НАРКОТИЧЕСКАЯ И АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Майкл Николе, Ричард Шварц
Оценка семьи
Семейные терапевты сильно отличаются друг от друга тем, что касается формальной оценки.
§ Юнгианские системные терапевты обычно составляют полною и подробную генограмму прежде, чем приступить к лечению,
§ Психоаналитики, как правило, начинают с полного рассмотрения личных историй, а
§ поведенческие терапевты обычно опираются на ряд структурированных опросников, анкет и шкал, чтобы получить базовые данные о парах и семьях.
Противоположность им составляют
ü структурные,
ü фокусированные на решении и
ü нарративные терапевты, которые
уделяют мало внимания формальной оценке.
Но независимо от официально признанного в подходе отношения к оценке, наверное, было бы справедливо сказать, что большинство терапевтов посвящают слишком мало времени проведению тщательной оценки семей, прежде чем приступить к лечению.
Мы не станем давать исчерпывающего сравнения техник оценки различных школ или перечислять и оценивать многочисленные доступные приемы формального оценивания, вместо этого просто рассмотрим некоторые аспекты семейного и индивидуального функционирования, которые терапевты обязаны рассматривать перед осуществлением курса лечения.
Упоминая некоторые основные проблемы, которые следует рассматривать при оценивании семей до лечения, мы вовсе не хотим сказать, что клиницистам всегда следует проводить формальное расследование в каждой из этих областей. Скорее, наше намерение состоит в том, чтобы представить некоторый спектр тем, о которых у терапевтов должно быть какое-то базовое представление и понимание.
Терапевты сами должны принимать решение об углублении в ту или иную из этих сфер, если посчитают нужным.
Возьмем, к примеру, то, как проводятся стандартные психиатрические интервью. Студенты-медики знают, что обычно следует поинтересоваться, не слышит ли пациент голоса или не собирается ли покончить жизнь самоубийством. В то время как для пациента с предполагаемым расстройством или депрессией это, по-видимому, хорошо, кому-то с жалобой на умеренную тревогу подобные вопросы могут показаться совершенно неуместными. К тому же, хоть это, наверное, и странно — начать курс терапии пары, так и не узнав, что у одного из партнеров кокаиновая зависимость, спрашивать у каждого, кто приходит в ваш кабинет, не нюхает ли он кокаин или не курит ли травку, вовсе не является ни необходимым, ни разумным.
СУЩЕСТВУЮЩАЯ ПРОБЛЕМА
Может показаться само собой разумеющимся, что при предварительной оценке семьи в первую очередь следует рассмотреть представляемую жалобу. Тем не менее, стоит выделить, что
· вникать в существующую проблему следует подробно и с сочувствием.
Некоторые терапевты, только заслышав, что проблема семьи, скажем, заключается в плохом поведении ребенка или нарушенных отношениях в супружеской паре, тут же готовы перейти к действию. Благодаря своему опыту и обучению они хорошо подготовлены к тому, чтобы иметь дело с плохо ведущими себя детьми или проблемами отношений, и поэтому торопятся начать. Они знают, какие потребности следует удовлетворить. Но прежде чем начать, им нужно понять, что они имеют дело не с «плохо ведущими себя детьми» или «проблемами отношений», а с совершенно конкретным случаемодной из этих проблем.
· Исследование представляемой проблемы начинается с простого выслушивания отчета семьи.
Каждый член семьи должен получить возможность высказать свою точку зрения; следует с признательностью отнестись к тому, что они говорят о ситуации, так же как и к их чувствам по этому поводу. Это свободное исследование должно сопровождаться конкретными уточняющими вопросами с тем, чтобы узнать как можно больше о характере проблемы.
ü Если ребенок плохо себя ведет, то, что именно он делает?
ü Как часто?
ü При каких обстоятельствах?
ü Он плохо себя ведет в школе или дома или и там и здесь?
