Разгосударствление и приватизация.
Разгосударствление (деэтатизация) - это передача от государства юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, формирование многоукладной, «смешанной» экономики.
Приватизация - это передача государственной собственностивчастную, поэтому ее можно рассматривать как продолжение процесса разгосударствления.
Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, экономических, финансовых, социальных и т. д.).
Главной стратегической целью разгосударствления и приватизации является преодоление в национальной экономике застойных явлений, повышение эффективности функционирования предприятий, создание конкурентной среды, ускорение социально-экономического развития.
Методы приватизации:
-передача или льготная продажа государственных активов приватизируемых предприятий трудовому коллективу. Этот метод также является социально приемлемым и обеспечивает бесконфликтное в целом первичное распределение госсобственности. Изменения эффективности производства связаны во многом с решением проблем управления собственностью.
-приватизация „методом прямых продаж государственных активов по рыночной стоимости. Преимуществом этого метода является-поступление доходов в бюджет, инвестиций - и приватизируемое предприятие. Возрастает эффективность производства. Но возможно обострение социальных противоречий;
-массовая бесплатная приватизация на основе выдачи чеков, ваучеров, купонов в зависимости от трудового стажа, возраста, состава семьи граждан. 16.Рынок – определенный способ функционированияхозяйственной жизни общества, определенное ее динамическое состояние. Рынок берет свое начало в обмене. Независимо от того, осуществляется обмен в натуральной или товарной форме, он предполагает наличие двух контрагентов — продавцов и покупателей, их взаимодействие между собою создает спрос и предложение. Развитие рынка предполагает и развитие его субъектов — производителей. Поэтому изучение рынка сопряжено с пониманием поведения субъектов рынка, что представляет собою парадигму рынка.Причины возникновения рынка:Признак свободы поведения на нем продавцов и покупателей: рыночные производители не должны быть ограничены в своих действиях юридическими актами; в свою очередь, покупатели также не должны быть ограничены в выборе товаров. Их действия могут определяться только предпочтениями и денежными возможностями. Достигается это за счет присутствия множества продавцов и множества покупателей, что не позволяет им сговориться и установить контроль над ценами. Если устанавливается господство монополии, государство должно устранить его посредством принятия системы антимонопольных мер.Ориентация на потребителя: в обществе должны создаваться товары и услуги, необходимые потребителю, и приобретаться они должны на рынке посредством купли-продажи. Ряд изделии и благ изготавливаются для собственного потребления, но они не являются товаром, а просто продуктом потребления.
Субъекты рынка:Физические лица — это граждане республики, выступающие в качестве либо продавцов, либо покупателей товаров и услуг. Ино-странные граждане должны иметь специальные права на занятие предпринимательской деятельностью, а как покупатель — действует на равных основаниях (кроме таможенных ограничений)Юридические лица: в качестве юридических лиц могут быть представлены предприятия, организации, а также государства, про-дающие или покупающие товары и наделенные специальными правами выступать в качестве истцов или ответчиков в случае возникновения конфликтных ситуаций.Объектырынка:В качестве объектов выступают товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок; факторы производства — заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), а также произ-водственные ресурсы — полезные ископаемые, капитал, трудовые ресурсы, географическое и космическое пространство.Осн.элементы рынка – цены, спрос, предложение и конкуренция.Функции рынка:• интегрирующая На рынке происходит соединение сферы производства, сферы потребления и посредников, включение их в общий процесс обмена экономическими благами;• регулирующая дает ответ на вопросы «что производить», «для кого производить», «как производить»;• стимулирующая проявляется в стремлении товаропроизводителей к созданию новой техники, способной уменьшить издержки производства и тем самым снизить цену;• контролирующая. Контроль за результатами производства выявляет, насколько продаваемая продукция соответствует нуждам потребителей как качественно, так и количественно;• информационная дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке;• ценообразующая - рынок на основе спроса и предложения выявляет ценность благ и условия их эквивалентности обмена;• реализация интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. У продавцов - в получении большего размера прибыли, у покупателей - удовлетворение потребности с наименьшими затратами;
• санирующая - избавляет общественное производство от экономически слабых фирм;
• дифференцирующая - дифференцирует товаропроизводителей по уровню доходности.
