Сделай Сам Свою Работу на 5

Совокупный, средний и предельный продукт





Для того чтобы отразить влияние переменного фактора на производство, вводятся понятия совокупного (общего), среднего и предельного продукта. Совокупный продукт (TP) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Предельный продукт (МР) переменного фактора производства представляет собой прибавку к выпуску, полученную за счет использования дополнительной единицы данного фактора. Предельный продукт характеризует предельную производительность данного фактора производства. “Средний продукт (АР) любого вида затрат – это отношение объема произведенной продукции к использованному объему данного вида затрат”9. Средний продукт труда часто называют производительностью труда. Кривая совокупного продукта (рис.3,a) показывает зависимость между затратами переменного фактора и общим объемом произведенной продукции. Кривая среднего продукта показывает производительность переменного фактора производства при использовании его в различных объемах. Средний и предельный продукт переменного фактора можно определить через кривую ТР. Средний продукт равен тангенсу угла наклона луча, исходящего из начала координат и проходящего через точку на кривой ТР. Средний продукт достигает максимума в точке касания этого луча с кривой ТР. Предельный продукт переменного фактора производства равен тангенсу угла наклона касательной кривой ТР. Кривая предельного продукта показывает изменение совокупного продукта при изменении количества переменного фактора на бесконечно малую величину. Средний продукт переменного фактора равен предельному в точке своего максимума. На первой стадии производства увеличение затрат труда способствует более полному использованию капитала: предельный и средний продукт растут. После точки, в которой предельный продукт достигает своего максимума, начинается вторая стадия производства величина предельного продукта уменьшается и становится равной среднему продукту. Если на первой стадии производства совокупный продукт возрастает медленнее, чем использованное количество переменного фактора, то на второй стадии совокупный продукт растет быстрее, чем использованное количество переменного фактора. Границами первой и второй стадий производства являются точки максимума соответственно предельного и среднего продуктов. На третьей стадии производства МРАР, в результате чего совокупный продукт растет медленнее затрат переменного фактора и достигает своего максимума. И, наконец, наступает четвертая стадия, когда МР0. На четвертой стадии прирост переменного фактора ведет к уменьшению выпуска совокупной продукции. Первые две стадии производства, когда МРАР, характеризуются экстенсивным использованием постоянного ресурса. На третьей стадии, когда МРАР и МР0, начинается интенсивное использование постоянного ресурса. Средний и предельный продукт в расчете на единицу переменного фактора иногда называют соответственно производительностью и предельной производительностью переменного фактора.





 

37.Закон убывающей производительности (отдачи) — принцип, в соответствии с которым при увеличении одного вида затрат при неизменности всех других видов затрат, приростотдачи (продуктивности) от этого переменного фактора начинает сокращаться. Дело в том, что в краткосрочном периоде, когда технологический процесс остается неизменным, а величина хотя бы одного фактора является фиксированной (неизменной), неизбежно наступает такой момент, когда каждая новая вовлекаемая в производство единица переменного фактора будет обеспечивать меньшее увеличение выпуска продукции, чем предыдущая. Впервые закон убывающей производительности был сформулирован в конце XVIII века Ж. Тюрго применительно к сельскому хозяйству (классический пример «закона убывающего плодородия почвы»: нельзя при увеличении труда и капитала вырастить весь мировой запас продовольствия на участке в один гектар).



 

38.Понятие и классификация издержек. Издержки (cost) — стоимость всего, от чего приходится отказаться продавцу ради производства товара. Для осуществления своей деятельности фирма несет определенные затраты, связанные с приобретением необходимых производственных факторов и реализацией произведенной продукции. Стоимостная оценка этих затрат есть издержки фирмы. Наиболее экономически эффективным методом производства и реализации какого-либо товара считается такой, при котором происходит минимизация издержек фирмы. Понятие издержек имеет несколько значений. Издержки можно классифицировать как: индивидуальные — издержки собственно фирмы ,общественные — совокупные затраты общества на производство продукта, включающие в себя не только чисто производственные, но и все иные затраты: охрана окружающей среды, подготовка квалифицированных кадров и т.п. ,издержки производства — непосредственно связанные с производством товаров и услуг, издержки обращения — связанные с реализацией произведенной продукции. Издержки обращения в свою очередь подразделяются на: Дополнительные издержки обращения включают в себя расходы на доведение произведенной продукции до конечного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увеличивающие конечную стоимость товара. Чистые издержки обращения — это затраты, связанные исключительно с актами купли-продажи (оплата труда торговых работников, ведение учета торговых операций, расходы на рекламу и т.п.), не образующие новой стоимости и вычитаемые из стоимости товара.

