Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальные причины аддикции





Почему так много людей подвергают себя и других столь значи­тельным неприятностям? Уже говорилось, что биологической причиной аддикции является существование системы подкрепления. Ее включение возможно различными путями, а непосредственное приятное воздействие на сиюминутное состояние за счет активации системы возбуждения имеет более сильное влияние, чем негативные последствия искусственного изменения состояния, которые обнаружатся много позднее.

Можно выделить группу обстоятельств, при которых возрастает вероят­ность возникновения аддикции. Вклад каждого из них различен, но в совокупности они создают условия предпочтения зависимости зрелому поведению. Наиболее весомыми являются тоталитарный режим и смена социальных условий. Высокий процент алкоголиков в стране до пере­стройки и резкий рост наркомании сейчас подтверждают это. Лицемерие общества, провозглашающего самые передовые лозунги времени, а


реально препятствующего всестороннему развитию личности, вело к стремлению уйти от реальности путем искусственного изменения сознания. Доступность алкоголя облегчала этот путь.



Сменившая тоталитарный режим экономическая нестабильность, резкое возрастание незащищенности ряда слоев населения, неуверенность в будущем, страх потерять работу или вообще ее не найти, тяжелые жилищные условия и т.д. только усилили уже существовавшую тенденцию. Появление наркотиков, хлынувших через границу при поднятии «железного занавеса», направило это поведение по новому руслу.

Массовое исследование настоящего времени свидетельствует о том, что большинство людей в качестве основных ценностей выбирает потребность в пище и безопасность. Эти потребности связаны с удовлетворением наи­более низких уровней в иерархической структуре потребностей, предло­женной Маслоу [Гордиенко и др., 1997]. Таким образом, усилия многих людей направляются не на формирование и рост личности, а только на ее выживание. Это благоприятные условия для того, чтобы у молодых людей росло стремление уйти от реальности через изменение сознания вместо желания воплотить свои устремления через ежедневное решение акту­альных проблем.



Подтверждением этого тезиса является широкая распространенность аддикции среди двух наименее социально защищенных слоев населения -молодежи и стариков.

Исследование причин употребления больших количеств лекарственных препаратов пожилыми людьми [Ь姧е, Ваттег, 1993] привело к пред­положению, что многочисленные хронические социальные проблемы скрываются под депрессивными расстройствами, вызывающими потреб­ность в лекарствах. Оказалось, что алкоголизм более широко распро­странен среди пожилых людей, чем это представлено в официальных источниках. Это объясняется тем, что они не готовы к изменению в условиях быстро меняющейся окружающей действительности рЧа!к, 1опез, 1994].

Тем не менее, известно, что наркомания существует не только в таких экономически неблагополучных странах, как Россия, но является бичом и весьма преуспевающих стран. Это говорит о том, что частые экономи­ческие кризисы усиливают аддиктивное поведение, но не являются его причиной. Это усиление возможно за счет выработки выученной беспо­мощности, психологической причины аддикции. Чем жестче социально-экономические условия, тем у большего количества людей вырабатывается этот механизм.


Длительное время (а не только сейчас) воспитывалось отношение к восприятию пространства, окружающего человека, как неличного про­странства, на которое он не может оказать воздействие. Родители сами выбрасывают семечки, бумажки от мороженого и конфет себе под ноги и не видят, как это повторяют их дети. Курильщики мимоходом бросают окурки на асфальт или в подъезде рядом с квартирой соседей. Выпив бутылку пива или чего-нибудь покрепче, человек оставляет ее тут же у скамеечки. Благо, находятся добровольные сборщики этой продукции, предотвращающие процесс бездельного разбивания их в дальнейшем ребя­тишками. Выбросив мусор в мусоропровод, редко кто нагнется, чтобы подобрать разлетевшиеся бумажки и сор. Так и валяется мусор до тех пор, пока кто-то не выдержит такого «несмотрения вокруг себя» и подберет.



Дети живут в этих подъездах и на этих улицах. Очень рано они обучаются не видеть последствия своих поступков и не нести за них ответственность. Как и взрослые, они прекрасно научились рассуждать о том, почему технички не моют подъезды, а дворники не чистят тротуары, почему в общественные уборные невозможно войти. Стоит сослаться на высказывание профессора Вознесенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», утверждавшего, что разруха берет начало в головах людей, которые позволяют себе мочиться мимо унитаза.

Значительную роль в жизни людей играет поддержка близких и друзей. Она позволяет более успешно преодолевать трудности, встречающиеся в жизни каждого. Межличностные отношения аддиктов ограничены. Их поддержание требует заботы и внимания, поэтому зависимые люди стремятся ограничить их преимущественно компанией таких же аддиктов (собутыльников, наркоманов, виртуальных собеседников). Это ослабляет социальную поддержку, ведет к разрыву семейных связей, препятствует формированию устойчивых отношений на работе и, в конечном итоге, ведет к одиночеству. Многие утрачивают навыки непосредственного обще­ния, не способны к сочувствию и эмпатии.

