Инфекция и инфекционный процесс
Модульная единица 1.3 Инфекция и иммунитет
ЗАНЯТИЕ 1.3.1
Инфекция. Врожденный иммунитет
Цель занятия:изучить роль микро- и макроорганизма в развитии инфекционного процесса; условия возникновения инфекционного процесса; свойства возбудителей. Изучить виды и формы иммунитета, врожденный иммунитет.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного процесса. Механизмы передачи инфекции. Формы инфекционного процесса.
- Стадии развития и характер протекания инфекционной болезни.
- Патогенность и вирулентность бактерий. Характеристика факторов патогенности.
- Понятие об иммунитете, виды иммунитета.
- Неспецифические факторы защиты организма человека:
• механические барьеры;
• физико-химическая защита (рН среды, ферментативная активность
лизоцима, пепсина и др.);
• клеточные факторы защиты (фагоцитоз, фагоцитирующие клетки и их классификация). Механизм и фазы фагоцитоза. Завершенный и
незавершенный фагоцитоз;
• гуморальные неспецифические факторы защиты (система комплемента, β-лизины, интерфероны, лейкины, противовирусные ингибиторы,
лизоцим и др.).
6. Иммунобиологическое значение интерферонов. Их получение,
использование.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
определять факторы патогенности (вирулентность) микробов; дать оценку значимости факторов врожденный иммунитет.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:
анализом медицинской информации; методами анализа и оценки показателей врожденного иммунитета.
Работа № 1. Методы определения факторов патогенности и вирулентности микроорганизмов (на примере золотистого стафилококка)
Цель:изучить методы определения факторов патогенности и вирулентности золотистого стафилококка.
Самостоятельная работа:
а)регистрировать результат плазмокоагулазной активности золотистого стафилококка при посеве в цитратную плазму крови. Сделать вывод.
«О» - посев S. aureus в цитратную кроличью плазму крови.
«К» - цитратная кроличья плазма
«К» «O»
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)регистрировать результат фибринолитической активности золотистого стафилококка при посеве на свернутую сыворотку. Сделать вывод.
«К» - свернутая сыворотка
«О» - посев культуры в свернутую сыворотку
«К» «О»
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в)зарегистрировать результаты опыта по выявлению лецитиназной активности у золотистого стафилококка при посеве на желточно-солевой агар (ЖСА).
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г)регистрировать результат опыта по выявлению гемолитической активности у золотистого стафилококка при посеве на кровяной агар. Сделать вывод.
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа № 2. Экспериментальное заражение животных
Цель: ознакомиться с техникой заражения животных (фильм).
Самостоятельная работа:используя теоретическую справку и учебный фильм, ответить на вопросы:
1) значение экспериментального заражения животных в диагностике____________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2) отбор животных для экспериментального заражения _______________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3) подготовка животного _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4) способы заражения животного __________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Подпись преподавателя _________________________________________________
Самостоятельная работа во внеурочное время
Нарисовать схему«Этапы развития стафилококковой инфекции и с учетом факторов патогенности возбудителя».
Теоретическая справка
Инфекция и инфекционный процесс
В основу классификации патогенных микроорганизмов положены их морфологические особенности. В соответствии с этим выделяют 5 основных групп возбудителей инфекционных заболеваний человека:
1. Прионы (белковоподобная инфекционная частица) - белковые структуры, лишённые
нуклеиновых кислот. Новый класс инфекционных агентов.
2. Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты на генетическом уровне, их репродуктивные процессы целиком зависят от состояния клетки-хозяина.
3. Бактерии - представлены примитивными клетками, отнесёнными к царству Procariotae. Прокариотная клетка меньше эукариотной и имеет менее выраженную специализацию органоидов.
4. Грибы - эукариоты и имеют более сложную клеточную структуру, в эволюционном плане они близки к растениям по ряду признаков, но не содержат фотосинтезирующих пигментов. Большинство патогенных грибов существуют в окружающей среде как природные сапрофиты, и инфицирование человека, по-видимому, не является необходимым для их жизненного цикла. Определённые виды грибов, конкурирующие с бактериями за источники питания, продуцируют продукты метаболизма, угнетающие их жизнедеятельность; эти продукты известны как антибиотики.
5. Простейшие — эукариоты, микроскопические одноклеточные организмы, имеющие сложную организацию и специфические органеллы. Представляют крайний случай антагонистического симбиоза эукариотов в отношении партнёра-хозяина
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|