Сделай Сам Свою Работу на 5

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры:

«___»_________ 20___ г.

Протокол №

Зав. кафедрой _______________М.Ж.Симонова

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

 

Современные проблемы науки и образования

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Магистерская программа: Тьюторство в образовании

Составители:

Гуслякова Н.И.,

Д. психол. н., профессор

кафедры ППД;

Садырин В.В., к.п.н., доцент

Кафедры ППД

 

 

Челябинск, 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3

2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 7

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 11

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 11

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 11

6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 15

6.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 15

6.2 СОДЕРЖАНИЕ (МОДУЛЬНОЙ) РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.. 16

6.2.1.Модуль 1. Современные проблемы отечественной науки 16

6.2.2.Модуль 2. Современные проблемы образования в России. 19

7.ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ 21

7.1. Оценочные средства контроля формируемых компетенций 21

7.2. Вопросы к экзамену 23

7.3. Критерии оценивания ответа студентов на экзамене 24

 

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 24

 


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Дисциплина М.1.Б.1 «Современные проблемы науки и образования» разработана для студентов 1 курса заочной формы обучения по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование, магистерская программа – Тьюторство в образовании.

Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» входит в базовую часть общенаучного цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, магистерская программа «Тьюторство в образовании». Изучение дисциплины базируется на системе знаний, умений и универсальных компетентностей, полученных бакалаврами и специалистами при изучении философии, педагогических и психологических дисциплин, поэтому организация курса выстраивается на фундаменте знаний и умений, полученных в процессе изучения вышеназванных курсов.



Дисциплина «Современные проблемы науки и образования» учитывает накопленный опыт практической работы магистрантов в образовательных учреждениях, расширяет рамки представлений о сущности образования через освоение подходов к современной классификации наук и месте образования в этой классификации, знакомит с методами получения современного научного знания в области образования, а также образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности.

Цельизучения дисциплины: формирование мировоззренческо- методологической компетенции в области научной и образовательной деятельности в системе профессионального образования; овладение знаниями в сфере организации и содержания современного научно-исследовательского пространства и образовательного комплекса, позволяющими студентам в полной мере реализовать свой научный и педагогически потенциал.


Задачи:

1. Углубить и интегрировать теоретико-методологические знания по основным проблемам современной науки и образования в России.

2. Расширить представление о методах научного исследования с целью приобретения педагогического опыта научной и педагогической работы, необходимого для будущей профессиональной деятельности.

3. Формировать культуру научно-исследовательской работы и педагогического труда.

Структура учебной дисциплины включает лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу студентов и итоговый контроль знаний. Основное содержание учебной дисциплины представлено в двух разделах (модулях):

I. Современные проблемы отечественной науки.

II. Современные проблемы образования в России.

Компетенции, формируемые в каждом модуле, представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Матрица соответствия компетенций модулям дисциплины

Компетенции модули
ОК-2 +  
ОПК-2   +

Формируемые компетенции в процессе обучения представлены в табл. 2

Таблица 2.

Соответствие целей дисциплины и формируемых компетенций

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ОПП) Знания, умения, навыки, обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ОПП) Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
ОК – 2 –Готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач Знать – теоретические и методологические основы педагогического образования; современные технологии поддержки и сопровождения детей в практике обучения и воспитания; уметь:осуществлять критический анализ гуманитарных текстов; владеть: теоретическими знаниями о проблемах в науке и в образовании.     Знать –основы государственной политики в области науки и образования; – теоретико-методологические проблемы педагогической науки, – принципы организации научного исследования. Уметь – применять теоретические и методологически знания для решения практических задач; – ориентировать в большом информационном потоке. Владеть – знаниями и способами анализа мировоззренческих и социально-значимых проблем.
ОПК – 2 – Способность осуществлять профессиональное личностное самообразование проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру. Знать - ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования; -основные научные категории, характеризующие личностные проявления человека. Уметь – использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования. Владеть – способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения. Знать: – типы научных знаний, критерии достоверности научного знания; – проблемы современного высшего образования и его состояние в России; – иметь представление об инновационных образовательных технологиях в высшем образовании. Уметь: – применять категориаль-но-понятийный аппарат психолого-педагогических наук для анализа практи-ческих ситуаций высшего образования с целью выделения тем собственных исследований. Владеть: -основными категориями и научными понятиями; компьютерными и информационными средствами при решении поставленных задач.
       

 

 

Общая трудоёмкость дисциплины

Профиль Лекционные занятия Практичес-кие занятия Самостоятель-ная работа Итоговая аттестация
Тьюторство в образова-нии       85+ кср 9 ч   экзамен

 

Трудоёмкость составляет 3 зачётные единицы. Степень (квалификация) выпускника — магистр педагогики. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование для заочной формы обучения составляет 2,5 года.

В процессе осуществления дисциплины «Современные проблемы науки и образования» предусмотрено написание рефератов, докладов, проведение дискуссий, обмен опытом работы и др.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М, 2010 – 156 с.

2. Ковалева Т.М. Профессия тьютор / Т.М. Ковалева, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. – М.-Тверь: «СФК-офис», 2012.

3. Павлов А. В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие / А. В. Павлов. – Издательство: Флинта; Наука, 2010.

4. Фельдштейн, Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн. – Издательство: МПСИ, МОДЭК, 2011.

5. Юревич, А. В. Наука в современном российском обществе / А. В. Юревич, И. П. Цапенко. – Издательство: Институт психологии РАН, 2010.