 

39.Проблемы оптимального размера предприятия.Под размером предприятия следует понимать реальное воплощение человеческого труда и предметных производственных сил, используемых на предприятии, совокупность которых определяет производительность этого предприятия... Под отдельными признаками оптимального размера следует понимать такие величины, как: -количество факторов производства, приобретенных за определенный период; -количество использованных производственных факторов, за определенный период; -количество произведенной за определенный период продукции; -количество истраченных за определенный период денежных средств; -существование определенной организации; -использование определенного места и т.д.

Определение оптимального размера предприятия подразумевает комплексный подход, предполагающий взаимодействие многих переменных. Здесь следует сосредоточить внимание на освещение принципов отбора переменных и постоянных величин, релевантных для конкретного явления. В частности оптимизация размеров предприятия может рассматриваться в рамках следующих функций: - функция реального инвестирования; - функция производственного процесса; - функция ценообразования на многопрофильном предприятии; - функция рыночного ценообразования; - функция внутреннего ценообразования; - функция финансового инвестирования; - функция преференции (преимущества).

Проблема оптимального размера предприятия очень актуальна с позиции инвестора: возможного и реального инвестирования, а также в свете теории принятия решения. В соответствие с теорией Э. Чемберлена следует заметить, что с ростом размера предприятия возрастает степень трудности координации в области принятия решения. Это вызывает необходимость ужесточения контроля на предприятии, что в определенный момент ведет к непропорционально высоким издержкам. Как отмечается в литературе размер предприятия зависит не только от затрат, но и от состояния рынка. В этом отношении оптимальный размер определяется не только исходя из минимизации издержек, но также исходя из достижения адекватного положения на рынке. В этом на наш взгляд, также предполагается различие между крупным и средним производством. Оптимальным может быть как крупный, так и средний размер, исходя из конкретного сочетания внутренних и внешних факторов. Товарооборот - один из важнейших синтетических показателей развития, как на уровне предприятия, так и на уровне региона, страны в целом. Главной целью предприятия является получение максимальной прибыли, а товарооборот выступает в качестве необходимого и важнейшего условия, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля от реализации товаров, то максимизация прибыли требует постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, а также относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. На объем товарооборота фирмы оказывает влияние большое число факторов. Их подразделяют на три группы:- факторы, связанные с товарными ресурсами;- факторы, связанные с численностью работников и производительностью их труда;- факторы, связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия и режимом его работы; - платежеспособный спрос населения.

 

 

Доход и прибыль фирмы

. Доход фирмы. Непосредственной целью и конечным результатом деятельности фирмы является получение дохода и прибыли, достаточных для ее функционирования как субъекта хозяйствования. В экономической теории доходы связаны со стоимостью и ее денежным выражением. Доход фирмы (валовой доход) — это поток денежных поступлений от выручки за реализованную продукцию и внереализационные мероприятия (т. е. непроизводственные операции: проценты по вкладам, дивиденды, доходы от ценных бумаг, валютных операций, за вычетом пени, штрафов, и др.). Основной доход фирмы формируется в виде выручки (ТR), величина которой зависит от цены и количества реализованной продукции. Умножив количество проданной продукции на цену, получим величину совокупной выручки (TR) фирмы: TR (Q) = . Средняя выручка — это выручка от реализации единицы продукции: . Так как рыночная цена блага является функцией спроса, то кривая спроса на продукцию фирмы одновременно является кривой ее дохода от единицы продукции, т. е. кривой средней выручки (AR) фирмы. Поскольку функция спроса является убывающей, каждая дополнительно проданная единица будет приносить фирме убывающее приращение дохода, поэтому предельная выручка (MR), отражающая прирост совокупной выручки от реализации дополнительной единицы продукции, будет убывающей: . Учитывая обратный характер зависимости цены и спроса, кривая предельной выручки (MR) будет всегда находиться ниже кривой средней выручки (AR).

Прибыль фирмы. Прибыль выступает источником развития фирмы, формирует спрос на инвестиционные товары, определяет границы предложения товаров в краткосрочном и долгосрочном периоде, является одним из основных показателей эффективности работы предприятия. Различия в величине бухгалтерских и экономических издержек приводят к количественному несовпадению бухгалтерской и экономической прибыли. Бухгалтерская прибыль — это совокупная выручка за вычетом бухгалтерских издержек. Экономическая прибыль — это разница между совокупной выручкой и экономическими издержками. Она меньше бухгалтерской на величину неявных издержек и нормальной прибыли. Прибыль фирмы образуется как разница между совокупной выручкой и совокупными издержками и описывается выражением . В данном случае речь идет об экономической прибыли. В рыночном механизме используются и другие формы прибыли: валовая, балансовая, нормальная, предельная, максимальная, монопольная. Валовая прибыль — это общая прибыль фирмы от реализации продукции и внереализационных операций. Балансовая прибыль есть общая сумма прибыли от реализации плюс чистые внереализационные доходы. Предельная прибыль — прибыль от производства и реализации дополнительной единицы продукции, или разница между предельной выручкой и предельными издержками. Максимальная прибыль — наибольшая прибыль от сравнения совокупного дохода и совокупных издержек. Монопольная прибыль — прибыль фирмы–монополиста, получаемая на основе ограничения конкуренции. Показатели прибыли: - абсолютные (масса прибыли); - относительные (рентабельность, прибыльность, норма прибыли).Прибыль как конечный результат функционирования производства является важным элементом взаимоотношения всех субъектов микроэкономики и выполняет важные функции: - учетная функция прибыли состоит в необходимости контроля общественно необходимых затрат труда для обеспечения общественного воспроизводства; - распределительная функция предполагает первичное распределение прибыли и