Все это, в свою очередь, влечет ответную реакцию у близких и зна­комых людей, что создает условия для возникновения порочного круга, в котором аддикт постепенно утрачивает возможность социальной под­держки.

Общество воздействует на поведение людей через ряд социальных институтов, среди которых не последнее место занимает школа. Совре­менная российская школа уходит своими корнями в дореволюционную гимназию, являясь не общеобразовательным учреждением, готовящем учеников к современному быту, но базой подготовки к обучению в


институте или университете. В силу этого она излишне теоретизирована. Даже такие практические дисциплины, как физика и химия не объясняют явления окружающего мира, а излагают теоретические представления о нем. В результате этого не всякий ученик школы может починить утюг, хотя и знает законы Ома, не все могут вразумительно объяснить, почему на закате небо красное, а днем - голубое.

В процессе освоения русского языка ребенок обучается писать диктант на слух или списывать тексты из учебника без ошибок. Но этих знаний не достаточно, чтобы мыслить грамотно: начинать свою мысль с большой буквы, в конце ставить точку и успеть сформулировать ее так, чтобы в ней было и подлежащее и сказуемое. Обучение выхолащивается, ограничи­ваясь правописанием, тогда как сама суть процесса написания - воспроиз­водить и оформлять мысль - исчезает из содержания предмета.

В школьном курсе математики дети несколько лет решают алгебра­ические уравнения, тренируясь искать единственно правильный ответ в задаче. Оканчивая школу на уровне 17 века, когда были описаны интегра­лы и дифференциалы, они даже не приближаются к основам современной математики, имеющей дело с неоднозначностью в теории множеств или теории вероятности.

На уроках истории, учебники которой подвергались наибольшему пересмотру, ученики лишь стали изучать другие факты: вместо содержания докладов на съездах КПСС они теперь могут узнать кое-что о репрессиях. В тоже время отсутствует представление о необходимости тщательного сбережения всех фактов о жизни страны на любых отрезках ее истории. Не формируется потребность рассматривать события с разных сторон.

Подача школьных знаний как истины в последней инстанции, невозмож­ность критики положений учебника и дискуссии с учителем не способ­ствуют формированию критического мышления, а следовательно и умения обдумывать и рассматривать знания с различных сторон. Обладая набором незыблемых истин, такой человек часто не может решить простые житей­ские проблемы и приспособиться к быстро меняющимся условиям жизни.

Дети не обучаются разрешать межличностные конфликты, договари­ваться с другими, быть терпимее к иной точке зрения. Следствием этого является неуверенность в своих силах, неумение сделать выбор, принимать решение, отвечать за последствия своих поступков. Школа не обучает получать ощущения, видеть, слышать, чувствовать, придумывать, быть инициативным. Часто авторитет педагога бывает столь велик и незыблем, что дети не пытаются размышлять вслух, боясь быть осмеянными.


Обучившись не воспринимать окружающую реальность как то, что лежит и на их ответственности, подростки стремятся перенестись в другой мир - мир красоты и порядка, пусть даже созданного их воображением. Этот воображаемый мир построен по законам морали, там всегда побеждает добрый и справедливый. Дети даже не догадываются, что такой мир можно создать наяву. Надо только научиться увязывать свои действия с тем, какие они несут последствия. Многие не умеют добиваться поставленной цели, пусть даже эта цель - построить картонный город, тем более приготовить родителям праздничный ужин, получить надежные знания в школе, вырастить цветок или дерево.

Систематизируя социальные причины роста аддиктивного поведения, следует среди других назвать лояльное отношение населения ко многим веществам, вызывающим зависимость и отсутствие чувствительности к тому, как они действуют на подростков или детей.

Если в странах, где проблема наркомании актуальна уже многие годы, существует система ознакомления и подростков и взрослых с новейшей информацией по наркотикам, то внезапно наступившая открытость нашего общества обнажила незащищенность перед хорошо подготовленным и грозным врагом.

В порыве ностальгических воспоминаний о прежней жизни без нарко­тиков некоторые люди обвиняют в нынешней ситуации средства массовой информации, сеющие на незрелую молодую душу ростки безнравствен­ности через показ западных фильмов с наркотиками и порнографией. Мы не беремся судить об эстетических достоинствах того, что несут совре­менные фильмы, поскольку это не является предметом рассмотрения данной работы. Однако, до сих пор на памяти многих россиян типичные советские фильмы, в которых курение главного героя не только не осуж­далось, но, напротив, подчеркивало его положительные качества, такие как выдержка, ответственность, надежность, жизнестойкость. Любые радо­стные события в них же обязательно сопровождались застольем и водкой в центре стола. Люди за столом решали жизненно важные вопросы и говорили высокие слова о добре и справедливости, скрепляя их глотками напитка. Эти кадры не вызывали тревоги ни у зрителей, ни у контро­лирующих органов, ни у родителей, и, что совсем удивительно, у тех, кто долгие годы жил, например, с алкоголиком.

