акцент на результатах социально-исторического развития (критическое осмысливание действительности)
- социально-психологическое: личная ценность человека, его художественное богатство
заимствования от романтизма:
- принцип историзма, история в настоящем (схождение прошлого и будущего) и будущем
- местный колорит, характеризующий эпоху
- создание образа типа
Тип – это художественное обобщение иного уровня, нежели характер, тип обязательно должен быть одновременно характером, но не каждый характер обладает свойством типа
Оноре де Бальзак
1799-1850
одна из самых одиозных фигур в мировой литературе
98 рассказов, «Человеческая комедия» - панорама современной писателю эпохи
2500 персонажей, не один не повторяет себя
замысел относится к середине 30-х годов, по записках автора, он хотел составить опись пороков и добродетелей, осмыслить жизнь; двигатель всего – деньги и борьба эгоизмов
- этюды о нравах
- философские этюды
- аналитические этюды
делятся на сцены - делятся на романы, рассказы, повести
реализм во франции
Критический реализм во французской литературе 30-40-х годов XIX века
В 1830-1840-е годах, особенно в произведениях Бальзака, проявляются характерные черты реализма. Свою основную задачу реалисты видят в художественном воспроизведении действительности, в познании законов, определяющих ее диалектику и разнообразие форма.
реализм далеко не исчерпывается нравоописанием и бытописанием, в его задачи входит и аналитическое исследование объективных законов жизни – исторических, социальных, этических, психологических, а также критическая оценка современного человека и общества, с одной стороны, и выявление позитивного начала в живой реальности – с другой.
Один из ключевых постулатов реализма – утверждение принципов реалистической типизации и их теоретическое осмысление – также связан прежде всего с французской литературой, с творчеством Бальзака. Новаторским для первой половины XIX века и значимым для судеб реализма вообще стал и принцип циклизации, привнесенный Бальзаком. «Человеческая комедия» представляет собой первый опыт создания серии романов и повестей, связанных между собой сложной цепью причин и следствий и судьбами персонажей, предстающих каждый раз на новом этапе своей судьбы и нравственно-психологической эволюции. Циклизация отвечала стремлению реализма к всеохватному, аналитическое и системному художественному исследованию действительности.
Уже в эстетике Бальзака обнаруживается ориентация на науку, прежде всего – на биологию. Эта тенденция развивается далее в творчестве Флобера, стремящегося применить принципы научного исследования в современном романе. Таким образом, характерная для позитивистской эстетики установка на «научность» проявляется в художественна практике реалистов задолго до того, как она станет ведущей в натурализме.
2. Дегероизация войны в романе хемингуэя «Прощай оружие!». Судьба потерянного поколения в творчестве Ремарка.
Соединенные Штаты Америки не так сильно пострадали от первой мировой войны, как большинство европейских государств: сама территория Соединенных Штатов задета не была, но США вынуждены были послать на войну часть своей молодежи, и потому американскую культуру тоже не обошла стороной традиция литературы «потерянного поколения». И особенно ярко отразилась эта традиция в творчестве Э. Хемингуэя (1899 - 1961). Судьба Хемингуэя сложилась так, что ему много раз приходилось вступать в смертельные схватки с судьбой, но по какому-то стечению обстоятельств Хемингуэй выходил из них победителем. Возможно, именно этот личный опыт в сочетании с опытом военным, приобретенным в годы пребывания на фронте первой мировой, определил и художественный мир его романа «Прощай, оружие!» (1928).
В романе очень жесткими, суровыми красками обрисована страшная реальность войны. Однако во взгляде Хемингуэя на войну нет ремарковского ощущения безысходности, ибо страшной силе внешних обстоятельств в художественном мире романа Хемингуэя противопоставлен свободный выбор духовно свободного человека, который всегда может принять свое решение и поступить так, как считает нужным он сам.
