Сделай Сам Свою Работу на 5

НАРКОТИЧЕСКАЯ И АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ





Майкл Николе, Ричард Шварц

Оценка семьи

Семейные терапевты сильно отличаются друг от друга тем, что касается формальной оценки.

§ Юнгианские системные терапевты обычно составляют полною и подробную генограмму прежде, чем приступить к лечению,

§ Психоаналитики, как правило, начинают с полного рассмотрения личных историй, а

§ поведенческие терапевты обычно опираются на ряд структу­рированных опросников, анкет и шкал, чтобы получить базо­вые данные о парах и семьях.

Противоположность им состав­ляют

ü структурные,

ü фокусированные на решении и

ü нарратив­ные терапевты, которые

уделяют мало внимания формальной оценке.

 

Но независимо от официально признанного в подходе отношения к оценке, наверное, было бы справедливо сказать, что большинство терапевтов посвящают слишком мало времени проведению тщательной оценки семей, прежде чем приступить к лечению.

 

Мы не станем давать исчерпывающего сравнения техник оценки различных школ или перечислять и оценивать многочис­ленные доступные приемы формального оценивания, вместо этого просто рассмотрим некоторые аспекты семейного и инди­видуального функционирования, которые терапевты обязаны рассматривать перед осуществлением курса лечения.



 

Упоминая некоторые основные проблемы, которые следует рассматривать при оценивании семей до лечения, мы вовсе не хотим сказать, что клиницистам всегда следует проводить фор­мальное расследование в каждой из этих областей. Скорее, наше намерение состоит в том, чтобы представить некоторый спектр тем, о которых у терапевтов должно быть какое-то базовое представление и понимание.

Терапевты сами должны принимать решение об углублении в ту или иную из этих сфер, если посчита­ют нужным.

 

Возьмем, к примеру, то, как проводятся стандарт­ные психиатрические интервью. Студенты-медики знают, что обычно следует поинтересоваться, не слышит ли пациент голоса или не собирается ли покончить жизнь самоубийством. В то вре­мя как для пациента с предполагаемым расстройством или депрессией это, по-видимому, хорошо, кому-то с жалобой на уме­ренную тревогу подобные вопросы могут показаться совершенно неуместными. К тому же, хоть это, наверное, и странно — начать курс терапии пары, так и не узнав, что у одного из партнеров ко­каиновая зависимость, спрашивать у каждого, кто приходит в ваш кабинет, не нюхает ли он кокаин или не курит ли травку, вовсе не является ни необходимым, ни разумным.



СУЩЕСТВУЮЩАЯ ПРОБЛЕМА

Может показаться само собой разумеющимся, что при пред­варительной оценке семьи в первую очередь следует рассмотреть представляемую жалобу. Тем не менее, стоит выделить, что

· вни­кать в существующую проблему следует подробно и с сочувствием.

Некоторые терапевты, только заслышав, что проблема семьи, скажем, заключается в плохом поведении ребенка или нарушен­ных отношениях в супружеской паре, тут же готовы перейти к действию. Благодаря своему опыту и обучению они хорошо под­готовлены к тому, чтобы иметь дело с плохо ведущими себя деть­ми или проблемами отношений, и поэтому торопятся начать. Они знают, какие потребности следует удовлетворить. Но преж­де чем начать, им нужно понять, что они имеют дело не с «плохо ведущими себя детьми» или «проблемами отношений», а с со­вершенно конкретным случаемодной из этих проблем.

 

· Исследование представляемой проблемы начинается с про­стого выслушивания отчета семьи.

 

Каждый член семьи должен получить возможность высказать свою точку зрения; следует с признательностью отнестись к тому, что они говорят о ситуации, так же как и к их чувствам по этому поводу. Это свободное ис­следование должно сопровождаться конкретными уточняющи­ми вопросами с тем, чтобы узнать как можно больше о характере проблемы.



ü Если ребенок плохо себя ведет, то, что именно он де­лает?

ü Как часто?

ü При каких обстоятельствах?

ü Он плохо себя ведет в школе или дома или и там и здесь?

