Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные способы психологической защиты населения и лиц участвующих в его спасении.

Сплошные психопрофилактические осмотры населения, попавшего в ЧС, должны проводиться в психоневрологических диспансерах по месту их проживания или в специально созданных для этих целей на базе местных медицинских учреждений, кабинетах медико-психологической помощи. В некоторых случаях полезно организовывать такие кабинеты на крупных предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях, в местах эвакуации людей, потерявших жилье.

На первом этапе профилактических осмотров населения, пострадавшего от ЧС, необходимо проведение скрининга – исследований, основная цель которого – выявление лиц с повышенным риском развития психического заболевания. В дальнейшем они должны пройти более глубокое исследование.

Наиболее ответственной и сложной частью организации таких программ является, как правило, выбор методик исследования. К скрининг–методикам предъявляются особые требования: несложная техника и быстрота проведения исследований, простота обработки результатов, возможность как индивидуальной, так и групповой оценки, сопоставление данных, полученных разными исследователями, и максимальная надежность. Следует подчеркнуть, что любые методики являются вспомогательным инструментом, облегчающим активное выявление психических больных, но не в коей мере не заменяющих тщательное клиническое обследование для определения диагноза.

При выборе скрининг–методик необходимо учитывать и культурные особенности обследуемой популяции, которые не позволяют использовать стандартизированные в другом регионе страны личностные методы исследования. Наиболее адекватными для решения поставленных задач могут следующие методы исследования личности: групповой тест Гормаха и цветовой тест Люшера.

Обследование с помощью тестовых методик может проводиться в любом достаточно просторном помещении, оснащенном столами и стульями, удобном для размещения 10-20 человек. Его должны осуществлять специалисты, имеющие опыт проведения групповых психодиагностических процедур, с помощниками, количество которых определяется размером группы испытуемых.



Перед началом исследования необходимо доходчиво объяснить присутствующим цель проведения тестирования и постараться вызвать у них благоприятное отношение к обследованию. Затем всем присутствующим раздают бланки с ответами, которые должны быть аккуратно заполнены. После окончания проведения тестирования бланки ответов собирают и анализируют.

На втором этапе профилактического осмотра населения, пострадавшего от ЧС, лица, прошедшие психологическое тестирование и набравшие пороговое число баллов, должны быть обследованы более тщательно с целью выявления психопатологических феноменов, определяющих психическую дезадаптацию, и поиска факторов риска возникновения этой психопатологии.

Успех проведения такого рода работы зависит от методов сбора необходимых данных, обеспечивающих репрезентативность получаемой информации.

Общепринятый клинико-описательный метод оценки психического состояния при проведении массовых обследований создает ряд трудностей при статистической обработке результатов, а также может вести к существенным расхождениям в диагностике (учитывая подверженность метода субъективному влиянию).

Недостатки клинического метода сделали необходимым поиск функциональной диагностической процедуры, отвечающей следующим требованиям:

а) полная формализация процесса диагностики, исключающая и сводящая к минимуму влияние исследователя на окончательное решение и допускающая использование вычислительной техники;

б) возможность получения количественного результата, позволяющего оценить степень достоверности полученных данных.

Для достижения задач настоящего исследования необходима разработка инструмента, способного помочь решить их. Таким инструментом исследования может стать «формализованная карта-схема истории болезни», которая должна заполняться подготовленными специалистами. Формализованная карта должна наиболее отражать именно ту сферу нарушенной психической деятельности, которая наиболее подвержена психогенным воздействиям, и, кроме того, должна включать вопросы для выявления факторов риска возникновения той или иной психопатологии, способствующей психической дезадаптации обследуемого контингента лиц. С помощью таких вопросов должны быть получены сведения о поле, возрасте, образовательном уровне и материальном состоянии обследуемых, их наследственной отягощенности и раннем развитии, наличие у них в анамнезе патохарактерологических черт личности, эмоционального или соматического стресса в период, предшествующий катастрофе, месте нахождения в момент катастрофы и ее социальных последствиях.

На следующем этапе должна быть проведена предварительная проверка составленной карты на небольшом контингенте обследуемых. В процессе проведения проверки важно изучить, в какой степени предлагаемые вопросы правильно понимаются, насколько данные, получаемые с помощью карты, соответствуют целям исследования. Затем нужно внести необходимые изменения и размножить составленную карту в достаточном для работы количестве.

