Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация образовательного процесса в рамках предмета «Иностранный язык» в образовательных учреждениях РК в 2012/2013 учебном году (методические рекомендации)





Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, обращает внимание на то, что Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития.

При этом результатом образования становятся не столько сами знания по конкретным дисциплинам, сколько умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Другими словами, новая школа формирует у школьника целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.

В современной школе учащиеся начальных классов уже перешли на обучение по новым стандартам – федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО), со следующего – 2012/2013 учебного года- в 20-ти общеобразовательных учреждениях Республики Карелия с пятого класса учителя начнут обучение детей по новым стандартам – федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО). В основной школе массовый переход запланирован на 2015 год, в старшей - на 2020 год. Поэтапный переход будет осуществляться по мере готовности школ.



При планировании работы в 5-9 классах на следующий учебный год необходимо обратить внимание на то, каким образом деятельность учителя позволит в полной мере раскрыть содержательный аспект конкретного учебного предмета в соответствии с новыми целями и технологическими подходами.

В условиях введения ФГОС ООО в профессиональной деятельности учителя будут иначе расставлены акценты. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний», т.е. к дидактической роли учителя естественно прирастает ещё одна – управленческая (учитель управляет образовательным процессом по своему предмету – отсюда вытекает и название настоящих методических рекомендаций «Организация образовательного процесса в рамках предмета «Иностранный язык» в образовательных учреждениях РК в 2012/2013 учебном году»).



Новый образовательный стандарт одной из главных задач школы определяет развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). В школах будут разработаны программы развития УУД, в т.ч. его технологические основы, исходящие из содержания учебных предметов. Уже сегодня учителю предлагается определить, какие элементы УУД формируются в рамках действующего стандарта.

Универсальные учебные действия (УУД)– способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного обретения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (http://standart.edu.ru). Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного и успешного усвоения новой учебной компетентности.

Программа формирования универсальных учебных действийпрограмма, регулирующая различные аспекты освоения метапредметных знаний и способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени общего образования, связь УУД с содержанием учебных предметов, а также характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД (см. Примерную основную образовательную программу образовательного учреждения / основная школа. – М.: Просвещение, 2011 (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400).



Планируемые результаты формирования УУД подробно описаны в разделе 1.2.3.1 «Формирование УУД» Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения / основная школа.

См. также «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа

Технологии развития УУД (описаны в разделе 2.1 «Программа развития УУД на ступени основного общего образования» Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения / основная школа):

· специализированные учебные ситуации для развития определённых УУД (ситуация-проблема, ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка, ситуация-тренинг),

· учебные задачи, специализированные для развития определённых УУД,

· система индивидуальных и групповых заданий (для развития регулятивных УУД),

· учебно-исследовательская и проектная деятельность (в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения / основная школа – подробно рассмотрены специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности, типология форм организации этих видов деятельности).

См. также «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа».Технологии развития УУД.

Типовые задания для формирования УУД – подробно рассмотрены в книгах: Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. /; под ред. А.Г. Асмолова.– М.: Просвещение, 2010. и Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. /; под ред. А.Г. Асмолова.– М.: Просвещение, 2010..

Данные книги имеются в библиотеках образовательных учреждений Республики Карелия, в т.ч. в библиотеке Института повышения квалификации. Книги также можно приобрести через электронный каталог сайта Издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/book.aspx?ob_no=209&d_no=23807&ltype=21833&subject=20692 (стоимость без учета почтовой пересылки порядка 78 руб.).

Примерные программы по учебным предметам, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) – примерные программы с грифом «ФГОС второго поколения» или программы, в пояснительной записке к которым указано, что они составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224.

Данные программы, а также примерные рабочие программы по учебным предметам можно заказать по электронным каталогам сайтов издательств.

