Сделай Сам Свою Работу на 5

Творческий путь Г. Де Мопассана. Проблематика романа «Милый друг»





Этапы развития зарубежной литературы 19 в. Романтизм как ведущий художественный метод начала 19 в.

исторические предпосылки

- французская революция 1789 года (романтизм как реакция на нее, попытка уйти от внешних проблем)

освоение действительности – фундаментальная задача романтизма

1790-е годы – время зарождения романтизма в Англии и Германии

время окончания везде разное, где-то прерывисто

основные деятели романтизма – молодые люди

романтизм был бы невозможен без культовой идеи Руссо (человек в центре всего), без идеи историзма и без идеи Шиллера (становление национальной культуры, национальная школа)

впервые на недосягаемую высоту подняли личность творца

освоение действительности – фундаментальность

романтизм

· -романтический автор всегда стремиться рассказать о себе, раскрыть душу, он исповедуется и отсюда большое количество альтер эго

· законы, условности, форм – досадные трудности, которые надо преодолеть, поэтому творец свободен, делает что хочет с формой

· его цель – донести свои переживания в свободной форме и поэтому романтизм – период исканий, творческие наброски



· в романтизме нет границ, романтики стремяться к синтезу

· отсюда лиро-эпические поэмы и тп

· у роматиков искусство значителньо только тогда, когда входит за грани и становится жизнью

· романтический вторец – жрец, пророк, учитель, поэзия для него – действо

· стермятся к интересному

философская предпосылка

философская ориентация романтиков была идеалистическая

теория субъективного идеализма Иоганна Готлиба Фихте

высшая апофеотика абстрактного человека и его царство представлений

у него заимствовали концепцию абсолютного Я, заменив абстрактное Я конкретным и человеческим

Кант «вещь в себе вещь для нас»

Август Вильгельм и Фридрих Вильгельм Шлегели «система трансцендентального идеализма» 1800 год, «об отношении изобразительных искусств к природе» 1800 год

в этих работах искусство рассматривается как творение гения, само искусство приобретает характер чуда и оно содержит больше чем в нем есть.

романтики дарят нам интерпретацию, открытие романтической иронии (ирония над внешним миром и над собой)



двоемирие – прекрасное там лучше чем бренное здесь (мотив романтического бегства),

реальное и ирреальное,

на уровне художественной формы – совмещение 2-ух планов повествования

романтизм породил:

бесконечное – исторически-конкретное

универсальное – индивидуальное

символ – местный колорит

Открытия романтизма:

-он открыл субъективного человека как макромир

- продолжил разрабатывать проблемы историзма и народности

- ему присуще мифотворчество, создание обобщающих символических образов

- ему свойственно смещение пространственно-временных границ

- ему присущ универсализм

- он отличается тягой к фольклору

- ему присущ поиск фантастического, романтики вводят в литературу процесс отчуждения человека

- в его эстетике появляется маска, чуждая сила управляющая судьбой

- ему присуща поэтика контраста

- он рождает новые жанры, стиль, образные системы

во времени принято рассматривать романтизм как:

ранний (англ, немецкий) и поздний (франц, рус, америк)

прерывистый (англ, рос) и эволюционирующий (германия)

оригинальный и заимствованный

романтизм принято рассматривать как часть менталитета

обусловленный географическим положением

романтизм ввел в литературу новый тип героя

он возникает не на пустом месте, творец осознает себя как творца, он дает человеку новый взгляд на мир, на себя и на него

романтики считали, что одна личность способна изменить действительность

и творец и человек должен нести огромную ответственность за мир, который он меняет

романтический герой всегда:

- уникальная личность



- находится в состоянии конфликта (внутреннего, со средой, с обществом, с системой, с богом)

- эгоцентрик

- ощущает настоящее как фрагмент между прошлым и будущим, это герой в пути

- представлен штрихами к характеру и портрету, он всегда прекрасен

- ход его жизни определяет рок, судьба, проявление высшей силы

- бунтует ради свободы (в теме бунта всегда сохраняется мотив поиска гармонии и жажда восстановления утраченной целостности)

