Сделай Сам Свою Работу на 5

Незавершенная деятельность молодняка





 

Другая бесполезная, не имеющая связи с ситуацией и явно биологически неуместная деятельность

проявляется во время роста особи. Так, некоторые варианты взрослого поведения в период спаривания присутствуют в играх многих молодых млекопитающих, недостигших половой зрелости (26). Молодые птенцы периодически совершают движения, свойственные взрослым птицам. Они укладывают перья в гнезде, которого еще у них нет. Обычно у взрослой особи изучение и поиск подходящих объектов предшествуют еде, строительству гнезда, спариванию или другим действиям, завершающим цепочку целенаправленной деятельности. У молодых особей эти двигательные паттерны поведения не имеют

никакой очевидной "необходимости" или связи со

стимулом. Только в процессе роста, под воздейст-

вием соответствующих стимулов, эти движения ин-

тегрируются в законченную последовательность

действий. Только что вылупившиеся птенцы могут

в совершенстве клевать, хотя им приходится еще

учиться распознавать съедобные объекты. Тем не

менее они клюют чаще круглые объекты, чем

треугольные (109). Это необходимо делать свободно,



чтобы научиться клевать зерно, отличая его от

несъедобных предметов. Птенцы могут делать гло-

тательные движения еще до того, как они начинают

пить воду. Это - врожденные качества.

 

Молодняк реагирует на обобщенные характерис-

тики объектов, которые они учатся выбирать. Соче-

тание яркости, отражения и движения, вызывают

глотательные действия у молодых птиц, даже если

это исходят от зеркала, а не от воды и, таким

образом, делают эти попытки "неуместными". Ата-

ка, похожая на игру, которую совершает сова, не

имеющая опыта охоты на живую добычу (359),

может зависеть от индивидуального восприятия

определенных обобщенных характеристик, таких

 

как движение и форма, свойственные конкретным

объектам. Сюда же может относиться и типичная

игра котят, такая, как например, охота и нападение

на клубок шерсти.

 

"Избыточная энергия"

 

Значение внешней стимуляции в "неуместном"

поведении - это только один аспект проблемы.

Соответствующий стимул не вызовет реакцию, до



тех пор пока нет необходимых внутренних условий.

Работа гормональных желез в зависимости от вре-

мени года и степени зрелости изменяет пороги, при

которых данный внешний стимул становится эф-

фективным для репродуктивной активности. Сюда

также включается деятельность центральной нерв-

ной системы и головного мозга. Однако отношения

между функциями центральной нервной системы и

внешней стимуляцией не сводятся к энергетической

теории (163, 289, 397).

 

В концепции избыточной энергии организм рассматривается как физическая система, использующая физическую энергию, и этим самым, как кажется сторонникам этой мысли, дается ответ на вопрос, почему он работает. Однако организмы не нуждаются в пинках и подталкиваниях, для того чтобы действовать. Они активны, потому что они живые. Врожденные образцы поведения и биологическая польза становятся понятными гораздо лучше, если изучаются раздельно. Ни факты биологически полезного, ни "неуместного" поведения не требуют разъяснения, так как они уже хорошо описаны, с точки зрения теории "энергии инстин-

ктов" (165). Концепция инстинктов показывает для

чего они нужны, рассматривая их как врожденные,

завершенные поведенческие паттерны (такие как

пища, борьба, спаривание или, глядя на них, с

точки зрения их биологической функции, - репро-

 

дуктивная деятельность, уход за поверхностью тела

и т. д.). Совсем недавно классификации основыва-

лись большей частью на теории гомеостатических

систем, где эти системы регулируют энергетический

обмен между организмом и окружающей средой.



