Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе изучения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» используются следующие образовательные технологии: технология развития критического мышления, анализ конкретных ситуаций, игровые технологии и др.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

На лекциях и практических занятиях используется мультимедиапроектор, компьютер.

Для изучения отдельных разделов на практических занятиях используются монографии, научно-периодические издания (журналы).

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основное содержание программы курса «Современные проблемы науки и образования» раскрывается в 2-х модулях:

Модуль 1. Современные проблемы отечественной науки

Тема 1. Наука как система знаний и наука как деятельность

Понятие о науке и научной деятельности. Специфика научного знания. Значение науки для развития современного общества. Человек в современном мире – тенденции и потенциальные возможности развития. Современные представления о предмете и методах психолого-педагогических наук. Основные направления психолого-педагогических исследований. Проблема согласования и выбора психолого-педагогических теорий, концепций, идей. Критерии достоверности научного знания. Связь науки и образования. Современные тенденции образования.

Тема 2. Проблемы профессионально-педагогического образования в современной России

 

Основные проблемы высшего профессионально-педагогического образования в России. Основные принципы профессионально-педагогического образования. Профессиональное сознание как результат и условие успешности профессиональной социализации личности специалиста. Функции и структура профессионально-педагогического сознания.

Тема 3. Проблема профессионального мышления как важнейшего компонента профессионального сознания

Понятие о ценностях, их влияние на состояние сознания и деятельность субъекта. Понятие «профессиональное мышление»: сущность, особенности, современные подходы к анализу. Структура профессионального мышления: содержательный анализ. Психологические закономерности развития профессионального мышления. Характеристика личностных черт, способствующих развитию профессионального мышления субъекта деятельности. Понятие о профессиональной культуре мышления.



Тема 4. Проблема становления личности профессионала

 

Человек как объект и субъект познания. Понятие “личность” в психологии. Уникальность и неповторимость личности. Субъект - субъектные взаимодействия как основа гуманистических отношений.

Новый взгляд на воспитание личности как на создание условий для осознания, усвоения, (присвоения), реализации ребенком социального и утверждения себя в социальном, создание условий для социального взросления, обеспечивающего самоопределение личности в сложном социальном пространстве (Д.И. Фельдштейн). Концепция свободного выбора как условие развития личности.

Человек как субъект образования. Человек как цель образования Теории профессионального развития личности. Основные стадии профессионального становления личности и их характеристика.

Модуль 2. Современные проблемы образования в России

Тема 5. Роль образования в современном мире

Тенденции развития образования в мире. Болонский процесс. Европейская квалификационная рамка. Стандарты профессиональной деятельности в области образования.

Проблемы школьного образования в Европейских странах. Проблемы стандартизации в общем образовании. Сравнительные исследования в сфере образования. Влияние инновационной практики на развитие научных исследований (сравнительные исследования качества образования, стандартов образования, программ подготовки исследователей). Государственная образовательная политика в России на современном этапе развития общества. Профессиональная деятельность педагога в современных условиях. Теория и практика организации образовательного процесса в Челябинской области. Проблема индивидуализации образовательного процесса.

Тема 6. Государственная образовательная политика в России на современном этапе

Государственная образовательная политика в России на современном этапе. Национальные проекты в области образования. Образовательные стандарты общего среднего и высшего образования. Модернизация российского образования. Изменение технологий образования. Проблемы модернизации и отношение к ним в обществе. Проблема индивидуализации образовательного процесса. Стандарты профессиональной деятельности в области образования.

Проблемы стандартизации в общем образовании. Сравнительные исследования в сфере образования. Влияние инновационной практики на развитие научных исследований (сравнительные исследования качества образования, стандартов образования, программ подготовки исследователей).

Тема 7. Теория и практика организации образовательного процесса в России и Челябинской области.

Теоретические подходы к организации образования в России. Изменение технологий образования. Проблема оценки образовательных результатов учащихся. Взаимосвязь основного и дополнительного образования. Проблемы развития образовательной среды. Становление профильной школы в России. Единый государственный экзамен и государственная итоговая аттестация. Сетевое взаимодействие учреждений. Изменение профессиональной деятельности педагога в современных условиях. Профессиональные задачи педагогической деятельности. Проблемы индивидуализации образования в Российской школе. Роль тьюторов в системе российского образования. Теория и практика организации образовательного процесса в Челябинской области.


6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины

6.1. Тематическое планирование дисциплины

№ п./ п. Модуль, наименование темы,   Аудиторные часы Самостоя-тельная работа
        Всего   Лекции Практические занятия    
  Модуль 1 Современные проблемы отечественной науки
Наука в современном мире    
Проблемы профессионально-педагогического образованиявсовременнойРоссии      
Проблема профессионального мышления как важнейшего компонентапрофессионального сознания   школьников    
Проблема становления личности профессионала профессионалапедагогической науке      
  Модуль 2.Современные проблемыобразования в мире и в России
Роль образования в современном мире    
Государственная образовательная политика в России на современномэтапе            
Теория и практика организации образовательного процесса в России и Челябинской области. Проблема модернизации и отношение к ним в обществе.              
    Итого           85 +Кср 9 ч

 

 

Содержание (модульной) рабочей программы

Модуль 1. Современные проблемы отечественной науки

Лекция 1. Наука в современном мире

План

Общие понятия науки и образования в современном мире.

Человек в современном мире – тенденции и потенциальные возможности развития.

Основные направления психолого-педагогических исследований.

Основные изменения в системе образования.

Литература: 1, 3, 5, 6; 2, 17, 33.

Практические занятия

 

Тема 2. Проблемы профессионально-педагогического образования в современной России (2 часа)

Вопросы для обсуждения

 

1. Основные проблемы высшего профессионально-педагогического образования в России.

2. Основные принципы профессионально-педагогического образования.

3. Профессиональное сознание как результат и условие успешности профессиональной социализации личности специалиста.

Литература:1, 2, 4;5, 11, 24.

Контрольные вопросы

1. Каково значение науки для развития современного общества?

2. Охарактеризуйте тенденции развития современной науки (гуманизация научного знания, гуманитаризация, инеграция научных знаний, приоритеты развития фундаментальной науки).

3. Назовите новые направления государственной инновационной политики. 4. Сформулируйте современные проблемы педагогической науки и образования.

5. Обоснуйте мысль о том, что развитие науки есть условие безопасности России.

6. Назовите основные проблемы профессионально-педагогического образования России.

7. Почему, по вашему мнению, многие выпускники не стремятся работать по специальности?

8. Как вы относитесь к инициативе Минобрнауки вернуть систему распределения студентов?

9. Дайте определение понятию «профессиональное сознание» личности.

10. Назовите основные характеристики профессионального сознания специалиста (учителя).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.