Сделай Сам Свою Работу на 5

Очень глубокое по своей сути стихотворение. Это не пейзажная лирика, а философские размышления о жизни.





Ведь, действительно, каждый год уходит, как желтый лист, который висел на ветке, был зеленым и молодым, но он отжил свое и превратился в прах.

Очень хочется, чтобы вы услышали еще одно глубокое, мудрое стихотворение А.Ахматовой «Три осени».

Подумайте, какие лица имеет осень в этом шедевре.

«Три осени»

Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду,
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.

И первая – праздничный беспорядок
Вчерашнему лету назло,
И листья летя, словно клочья тетрадок,
И запах дымка так ладанно-сладок,
Все влажно, пестро и светло.

И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.

Но это бывает – чуть начата повесть.
Секунда, минута – и вот
Приходит вторая – бесстрастна, как совесть,
Мрачна, как воздушный налет.

Все кажется сразу бледнее и старше,
Разграблен летний уют
И труб золотых отдаленные марши
В пахучем тумане плывут...

И в волнах холодных его фимиама
Сокрыта высокая твердь,
Но ветер рванул, распахнулось – и прямо
Всем стало понятно: кончается драма,
Но это не третья осень, а смерть.



Итак, в этом стихотворении можно увидеть три периода осени.

Записываем: первая осень (ранняя) – праздничный беспорядок.

Вторая осень – бесстрастная, как совесть (бесстрастна – не подвержена страстям, спокойна). Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими.

Третья осень – смерть.

Подумайте, а разве это деление допустимо только по отношению к природе. А если его перенести на человеческую жизнь? Ведь периоды человеческой жизни подводятся под времена года: весна – юность, лето – зрелость, осень – увядание, зима – старость. Так, может быть, Ахматова попыталась увидеть ту невидимую грань, разделяющую зрелость и старость.

М.Пришвин
«Поздняя осень»

Осень длится, как узкий путь с крутыми поворотами. То мороз, то дождь, и вдруг снег, как зимой, – метель белая, с воем, и опять солнце, опять тепло и зеленеет. Вдали, в самом конце березка стоит с золотыми листиками, как обомлела, так и осталась, и больше ветер с нее не может сорвать последних листьев: все, что можно было, сорвал.



Самая поздняя осень – это когда от морозов рябинасморщится и станет, как говорят, «сладкой». В это время самая поздняя осень до того сходится близко с самой ранней весной, что по себе только и узнаешь отличие дня осеннего и весеннего, – осенью думается: «Вот переживу эту зиму и еще одной весне обрадуюсь».

«Отговорила роща золотая» (песня)!

Ну конечно же мы не могли не сказать сегодня об одном из самых ярких символов осени – рябине.

М.Цветаева

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Рябина – 1) дерево с плодами в виде пучка горьковаты оранжево-красных ягод, а также самые ягоды;

2) перен. маленькое углубление, щербина, или темное пятнышко на чем-либо.

Рябинник1 – заросль из деревьев рябины.

Рябинник2 – большой серый дрозд.

Рябить – делать рябым, негладким.

Вспомните, в прошлом году мы с Вами говорили о Перуне, верховном божестве славян. Святилище Перуна повторяет цветок с 8‑ю лепестками, квадрат на повернутом квадрате.

В славянских землях бытовало поверье, будто без огненного цветка папоротника нельзя добыть клад. Но какое же отношение ко всему этому имеет рябина?

Оказывается, о папоротнике рассказывают, что его бутон раскрывается с треском и распускается золотым или красным цветком (красным кровавым пламенем), причем таким ярким, что глаза не в состоянии вынести его чудного блеска.

Цветок папоротника распускается только в бурно-грозовые ночи в конце весны, когда цветет рябина, в середине лета, когда ягоды рябины начинают краснеть, и в начале осени, когда эти ягоды созревают.



Усматривая в тучах небесные сады и рощи, славяне-язычники сближали мифические представления с различными земными деревьями, например с рябиной, красные ягоды которой напоминали молниеносный цвет Перуна.

Поэтому бурные грозовые ночи получили название «рябиновые», а ветка рябины воспринималась, как символ палицы в руке Перуна.

Очень хорошо рассказал об этом Александр Яшин в своем произведении «Угощаю рябиной». Это надо услышать.

Осенью, когда похолодает, и по утрам река светла до дна, и лесные опушки просвечивают насквозь, когда на мокрой от росы траве посверкивает паутина, а в лесном прозрачном воздухе носятся стаи молодых уток, – вдруг из всех перелесков выдвигаются на передний план нарядные, увешанные гроздьями рябины: вот они мы, не проглядите, дескать, не пренебрегайте нашей ягодой, мы щедрые! Ветерок их оглаживает, ерошит сверху донизу, и птицы на каждой ветке жируют, перелетая, как из гостей в гости, с одной золотой вершины на другую, а они стоят себе, чуть покачиваясь, и любуются сами собой.

Хлынет дождь – и засверкает весь речной берег. Стекает водаʹс рябиновых кистей, капелька за капелькой, ягодыкрасные и капликрасные, где висела одна ягода – сейчас их две, и обе живые. Чем больше дождя, тем больше ягод в лесу.

Все, конечно, может примелькаться, ко всему со временем привыкаешь, но такое не заметить трудно.

Вскинешь голову и неожиданно для себя, как после долгой отлучки, и словно бы уже не глазами, а каким-то внутренним, духовным зрением увидишь всю эту красоту в удивительном чистом завораживающем сиянии.

Увидишь, как в первый раз, все заново, и радуешься за себя, что увидел. Ни наяву, ни во сне этого забыть никогда нельзя. Вот она какая, наша рябина!

Как хорошо, что все мы сегодня смогли услышать столько красивого, узнать столько нового об осени.

А закончить наш урок мне бы хотелось анализом по системе Сипиневых отрывка из стихотворения И.Бунина «Листопад».

Лес, точно терем расписной,
Лиловый золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

(Таблица)

Очень правильно сказал К.Паустовский («Золотая роза»)

«Пейзаж – не довесок к прозе или поэзии, и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыханье».


Свет Цвет Предметы мира t° (температурная) характеристика Звуки Запахи, осязание, обоняние Лирический герой, движение его мыслей
Скорее всего это неяркий свет солнца (т.к. светлая поляна) Многоцветье осени, лиловый – цвета сирени или фиалки, фиолетовый; золотой – сияющий желтый, теплых оттенков багряный – красный, густого темного оттенка; лазурь неба (светло-синий), темно-зеленый цвет елей. Почти вся палитра ярких оттенков Светлая поляна, окруженная со всех сторон лесом, который похож на разноцветное полотно. Разные породы деревьев. Яркое голубое небо над всей картиной. Погода теплая, хорошая Тепло, это осенний погожий денек. Ветра нет. Все замерло. Пригревает неяркое осеннее солнышко Редкие звуки птиц, шорох листвы, легкое дуновение ветерка Запахи дуба и сосны, прелых листьев, грибов, хвои, уходящего тепла, запах осени Мы видим все глазами поэта (лирического героя). Это любование осенней красотой передается и нам. Глаз радует яркая палитра цвета. И лишь печальная тихая фигура осени вносит оттенок печали

Вывод: Это пейзажная лирика с ярко выраженным отношением автора. Чувства как бы расплескались снаружи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.