|
Научные школы экономической теории: меркантилизм, школа физиократов, английская школа классической политической экономии.
Экономическая теория: предмет, структура
Слово «Экономика» в настоящее время используется в различных значениях. В буквальном переводе с греческого означает – «умение вести домашнее хозяйство». Современное определение: экономика-совокупное хозяйство страны включающее все производственные и не производственные отрасли. Экономика – система отношений по поводу производства, распределения и потребления материальных благ складывающихся в государстве в соответствии с существующими законодательными и нормативными актами. ЭТ - изучает то, как общество использует ограниченные ресурсы для производства благ и услуг в целях удовлетворения потребностей людей.ЭТ – это фундаментальная, основная наука в системе экономических наук:общая(история экономики, менеджмент, история экон-ой мысли), конкретная (финансовые,ценообразовательные , финансовый учёт).В систему экономических знаний входит:- экономическая теория – наука, кот. изучает экономические категории, законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потребление материальных благ в целях удовлетворения потребности при ограниченности ресурсов.- по отраслевому признаку экономические науки делят на: экономику промышленности; экономику торговли.- по функциональному признаку эконом. науку относят: статистику; анализ; планирование; учет; и тд.
Предметом экономической теории явл. решение двух противоречий: 1. неограниченные потребности; 2 ограниченность ресурсов.
Независимо от объектов исследования на позитивную и нормативную.Структура эк.теории:нейроэкономика-это новая область на стыке эконеомики ,психологии, гинетики,физиологии, которая изучает физиологические факторы,альтруизм,измеряет уровни счастья и влияние их на экономические процессы и показатели. Микроэкономика(изучает поведение отдельного покупателя, продавца, фирмы) .Мезоэкономика(регионов, отраслей).Макроэкономика(изучает национ.хоз-во в целом,как систему состоящую из-под из крупных подсистем:деят-ть гос-ва, налого-бюджетная система, денежно-кредитнаявнеешне экономическая ,поведение гос-ва).Интерэкономика(изучает мировое хо-во в целом и закономерности междунар.эконом. отношений).
Функции экономической теории. Позитивная и нормативная экономическая теория.
Функции: Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить хозяйственные явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство2.Практическая функция экономической теории состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципы и способы рационального хозяйствования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и государства. 3.Прогностическая – разработка научно обоснованных методов ведения экон политики, формиров прогнозов развит общества. Прогностическаяфун-я эконом науки даёт рекоменд как наиболее удачно вписатся в рыночное производство и дает ответ на 3 вопросаа)что должно производится и в каком количестве.б)как будут производитсятовары.в)для кого предназначаются.з-ныэкон-ки действ неоднозначно в различных исторических условиях, поэтому при учете реальной исторической обстановки, специфики экономической ситуации возможен правильный анализ хозяйственной деятельности.
4)теоритическая (проникновение в сущность, определение движущих сил,принциповэкон-их процессов и выдвижение совокупности категорий, кот.описыв. опред. хоз-уюдея-ть общ-ва); 5)методологическая(ЭТ явл. фундаментом дляизуч. эконом. процессов др.экон. науками);6)идеологическая(связана с системойценностей, кот. сущ. в общ-ве как эталонная).ЭТ-ию,имеющую дело с уже отработанным и прошедшими на уровень теории фактами , называют позитивной.если же ЭТ основывается на субъективных представлениях о том , какой должна быть экономика , то её называют нормативной.позитивная ЭТ изучает то, что есть на самомо деле, а нормативная – что и как должно быть.позитивная ЭТ исследует явления и процессы в экономике такими , какие они есть в действительности,т.е. фактическое состояние экономики.главный принцип позитивизма – принцип проверяемости теории, т.е. подтверждение её практикой.Нормативная ЭТ предполагает определённые субъективные суждения исследователя о том или ином процессе или явлении на основе сложившегося опыта,знаний ,убеждений.выводы и рекомендации сдесь носят субъективный характер.их нельзя сверить с реальными фактами или опровергнуть.
Методы экономической науки: общемировоззренческие, общенаучные, специальные. Предельлный анализ
Общим мировоззренческим методом является материалистическая диалектика(что все явления и процессы рассматриваются в непрерывном движении, изменении, развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности).общенаучным методам относятся анализ и синтез. При анализе исследуемый предмет, явление расчленяется на составные элементы, каждый из которых подвергается детальному изучению.При синтезе происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрываются внутренняя связь между элементами, их взаимодействие.индукция и де дукция. Первая —движение мысли от частного к общему. На основе частностей логически выводятся общие положения, принципы. Вторая — движение мысли от общего к частному. На базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов.соотношение количественную и качественную стороны, находящиеся в тесной связи и взаимозависимости().Экономические явления исследуются системно. Системный подход предполагает экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.Частные методы исследования. Среди частных приемов выделяют графические, статистические, математические, моделирование, сравнительный анализ, экономический эксперимент.
Экономический эксперимент — научно поставленный опыт в экономической области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий.Цель эксперимента — доказательство правильности определенной гипотезы экономического развития.Экономические эксперименты (это научно поставленный опыт в какой-либо экономической области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мароприятий.
Графическое моделирование основано на использовании различных графиков, схем, диаграмм, рисунков Математическое моделирование основано на использовании математических функций, уравнений, неравенств и др Компьютерное моделирование основывается на экономико-математических моделях.
Научные школы экономической теории: меркантилизм, школа физиократов, английская школа классической политической экономии.
Первой теоретической школой экономической мысли стал меркантилизм (от итал. теките - торговец, купец). Объектом исследования меркантилистов (XV-XVIII вв.) была международная торговля. Высшей формой буржуазного богатства считалось золото, деньги, ввозимые в страну в результате внешней торговли (Т. Ман, А. де Монкретьен). Искусство управления государством заключалось в стимулировании вывоза товара (экспорта) и ограничении ввоза (импорта) с целью увеличения богатства нации.
Этот недостаток был преодолен представителями классической политической экономии, что обусловлено дальнейшим развитием капиталистических отношений. У. Петти (1623-1687) в Англии и П. Буагильбер (1646-1714) во Франции первые обосновали предположение, что богатство нации возникает в материальном производстве, заложив тем самым начало трудовой теории стоимости, согласно которой стоимость товара определяется трудом, затраченным на его изготовление.
В средние века ведущей отраслью Франции оставалось земледелие, поэтому именно здесь появилась школа физиократов во главе с Ф. Кенэ (1694-1774) и А. Тюрго (1728— 1781). Основной тезис физиократов гласил: только земледелие является основой жизни общества и его богатства, т.е. вопрос о происхождении богатства они перенесли из сферы обращения в сферу производства сельского хозяйства. Только в земледелии, по их мнению, богатство возникает естественным путем, выглядит как дар природы и зависит от плодородия земли.
Развитие рынка и формирование материально-техническойбазы капитализма предопределили возникновение классической экономической школы в лице А. Смита А. Смит исходил из принципа трудовой теории стоимости, в соответствии с которой стоимость товара определяется трудом, затраченным на создание товара. Производительным труд может быть в любой сфере деятельности. Смит отстаивал законы свободного рыночного хозяйства и принцип свободной конкуренции, связывая с ними возможность эффективного использования ресурсов в обществе. Оказывая услуги другим людям, предлагая свой труд и продукты труда, человек преследует свои интересы, и это естественное желание удовлетворить потребности и улучшить свое материальное положение есть сильнейший стимул к действию.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|