 

41.Нац эконом и её общая характер. Нац экономика выступает как сложное и многомерное общегосударственное формирование, которое обладает многочисленными признаками. По линии производственных сил нац экономика выступает, как взаимосзязанная система отраслей и вида производств. По линии эконом отношений нац экономика выступает как способ хозяйствования как экономическая среда обитания. При таком подходе следует выделить нац экономическую систему. Нац эконом система– есть эконом порядок ,складывающийся в конкретной стране и отражающий принятую концепцию эконом развития. Нац воспроизводственная система складывается под воздействием национальных, религиозных, исторических ,географических факторов ,а также технического уровня развития производственных сил. Основными фазами нац воспроизводства выступают :производства, обмен, распределение, потребление эконом блага. Отраслевая структура вступает как устойчивое соотношение между основными отраслями нац экономики. Отрасль- группа предприятий выполняющие одинаковые производственные функции и выпускающие однородную продукцию. Выделяют отрасли:передовые и отсталые, капиталоёмки и трудоёмкие, экспортные и работающие на внутренний рынок, дотационные и самоокупающиеся, стратегические и нестратегические, мелиторизованные и гражданские, перспективные. Институционная структура– упорядоченная совокупность спец учреждений и организаций усвоенных норм поведений и добровольно принятого порядка. Отношение с внешним миром. Степень включения нац экономики, международная разделения труда определяет степень её открытости к внешнему миру. Показатель открытости нац экономики: для экспорта объёме нац производства ,доля импорта в потреблении, удельный вес иностранный инвестиций по отношению к внутреннему.

Различает большую открытую и малую открытую нац экономику. Эконом структура отражает состояние, динамику эконом строя, условия включающую население страны, трудовой процесс , характер отношений присвоения, доминирование форм собственности и предпринимательства. Соц структура. Здесь необходимо выделить удельный вес наёмного труда в общей численности занятых, распределение населения по уровню доходов, имуществ дифференциацию, удельный вес безработный и т. Д. Главной стратегической целью функционирования нац экономики выступает наиболее полное употребление все возрастающих потребностей общества. Система нац щитов (СНС) или система нац счетоводов .Система нац счетов упорядоченная совокупность информации с макроэконом процесса. Главная функция СНС: предоставление эконом информации о состоянии основных сфер нац производства. Показатели, которые рассчитываются в СНС отражают основные аспекты нац экономики: ВВП, нац доход, нац богатство , личный располагаемый доход, а также параметры эконом роста, благосостояния населения, инфляция, состояние торгового платежного баланса и др.

 

 

42. Расчёт ВВП по расходам и доходам.ВВП представляетсобой валовую стоимость товара и услуг ,созданных на территории данного гос-ва в течении определённого периода и включ сумму добавленной стоимости всех подразделений народного хоз. ВВП может быть исчислен три способами: 1)производственным; 2)распределительным; 3) конечного пользования. 1 способ. При расчёте ВВП из стоимости произведённых товаров и услуг исключается та часть, которая была израсходованная в производстве т.е промежуточные товары и услуги. Валовый продукт определяется как сумма добавленной стоимости всех производителей за определённый период времени. Добавленная стоимость- стоимость, реализованной производителями, продукции за минусом расхода на изделие купленное или использованное на её производство. Недостатком этого метода является то ,что он не учитывает всю производственную продукцию т.е часть её не попадает на рынок. 2 способ. ВВП определяется как общая сумма доход всех хоз единиц и населения от всех видов эконом деятельности. Общая сумма доход включ себя: доходы владельцев фактора произ-ства ,доходы госуд в виде косвенных доход, доходы предпринимат секторов армортизационные числения. ВВП по доходам = W + R + P + r +N + A .W-заработная плата, R-рентные доходы, P-прибыль, r- процент, N-налоги, A- амортизация . 3 способ.Валовый продукт представ собой совокупную стоимость произ-ва конечных товаров и услуг и определяется как сумма расходов субъекта нац экономики на конечное потребление. ВВП по расходам = C + I + G x. C- расходы дом хозяйств, I – инвестиции, G – расходы государства, x- сальдо внешнеторгового баланса.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.