Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности работы социального педагога с младшими школьниками





ЗаконРоссийскойФедерации « Об Образовании» (1992) законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса, школы; обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общения.

Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. Это прежде всего деятельность классных руководителей.

Но изменились условия в стране, изменилось отношение к учителю, и в новых условиях стало необходимым решать социальные проблемы на новом уровне - профессиональном. В этих условиях возникла необходимость введения в школах такой специальности как социальный педагог.

Социальный педагог - это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных педагогически грамотно может разработать методику, методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности разных специалистов школы. Кроме того, он и сам должен уметь педагогически правильно построить воспитательную, социально - педагогическую работу с отдельными учениками, различными группами школьников, их родителями, учителями.



Как показывает опыт многих школ, в современных условиях социально - педагогическая деятельность специалиста может быть представлена в широких пределах. Специфика социально-педагогической деятельности обуславливает характер и способы получения профессиональной информации. Социальному педагогу приходится пользоваться различными видами диагностики, приспосабливая их к собственной цели.

В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления -- это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность. Практическая деятельность сводится к решению проблем ребенка, а также к координации деятельности различных ведомственных служб в оказании ему помощи.



Из банка данных микрорайона он выделяет лиц, семьи, детей, которые нуждаются в социально-педагогической, социально-психологической и медицинской помощи. Он устанавливает причины кризиса, в котором оказался ребенок, координирует участие различных государственных учреждений в помощи ребенку, хлопочет о пособии семье, организует помощь юриста, организует общественную защиту несовершеннолетнему правонарушителю, выступает защитником в суде, помогает в организации и открытии различных реабилитационных центров, центров социальной помощи, центров молодежи, в организации досуга детей и молодежи, в создании клубов и различных секций, семейных клубов.

Социальный педагог выступает посредником в отношениях семьи и школы, изучает отношения к ребенку в семье, в школе, в классе, во дворе, находит пути и организует работу по ликвидации конфликта с родителями, учителями и сверстниками. Он выступает посредником, «третьим лицом» между воспитанниками, воспитанниками и взрослыми, советует, помогает, сочувствует своим подопечным, строит с ними отношения взаимопонимания.

Социальный педагог должен быть в курсе государственной социальной политики в области защиты семьи и детства, должен знать основы законодательства, без чего невозможен успех в его работе. Социальный педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство, заниматься самообразованием, пополнять знания. Он должен быть включен в систему непрерывного образования, пройти довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку. В этом состоит его образовательная деятельность.



Практическая деятельность социального педагога начинается с исследовательской работы, анализа, изучения ребенка, семьи, психологических и возрастных особенностей всех, с кем ему необходимо работать. Он изучает задатки и способности ребенка, его интересы, условия жизни, моральный климат его ближайшего окружения, его положительные и отрицательные качества, обстановку в семье, в школе, во дворе, его физическое и психическое здоровье.

Качественное выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей зависит от его педагогического опыта.

Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять характер отношений между детьми, детьми и взрослыми и педагогически целесообразно влиять на эти отношения, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.

Социальный педагог, работающий со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, их семьями, призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, обеспечить условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта.

Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя. Но вцелом он выполняет следующие функции.

1.Аналитико-диагностическая функция:

постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий, жизни детей, семьи, социального окружения;

выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;

установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи;

содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

Поскольку одним из направлений является выявление одаренных детей, социальный педагог имеет в своем арсенале различные методики и диагностики для выявления способностей и одаренности.

2.Прогностическая функция:

программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности;

определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;

планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени,

Имея данные исследования, социальный педагог может определить перспективы развития детей со способностями и одаренностью.

3.Организационно-коммуникативная функция:

способствование включению в процесс социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности, населения микрорайона;

установление деловых и личностных контактов;

накопление информации о позитивном и негативном воз- действии социума на учащихся;

формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотношениях и отношениях с взрослыми.

Зная выявленные и спрогнозированные результаты о способностях, социальный педагог организует деятельность, включая мероприятия направленные на развитию способностей и одаренности.

4.Коррекционная функция:

осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков, как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;

усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.

5.Социально-профилактическая и реабилитационная функция:

организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;

влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;

- организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска.

6.Координационно-организационная функция:

организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде;

влияние на разумную организацию досуга;

включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.

7.Функция социально-педагогической поддержки и помощи учащимся:

-оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.

Данная функция позволяет социальному педагогу помочь ребенку развить способности к различным видам деятельности.

8.Охранно-защитная функция:

использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;

содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.