- обречен свое место в мире не найти

свобода трактуется в самом широком смысле – от общественно-политической до свободы художника, от свободы механической заданности до свободы от смертного предназначения

- его всегда пожирает страсть (любовь, ненависть и тп, а главное – воображение, которое всегда поднимает его над гранью пошлого существования)

Трилогия «Кары» ф. кафки. Значение мотива наказания

Трилогия кары:

1Приговор; 2Превращение; 3В исправительной колонии

Проблема вины тесно связана с комплексом др. проблем: свобода, неволя, грех, искупление

Проблема вины приобретает философский характер. Виновный одновременно становится жертвой. Оправдание и защита героев осуществляется несколькими путями: -автор заявляет, что герой не виноват; -сам сюжет становится оправданием героя

Герой осужден то судьей, то анонимным судом, часто не зная, за что несет наказание

«Процесс» 1915

Проблема вины расматривается в контексте библейской и постбиблейской традиции

Основное чувство, которое исследует каджа – страх

«Превращение»

Главный герой по соц типу – маленький человек. Зависим от начальства и работы. Он трагически одинок. Мечта сестры( поступить в консерваторию) становится его мечтой. Он не принадлежит самому себе.

В новелле нет предыстории. Мотив отчуждения обусловлен композиционно.

Грегор занца – он совсем обезумел от угрызения совести. Герой забывает о себе, ему важна мыль о потере работы. Грегор отчуждается от человеческой природы. В щитаные минуты после пробуждения разучивается говорить.

Вина грегора – всем поведением отрекся от себя. Возвращает себе собственное я. Постепенно подчиняется биологической жизни. Сестра помогает ему отчуждаться. Семья прекращает видеть в нем человека. Они закрывают его в одной комнате. Стена за окном – символ неизбежного отчуждения. Жизненной пространство постепенно сужается. Вся семья жаждет смерти грегора. В своем антигуманизме потеряли человеческую сущность. Грегор сохранил человеческое достоинство и чувства в своем ужасном теле.

«В исправительной колонии»

Эту новеллу расматривают в свете экзистенциализма. Мотив вины фигурируется в самом названии. Действие разворачивается на острове. В новелле нет точного указания ни места, нидаты происходящего.

Офицер=судья=палач=жертва; осужденный=палач

В тоталитарной системе м\у отчужденными людьми нет чувства родства.

Особенности: 1образ кафки эклентичны. Создавая притчу, К. пользуется худ элементами, взятыми из разных источников 2 произведение К. связаны с библейскими молитвами. Для библии проблема виновности человека несомненна. 3 К. предлагает собственную парадигму как человеческой истории, так и индивидуальности человечесой жизни. Отправная точка – грехопадение, окончание-суд. 4 К. разрабатывает проблему отчуждения человека от социума на разных худ уровнях 5 герои во многих поступках руководствуются мотивом страха. 6 К. полностью отвергает библейскую концепцию чуда.

Билет 2

творческий путь Г. Де Мопассана. Проблематика романа «Милый друг»

Отвергая романтический роман и его деформированный, сверхчеловеческий, поэтический взгляд, Мопассан склоняется к объективному роману в поисках реализма, понимая все ограничения такого типа творчества. Для него реализм является личным мировоззрением, которое он (писатель) пытается донести до читателя, отражая в книге. Мы всегда изображаем самих себя, — говорит он, в то же время утверждая, что роман является художественным произведением, — кучку небольших фактов, которые и составляют общий смысл произведения. Мопассан также отвергает натурализм с его тяжелой документальностью и стремлением «тотального реализма», присущего Эмилю Золя, но склоняется к безоценочному реализму, что отражается даже в таких трудных для восприятия сценах, как смерть Форестье в романе Милый друг.

Мопассан стремится отразить чистые факты и поступки взамен психологического исследования, поскольку психология должна быть скрыта в книге так же, как она спрятана в реальности за настоящими поступками. Эта чистота и строгость изображения так же касается описаний, четко отличая Мопассана от Бальзака. Склонность к краткости ярко прослеживается в творчестве писателя: он создает более 300 новелл и только шесть романов.