Это не значит, что современные телевизионные программы не вызы­вают критики. Телевидение, предлагающее узкий взгляд на жизнь через репортажи о жизни звезд, преступников и политиков вряд ли способствует активации личностного роста. Произведения массовой культуры, трансли-


руемые средствами массовой информации, как и резинка, жевание которой сопровождает эти просмотры, лишь тренирует челюсти и позволяет проводить время без напряжения, а не развивает работу мысли. Это телевидение слишком далеко от той проблематики, с которой сталкивается человек, стремящийся в реальности творить свою жизнь, создавать семью, воспитывать детей. Но тем не менее следует подчеркнуть, что воздействие телевидения сильно лишь там, где слабо влияние родителей.

Там, где взрослые заняты и не смотрят телевизор сами, дети тоже не делают это. Если сбор за общим столом в семье всегда связан с тем, что каждый уставится в экран, не интересуясь присутствием другого, то это характеризует не программы, предлагаемые телекомпаниями, а тех людей, которые составляют эту частичку общества, не стремясь и не желая общаться. Более того, не происходящее на экране, а отношение к нему родителей, их оценки, в конечном итоге и определят будущее поведение детей.

Сейчас появилась выгодная позиция упрекать во всем телевидение: и в том, что оно показывает спящих депутатов, и в том, что рассказывает о наркотиках, и в том, что распространяет агрессию и секс через показ иностранных фильмов. При этом не затрагивается вопрос, почему дети предпочитают смотреть телевизор, а не занимаются чем-то другим. Может быть, мы сами чрезмерно много времени тратим на просмотр телепередач, и дети также не знают, чем занять себя в свободное время? Безусловно, легче обвинить что-то или кого-то, чем посмотреться в зеркало и начать меняться самому.

Да и ругают молодежь в том числе и старушки, торгующие в метро табачными изделиями. С легкостью беря деньги у подростков, они прово­жают их затем осуждающим взглядом, перешептываясь с соседками по поводу развращенности нынешнего юного поколения. Как часто нам ка­жется, что за происходящее вокруг нас, ответственность несет кто-то другой - государство, правительство, милиция, молодежь, телевидение и т.

Д.!

Психологические особенности, лежащие в основании аддиктивного поведения, формируются на основе генетических факторов в условиях семейного воспитания. Семья обучает ребенка ответственности, умению преодолевать трудности, ждать, верить в себя. Уже отмечалось, что не все семьи способны воспитывать эти качества в ребенке, часть из них продолжает нести в себе потенциал тоталитарного режима. В них родители передают свои личностные особенности детям. Дополнительной характе­ристикой некоторых из таких семей является созависимость.


Созависимые - это окружающие аддикта близкие люди, способствующие поддержанию его поведения. Часто такими могут быть его родители, которые формируют у ребенка ощущение незрелости, бессилия, страха перед жизнью. Созависимые люди воспринимают собственное предназначение преимущественно как возможность поддерж­ки близких. Их жизнь лишена самостоятельной цели, полностью подчиня­ясь ритму и особенностям поведения аддикта. Созависимые родители, обычно, сильные личности, не реализовавшие себя в своей судьбе. Подспудно они стремятся прожить еще одну жизнь через отождествление себя с ребенком, стремясь всегда быть рядом с ним.

Другие Созависимые становятся таковыми постепенно, все более и более погружаясь в проблемы аддикта, жалея его, и неся свой крест, в глубине души удовлетворяясь собственной значимостью и необходи­мостью. У них нет возможности снять парализующие путы, поскольку они крайне зависят от мнения других людей и полагают, что в глазах этих других будут выглядеть черствыми и недоброжелательными, если не будут поддерживать аддикта. Не имея возможности самостоятельно оценить себя, они все более и более погружаются в порочный круг, созданный аддиктом.

Есть мудрая притча о буддийском монахе и его двух учениках. Один был более успешен в науках, другой - менее. И менее успешный ученик спросил однажды учителя о том, как нужно ему поступать, чтобы стать сильнее своего товарища. Тогда монах нарисовал на песке прямую линию и спросил нерадивого: «Как можно уменьшить линию на песке?». Ученик подумал и предположил, что ее можно стереть, разделить на части и многое в таком же роде. Вместо ответа монах просто нарисовал рядом большую по длине линию. Это означало, что не нужно бороться с другими людьми, стремиться превзойти их или сделать им что-то плохое. Более адекватным поведением является стремление совершенствоваться самому, развивать свои способности, изменять свои реакции таким образом, чтобы это влияло и на окружающий нас мир.

Есть дети, которым можно предлагать и алкоголь и наркотики, но они лишь с презрением отклонят предложения. Они тоже живут в мире, где есть телевидение и порнография, но им известны такие формы активно­сти, которые предпочтительнее бездеятельного сидения перед телевизором или компьютером. Вы скажете, что таких детей мало. Возможно, что их мало, поскольку немного и родителей, которые их воспитывают? Но факт, что те и другие есть, означает, что имеется и способ воспитания (о нем


говорилось в предыдущей главе), который приведет его к устойчивости в мире, где так много соблазнов и неопределенности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.