Следующие сферы для исследования —
· это попытки семьи справиться с проблемой.
ü Что они предпринимали?
ü Что помогло?
ü Что не помогло?
ü Подключался ли кто-то другой, кроме присутствующих, к попыткам помочь (или помешать) семье справиться с проблемой?
ПОНИМАНИЕ ТОГО, КАК БЫЛО ПОЛУЧЕНО НАПРАВЛЕНИЕ
В первом телефонном разговоре или при последующей первой встрече важно понять, кто направил клиентов к вам и почему.
ü Каковы были их ожидания?
ü О каких ожиданиях они сообщили семье?
Во многих случаях процесс направления стандартен и не имеет особого значения. Однако важно знать, является ли участие семьи
ü добровольным или
ü вынужденным;
ü все или только некоторые из них признают необходимость лечения и
ü будут ли другие специалисты или агенты и далее проявлять участие к вашим клиентам.
Когда индивидуальные терапевты дают семье направление, у них часто уже имеется в голове определенный план.
Например,
консультант дает направление на терапию студенту колледжа вместе с семьей. Случилось так, что молодой человек раскрыл вытесненный из памяти случай сексуального насилия со стороны своего отца, и предполагалось, что семейный терапевт станет посредником между молодым человеком, который не представлял кого-то другого, ответственного за этот смутно воспроизведенный его памятью инцидент, и его родителями, полностью опровергающими, что хоть что-то подобное могло когда-то произойти. Что ожидает индивидуальный терапевт — конфронтацию, признание и искупление? Что-то вроде мирного соглашения? Самое лучшее — выяснить.
Было бы также немаловажно выяснить,
· подвергались ли клиенты лечению прежде.
ü Если это так, то что произошло?
ü Какие ожидания, интересы или источники сопротивления вызывает предыдущая терапия?
ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИСТЕМНОГО КОНТЕКСТА
Независимо от того, кого выбирает терапевт для своей работы, ему обязательно четко понимать
· интерперсональный контекст проблемы.
ü Из кого состоит семья?
ü Имеются ли другие, важные для существования проблемы фигуры, ныне не присутствующие?
ü Может быть, это сожитель дочери или родители родителей, живущие по соседству?
ü Другие представители общества участвуют в жизни семьи?
ü Каков характер их стимуляций?
ü Считает ли семья их полезными или бесполезными?
Помните, что семейная терапия — это подход к людям в контексте. Как правило, самый ближайший релевантный контекст — это непосредственная семья.
Но семьи не существуют в вакууме. Кроме этого, система включает в себя и
· внесемейный контекст.
Возможно, нужно встретиться с преподавателями и консультантами детей, которые плохо ведут себя в школе, чтобы выяснить, что действительно происходит.
Бывают даже случаи, когда нуклеарная семья — не самый важный социальный контекст проблем человека. Иногда, например, депрессия студента больше связана с событиями в аудитории или спальне, чем с тем, что происходит у него в семье.
ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Семейный контекст имеет как
ü интерперсональные, так и
ü темпоральные измерения.
Большинство семей приходят на терапию не потому, что что-то не так в них самих, а из-за того, что они увязли в переходном жизненном периоде.
Иногда это становится очевидным сразу. Родители могут, например, жаловаться, что не знают, что происходит с Дженни: она была такой хорошей девочкой, но теперь, когда ей четырнадцать, она стала угрюмой и все время перечит
. (Родительство остается любительским спортом по той причине, что, как только вы думаете, что у вас стало получаться, дети немного подрастают и применяют к вам целую кучу новых уловок.) Отрочество — та стадия семейного жизненного цикла, когда молодые родители должны повзрослеть и ослабить свою власть над детьми.
Иногда не столь очевидно, что
· проблема семьи заключается в приспособлении к новой стадии жизненного цикла.
Например.