Темы творчества Мопассана связаны с повседневной жизнью в его эпоху и личной жизнью автора, смешиваясь и создавая неповторимую палитру:

Нормандия — родной регион писателя, занимает значительное место в его творчестве: пейзажи — море или города, как Руан в «Жизни» (Une vie) или Гавр в «Пьер и Жан» или жители региона — селяне («В полях», 1884), мелкие помещики и служащие («Жизнь») или буржуа («Пьер и Жан»). Но Нормандия — не единственный регион, изображенный Мопассаном. События одного из его величайших произведений — Милый друг — разворачиваются в Париже. В этом романе писатель изображает различные слои парижского общества, в частности высший свет и крупных дельцов, картины которых можно найти также в романе «Сильна, как смерть» или Монт-Ориоль. Изображение мелких буржуа и широких слоев автор предоставляет читателю в новеллах «Наследие», «Ожерелье», «Выезд за город» и «Два друга».

Франко-прусская война и немецкая оккупация. Мопассан часто возвращается к событиям, свидетелем которых стал десятью годами раньше, например в таких произведениях, как: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Два друга», «Старый Милон», «Безумная».

Тема женщины, особенно — жертвы насилия: Жанна в «Жизни», «Маленькая Рок», «Мисс Гариет», значительное место в этой теме отводится проституции: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дом Телье» …

Тема семьи и детей также близка Мопассану, часто сочетаясь с темой отцовства: «Пьер и Жан», «Буатель», «В полях», «Ребенок», «По-родственному»…

Собственный пессимизм писателя: в своем философском отчаянии Мопассан идет дальше, чем Флобер. Ученик Артура Шопенгауэра, он прибегает ко всему, что может заполнить его жизнь смыслом. Он презирает Провидение, считает, что Бог не ведает, что он делает, а религия является просто мошенничеством, он говорит, что человек всего лишь животное едва выше других, а прогресс — просто призрак. Даже дружба кажется ему, наконец, отвратительным обманом, поскольку люди не воспринимают проблемы других и обречены на одиночество.

«Милый друг»

Роман "Милый друг" содержит широкую панораму социально-политической жизни Франции времен III Республики. Это история молодого человека, стремящегося покорить Париж. Тема, традиционная для французской реалистической литературы, у Мопассана приобретает новое звучание. Единственным капиталом главного героя является привлекательная внешность "соблазнителя из бульварного романа". Постепенно крестьянский сын Дюруа превращается в аристократа Дю Руа, перед которым открывается блестящее будущее. Своим успехом он обязан женщинам, связи с которыми помогают ему подняться по ступеням социальной лестницы. В отличие от деятельных и талантливых карьеристов , Дюруа органически не способен на волевой поступок, не обладает умом и энергией. Его преимущество заключается в умении "всех обманывать, всех эксплуатировать". Социальная проблематика, доминирующая в романе, не исключает в то же время философских раздумий писателя над смыслом человеческой жизни, в которых чувствуется нарастающий пессимизм Мопассана. Он славится своим мастерством изысканно рисовать человеческие пороки, окутывая свои описания порочными и страстными любовными историями, а своих героев – ореолом таинственной смеси дьявольского и соблазнительного. Роман «Милый друг» повествует о несчастной судьбе ловеласа из высшего общества, у которого, тем не менее, не было ничего кроме его уникальной способности обольщать.

Тема коррупции, принесенной буржуазным строем и необыкновенно расцветшей в пору Третьей республики, разработана в «Милом друге» с чрезвычайной широтой. Роман словно целиком посвящен развитию негодующих слов персонажа рассказа «Убийца» о «потоке всеобщей развращенности, захлестывающей всех, от представителей власти до последних нищих», беспощадному показу того, «как все происходит, как все покупается, как все продается: должности, места, знаки отличия - или открыто, за пригоршню золота, или более ловко - за титул, за долю в прибыли или попросту за поцелуй женщины». Особенно правдиво и впечатляюще обрисована в «Милом друге» атмосфера всеобщей продажности буржуазного общества

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.