Объем и структура потребления молочной продукции
Молоко и молочные продукты – это уникальные для организма по своей пищевой и биологической ценности продукты. По данным опроса потребителей, 86% населения г.Саранска являются потребителями молока (Приложение 10). Молоко служит основой полноценного и качественного питания. Тем не менее, 14% жителей г.Саранска молоко не употребляют. В качестве причины этого называлось следующее: «не люблю», «нельзя (по болезни)», «пью чай и лимонад», а также предвзятое негативное отношение к молоку и др. («брезгует», «меня от него тошнит» (Приложение 11)).
Бóльшая часть респондентов употребляет молоко для себя и использует в приготовлении пищи (78% и 74 % соответственно), пьют другие члены семьи –56% и лишь 2% использует молоко в качестве добавки к кофе.
Практически каждый день молоко употребляют 50% респондентов, 31% - несколько раз в неделю, 11% - один раз в неделю, 4 % - несколько раз в месяц, потребление молока один раз в месяц и реже чем один раз в месяц значительно меньше (по 1% соответственно). Частота потребления молока в г.Саранске представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 Частота потребления молока (результаты опроса потребителей)
Покупное (фабричное) молоко употребляет наибольшее количество опрошенных респондентов – 92 % и лишь 8 % не употребляют покупное молоко по причинам: не вкусное, своя корова, предпочитают домашнее молоко, покупают у частников, а также привозят из деревни.
Наиболее предпочтительным у потребителей является молоко в полиэтиленовом пакете (Финпак) (70%), а также в картонном пакете (Тетра Фино Асептик) и в коробке (Тетра Брик Асептик) (19% и 14% соответственно).Менее популярным является молоко в восьмиугольной коробке (Тетра Призма Асептик) и картонной бутылке с крышкой (Тетра Топ) (по 2% соответственно) (рисунок 2).
Рисунок 2 Потребительские предпочтения в отношении упаковки молока (результаты опроса потребителей, допускалось несколько вариантов ответа)
Лидерство молока в полиэтиленовом пакете подтверждается и данными опроса продавцов в магазинах в процессе исследования. Наибольшим спросом, по мнению продавцов, пользуется молоко и кисломолочная продукция в упаковке Финпак (полиэтиленовый пакет)- 93% (Рисунок 3),сметана 11%.Доля продукции в других упаковках незначительна, так молоко в Тетра Фино Асептик (картонный пакет) – 7%, мажитель в Тетра Топ (картонная бутылка с крышкой) – 5%, кисломолочная продукция в Тетра Брик Асептик (коробка) и сметана в стаканчике занимают чуть более 2%.Совсем продавцами не были отмечены молоко и кисломолочная продукция в таких упаковках как Линпак («Кувшин»), Тетра Рекс («Гребешок»), ПЭТ-бутылка.
Рисунок 3 Потребительские предпочтения в отношении упаковки молока (результаты опроса продавцов, допускалось несколько вариантов ответа)
Если рассматривать предпочтения потребителей по производителям молока(рисунок4),то ситуация выглядит следующим образом: борьбу за потребителя выигрывает Молочный комбинат «Саранский»– 72%, второе и третье места занимают Атяшевский и Ичалковский комбинаты (14% и 7% соответственно. Популярность молока ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» является недостаточной, возможно, это связано с большим доверием потребителей местным производителям, а также более высокой ценой на молоко производителей других регионов. Необходимо отметить, что 10% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос, что возможно говорит об отсутствии конкретных предпочтений относительно производителя молока.
Рисунок 4 Потребительские предпочтения в отношении производителей молока (результаты опроса потребителей, допускалось несколько вариантов ответа)
Наибольшую популярность саранского молока и молочной продукции подтверждают и данные опроса продавцов. По их мнению, наиболее популярным является молоко и кисломолочная продукция ОАО «Молочный комбинат «Саранский» (его отметили 89% и 84% респондентов соответственно), значительная доля на рынке принадлежит молоку и кисломолочной продукции Ичалковского молочного комбината (по 14% респондентов),молоко Вимм-Билль-Данн и Рузаевки (11% и 7% соответственно). Низкий спрос, по мнению продавцов, имеют молоко и кисломолочные продукты Данон, ОАО «Лианозовский молочный комбинат» Вимм-БильДанн, Вимм-Биль-Данн ОАО «Царицынский молочный комбинат» Москва, ОАО «Актуаль» Санкт-Петербург, ОАО «Самаралакто» г. Самара, Краснослободск и ОАО Агрофирма «Октябрьская», мажитель ОАО «Лианозовский молочный комбинат» Вимм-Биль-Данн и сметана ОАО «Молочный комбинат «Саранский», а также затруднились ответить (приблизительно по 2% респондентов).
Относительно предпочтительной жирности молока и молочных продуктов, большинство потребителей предпочитают молоко 2,5% и 3,2% жирности (50% и 31% соответственно),17% респондентов затруднились ответить, данные представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 Наиболее предпочтительная покупателями жирность молока (мнение потребителей)
Продавцами, также как и потребителями, было отмечено, что наибольшим спросом пользуется молоко и кисломолочная продукция 2,5% жирности (95% и 80% соответственно) и 3,2% жирности ( 30 % и 14% респондентов),совсем, по мнению продавцов, не пользуется спросом молоко и кисломолочная продукция 4,0% жирности и выше. Наиболее предпочтительная покупателями жирность молока и кисломолочной продукции по мнению продавцов представлены на Рисунках 6,7.
Рисунок 6 Наиболее предпочтительная покупателями жирность молока (мнение продавцов)
Рисунок 7 Наиболее предпочтительная покупателями жирность кисломолочной продукции (мнение продавцов)
Таким образом, можно сделать вывод, что население предпочитает брать более обезжиренные продукты, что возможно объясняется более высокой ценой на продукты с большей жирностью, степенью известности и распространенности, а также влиянием калорийности на организм человека.
На вопрос относительно количества покупок молока потребителями за один раз, было отмечено, что большинство респондентов за один раз покупают по 1 л молока (64%), а также по 2 и по 1,5 л (по 14% и 13% соответственно).Также одним потребителем было отмечено, что на выходные, иногда уезжают в деревню, оттуда привозят 3 литра молока (рисунок 8).
Рисунок 8 Количество покупок молока за один раз (данные опроса потребителей)
По мнению продавцов, покупатели в основном предпочитают брать молоко и кисломолочную продукцию, по одному пакету (одной коробке и т.п.) – 56% и 68% соответственно. Два пакета (две коробки и т.п) молока – 16%,а кисломолочной продукции только 5%. Один-два пакета (коробки и т.п.) молока и кисломолочной продукции покупают по 14%, два-три пакета (коробки и т.п.) по 7%. Распределение потребителей в зависимости от количества молока и молочных продуктов, приобретаемых за один раз по данным опроса продавцов представлено в таблице 1:
Таблица 1 Распределение потребителей в зависимости от количества молока
молочных продуктов, приобретаемых за один раз (по результатам опроса продавцов)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|