Сделай Сам Свою Работу на 5

Описание экспериментальной установки





Схема экспериментальной установки показана на рисунке 1. Иссле­дуемый образец 5 в виде стержня или цилиндра закрепляется при помощи двух опорных призмах на стойке 10. Рядом с торцами стержня расположены электромагниты 4 и 6. Крепления электромагнитов (9, 11) дают возможность регулировать их расположение по высоте, а также перемещать вправо-влево по на­правляющей 12.

Электромагнит 4 служит для возбуждения упругих механических ко­лебаний в образце. Он создает переменное синусоидальное магнитное поле, которое воздействует на небольшой магнит, вмонтированный в торец стержня. Сигнал на возбуждающий электромаг­нит подается с генератора звуковой частоты 1. Также сигнал с генера­тора поступает на частотомер 2 и вход канала I осциллографа 3.

Приемный электромагнит 6 служит для преобразования механических колебаний в электрические. Сигнал от него поступает на усилитель звуко­вой частоты 7, а с выхода усилителя - на вход канала II осциллографа.

 

 

 

Рис. 1: Схема установки.

1 - генератор звуковой частоты, 2 - частотомер, 3 - осциллограф, 4 -электромагнит-возбудитель, 5 - образец, 6 - электромагнит-приемник, 7 - усилитель звуковой частоты, 8 - блок питания усилителя, 9,11 -стойки крепления электромагнитов, 10 - стойка крепления образца, 12 -направляющая.



Задание

Задания, отмеченные звездочкой, выполняются по требованию пре­подавателя.

1. Включить питание всех приборов и дождаться их прогрева (3-5 ми­нут). При помощи осциллографа проконтролировать наличие сиг­нала генератора. Установить на генераторе частоту 1000 Гц.

2. Отдодвинув среднюю стойку, сдвинуть электромагниты на расстояние 10-15 см. Проконтролировать сигнал с приемного электромагнита на экране осциллографа. При этом как и во всех следующих опытах рекомендуется использовать сигнал генератора в качестве опорного для синхронизации осциллографа.

3. * Определить рабочий диапазон частот установки. Для этого, пони­жая частоту генератора, добиться падения амплитуды принятого сигнала в два раза по сравнению с амплитудой на частоте 1000 Гц. Найденное значение частоты принять за нижнюю границу диапазона. Аналогично, повышая частоту, найти верхнюю границу.



4. * Измерить зависимость сдвига фаз между сигналом с генератора и сигналом с приемного электромагнита от частоты.

5. Вернуть среднюю стойку в исходное положение. Разместить при помощи опорных призм один из стержней так, чтобы его центр тяжести нахо­дился между призмами. Т.е. Зафиксировать стержень в точке, являющейся его центром масс. Выставить электромагниты напротив то­рцов стержня так, чтобы зазор между полюсами электромагнита и торцевой поверхностью составлял 1-3 мм. Не допускать соприкос­новения электромагнита со стержнем!

5. Медленно перестраивая звуковой генератор в диапазоне от 2000 до 6000 Гц, найти резонанс, наблюдая за амплитудой колебаний на экране осциллографа. При приближении к резонансу амплиту­да принятого сигнала резко возрастает. Точно найденный резонанс характеризуется следующими признаками:

· амплитуда принятого сигнала достигает максимума;

· амплитуда не меняется во времени (отсутствуют «биения»);

Внимание! Для металлических образцов резонансная кривая име­ет очень острый пик, его ширина составляет единицы герц. Пере­стройку генератора необходимо производить максимально плавно и медленно.

6. Считать значение резонансной частоты fрез с индикатора частотомера и записать в лабораторный журнал.

6б*. Перестраивая генератор в близи частоты равной fрез/2, добиться возбуждения резонансных колебаний в стержне. Сигнал с приемного электромагнита при этом будет иметь частоту fрез, т.е. в два раза превышать частоту возбуждающего сигнала. Постарайтесь объяснить это явление.

7. Получить резонанс на частотах, соответствующих следующим гармо­никам Для этого, плавно перестраивая генератор в районе частоты 2 fрез, добиться резонанса, аналогично п. 5. Записать точное значе­ние частоты в лабораторный журнал. Пронаблюдать возникнове­ние резонансов на частотах 3 fрез, и 4 fрез и т. д. в пределах рабочего диапазона, найденного в п. 3. При этом гармоники четных номеров будут гораздо слабее. Подумайте, почему. По результатам постройте график зависимости fрез(n), где n – номер гармоники.



8. Измерить длину стержня или цилиндра и записать в лабораторный журнал. (Полимерные стержень и цилиндр должны быть изготовлены из одной партии сырья и одновременно).

9. Повторить п.п. 4-8 со всеми остальными образцами.

10*. Определить декременты затухания из опытов на тонких стержнях (факультативно).

11. Определить плотность материала каждого из образцов. Для это­го необходимо взвесить образец и измерить его линейные размеры. Диаметр образца измерять в пяти местах: два у торцов образца, один в середине длины и два между этими точками. Зная массу m, длину l и средний диаметр d, вычислить плотность по фор­муле:

12. Вычислить скорость звука, модуль Юнга для каждого из образ­цов, используя формулы (8) и (10) для тонких стержней. Рассчитать погрешности изме­рения. Представить результаты в виде таблиц и графиков. Сравнить, по возможности, полученные величины с табличными значениями.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.