Например, терморегуляция тела или водный баланс

для удобства классифицировались как системы,

имеющие необходимый механизм для контроля

нормальной жизнедеятельности. То, что включа-

лось в классификацию данного варианта поведе-

ния, могло варьировать в зависимости от того, что

о нем известно, насколько оно преобладает у вида

в целом, какие условия необходимы и достаточны

для его осуществления, и с какой частотой оно

происходит. Например, Тинберген обнаружил, что

замещение "копанием", т. е. псевдопостроение гнез-

да самцом колюшки на границе его территории,

действует как угроза другим самцам. Некоторые из

 

любовных игр, которые обычно происходят, когда

один из партнеров недостаточно возбужден, также

часто включают "замешенную" деятельность. Сооб-

щалось, что самец коростели после двадцати трех

попыток спариться с чучелом самки, отправился на

поиски гусеницы, нашел ее и предложил "самке" в

качестве стимула (8).

 

Предполагалось, что "пустая", или "замещен-

ная", деятельность должна быть разграничена с

истинной игрой, потому что игровая деятельность

не связана со специфическими целями или биоло-

гической необходимостью, а происходит только

тогда, когда деятельность становится обособленной

от основной, необходимой для сохранения вида

животного (359). Однако некоторые виды актив-

ности, обычно называемые игрой, имеют признаки

биологически необходимого поведения, которое

встречается вне контекста ситуации или вне после-

довательности данного поведения (181). Нет нужды

предрешать спорные вопросы относительно игры в

самом начале исследования. Если всё, служащее

 

примером того, что в обычном языке называется

"игра", окажется частями биологически полезных

поведенческих паттернов, встречающихся при осо-

бых условиях, это будет продвижением наших зна-

ний вперед, но едва ли вызовет необходимость

изменить обычный язык.

 

Теории обучения и игра

 

Главный результат воздействия теории обучения и поведения на психологию игры состоит в том, что этот предмет, как таковой, больше не существует. Позиция, выраженная Шлосбергом в 1948 г. (319), проста и заключается в том, что игра – это полностью неопределенное и научно бесполезное понятие. Игра включает в себя различные типы поведения, которые нужно исследовать раздельно.

По словам Шлосберга, некоторые экспериментальные данные по проблеме обучения объясняют различные типы игры. Например, на начальных этапах обучения для различения окрашенной лампочки от других, обучаемый должен нажимать на ключ, соответствующий этой лампочке, а также в ответ на включение других лампочек, сходных с ней по цвету или располагающихся рядом. Известно, что в целом дети совершают больше ошибок, чем взрослые. Они хуже различают или больше обобщают (243). Шлосберг думал, что точно также можно объяснить и поведение в игре. Щенок, преследующий мяч, реагирует обобщенно на малый движущийся объект. Как правило, действие, которое вознаграждалось пищей, похвалой или другими известными стимулами повторяется, когда присутствуют некоторые условия, в которых происходило первоначальное обучение, например, похлопывание по голове послужило для собаки сигналом, чтобы принести мяч своему хозяину. Присутствие хозяина или мяча заставляет ее искать и приносить его, даже только при виде мяча или самого хозяина.

 

Ребенок может карабкаться на дерево или пытаться удержать в равновесии шар на своем носу, потому что его хвалили за то же самое в прошлом. Предвкушение одобрения за умение, также как и другие изученные социальные стимулы, могут иметь прямое отношение к игре. "Посмотри на меня, мам, посмотри, что я умею делать!" - хорошо известный рефрен, сопровождающий игры маленьких детей. Шлосберг предполагал, что некоторые игры можно объяснить с точки зрения снижения порога возбуждения отдохнувших животных, причем, интенсивность стимула будет слишко слабой, для того чтобы вызвать реакцию у занятых чем-то или усталых животных. Он считал, что некоторые виды игры не входят в разряд поведения, изучаемого этологами.

 

Точка зрения, что игра не нуждается в специальном объяснении, сверх принятого по поводу поведения вообще, к сожалению, тоже приводит к недостатку экспериментальных данных об условиях, при которых проявляются разные типы игры. Однако возобновление интереса в последние десятилетия к любопытству и роли внимания в обучении обещает внести вклад в наши знания еще об одном аспекте игры - игра как реакции на новшество и изменение.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.