Задача настоящих рекомендаций заключается в том, чтобы помочь учителю осмыслить свой опыт работы в действующем стандарте и наметить переходные моменты к реализации нового стандарта, в первую очередь, с точки зрения УУД. Иными словами, – помочь учителю сформировать логику организации образовательного процесса по учебному предмету с учетом реалий сегодняшнего дня и требований завтрашнего.

 

Сегодня происходит поэтапный переход «от школы информационно-трансляционной – к школе деятельностной: начальная школа–первичные навыки самостоятельного поиска знаний,основная школа–самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач,старшая школа–применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки»(Александр Кондаков, д.п.н., член-корреспондент РАО,Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: задачи и перспективы,Образовательный форум г. Москва 19-20 апреля 2012 г.).

Новое содержание образования предполагает: организацию образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, формирование социокультурной образовательной среды школы, обеспечение формирования универсальных учебных действий,

введение интегрированных предметов (метапредметов), непрерывное обновление содержания при сохранении фундаментальных основ знаний, обеспечение индивидуализации процесса обучения.

Обучение иностранному языку сегодня рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической). Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией, музыкой, ИЗО и т. д.). Основная цель изучения иностранных языков в школе ― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. В основной школе расширяется диапазон используемых языковых средств, ведется дальнейшее развитие коммуникативных умений. К моменту окончания основной школы обучающиеся достигают допорогового по европейской шкале уровня (А2) владения иностранным языком в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме). В 8-9 классах предусматривается предпрофильная подготовка, которая должна помочь обучающимся в их самоопределении относительно уровня обучения на старшей ступени – базового (порогового) по европейской шкале (В1) или профильного (В2).

Согласно новым образовательным федеральным и региональным документам на первый план в языковом образовании выходят следующие задачи:

• обновление содержания образования и форм УВП в связи с введением школьных стандартов общего начального, основного (по мере готовности школ, в 2012 году 20 школ в РК) и среднего (полного) образования нового поколения;

• создание в образовательных учреждениях новой образовательной среды в соответствии с личностно-ориентированным, деятельностным и компетентностным подходами;

• усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, формирование ключевых компетентностей – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

• повышение мотивации учащихся к изучению второго иностранного языка;

• завершение создания системы мониторинга и стандартизированного контроля по иностранному языку, апробация новых пакетов контрольных измерительных материалов;

• внедрение в массовую практику профильного обучения и разработку учебных материалов для его эффективного функционирования;

• совершенствование технологий обучения, контроля и оценивания на всех этапах образования в общеобразовательном учреждении;

• подготовку учащихся к ЕГЭ, ГИА по иностранным языкам: английскому, французскому, немецкому;

• расширение опыта инновационной деятельности в практике образовательных учреждений;

• развитие профессиональной компетентности учителей иностранного языка.

Решение поставленных задач возможно только при правильно организованном учебно-воспитательном процессе и объединении усилий администрации школы, учителей всех предметов, учащихся, родителей.

Руководствуясь новыми государственными документами, в качестве важнейшей задачи развиваемой концепции иноязычного образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), т.е. умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ФГОС) каждому учите­лю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающи­мися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога стано­вится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.

Виды УУД:

Личностные -обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные (поиск, переработка и структурирование информации; исследование; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления).

Работа с информацией:

- текстовой: чтение, восприятие на слух текстов из разных источников, создание собственного текста на иностранном языке

- звуковой и видео информацией

- графической: таблицами ( оглавление, подстановочные/ грамматические таблицы и др.)

- иллюстративной

- числовой (ссылка на графики, диаграммы с цифрами и др.)

Работа с учебными моделями (грамматическое моделирование, модели построения высказывания).

Использование знако-символических средств ( значки, структура книги, рубрики и т.д.)

Использование общих схем решения.

Выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие.

Коммуникативные -обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Речевая деятельность: умение общаться в устной и письменной формах на уровне обозначенном в Примерной программе. Языковые знания и навыки оперирования ими.

Навыки сотрудничества (обучения в сотрудничестве, проектная деятельность, долгосрочные проекты)

Регулятивные - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению.