В художественном мире романов Ремарка мы видим мальчиков, которые не хотят идти на бойню, но которые, как стадо овец, строем, под руководством учителя, идут записываться добровольцами, дабы никто не заподозрил их в трусости; мальчиков, которые через какое-то время вообще перестают понимать, во имя чего ведется война, но которые продолжают покорно идти на смерть по команде, даже не помышляя о том, что можно, пусть опять же с риском для жизни, распорядиться своей судьбой по собственному усмотрению.
А главный герой романа Хемингуэя «Прощай, оружие!», лейтенант Генри, не желает покорно подчиняться судьбе, противопоставляет ей свой свободный выбор. В свое время он сам, совершенно добровольно, принял решение отправиться на фронт, а потом, разочаровавшись в своих романтических иллюзиях, точно так же совершенно самостоятельно принимает решение: раз это не его война - значит, для него она закончена. И лейтенант Генри со своей возлюбленной бежит в Швейцарию, чудом избегая расстрела. Таков теперь его свободный выбор.
Итак, Ремарк и Хемингуэй смотрели на войну с разных позиций. Взгляд Ремарка в большей степени отражает реальность, часто практически лишающую человека права на свободный выбор; взгляд Хемингуэя в большей степени отражает потенциальные возможности человека, которые, впрочем, практически труднореализуемы. Судьба самого Хемингуэя, выигравшего в своей жизни немало смертельных схваток с судьбой, - все же исключение. Столетия (не говоря уже о тысячелетиях) тому назад война не рассматривалась в рамках европейской культурной традициикак нечто ненормальное, противоестественное. Таков был менталитет, таково было воспитание. Но для римского легионера, средневекового рыцаря или, например, запорожского казака XVI - XVII веков война была естественной частью жизни, которая не несла никакой духовной ломки.
Билет 5
1. «Эпический театр» Брехта. Воплощение принципа «очуждения» в пьесе «Кавказский меловой круг».
Эпический театр брехта
-драматический театр:
1представляет собой действие
2вовлекает зрителя в действие
3пробуждает эмоции
4переносит зрителя в другую обстановку
5ставит зрителя в центре события
6рождает интерес к развязке
7обращается к чувству
8одна сцена подготавливает другую( сквозное действие)
9человек как данность
-эпический театр
1представляет собой рассказ(введение песен)
2стимулируетактивность зрителя
3заставляет принимать решение
4показывает другую обстановку
5противопоставляет зрителя событию
6рождает интерес к ходу действия
7обращается к разуму
8каждая сцена самостоятельна(монтаж)
9человек как процесс
Основные положения теории:
-театр из места развлечения превращается в место поучения
-отказ от вживания актера в роль
-изменение функции на очуждение
-дедактизм (моральные выводы из житейских ситуаций)
-введение зонгов (эпических песен). Лишали действия логической последовательности, но объясняли ими происходящую и давали авторскую оценку
Основной принцип эпического театра — «эффект отчуждения», совокупность приемов, при помощи которых привычное и знакомое явление «отчуждается», «остраняется», то есть неожиданно предстает с незнакомой, новой стороны, вызывая у зрителя «удивление и любопытство», стимулируя «критическую позицию по отношению к изображаемым событиям», побуждая к социальному действию. «Эффект отчуждения» в пьесах (и позднее в спектаклях Брехта) достигался комплексом выразительных средств. Одно из них — обращение к уже известным сюжетам («Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Кавказский меловой круг» и др.), сосредоточивающее внимание зрителя не на том, что произойдет, а на том, как это будет происходить. Другое — зонги, песни, введенные в ткань пьесы, но не являющиеся продолжением действия, а останавливающие его. Зонг создает дистанцию между актером и персонажем, поскольку в нем выражается отношение к происходящему не персонажа, а автора и исполнителя роли. Отсюда особый, «по Брехту», способ существования актера в роли, всегда напоминающий зрителю, что перед ним — театр, а не «кусок жизни».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|