Следующие сферы для исследования —

· это попытки семьи справиться с проблемой.

ü Что они предпринимали?

ü Что помогло?

ü Что не помогло?

ü Подключался ли кто-то другой, кроме присут­ствующих, к попыткам помочь (или помешать) семье справиться с проблемой?

 

ПОНИМАНИЕ ТОГО, КАК БЫЛО ПОЛУЧЕНО НАПРАВЛЕНИЕ

В первом телефонном разговоре или при последующей первой встрече важно понять, кто направил клиентов к вам и поче­му.

ü Каковы были их ожидания?

ü О каких ожиданиях они сообщи­ли семье?

 

Во многих случаях процесс направления стандартен и не имеет особого значения. Однако важно знать, является ли учас­тие семьи

ü добровольным или

ü вынужденным;

ü все или только не­которые из них признают необходимость лечения и

ü будут ли дру­гие специалисты или агенты и далее проявлять участие к вашим клиентам.

 

Когда индивидуальные терапевты дают семье направление, у них часто уже имеется в голове определенный план.

Например,

консультант дает направление на терапию студенту колледжа вместе с семьей. Случилось так, что молодой человек раскрыл вытесненный из памяти случай сексуального насилия со сторо­ны своего отца, и предполагалось, что семейный терапевт станет посредником между молодым человеком, который не представ­лял кого-то другого, ответственного за этот смутно воспроизве­денный его памятью инцидент, и его родителями, полностью опровергающими, что хоть что-то подобное могло когда-то про­изойти. Что ожидает индивидуальный терапевт — конфронта­цию, признание и искупление? Что-то вроде мирного соглаше­ния? Самое лучшее — выяснить.

Было бы также немаловажно выяснить,

· подвергались ли кли­енты лечению прежде.

ü Если это так, то что произошло?

ü Какие ожидания, интересы или источники сопротивления вызывает предыдущая терапия?

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СИСТЕМНОГО КОНТЕКСТА

Независимо от того, кого выбирает терапевт для своей рабо­ты, ему обязательно четко понимать

· интерперсональный кон­текст проблемы.

ü Из кого состоит семья?

ü Имеются ли другие, важные для существования проблемы фигуры, ныне не присут­ствующие?

ü Может быть, это сожитель дочери или родители ро­дителей, живущие по соседству?

ü Другие представители общества участвуют в жизни семьи?

ü Каков характер их стимуляций?

ü Счи­тает ли семья их полезными или бесполезными?

 

Помните, что семейная терапия — это подход к людям в контексте. Как правило, самый ближайший релевантный кон­текст — это непосредственная семья.

Но семьи не существуют в вакууме. Кроме этого, система включает в себя и

· внесемейный контекст.

Возможно, нужно встретиться с преподавателями и консультантами детей, которые плохо ведут себя в школе, чтобы выяснить, что действительно происходит.

Бывают даже случаи, когда нуклеарная семья — не самый важный социальный кон­текст проблем человека. Иногда, например, депрессия студента больше связана с событиями в аудитории или спальне, чем с тем, что происходит у него в семье.


ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Семейный контекст имеет как

ü интерперсональные, так и

ü темпоральные измерения.

Большинство семей приходят на тера­пию не потому, что что-то не так в них самих, а из-за того, что они увязли в переходном жизненном периоде.

Иногда это стано­вится очевидным сразу. Родители могут, например, жаловаться, что не знают, что происходит с Дженни: она была такой хорошей девочкой, но теперь, когда ей четырнадцать, она стала угрюмой и все время перечит

. (Родительство остается любительским спор­том по той причине, что, как только вы думаете, что у вас стало получаться, дети немного подрастают и применяют к вам целую кучу новых уловок.) Отрочество — та стадия семейного жизнен­ного цикла, когда молодые родители должны повзрослеть и ос­лабить свою власть над детьми.

Иногда не столь очевидно, что

· проблема семьи заключается в приспособлении к новой стадии жизненного цикла.

Например.