1) Пары, поженившиеся после многолетнего совместного проживания, не понимают, что женитьба может пробудить ряд неосознанных ожиданий, связанных с тем, что значит, быть частью семьи. Немало пар были удивлены, когда обнаружили резкое ухудшение своей любовной жизни после заключения формального брака.
2) Другой случай, когда происходят значимые изменения жизненного цикла, — это вхождение в новый статус бабушек и дедушек с рождением внуков, и вы никогда не узнаете об этом, если не спросите
СЕМЕЙНАЯ СТРУКТУРА
Простейший системный контекст для проблемы — динамический процесс между двумя сторонами. Она ворчит — он замыкается; ограничивающий родительский контроль провоцирует бунт подростка, и наоборот. Но часто
· диадическое видение не охватывает всей картины.
Семейные проблемы зачастую закрепляются, будучи встроенными в прочные, но невидимые структуры. Независимо от того, какого подхода придерживается терапевт, ему разумно иметь кое-какое
· понимание структуры семьи.
Каковы реальные функционирующие подсистемы и каков характер границ между ними?
ü А каков характер границ вокруг супружеской пары или семьи?
ü Какие треугольники активны?
ü А какие пассивны?
ü Кто какую роль играет в семье?
ü Защищаются ли эти индивиды и подсистемы границами, которые позволяют им функционировать без неуместного вмешательства, но допускают привязанность и поддержку?
Например.
Здесь тоже имеется темпоральное измерение. Если жена возвращается к работе после нескольких лет, проведенных ею дома с детьми, родительская подсистема подвергается испытанию переходом от комплементарной к симметричной форме.
Жалуются или нет члены семьи непосредственно на эти перемены, — но на них следует обратить внимание, ибо они, вероятно, имеют касательство к дистрессу семьи, независимо от тех обстоятельств, в которых он произошел.
КОММУНИКАЦИЯ
Хотя некоторые пары по-прежнему приходят на терапию, жалуясь на «проблемы общения» (под чем подразумевается, что один отказывается делать то, чего хочет другой), работа над коммуникацией стала чем-то вроде клише в семейной терапии. Поскольку
· коммуникация — это носитель отношений, все терапевты имеют с ней дело.
Более того, редко бывает, что прояснения коммуникаций достаточно для решения семейных проблем. Однако, хоть конфликты и не исчезают по волшебству после того, как члены семьи начинают слушать друг друга, маловероятно, что их можно разрешить прежде, чем люди начнут это делать. Если после сессии или двух и «поддержки» терапевта члены семьи все равно не хотят слушать друг друга, разговорная терапия превращается в набирающую силу войну.
Требования к ТЕРАПЕВТУ
Еще одна мысль, касающаяся нежелания слушать, выражена известной поговоркой: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку». Некоторые терапевты заставляют членов семьи слушать друг друга, но сами не выполняют того, что проповедуют. Человек может начать возражать или объяснять, а терапевт обрывает его просьбой выслушать точку зрения кого-то другого.
· Прерванный человек может начать нехотя слушать, но в действительности никому не интересно слушать кого-то другого до тех пор, пока не выслушают и не поймут его.
Члены семьи, усвоившие привычку слушать друг друга терпеливо и с пониманием, часто обнаруживают, что им не нужноменять друг друга. Можно разрешить множество проблем, но проблема сосуществования с другими людьми, которые не всегда понимают вещи так, как понимаете их вы, или не желают того, чего желаете вы, не из этих.
НАРКОТИЧЕСКАЯ И АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Хотя нет необходимости спрашивать каждого клиента о потреблении наркотиков и алкоголя, важно подробно исследовать эту проблему, если имеется любое подозрение на этот счет.
· Не будьте слишком вежливы.
Задавайте прямые и конкретные вопросы. Если человек, обратившийся за супружеской или семейной терапией, по-видимому, злоупотребляет наркотиками или алкоголем, подумайте дважды, прежде чем заключить, что одна! только разговорная терапия будет решением проблем семьи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|