Сделай Сам Свою Работу на 5

ОТДАЛЕННЫЕ ФАКТОРЫ МНЕНИЙ





И ВЕРОВАНИЙ ТОЛПЫ

Изучив духовное устройство толпы, ее способы мыс­лить, чувствовать и рассуждать, мы переходим теперь к исследованию того, как возникают и устанавливаются ее мнения и верования.

Факторы, определяющие характер мнений и верова­ний толпы, бывают двоякого рода: факторы непосред­ственные и факторы отдаленные.

Отдаленные факторы — это те, которые делают толпу доступной к восприятию известных убеждений и совершенно неспособной проникнуться некоторыми другими взглядами. Эти факторы подготавливают почву, на которой впоследствии внезапно развиваются какие-нибудь новые идеи, поражающие своей силой и результатами. Впрочем, внезапность появления этих идей только кажущаяся. Действительно, неко­торые идеи зачастую возникают в толпе и приводятся в исполнение с быстротой молнии, но это так лишь с первого взгляда, так как на самом деле этот взрыв всегда является результатом долгой предшествующей работы.

Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факто­рами почву и без этого не вызвали бы никаких резуль­татов; они порождают в толпе активную уверенность,




Глава I. Отдаленные факторы мнений и верований толпы

т. е. облекают в известную форму идею и развивают ее со всеми ее последствиями. Благодаря этим непо­средственным факторам в толпе возникают решения, увлекающие ее; благодаря им разражается бунт, устра­ивается стачка, или же громадное большинство вдруг возносит какого-нибудь человека к власти или низвер­гает какое-нибудь правительство.

Во всех великих событиях истории мы можем на­блюдать последовательное действие этих двойных факторов. Возьмем один из самых разительных при­меров — Французскую революцию. Отдаленными факторами этого события были творения философов, вымогательства аристократии, успехи научной мысли. Подготовленная таким образом душа толпы легко уже была увлечена непосредственными факторами, как то: речами ораторов и сопротивлением двора по поводу самых незначительных реформ.

К числу отдаленных факторов принадлежат такие общие факторы, которые встречаются в глубине всех верований и мнений толпы, — это раса, традиции, время, учреждения и воспитание. Постараемся теперь изучить роль всех этих разнообразных факторов.



РАСА

Этот фактор, раса, должен стоять в первом ряду, так как своим значением он превосходит все другие. Ранее мы указали на его влияние и потому не будем больше воз­вращаться к этому вопросу. В предшествующем труде


Отдел второй. Мнения и верования толпы

мы говорили о том, что такое историческая раса и ка­кую она получает силу, благодаря закону наследствен­ности, после того, как сформировались окончательно ее черты; тогда ее верования, учреждения и искусства, одним словом, все элементы ее цивилизации являются уже не чем иным, как только внешним выражением ее души. Влияние расы таково, что ни один из этих элементов не может перейти от одного народа к дру­гому, не претерпев самых глубоких изменений. Среда, обстоятельства и события служат лишь выражением социальных внушений минуты. Все это может иметь значительное влияние, но оно всегда бывает крат­ковременным, если только идет вразрез с внушенными идеями расы, т. е. целого ряда предков.

Нам еще представится случай не раз вернуться к это­му влиянию расы и указать, как оно велико и как оно преобладает даже в специальных чертах души толпы. Этим объясняется, например, тот факт, что толпа раз­ных стран имеет большие различия в своих верованиях и поступках и что на нее нельзя влиять одинаковым образом.

ТРАДИЦИИ

В традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого расы; в них заключается синтез расы, всей своей тяжестью давящий на нас.

Так как эта высказанная мною мысль еще нова, — историю же трудно понять без нее, — я посвятил ей




Глава I. Отдаленные факторы мнений и верований толпы

в своем предшествующем труде («Психология наро­дов») четыре главы. Читатель увидит из этих глав, что, несмотря на обманчивую внешность, ни язык, ни рели­гия, ни искусства, одним словом, ни один из элементов цивилизации не переходит в неприкосновенном виде от одного народа к другому.

Биологические науки претерпели большие измене­ния с тех пор, как эмбриология показала, какое гро­мадное влияние имеет прошлое на эволюцию живых существ. Такое же изменение произойдет и в истори­ческой науке, когда идея о влиянии прошлого получит большее распространение. До сих пор еще она недо­статочно распространилась, и многие государствен­ные люди проникнуты еще идеями теоретиков про­шлого века, думавших, что общество может порвать со своим прошлым и может быть переделано во всех направлениях, если будет руководствоваться светом разума.

Народ — это организм, созданный прошлым, и, как всякий организм, он может быть изменен не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений.

Люди руководствуются традициями особенно тогда, когда они находятся в толпе, причем меняются легко только одни названия, внешние формы.