6. Ясницкий Л. Н. Современные проблемы науки: учебное пособие для вузов / Л. Н. Ясницкий, Т. В. Данилевич. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

7. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.02 — Педагогика) / Д.А. Ягофаров. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. (Учебник для вузов).

8. Закон об образовании в Российской Федерации. – М., 2013

Дополнительная литература

 

1. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М.: Экономика. – 1991.

2. Артемьева Т.И. Итоговая научная конференция Института психологии РАН. – Психол. журнал.– 2011. – Т. 32. – № 5. – С. 103– 108.

3. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.

4. Бережнова, Е. В. Формирование методологической культуры учителя / Е. В. Бережнова // Педагогика. – 1996. – № 4.

5. Блинов В.М. Реформа профессионально-педагогической подготовки современного европейского учителя / Проблемы современного образования. – 2012 г.– № 4. – С. 99 – 107.

6. Борзенков, В. Г. История и философия науки: Учебное пособие : В 4-х книгах. Книга 1: Общие вопросы / В. Г. Борзенков. – М.: Издательство МГУ, 2009.

7. Введение в научное исследование по педагогике : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов [и др.]; под ред. В. И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

8. Гласс, Д. Статистические методы в педагогике и психологии / Д. Глас, Д. Стенли. – М., 1976.

9. Гордон Эдвард и др. Революция в тьюторстве: прикладное исследование передового опыта, вопросов политики и достижений учащихся. – Ижевск: ERGO.– 2010 – 332 с.

10. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с

11. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. Пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.

12. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.

13. Загузов, Н. И. Теоретико-методологические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам : метод. рек. / Н. И. Загузов. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 1995. – 34 с.

14. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК». – 2003.

15. Зеленов, Л. А. История и философия науки: учебное пособие для магистров, соискателей и аспирантов / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров. – Издательство: Флинта; Наука, 2011.

16. Кадырова Е.П. Современные проблемы педагогической науки и образования. – Успехи современного естествознания. – 2010. – № 3 – С. 69–71.

17. Калина, И. И. Аксиологические основания модернизации педагогического образования / И. И. Калина. – Издательство: Дрофа, 2011.

18. Краевский, В. В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. – Самара, 1994.

19. Методология в сфере теории и практики / под ред. А. Л. Симонова, В. Н. Карпович. – Новосибирск, 1988.

20. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности / Н.Д. Никандров. – Вестн. университета Рос. академии образования. – 2006. – № 4. – С.8–25.

21. Павлов А. В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие / А. В. Павлов. – Издательство: Флинта; Наука, 2010.

22. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов н/Д.:Феникс. – 2006. – 512 с.

23. Петров, Ю. А. Культура мышления: методологические проблемы научно-педагогической работы / Ю. А. Петров. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 118 с.

24. Подласый, И. П. Педагогика / И. П. Подласый. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 631 с.

25. Поливода И.М. Профессиональное мышление специалиста информационного общества // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 7. – С.73.

26. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогического исследования / М. Н. Скаткин. – М., 1986.

27. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума. – Педагогика. – 2012. – № 1 . – С.3 –16.

28. Штофф, В. А. Проблемы методологии научного познания / В. А. Штофф. – М.: Высш. шк., 1978. – 269 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Ресурс периодических изданий России [Электронный ресурс]: http:www.ebiblioteka.ru.

2 Электронная библиотека по философии [Электронный ресурс]: http://filosof.historic.ru – Загл. с экрана.

3. Электронная гуманитарная библиотека [Электронный ресурс]: http://www.gumfak.ru/.

4. Российский образовательный форум [Электронный ресурс]: http://www.schoolexpo.ru..

5. ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия [Электронный ресурс]: http://www.wikiznanie.ru– Загл. с экрана.

6. Википедия: свободная многоязычная энциклопедия [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org – Загл. с экрана.

7. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]: http://dictionary.fio.ru.

8. Инновационная образовательная сеть «Эврика» – [Электронный ресурс]: http://www.eurekanet.ru.

9. Центр дистанционного образования «Эйдос» – [Электронный ресурс]: http://www.eidos.ru – Загл. с экрана.

10. Библиотека Магистра (ИНТЕРНЕТ-ИЗДАТЕЛЬСТВО) Электронные издания произведений и биографических и критических материалов[Электронный ресурс]: http://www.magister.msk.ru/library/.

11. Виртуальный педагогический институт: электронный портал для магистрантов. Режим доступа: [Электронный ресурс]: http://edu.emissia.org/.

12. Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы [Электронный ресурс]:

ü Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена. Адрес сайта: http://lib.herzen.spb.ru.

ü Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. Адрес сайта: http://elibrary.ru/defaultx.asp.

ü Электронная библиотека психологической литературы. Режим доступа: http://www.psychology.ru/Library– Загл. с экрана.

ü Электронно-библиотечная система IPRbooks. – [Электронный ресурс]: http://www.iprbookshop.ru – Загл. с экрана.

13 . Государственные образовательные стандарты, основного общего и полного среднего образования в основной и средней школе [Электронный ресурс]: – http://минобрнауки.рф . – Загл. с экрана.

14. .http://www.science-education.ru/101-5082 — Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования»
15. http://www.pmedu.ru/index.php?category=5 — Журнал «Проблемы современного образования»
16. Словари и энциклопедии на Академике // Академик. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/

17. Сайт ресурса «БиблиоРоссика»: www.bibliorossica.сom.

18. http://www.pmedu.ru/index.php?category=5 — Журнал «Проблемы современного образования»

19. http://www.nauka-filosofia.info/p31aa1.html — Философские концепции науки

21. Российский общеобразовательный портал: http://museum.edu.ru.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.