|
Конструкции пролетных строений балочных мостов
Пролетные строения балочно-разрезной системы получили наибольшее распространение в конструкциях малых и средних железобетонных мостов. Для таких мостов применяют преимущественно сборные типовые пролетные строения, которые характеризуются своей простотой, удобством изготовления, транспортировки и монтажа.
К конструкциям железобетонных пролетных строений предъявляется ряд требований: конструкции должны быть надежны и долговечны в период эксплуатации, отвечать требованиям индустриализации, иметь оптимальный расход материала, а также обладать экономичностью. Кроме того, они должны отвечать требованиям унификации и типизации. Унифицированы конструкции и детали пролетных строений: арматурные сетки и пучки, элементы водоотвода, гидроизоляция, тротуарные блоки и др.
Типовые конструкции пролетных строений состоят из двух блоков, объединенных диафрагмой и монтажным стыком. Пролетные строения под железнодорожную нагрузку имеют одинаковые размеры: ширину 418 см (400 см при замене старых), соответственно одного блока – 208 см из условий формирования балластной призмы; толщину плиты балластного корыта не менее 15 см между главными балками и не менее 10 см – на консолях; толщину балластной призмы для новых мостов не менее 35 см; высоту внешнего бортика 35 см для поддержания балласта, а внутреннего бортика 10 см из условий заделки гидроизоляции; толщину диафрагм и ребер жесткости не менее 10 см; защитный слой бетона 2–4 см; ширину тротуарных частей 57 см с толщиной сборных или монолитных плит 6–8 см.
Плитные пролетные строения
Плитные пролетные строенияжелезнодорожных мостов, изготовляемые индустриальным методом по типовым проектам, имеют поперечные сечения, указанные на рис. 4.3. В плитных пролетных строениях бетон нижней растянутой зоны в работе под нагрузками не участвует, в связи с этим возможно уменьшение размеров опорной подушки до 100 см, что предусмотрено в современных типовых конструкциях. Высоту пролетного строения принимают в зависимости от его расчетной длины : = (1/10¸1/13) , а для конструкций с пониженной строительной высотой =(1/13 ¸ 1/15) (рис. 4.3). К основному недостатку плитных пролетных строений относят повышенный расход бетона и арматуры.
Конструкция типового пролетного строения представлена на рис. 4.4, 4.5 [5].
Конструкции железнодорожных плитных пролетных строений с ездой на балласте используют для малых мостов и предусматривают возможную подъемку пути при капитальном ремонте. Они находят применение при строительстве вторых путей и замене пролетных строений на эксплуатируемых мостах.
Рис. 4.4. Типовая конструкция железобетонного плитного пролетного строения под железнодорожную нагрузку: а – фасад пролета; б – поперечное сечение
Рис. 4.5. Армирование типовой конструкции железобетонного плитного пролетного строения: а – продольное армирование; б – поперечное армирование
4.2.2. Ребристые пролетные строения с ненапрягаемой арматурой
Ребристые пролетные строения с ненапрягаемой арматурой имеют длину в диапазоне от 9 до 16,5 м. Железнодорожные балки пролетных строений состоят из двух блоков с основными размерами, указанными на рис. 4.6.
Рис. 4.6. Схема типовой конструкции железобетонного пролетного строения с ненапрягаемой арматурой под железнодорожную нагрузку: а – вид вдоль оси моста; б – план балластного корыта; в – поперечное сечение
В районах с суровыми климатическими условиями применяют конструкции в соответствии с типовым проектом железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов для условий низких температур (северное исполнение) серии 3.501-46, инв.№ 557/1, разработаным Ленгипротрансмост (ЛГТМ). Проектом предусмотрены однопутные пролетные строения под расчетную временную нагрузку С-14, основные характеристики которых представлены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Основные характеристики пролетных строений
с ненапрягаемой арматурой по типовому проекту инв. № 557/1
Расчетный пролет
, м
| Полная длина
, м
| Высота,
м
| Строительная высота
, м
| Материалоемкость
| Масса
одного
блока, т
| бетона
балок, м3
| арматуры,
т
| Плитные пролетные строения
| 2,55
3,60
4,50
4,80
5,40
6,70
7,10
| 2,95
4,00
5,00
5,30
6,00
7,30
7,70
| 0,30
0,35
0,40
0,40
0,45
0,55
0,55
| 0,80
0,85
0,90
0,90
0,95
1,05
1,05
| 3,60
5,50
7,40
7,80
9,70
13,90
14,60
| 0,69
1,11
1,71
1,82
2,14
2,89
3,05
| 11,0
8,2
11,0
11,6
14,1
19,8
20,9
| Ребристые пролетные строения
| 8,7
9,25
10,80
11,50
12,80
13,60
15,80
| 9,30
9,85
11,50
12,20
13,50
14,30
16,50
| 0,90
0,90
1,05
1,05
1,20
1,20
1,40
| 1,40
1,40
1,55
1,55
1,70
1,70
1,90
| 15,30
16,20
20,00
21,20
26,24
27,86
35,30
| 3,55
3,75
5,16
5,91
6,94
7,76
9,18
| 22,3
23,6
28,9
30,6
37,3
39,7
49,2
|
В типовом проекте рекомендовано выполнять пролетные строения из бетона марки М 400, что соответствует классу В30.