Жалеть об этом нечего. Без традиций не может быть ни национальной души, ни цивилизации. По­этому-то одним из главных занятий человека с тех пор, как он существует, было создание сети тради­ции и разрушение ее после того, как благодетельное действие традиций иссякало. Без традиций не может


Отдел второй. Мнения и верования толпы

быть цивилизации; без разрушения традиций не мо­жет быть никакого прогресса. Трудность заключается в том, чтобы отыскать равновесие между постоян­ством и изменчивостью, и эта трудность очень велика. Если какой-нибудь народ допустит прочно укрепиться привычкам в течение нескольких поколений, он уже более не может измениться и, как Китай, становится неспособным к совершенствованию. Насильствен­ные революции тут ничего не могут сделать, так как обломки разорванной цепи либо снова спаиваются вместе, и прошлое опять, без всяких изменений, приобретает свою власть, либо эти обломки остают­ся рассеянными, и тогда за анархией вскоре следует упадок.

Таким образом, идеал каждого народа состоит в со­хранении учреждений прошлого и в постепенном и не­чувствительном их изменении мало-помалу. Но этот идеал очень трудно достижим. Древние римляне и со­временные англичане — единственные, реализовавшие этот идеал.

Именно толпа и является самой стойкой храни­тельницей традиционных идей и всего упорнее про­тивится их изменениям, — особенно те категории толпы, которые именуются кастами. Я указывал уже на этот консервативный дух толпы и говорил, что са­мые бурные возмущения ведут лишь к перемене слов. Имея в виду разрушенные церкви в конце прошлого столетия, казни и изгнания священников и общее преследование, которым подвергался весь католиче­ский культ, можно было думать, конечно, что старые


Глава I. Отдаленные факторы мнений и верований толпы

религиозные идеи потеряли окончательно свою власть. А между тем прошло лишь несколько лет после этого, и отмененный культ был восстановлен вследствие общих требований. Вытесненные на время традиции снова вернули свое царство.

В докладе бывшего члена конвента Фуркруа, цити­рованном Тэном, говорится об этом отношении вполне определенно:

«Повсеместное празднование воскресного дня и посещение церквей указывает, что масса французов желает возвращения к прежним обычаям, и теперь не время противиться этой национальной склонно­сти... Огромная масса людей нуждается в религии, культе и священниках. Ошибка нескольких совре­менных философов, в которую я и был вовлечен, заключалась именно в том, что они полагали, будто образование, если оно достаточно распространится в народе, может уничтожить религиозные предрас­судки. Эти предрассудки служат источником утеше­ния для огромного числа несчастных... Надо, следо­вательно, оставить народной массе ее священников, ее алтари и культ».

Ни один пример не показывает лучше этого, какую власть имеют традиции над душой толпы. Не в храмах надо искать самых опасных идолов, и не во дворцах обитают наиболее деспотические из тиранов. И те, и другие могут быть разрушены в одну минуту. Но ис­тинные, невидимые властелины, царящие в нашей душе, ускользают от всякой попытки к возмущению и уступают лишь медленному действию веков.


Отдел второй. Мнения и верования толпы

ВРЕМЯ

В социальных, как и в биологических, проблемах од­ним из самых энергичных факторов служит время. Время является единственным истинным творцом и единственным великим разрушителем. Время воз­двигло горы из песчинок и возвысило до степени человеческого достоинства безвестную клетку гео­логических эпох. Достаточно вмешательства веков для того, чтобы какое-нибудь явление подверглось полному изменению. Справедливо говорят, что мура­вей мог бы сгладить Монблан, если б только ему было дано на это время. Если бы какое-нибудь существо получило магическую власть изменять течение вре­мени по желанию, то эта власть была бы равносильна могуществу, которое приписывается верующими только Богу.

Мы ограничимся здесь рассмотрением влияния времени на генезис мнений толпы. В этом отношении действие его очень велико, и ему подчиняются такие великие силы, как расы, которые не могли бы образо­ваться без него. Время способствует возникновению, развитию и уничтожению верований; время дает им силу и могущество, и время же лишает их и того, и дру­гого. Время подготавливает мнения и верования толпы или, по крайней мере, почву, на которой они могут развиваться. Вот почему некоторые идеи могут быть осуществимы только в известные эпохи, так как они развиваются и возникают вовсе не внезапно и не слу­чайно, и корни каждой из них можно найти в очень


Глава I. Отдаленные факторы мнений и верований толпы

отдаленном прошлом. Если наступает расцвет этих идей, значит, время подготовило его. И генезис этих идей становится понятен, лишь если мы обратимся к прошлому. Идеи — это дочери прошлого и матери будущего и всегда — рабыни времени!

Таким образом, нашим истинным властелином яв­ляется время, и нам надо только предоставить ему дей­ствовать, чтобы видеть перемену во всем. В настоящий момент нас тревожат грозные притязания толпы и те разрушения и перевороты, которые они, по-видимо­му, готовят нам. Но время позаботится о том, что бы восстановить равновесие. «Никакой режим не возник в один день, — говорит Лавосс. — Политические и со­циальные организации создаются веками. Феодализм существовал в бесформенном и хаотическом виде в течение многих веков, пока не подчинился извест­ным правилам. Абсолютная монархия существовала также многие века, пока не найден был правильный правительственный режим, — и во все эти переходные периоды всегда были большие смуты».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.