17. Конкуренция. Поняти, виды.
Термин «конкуренция» означает борьбу между субъектами рынка за наиболее выгодные условия функционирования на нем, прежде всего, за влияние на цену. Фирма, влияющая на цену, представляет собой экономический субъект, который понимает, что его выбор количества продаваемых и приобретаемых товаров влияет на цену и соответственно выбирает стратегию. Иначе говоря, фирма обладает рыночной властью.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция называются термином «рыночная структура». Структура рынка определяется количеством и размером фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации.
Основные формы конкуренции: совершенная (свободная, неограниченная), несовершенная (ограниченная).
Исторически первой формой рыночной структуры была совершенная конкуренция - рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом к информации
Несовершенная конкуренция
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной:
Олигополия - рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка.
Монополистическая конкуренция - рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию, характеризуется свободным входом и выходом фирм.
Чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, и где границы фирмы и отрасли совпадают. Основные виды монополий:
Закрытая - монополия, имеющая юридическую защиту от других конкурентов.
Естественная - монополия, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, только когда фирма обслуживает весь рынок.
Открытая - монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но не имеющая специальной защиты от конкурентов
Классификация рынков.
Рынок имеет сложную и MHOГообразную структуру. С точки зрения пространственных характеристик р.чзли чают: местный, региональный, национальный и мировом рынок.
По степени насыщенности п зависимости от спроса и предложения: равновесный, избыточный и дефицитный рынки.
По механизму функционирования рынки бывают свободным и, монополизируемыми и регулируемыми
В зависимости от назначения рыночных объектов
выделяют: товарный рынок, финансовый рынок, рынок труда и информационных продуктов.
По организации рыночного обмена рынки подразделяютсяна оптовые, розничные, экспортные, импортные.
В зависимости от формы собственности выделяют: частный, кооперативный и государственный рынки.
По степени соблюдения законности различают: легальный, нелегальный рынки.
Сложность современного рынка проявляется не только в его разветвленной структуре, но и в развитии особого образования, которое принято называть инфраструктурой рынка.
Инфраструктуру представляют определенные специализированные организации, но характер их деятельности зависит и от того, какой рынок (или какую группу) они обслуживают. В последнее время в инфраструктуре рынка все большее развитие получают рекламные организации, аудиторские компании, консалтигновые (консультативные) фирмы. Их деятельностью пользуются разные рынки, поэтому такого рода организации молено отнести к общерыночной инфраструктуре.
20.Функции гос-ва в современной экономике.
Рынки играют огромную роль при ответе на фундаментальные вопросы: кто. что. как. для кого Однако не все решения принимаются только домашними хозяйствами и фирмами на рынке.
Возникают ситуации, при которых рынок не в состоянии координировать, процессы экономического выбора так, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. В соответствии с таким подходом экономическая роль государства заключается в том, чтобы вмешиваться там, где рынки оказываются неспособными эффективно и справедливо распределять ресурсы.
Роль настраивающего механизма в рыночной системе начинает выполнять государство. Государственное регулирование начинается тогда.когда в экономической системе возникают силы, дестабилизирующие систему, выводящие ее из динамического равновесия.
В этой связи выделим важнейшие функции государства: гарант прав и свобод личности; формирование устойчивой макроэкономической ситуации: проведение активной социальной и внешнеэкономической политики; охрана окружающее! среды; обеспечение национальной безопасности и др.
Следует различать прямое и косвенное государствное регулирование. Прямое вмешательство государства предполагает принятие законодательных актов, призванных упорядочить и ратнвать отношения между всеми элементами рыночной системы, т. е. обеспечение эффективных «правил игры». Примеры государственно горегулировании экономики путем разработки законодательных актов весьма разнообразны. К примеру, принятие Гражданского кодекса, закона о защите прав потребителя др.