Начальная школа

С сентября 2012 года во 2-х классах начнётся обучение иностранному языку по новому стандарту. Иностранный язык «наряду с русским языком и литературным чтением входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций.

Связь универсальных учебных действий с содержанием предмета «Иностранный язык».

«Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося. Изучение иностранного языка способствует:

• общему речевому развитию обучающегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

• развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

• развитию письменной речи;

• формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважения интересов партнёра; умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

Предметные результатыосвоение основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики предмета «Иностранный язык», в условиях введения ФГОС второго поколения, должны отражать:

- приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

- освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

- сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы

Выделяются следующие положительные стороны стандартов второго поколения и программ по ИЯ для начальной школы (результаты пилотных территорий):

• преемственность стандартов 1 и 2 поколения, которая проявилась в целях и задачах, в сохранении основных подходов к формированию содержания образования: личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного

• вариативность содержания образования, которая выражена в сохранении вариативной части образования, а также в разработке двух вариантах тематического планирования в примерных программах;

• развитие идей стандартов 1 поколения, которое проявилось, в первую очередь, в смещении акцентов обучения с предметных компетенций на универсальные учебные действия и предполагают развитие как общепредметных (надпредметных), так и специальных предметных умений и навыков;

• развитие идей автономии учащихся и учителей, что соответствует международным тенденциям развития образования;

• увеличение ответственности учащихся и их родителей за результаты учебного процесса;

• внесение в БУП наряду с учебной внеурочной деятельности позволит скоординировать программы основного и дополнительного образования и выстроить более продуктивные индивидуальные образовательные траектории;

• выделение комплексного подхода к системе оценивания результатов образования, что позволит более точно с помощью мониторинга и итоговой аттестации определить достижения школьников;

• включение программы воспитания и социализации школьников;

• инновационность и реализуемость предложенных программ ИЯ.

 

Содержание контроля по иностранному языку в начальной школе.

Одной из наиболее сложных проблем в обучении иностранному языку младших школьников является проверка и учёт знаний, навыков и умений школьников. Планируемый результат освоения предметной программы начального общего образования по иностранному языку строится с учётом Требований стандарта, Фундаментального ядра содержания общего образования, Программы формирования универсальных учебных действий, системы оценки, а также с учётом базисного (образовательного) учебного плана, обеспечивающего функционирование стандарта.

Планируемый результат уточняется и конкретизируется с учётом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учётом возрастной специфики учащихся. В планируемом результате нашли отражение два уровня овладения материалом: уровень актуального развития (это уровень действий хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически) и зона ближайшего развития (это уровень «перспективных действий», находящихся ещё на стадии формирования и выполняющихся в сотрудничестве с учителем и сверстниками).

Достижение планируемых результатов в зоне актуального развития приводится в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы и выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопительной оценки или портфолио), так и в конце обучения. Контроль ведётся с помощью заданий базового уровня. Успешность выполнения учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения. Оценка планируемого результата в зоне ближайшего развития ведётся с помощью заданий повышенного уровня. Планируемые результаты, описывающие эту группу цели, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться», выступают как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета, и такой уровень достижений могут демонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся.

В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения учащимися в силу повышенной сложности учебного материала или его пропедевтического характера на данной ступени обучения.

Частично задания, ориентированные на оценку достижений этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Таким образом, реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, учащимся предоставляется возможность продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений. Успешное выполнение такого рода учебных заданий характеризует повышенный уровень освоения программы.

При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведётся оценивание достижений планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

В настоящее время рекомендуется знакомиться с опытом учителей иностранного языка экспериментальных школ, работать в контакте с учителями начальной школы, которые массово проходили переподготовку по работе в новых условиях.

Основная школа

В основной школе массовый переход на ФГОС второго поколения планируется в 2015 году. При готовности школы переход может быть осуществлён раньше. В 2012-2013 учебном году введение новых стандартов начнётся в Карелии в 5 классе в 20- ти школах.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.