Сделай Сам Свою Работу на 5

Педагогическая запущенность детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема





 

Каждый школьный возраст предоставляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразные структуры личности ребенка на данном этапе его развития. «В процессе развития изменяются общие социальные условия, в которых развивается ребенок, изменяются содержание и методы обучения и все это не может сказаться на изменениях возрастных этапов развития» [6, с 127].

Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитие человека. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Но эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игрой, младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.



В возрасте 7-10 лет ребенок начинает понимать, что он предоставляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям он знает что, обязан, учится и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки, понятия, знания и идеи, существующие в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностные ориентации. В тоже время он понимает, что отличается от других, и переживает свою уникальность, свою «самость» стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.[45,с.25]

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.



Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.

Школьная неуспеваемость - острая проблема начальных классов. Ее называют ранней неуспеваемостью в отличие от поздней, появляющейся при переходе в средние классы. Поскольку в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, определяя дифференциацию познавательных процессов и личностные изменения, ранняя неуспеваемость становится источником широкого круга проблем, влияет на развитие личности ребенка в целом.

Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей - центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.[46,с.35]



У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Их самооценка развивается своеобразно. А.И.Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию.

Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, например диктант или изложение, большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает. При этом они ориентируются не только на достигнутое, сколько на желаемое: «Надоело получать двойки. Хочу хотя бы тройку». «Учительница мне никогда не ставит четыре, все тройки или двойки, я сам поставил себе четыре». «Я же не хуже всех, у меня тоже может быть четыре».

Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в три раза от 1 -ого к 4-ому классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается. Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.[23,с.21]

Свой взгляд на школу как на место, где не только обучают, готовят к будущей жизни, но и просто живут, высказывали ряд видных педагогов такие, как Ж.Ж.Руссо, Д.Дьюн, К.Д. Ушинский последний писал: «Педагоги часто забывали, что ребенок не только готовится жить, но и что он уже живет, и что эта жизнь имеет свои права и свои потребности».

Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитие человека. Этот период детства, ведущей которой становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений.

В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством, особенности этой деятельности - приобретение ребенка умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе.

Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно - логическое и рассуждающее мышление, так - же новообразованием младшего школьного возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

Младший школьный возраст характеризуется степенью пригодности, готовности и включенности в учебную деятельность. Пригодность определяется уровнем физиологического (анатомно - морфологического) и психического, интеллектуального развития, обеспечивающего, возможность учится. Готовность к школьному обучению означает сформированность положительного отношения к школе, к учению как радости открытия нового и вхождение в мир взрослых. Ожидание нового, интерес к нему, готовность к новым обязанностям ученика лежит в основе учебной мотивации младшего школьника, следует учесть, что одной мотивационной готовности ребенка к обучению, её одной для успешного обучения не достаточно.[46,с.37]

По мнению Р.В. Овчарова социально и педагогически запущенные младшие школьники, как правило, характеризуются неадекватной самооценкой - либо завышенной, либо заниженной. Они менее, социально приспособлены, отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, слабой интуицией в межличностных отношениях, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Запущенные дети выполняют предложенные учителем задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем. У них плохое внимание, быстрая утомляемость. Они остро реагируют на неудачи, не уверены в себе, отличаются неустойчивым настроением, трудно адаптируются к новым условиям.[46,58]

Запущенные младшие школьники излишне чувствительны к отношению окружающих, причем отношение взрослых к себе они связывают в первую очередь оценивающей деятельностью учителя («плохой ученик», «плохая успеваемость», «неумный», «слабо учится» и др.).Обычные дети, ориентируясь на позитивные оценки взрослых («молодец», «умница») их новой деятельности - учения, во-первых, выделяют эти характеристики как основные, во-вторых, положительно оценивают эти качества у себя («Я умный и хочу быть еще умнее, как наша учительница»). Позиция хорошего ученика, умеющего и желающего подчиняться, добросовестного, аккуратного, способствует уравновешенности ребенка и обусловливает, с одной стороны, его открытость в отношении к миру, а с другой - сдержанность и высокий самоконтроль.

Следует также различать термины «трудные дети» и «педагогические запущенные дети». Все трудные, конечно,- педагогические запущенные. Но не все педагогические запущенные - трудные: многие относительно легко поддаются перевоспитанию в отличие от нелегкого корректирования нарушений поведения трудных детей и подростков.

В литературе и на практике сложились понятия «педагогическая», «социально-педагогическая запущенность» детей. Они характеризуют определенные категории детей, не получивших необходимого для их возраста и развития воспитания и обучения. Данное явление существенно сказывается на социальном развитии, формировании растущего человека, отражается на его дальнейшей судьбе. В основе педагогической запущенности лежат многие социально-педагогические проблемы, что требует их специального изучения.

Педагогически запущенный - это ребенок, не получивший соответствующего его возрасту развития, воспитания и обучения со стороны родителей и (или) лиц их замещающих, других воспитателей. Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, отсутствием (недостатками) воспитательно-образовательной работы с ребенком, следствием чего является его социальная несформированность (недостаточная в формировании) как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями являются недостаточное развитие, невоспитанность, упущения в развитии и воспитании, непосещение школы (необученность), низкая успеваемость и, как следствие, отсутствие или не-достаток запаса знаний, низкая мотивация, отсутствие навыков и активности в обучении. Педагогическая запущенность - это состояние, противоположное развитости, воспитанности, образованности (обученности): отсутствие необходимых навыков поведения и общения, необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов.[33,с.7]

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. Это ситуация характеризуется преобладанием авторитаризма в воспитательно-образовательной среде, её нестабильностью, малой динамичностью по отношению к ребенку, а также слабой активностью ребенка во взаимодействии со средой. Данный факт тормозит развитие субъектных свойств личности детей. Одновременно он формирует такие конкурирующие образования как пассивность, инертность, безответственность, внешний локус контроля и мотивации поведения личности. В этих условиях нарушаются процессы идентификации и персонализации личности. С одной стороны, ребенок не может стать «таким, как все» (в силу специфики его индивидуально-личностных особенностей). С другой, все его попытки проявить себя оказываются социально не одобряемыми, что выражается в особенностях самосознания запущенного ребенка (неразвитость Я - концепции, неадекватная самооценка и уровень притязаний, невладение навыками рефлексии). Это проявляется в определенной психологической позиции его личности, характеризующейся неразвитостью свойств субъекта, самосознания, общения, деятельности, формируя явление педагогической запущенности, где в дальнейшем приводит к социальной дезадаптации которая проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения, нарушение процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации.[33,с.6]

Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально - коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты характеристики педагогической запущенности детей младшего школьного возраста мы пришли к мнению, что прежде всего педагогическая запущенность является недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является не сформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе, психологической и нравственной неподготовленностью к обучению; неуспешностью, наличием пробелов в знаниях, неразвитостью познавательных интересов, несформированностью общественно значимых мотивов учения; нарушениями в сфере общения, связанными с неудачами в учении, со слабыми представлениями ребенка об окружающем мире, о нравственных правилах жизни коллектива, с неадекватной самооценкой, где социальная запущенность противоположна воспитанности, как определенному уровню развития социально - значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной запущенности.

Социальная запущенность формируется под десоциализирующим влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации в нем.

Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности ребенка, его низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности, как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптадии ребенка.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.