1) Пары, по­женившиеся после многолетнего совместного проживания, не понимают, что женитьба может пробудить ряд неосознанных ожиданий, связанных с тем, что значит, быть частью семьи. Не­мало пар были удивлены, когда обнаружили резкое ухудшение своей любовной жизни после заключения формального брака.

2) Другой случай, когда происходят значимые изменения жизнен­ного цикла, — это вхождение в новый статус бабушек и дедушек с рождением внуков, и вы никогда не узнаете об этом, если не спросите

СЕМЕЙНАЯ СТРУКТУРА

Простейший системный контекст для проблемы — динами­ческий процесс между двумя сторонами. Она ворчит — он замы­кается; ограничивающий родительский контроль провоцирует бунт подростка, и наоборот. Но часто

· диадическое видение не охватывает всей картины.

Семейные проблемы зачастую закрепляются, будучи встро­енными в прочные, но невидимые структуры. Независимо от то­го, какого подхода придерживается терапевт, ему разумно иметь кое-какое

· понимание структуры семьи.

Каковы реальные функ­ционирующие подсистемы и каков характер границ между ними?

ü А каков характер границ вокруг супружеской пары или семьи?

ü Какие треугольники активны?

ü А какие пассивны?

ü Кто какую роль играет в семье?

ü Защищаются ли эти индиви­ды и подсистемы границами, которые позволяют им функцио­нировать без неуместного вмешательства, но допускают привя­занность и поддержку?

Например.

Здесь тоже имеется темпоральное измерение. Если жена воз­вращается к работе после нескольких лет, проведенных ею дома с детьми, родительская подсистема подвергается испытанию переходом от комплементарной к симметричной форме.

Жалу­ются или нет члены семьи непосредственно на эти перемены, — но на них следует обратить внимание, ибо они, вероятно, имеют касательство к дистрессу семьи, независимо от тех обстоятельств, в которых он произошел.

КОММУНИКАЦИЯ

Хотя некоторые пары по-прежнему приходят на тера­пию, жалуясь на «проблемы общения» (под чем подразумевает­ся, что один отказывается делать то, чего хочет другой), работа над коммуникацией стала чем-то вроде клише в семейной тера­пии. Поскольку

· коммуникация — это носитель отношений, все терапевты имеют с ней дело.

Более того, редко бывает, что про­яснения коммуникаций достаточно для решения семейных про­блем. Однако, хоть конфликты и не исчезают по волшебству после того, как члены семьи начинают слушать друг друга, маловеро­ятно, что их можно разрешить прежде, чем люди начнут это делать. Если после сессии или двух и «поддержки» терапевта члены семьи все равно не хотят слушать друг друга, разговорная тера­пия превращается в набирающую силу войну.

 

 

Требования к ТЕРАПЕВТУ

Еще одна мысль, касающаяся нежелания слушать, выражена известной поговоркой: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволе­но быку». Некоторые терапевты заставляют членов семьи слу­шать друг друга, но сами не выполняют того, что проповедуют. Человек может начать возражать или объяснять, а терапевт об­рывает его просьбой выслушать точку зрения кого-то другого.

· Прерванный человек может начать нехотя слушать, но в дейст­вительности никому не интересно слушать кого-то другого до тех пор, пока не выслушают и не поймут его.

 

Члены семьи, усвоившие привычку слушать друг друга тер­пеливо и с пониманием, часто обнаруживают, что им не нужноменять друг друга. Можно разрешить множество проблем, но проблема сосуществования с другими людьми, которые не всег­да понимают вещи так, как понимаете их вы, или не желают то­го, чего желаете вы, не из этих.

НАРКОТИЧЕСКАЯ И АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Хотя нет необходимости спрашивать каждого клиента о по­треблении наркотиков и алкоголя, важно подробно исследовать эту проблему, если имеется любое подозрение на этот счет.

· Не будьте слишком вежливы.

Задавайте прямые и конкретные во­просы. Если человек, обратившийся за супружеской или семей­ной терапией, по-видимому, злоупотребляет наркотиками или алкоголем, подумайте дважды, прежде чем заключить, что одна! только разговорная терапия будет решением проблем семьи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.