Косвенное вмешательство государства предполагает осуществление государственного регулирования посредством использования основных инструментов государственной экономической политики, которыми являются денежно-кредитная и налогово-бюджетная (фискальная) политика. Более подробно они будут рассмотрены в последующих темах.
При осуществлении и государственного регулирования важно помнить, что и государство, и рынок - величайшие завоевания цивилизации. Рынок не может функционировать нормально без государства, устанавливающего и поддерживающего «правила игры» в рыночном хозяйстве. В этой связи можно привести слова известного венгерского экономиста Яноша Корнай: «Не надо возводить берлинскую стену между рынком и государством» Тем не менее существуют и объективные пределы государственного вме-шательства. Рынок и государство - две могущественные силы, которые не противостоят друг другу, но дополняют друг друга в ходе экономического развития
21. Спрос представляет собой ту часть потребностей общества, которая обеспечена денежным эквивалентом. При снижении цены потребителиимеют возможность приобрести больше данного товара, которую они, как правило, не упускают, вследствие чего кривая спроса (закон спроса) имеет пологий уклон спуска.Факторы изменяющие спрос:
Вкусы (предпочтения) потребителей оказывают на спрос бла-гоприятное либо неблагоприятное воздействие. Например, в целях стимулирования продаж производитель выпускает новинку товара или меняет рекламу — вкусы изменяются, и товары реализуются быстрее, ибо покупательский спрос возрастает.Число потребителей на рынке: увеличение числа покупателей сопряжено с ростом спроса на продукцию и, наоборот, уменьшение количества покупателей снижает спрос, а следовательно, и размер производства.Денежные доходы потребителей: в случае их возрастания люди начинают обзаводиться более дорогой мебелью, покупают пре-стижные марки автомобилей, переселяются в лучшие кварталы города и т.д. Общий объем спроса в таком случае возрастает, но меняется структура спроса.
Цены на сопряженные товары: здесь все зависит от того, является ли товар заменителем (рост спроса на один товар сокращает спрос на другой) или сопутствующим ему — тогда увеличение спроса на один из товаров вызывает рост спроса и на другой, сопутствующий товар (бензин и моторное масло).
Ожидания относительно будущих доходов и цен: если ожидается рост цен, спрос увеличивается, и наоборот; в случае ожидаемого увеличения доходов спрос будет ограничиваться, ибо последующие покупки товаров будут менее ущербными для дохода потребителя.
Законы спроса:Покупатели охотнее покупают товары по низким ценам, отсюда вывод: во-первых, необходимо проводить активную политику в ценообразовании; во-вторых, в случае скопления большой массытоварных ценностей организовывать их распродажу по более низким ценам, что оборачивается более низкими издержками производства.
Следует учитывать действие закона убывающей предельной по-лезности, в соответствии с которым человек наибольшее удов-летворение получает от первой порции блага н платить за нее готов более высокую цену; дальше идут насыщение потребное- j ти и снижение готовности тратить деньги
Покупатели склонны приобретать более дешевые товары, вслед-ствие чего У них формируется эффект дохода, т.е. своеобразный покупательский резерв денег, этот резерв формируется также к силу действия эффекта замещения, когда вместо дорогого продукта потребитель покупает сто заменитель, стоящий дешевле.Кривая спроса D (demandcurve) показывает какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей приобрести большее количество товара при меньшей цене. Каждая точка на ней показы-вает значение величины спроса (QJ товара (Q) при раз личных уровнях цен (Р) при прочих равных условиях, т е кривая является графическим отображением функции спроса.Пересечение кривой спроса с вертикально!'] осью цен означает, что цена товара принимает такое значение, при котором величина спроса равна пулю, поскольку спрос потребителя ограничен его доходом, т. е. спрос определяется платежеспособными потребностями. Точка пересечения кривой спроса с горизонтальной осью показывает ограничение потребления товара при нулевой цене вопределенном отрезке времени.Практическое значение кривой спроса состоит в том, что она выражает цену спроса, т.е. максимальную цену, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара. Движение вдоль кривой спроса показывает изменение величины спроса в зависимости от изменения цены
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|