Карты, составленные таким образом, ориентированы на максимальное получение информационных характеристик, касающихся психического статуса обследуемого, его особенностей, социальных характеристик, а также динамики состояния. Методологически карта должна представлять собой единую схему-матрицу обследования и ряд так называемых блоков исследования (стандартный набор положений), ответы на которые позволяют фиксировать информационный ряд по соответствующим разделам (блокам): социальная характеристика, анатомические данные, раннее развитие, характеристика эффективности примененных методов и видов лечения, психический статус. Такое построение диагностической схемы обусловлено стремлением к максимальной универсальности предложенного инструмента.

Методологической основой для диагностики психических нарушений, выявленных с помощью предлагаемой формализованной карты, может и должна стать единая, общепризнанная международная классификация психических болезней, которая предложена всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для обеспечения унифицированной оценки психических больных.

Карта-схема может быть предназначена для получения данных так называемого эпидемиологического фона, создания схемы региональной распространенности признаков психической неустойчивости среди населения вне периодов экстремальной ситуации, изучение структуры психопатологических расстройств у населения в период ЧС, выявление факторов риска возникновения той или иной психопатологии у лиц, переживших экстремальную ситуацию.

Данные, полученные таким способом, ориентированы на получение традиционных нозологических детерминированных симптомов, что позволяет в последующем с помощью применения вычислительной техники строить любые математические модели распространения и структуры психической патологии как у отдельно взятого лица, так и в популяции в целом.

Прогноз и оценка психоневротических расстройств у лиц, пострадавших от ЧС, во многом определяется временем проведения обследования. В острый период ЧС (первые минуты и часы после ЧС) основной задачей врачей, участвующих в оказании медицинской помощи, должна стать клиническая оценка случаев психической патологии с целью оказания первой медицинской помощи. Классификационная оценка психического состояния пострадавших должна сводиться к выявлению характерных проявлений психической патологии, чаше всего на уровне реакции. Эта так называемая оценка устанавливается врачом в основном с помощью интуиции. Учитывая сложность ситуации, нельзя требовать от врача развернутой характеристики случая, но профессионально и грамотно оценить психическое состояние, зафиксировать свое заключение в первичной медицинской карточке пострадавшего и сделать соответствующие назначения он обязан.

В подострый период (10-12 дней после ЧС) пострадавшие с явными признаками психической патологии должны быть госпитализированы в психиатрическое учреждение, где на них заводятся истории болезни.

Прогностическая процедура на этом этапе должна проводиться с помощью клинического и инструментально-лабораторных методов исследования. Клинический метод, который принято трактовать как феноменологический, проводится в определенной последовательности. На первом этапе задача психиатра сводится к классифицированной оценке отдельных проявлений болезни, которые обозначаются как симптомы. На втором этапе психиатр должен осуществить дифференциацию и систематизацию выявленных симптомов на уровне синдромов, что позволит оценить уровень поражения психической деятельности. На третьем этапе психиатр на основании изучения всех характерных проявлений болезни, выраженных в синдромальных характеристиках, и особенности их видоизменения или смены в процессе течения болезни одних синдромов другими, устанавливает полный, «методический» диагноз в соответствии с общепризнанной международной классификацией болезней данного пересмотра.

Применение инструментальных лабораторных методов исследования больных, поступивших в психиатрический стационар, позволит определить функциональное состояние головного мозга и это особенно важно для больных с органическими поражениями мозга.

В период отдаленных последствий (в течение нескольких месяцев и даже лет после ЧС) в круг задач психиатрической службы должно входить изучение распространенности различных видов психических нарушений и выяснение роли биологических и социальных условий, влияющих на течение болезни. Это послужило бы основанием для профилактики этих болезней и научного обоснования и планирования психиатрической помощи, включая разработку нормативов потребности населения в психиатрической помощи.

Для решения поставленных задач необходимо профилактическое обследование населения, перенесшего ЧС, для изучения болезненности и заболеваемости в данной популяции, выборочное обследование отдельных групп населения – этнических, профессиональных и возрастных, анализ статистической медицинской отчетности в регионе, оказавшемся в ЧС.

 

_________



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.