В соответствии с нормативными требованиями [12] в районах с суровыми климатическими условиями применяют пролетные строения из бетона класса В30 и выше с горячекатаной стержневой арматурой периодического профиля классов Ас-II, A-III марок Ст10ГТ и Ст25Г2С соответственно.
Армирование пролетного строения состоит из рабочей продольной, поперечной и распределительной арматуры (рис. 4.7).
Требуемую площадь поперечного сечения продольной рабочей арматуры главной балки пролетного строения определяют из расчета на прочность. При этом принимают диаметры рабочих стержней балки = 22¸40 мм, а плиты проезжей части = 10¸14 мм. Рабочую продольную арматуру главной балки размещают в растянутой зоне. В соответствии с эпюрой материалов стержни рабочей арматуры ребра отгибают и анкеруют в сжатой зоне. Отгибы рабочих стержней воспринимают главные растягивающие напряжения, возникающие в ребре, и обеспечивают трещиностойкость по наклонным сечениям (рис. 4.7).
Рис. 4.7. Схема армирования пролетного строения из обычного железобетона: 1 – верхняя сетка плиты; 2, 3 – нижние сетки внешней и внутренней консолей плиты; 4, 5 – сетки внешнего и внутреннего бортиков; 6 – сетка вута; 7 – распределительная арматура; 8 – монтажная арматура; 9 – рабочая арматура главной балки; 10 – хомуты; 11 – полухомутики; 12 – противоусадочная арматура; , – соответственно полная и расчетная длины пролета; – высота балки
Для обеспечения трещиностойкости балки в период усадки бетонной смеси устанавливают противоусадочную арматуру (рис. 4.7).
Хомуты обеспечивают жесткость арматурного каркаса при объединении верхней и нижней арматуры, а также повышают несущую способность наклонных сечений (рис. 4.7).
Рабочую арматуру плиты балластного корыта определяют расчетом и располагают в верхней растянутой зоне. В нижней сжатой зоне арматуру плиты устанавливают конструктивно. Армирование плиты осуществляют сетками. Длину сеток ограничивают по технологическим требованиям до 3,0–3,5 м. Арматурные сетки плиты размещают в верней и нижней частях, по бортикам и в местах сопряжения с ребром. Арматурные сетки плиты состоят из продольной (распределительной) и поперечной (рабочей) арматуры (рис. 4.8).
На участках железных дорог в условиях сурового климата эксплуатируются разнообразные конструктивные формы железобетонных пролетных строений с ненапрягаемой арматурой. К ним относят одноблочные пролетные строения П-образной формы с двумя и более балками, монолитной неразрезной плитой балластного корыта, запроектированные под временную нагрузку Н7 и Н8 и введенные в эксплуатацию в 1931–1954 гг. [14] (рис. 4.9, табл. 4.2).
Рис. 4.8. Схемы арматурных сеток плиты балластного корыта: СВ, СН, СБ – соответственно сетки верхняя, нижняя, бортика; lc – длина арматурной сетки; ln – полная длина пролетного строения; b1, b2, b3 – соответственно ширина сеток верхней, нижней, бортика
Рис. 4.9. Схемы пролетных строений эксплуатируемых мостов: а – проектировки Гипротранса (1931 г.); б – проектировки Ленпроектпути (1934 г.); в – проектировки Лентрансмостпроекта (1946 г., инв. № 2891); г – то же (1954 г., инв. № 6503)
Таблица 4.2
Характеристика конструкций железобетонных пролетных
строений эксплуатируемых мостов
Год разработки
пролетных строений
| Расчетный пролет, м
| Полная
длина, м
| Расчетная высота балки, м
| Вес пролетного строения, тс
| 1931 г.
| 5,5
6,5
8,5
10,8
12,8
15,8
| 5,90
6,90
8,95
11,50
13,50
16,50
| 0,92
1,02
1,22
1,37
1,62
1,97
| 22,7/25,1
30,2/33,6
46,3/51,0
68,4/74,2
90,1/97,2
138,39
| 1934 г.
| 5,70
6,70
7,10
8,70
9,30
10,80
11,50
13,60
| 6,30
7,30
7,70
9,30
10,00
11,50
12,50
14,30
| 1,00
1,15
1,33
1,40
1,50
1,70
1,70
2,10
| 33,2/36,1
41,8/45,1
48,3/51,8
63,0/67,2
71,0/75,5
93,2/98,3
107,7/113,2
149,1/155,5
| 1946 г.
| 9,3
10,8
11,5
| 10,0
11,5
12,2
| 1,40
1,50
1,60
| 50,0
59,0
60,0
| 1954 г.
| 6,7
8,7
10,8
11,5
12,8
13,6
15,8
| 7,3
9,3
11,5
12,2
13,5
14,3
16,5
| 0,75
0,95
1,10
1,10
1,25
1,25
1,45
| 25,1/26,3
36,2/37,9
47,4/49,6
52,2/54,2
58,8/61,3
63,8/66,3
80,0/83,0
|
Примечание. В числителе указан вес пролетного строения с короткими консолями плиты, а в знаменателе – с длинными консолями.
Опыт эксплуатации железобетонных пролетных строений (рис. 4.9) показал, что они имеют ряд существенных недостатков, к числу которых относят большой собственный вес, монолитную плиту балластного корыта, недостаточную трещиностойкость, особенно в условиях резкого перепада и низких температур наружного воздуха.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|